25 августа 2021 25.08.21 3 8881

Steins;Gate — техника на грани фантастики [История проекта]

+21
Время… Что такое время в привычном понимании? Для одних оно течет неумолимо быстро, в то время как другие опережают его. Но вот как время влияет на пространство, тоже немногие понимают. И что, если действительно существует бесконечное множество вселенных, в которых нет, например, сайта StopGame, платформы YouTube или Интернета вообще? Можем ли мы даже теоретически попасть в эти параллельные миры? Узнать, что там происходит… И, возможно, что-то поменять в нашу пользу.

Массовая культура, преимущественно писатели-фантасты, жизни свои положили, чтобы мы могли знать, какова польза и даже вред от путешествий во времени. Но даже попытки что-то изменить в прошлом зачастую всегда не помогают переиначить судьбу. Возможно, сильно её отсрочивают, но не отменяют.

Ну, а как ко всему этому причастны мобильные телефоны и бананы, мы поговорим в данном блоге, посвящённом визуальной новелле  Steins;Gate. Ниже будет видеоверсия данного материала, а пока — пристегните ремни, нас ждёт опасное путешествие между временными петлями.

 

А начнём мы, как обычно, с небольшой истории разработки. Хотя, конечно, она была бы куда более уместна, разбирай мы всю вселенную Science Adventure, куда, собственно, и входят «Врата Штейна». Жил да был в этой вашей Японии чувак по имени Тиёмару Сикура. Работал в музыкальном лейбле и в ус не дул, пока не понял, что хочет большего. Загоревшись идеей создать компанию, которая бы занималась издательством игр и выпуском музыки, он таки её создаёт. Именно в апреле 2005 года берёт своё начало история компании 5pb, она же, она же на сегодняшний день MAGES.

В 2006 году обанкротилась студия KID (создатели  Ever17), и к 5pb присоединилась часть её участников. Среди них — композитор Такэси Або, написавших музыкальное сопровождение для большинства новелл «научной вселенной».

И естественно, что S;G не была первым детищем 5pb. Она была второй по дате выхода — ваш Кэп. А предварила создание Science Adventure новелла Chaos;Head 2008 года, выпущенная в тандеме с издателем Nitroplus. Основные черты каждой из игр вселенной — это пересечение персонажей из разных частей, единый мир, общий незримый антагонист в виде жидомасонской организации «Комитет 300, а также сочетание науки и, собственно, фантастики в соотношении 99% первого и всего 1% второго. Кстати, теории заговора тоже имеют место, поскольку глава 5pb к этому неровно дышит и считает, что любое явление хотя бы на уровне гипотезы можно проверить и даже доказать.

С учётом вообще всех игр, вышедших за эти тринадцать лет, Science Adventure можно поделить на три равноценные подкатегории: Chaos series, посвящённая психическим расстройствам, иллюзиям и прочим прелестям, что влечет за собой безумие; Steins (Hypothetical) series, оперирующая всякой научной паранормальщиной; Robotics;Notes про мечты, альтернативные и виртуальные реальности, роботов и… слайс; а также ещё как минимум две сольные игры, которые пока что не разродились собственными сериями и не факт, что разродятся.

Но так как, по наблюдениям многих, именно «Врата» являются вселеннообразующим проектом, то речь сегодня пойдёт только про него. Если всё пойдёт удачно, и данный блог, а также его видеоверсия наберут внушительный рейтинг, лайки-просмотры и вот это всё, то продолжение разбора данной вселенной непременно выйдет.

Итак, полностью сюжет Steins;Gate можно осилить примерно часов за тридцать, что может вызвать определённого рода трудности при его кратком пересказе. Но я постараюсь акцентировать внимание только на ключевых моментах истории, а остальному уделим внимание между строк.

Действие «Врат», как и большинства игр «научной вселенной», происходит в Токио. Летним днём 28 июля 2010 года студент местного университета Окабэ Ринтаро — далее мы будем называть его просто Окарином — вместе со своей подругой Маюри приходит на научную конференцию, посвящённую созданию машины времени. Одного из посетителей данного семинара, Курису Макисэ, гениальную учёную-вундеркинда, чуть позже обнаружат мёртвой в том же здании. Понимая, что данная ситуация может вызвать резонанс, Ринтаро покидает здание в панике и отправляет письмо своему другу с телефона, после чего улица прямо на глазах пустеет, а в здании, что еще недавно являлось местом убийства, из стены торчало нечто, напоминающее космический спутник. Да и потом наш студент встречает Курису живой и невредимой. Окарин склонен думать, что на всё случившееся каким-то образом повлияло то сообщение, отправленное с его телефона, и чуть позже его теория получает подтверждение.

Курису Макисэ
Курису Макисэ

Дело в том, что одна из разработок Ринтаро и его кружка под названием «Лаборатория гаджетов будущего», именуемая «Мобиловолновкой (название временное)», обладает одной скрытой и достаточно неожиданной функцией. Синхронизируясь с мобильным устройством, данная вундервафля может посылать SMS-сообщения в прошлое, тем самым меняя его. Также выясняется, что одна исследовательская организация тоже изучает путешествия во времени, но пока что все их попытки телепортировать живой объект куда-либо превращали подопытных в желе. Про существование «мобиловолновки», разумеется, знали только обитатели кружка Окарина, чем они и пользовались, отправляя D-мэйлы и меняя тем самым порядок событий в прошлом.

Переломной точкой в сюжете «Врат Штейна» становится дичайшее предательство со стороны журналистки Моэки, которая, сумев втереться в доверие к участникам лаборатории, через отправку D-мэйла украла компьютер и прислала по их души штурмовой отряд, который убил Маюри. Произошло это, конечно, не с потолка. Дело в том, что ранее горе-учёные решили изучить возникшую на просторах интернетов историю загадочного путешественника во времени Джона Тайтора, который предсказал к 2034 году, мягко говоря, писец всему миру и торжество антиутопии. Также в его сообщениях упоминалось некое устройство под маркой IBN 5100. Ради поисков информации об этой махине Окарин и его приятель Итару, он же Дару, взломали сервера института SERN и выкачали оттуда секретные файлы его исследований. Но, как окажется, все данные зашифрованы, и именно для того, чтобы их декодировать, нужен тот самый комп. Поискав в округе людей, которые бы могли что-то про это устройство слышать, они таки находят один его экземпляр и таки разгадывают тайные файлы SERN. И там уже выясняется, что они тоже изучали тайм-трэвеллинг и даже ставили опыты на людях, которые, как уже упоминалось выше, превращались в желе после отправки через чёрную дыру, которые делал тот самый «адронный коллайдер».

Как стало известно ещё позже, через микроволновку можно отправлять только сообщения объёмом не более 36 байт. Этого может хватить, например, для исполнения тайных желаний человека. Благодаря стараниям юной учёной Курису устройство сможет передавать сквозь время и пространство ещё и воспоминания человека. Также нужно учесть, что аналог «коллайдера» в виде подведённых к мобиловолновке телефона и телевизора существует в магазине на первом этаже здания, где располагается кружок Окарина, и работает отправка сообщений только в те часы, пока работает сам магазин. Таким образом, сжимая разум человека до тридцати шести байт, обновлённое устройство может посылать его воспоминания в другое время и доставлять в мозг адресата путём звонка его мобильного телефона. SERN всё это время следил за тремя гениями да отправил Моэку со штурмовым отрядом на захват оных, благодаря чему и случается убийство Маюри в ходе спецоперации.

Смерть Маюри
Смерть Маюри

Ошарашенный Окарин, пользуясь мобиловолновкой, пытается предотвратить гибель подруги детства, но все попытки не увенчиваются успехом. Девушка умирает при любом раскладе и разными способами, что очень сильно вымораживает её приятеля.

Впрочем, скоро свою личину раскрывает ещё одна обитательница кружка по имени Судзуха, сообщая, что на самом деле она и есть тот интернетовский Джон Тайтор, а ещё является дочерью Дару, который и собрал злосчастную мобиловолновку. Она объясняет Ринтаро принцип работы так называемых «мировых линий» и полей аттрактора, добавляя, что в «поле аттрактора» Альфа, то есть текущего местоположения учёных, Маюри умрёт в любом случае, и чтобы это предотвратить, Окарин должен попасть в Бету, откуда и началась вся эта заварушка. То есть, по сути, чтобы спасти подругу, нужно отменить все последовавшие после убийства Курису D-мэйлы. Фишка в том, что их можно и не отменять, поскольку это сообщения его друзей, и в таком случае игрок попадёт на любую из альтернативных концовок. Забегая вперёд, уточним, что их всего шесть, из которых только одна истинная, но становится доступной лишь при правильных ответах на сообщения Курису в телефонной переписке.

Мобиловолновка (название временное)
Мобиловолновка (название временное)

Отменив все D-мэйлы, Окарин заполучает назад похищенный IBN 5100 и пытается отменить самое первое сообщение, попавшее на сервера SERN. Правда, понимая, что это действие вернёт его в самое начало, в линию Беты, где Курису погибает, он признаётся девушке в любви и, можно сказать, с чистой совестью отменяет D-мэйл, тем самым воскрешая Маюри. Уже в Бете Ринтаро внезапно звонит Судзуха, которая рассказывает о том, что в будущем мир ждёт Третья мировая война, и чтобы её предотвратить, нужно спасти Курису на семинаре о работе машины времени от рук её отца, который украл у неё теорию мировых линий. Но операция терпит провал, и в итоге Окарин убивает Курису собственными руками и, подавленный, возвращается обратно.

Правда, потом из будущего на телефон протагониста приходит сообщение, что спасти Макисэ всё-таки можно, инсценировав её гибель в глазах самого Окарина из прошлого и тем самым уничтожив теорию мировых линий её отца. Правда, всё снова пошло чуть-чуть не по плану: Ринтаро убивает отца Курису, после чего оказывается в линии вне полей аттрактора, которую он позже назовёт «Вратами Штейна», где живы все и нет ни Третьей мировой войны, ни иных катастроф.

Впрочем, не спешите расходиться. Мы разобрали лишь основную сюжетную линию, из которой по вполне понятным причинам выпала целая гора нюансов. Однако есть ещё немало событий, явлений и геймплейных аспектов, которые дополняют и без того очень сложную и запутанную историю «Врат Штейна». Например, так называемый «reading steiner», который есть у каждого человека, но проявляется по-разному. Благодаря этой особенности, прямо скажем, прокачанной до максимума, Ринтаро смог не только не потерять память о других мировых линиях при перемещении, но и успешно отменить все D-мэйлы дабы спасти Маюри.

Своими «особенностями» обладает и «машина времени», вокруг махинаций с которой и строится основная арка «Врат». Точнее, та модификация, что способна отправлять воспоминания человека в прошлое — «Машина для Прыжков во времени». Дело в том, что перемещаться можно лишь не дальше чем на сорок восемь часов за раз, то есть скачков придётся проделать очень много. Нижняя граница отправки — 11 августа 2010 года, так как Курису закончила работу над машиной тринадцатого числа, а отправиться скачками на год назад будет очень сложно из-за психологического фактора.

Фейрис Нян-Нян, официантка из мейд-кафе 'May Queen Nyan-Nyan' на Акибе, а также один из лабмемов кружка Окабэ.
Фейрис Нян-Нян, официантка из мейд-кафе 'May Queen Nyan-Nyan' на Акибе, а также один из лабмемов кружка Окабэ.

Также нельзя не отметить, что сама теория мировых линий предполагает, что все параллельные линии будут стремиться сойтись в особых моментах, несмотря на совершенно разный порядок и ход событий в каждой из них. Создать событие глобального масштаба искусственным путём, не задев поля аттрактора, нельзя, однако существует всего три подобных инцидента, случившихся в 1991, 2000-м и 2010-м году. Если конкретно, первое — либо конфликт в Персидском заливе, либо распад СССР, второе — наступление второго миллениума и проблема 2000-го года, когда большинство устройств того времени вместо перехода в двадцать первый век отсчитывали заново двадцатый. Третьим же моментом является создание «машины времени» Ринтаро и его друзьями.

Кстати, упоминаемый в новелле прямым текстом путешественник во времени Джон Тайтор действительно существовал. Точнее, в начале нулевых на англоязычных форумах появился некто, выдававший себя за этого человека. Он предсказал некоторые события ближайших нескольких лет, а также сообщил, что прибыл из 2036-го года, является солдатом одного из секретных американских подразделений и его задача — доставить компьютер марки IBM 5100 из семидесятых годов в своё время, дабы, говоря прямо, исправить баг истории и тем самым спасти человечество. Многие из пророчеств Тайтора в итоге действительно сбылись, а недостоверность иных прогнозов анонимусы попытались обосновать тем, что Джон сумел изменить ход истории США в будущем и тем самым уберёг их от развала и ядерной войны.

Судзуха
Судзуха

Ладно, наука наукой, а сюжет во «Вратах» строится не только на ней. В центре событий находится город Токио, вернее его вполне конкретный населённый район под названием Акихабара. Именно там Окарин живёт, именно там находится здание UPX, в которое влетает космический спутник, именно там находится магазин телевизоров, над которым арендует помещение «Лаборатория гаджетов будущего». Несмотря на свою, скажем так, декоративность, это тоже в какой-то степени персонаж истории, который в разных мировых линиях тоже имеет разные очертания, являясь, например, не «цитаделью моэ-культуры», а самым обычным городком электроники.

В Акибе существуют и работают многие из основных и второстепенных героев истории. Большинство из них собираются в кружке Окарина: это Маюри, Курису, Дару, Фейрис Нян-Нян, Судзуха, Рукако и Моэка. Магазином телевизоров заведует Юго Тэннодзи, который является агентом исследовательской компании SERN и действует под псевдонимом FB. Именно с его подачи журналистка Моэка проворачивает свою умелую многоходовку с окружением Окарина и убивает Маюри.

Также во вселенной упоминается отец Курису, Доктор Накабати, который, не стерпев достижений своей дочурки, послал её на три буквы и разорвал все контакты. А потом, как вы понимаете, убил её, из-за чего и начался весь сыр-бор. С ним тесно дружил ещё один учёный, приходящийся отцом для официантки Фейрис из местного мейд-кафе, также вхожей в окружение Окабэ. Правда, на момент событий новеллы он был уже десять лет как мёртв, но зато у него была та самая машина марки IBN 5100, которую он успел из альтруистических побуждений передать храму Янабаяси. В одной из мировых линий, в которой застревает дочь Дару из будущего, она становится профессором Токийского университета, доказывает возможность создания машины для телепортации живой материи сквозь время и пространство, а также помогает двум своим ученикам реализовать первый подобный механизм, опередив тем самым коварные планы SERN. Теми студентами были как раз Накабати и отец Фейрис.

Журналистка Моэка Кирию
Журналистка Моэка Кирию

Все эти сложноанализируемые хитросплетения на стыке науки и простых человеческих отношений уже не первый год терзают умы сотням, а то и тысячам фанатов «штаги» по всему миру, а периодически выходящие новые главы вселенной Science Adventure лишь запутывают читателей и вынуждают раз за разом перестраивать безумные теории об истинной сути новеллы. Что хотели сказать создатели, отправив нас вместе с Ринтаро путешествовать во времени и спасать его друзей от гибели и чего-то более масштабного? Вероятно, они сами успели уже запутаться, поскольку на этапе разработки новеллы какие-то из абстрактных «ружей Чехова» были выкинуты из общей канвы, и остались только самые действенные, стреляющие ближе к концу.

Но если говорить коротко и по делу, то «Врата Штейна» ставят нас перед целой горой морально трудных выборов. Чтобы спасти близкого человека, нам приходится отменять спасение другого, едва знакомого персонажа. Чтобы спасти всех, приходится бесконечно скакать по временным линиям, потерять много сил и даже рассудок. Тут, конечно, можно сказать, что не ошибается тот, кто ничего не делает, но даже это вряд ли сможет хотя бы частично оправдать всё происходящее в течение тридцати часов геймплея, наполненного неповторимым литературным, геймплейным и визуальным стилем, приятным саундтреком и озвучкой, а также вполне себе богатым и интересным лором с кучей мелочей и нюансов, которые наиболее полно раскроются в других играх от 5pb.

А ещё там есть телефон, через который можно общаться с другими персонажами, в том числе с Курису, и даже менять обои и рингтон. Как тебе такое, Дримтейл?

Пожалуй, на этом стоило бы закончить, если бы не один важный момент. После выхода оригинальной игры в 2009 году её идея была адаптирована в сборниках манга-комиксов, а также аниме-экранизациях от студии White Fox. Говоря коротко, ради укладки в стандартный TV-формат было решено сделать историю полностью линейной, но все важные события оригинала остались на своих местах, поэтому если вы не читали новеллу, то… почитайте обязательно. Или хотя бы аниме посмотрите — однозначно ничего не потеряете, разве что пару-тройку часов сэкономите.

Теперь точно всё. Про Steins;Gate 0 и прочие спин-оффы — как-нибудь в другой раз. Всем удачи и до встречи в новых блогах!

Фейрис и Маюри
Фейрис и Маюри


Лучшие комментарии

Читай также