19 ноября 2021 19.11.21 5 6283

Mafia. Обзор ремейка по отношению к оригиналу

+15

Приветствую всех!

Чуть больше года назад, вышел полноценный ремейк отличной игры про итало-американских уголовников Mafia: The City of Lost Heaven, которую я пару лет назад перепрошёл и даже написал свой обзор. И вот наконец-то, добрались руки до ремейка.

 

Сразу скажу, когда я узнал, что над ремейком работает студия Hangar 13, это меня несколько напрягло.

Во-первых, потому что они же работали над Mafia III. А на мой взгляд, концептуально третья часть не вписывается в линейку серии Мафия. Если бы это было отдельное произведение или хотя бы спин-офф с каким-нибудь подзаголовком типа «Американский бандит», то я бы ничего не имел против. Ну не может быть в мафии негра! Такое технически невозможно! В организованная преступной группировке (ОПГ) – да, запросто. Но такая ОПГ не будет называться мафией.

Во-вторых, потому что сообщалось, о планах несколько доработать сюжет. Учитывая тенденции на пересмотр различных ценностей, что массово проявляется в различных художественных произведениях, меня терзали смутные сомнения, как бы сюжет не доработали таким образом, что Сальери и Морелло разосрались бы на почве неразделённой любви, Сара оказалась бы азиаткой, а главный герой Томас Анджело – негром. Вот это был бы сюжет! На все деньги!

Тут оговорюсь. Я ни в коей мере не являюсь расистом или националистом. Но пропихивание негров/китайцев/индусов/арабов (нужное подчеркнуть) туда где их по определению быть не может, не вызывает ничего кроме недоумения и отторжения наряду с фейспалмом, переходящим в истерический хохот (можно вспомнить того же Ведьмака от Netflix).

В общем, к ещё готовящемуся ремейку, я относился с осторожным оптимизмом.

К счастью, ребята всё же не стали валять дурака и пытаться совместить несовместимое. Да, доработки имеют место быть (как в сюжете, так и в геймплее) и не все из них пошли игре на пользу (на мой взгляд). Но в целом, положительного в ремейке всё-таки куда больше чем отрицательного.

Начать, наверное, можно было бы с графики. Но сравнивать картинку ремейка, созданного на движке Mafia III и оригинала, вышедшего в 2002 году – занятие, мягко говоря странное. Лост Хевен воссозданный с доступными сегодня техническими возможностями выглядит восхитительно!

Что с точки зрения технической реализации напрягает – это то, как работает освещение, при переходе из одного помещения в другое. Чтобы объяснить, что я имею в виду, приведу пример. Миссия «Сделка века» начинается с обсуждения в гараже Сальери. Ворота гаража открыты и солнечный свет естественным образом его освещает. Так вот, если смотреть из прилегающей к гаражу комнатки в сам гараж, то визуально выглядит так, будто там совсем светло, но выйдя за дверь, вокруг становится заметно темнее. Выглядит это странно, но к счастью, моментов где это сильно бросалось бы в глаза, мне попалось не много. В целом, не критичный момент. Да и наблюдается такая картина далеко не только в Мафии.

Ещё немного напрягает то, что персонаж должен переходить в анимацию какого-либо действия из строго определённого положения. Например, когда я нажимаю кнопку действия, чтобы дёрнуть рычаг, а персонаж в этот момент находится очень близко к нему, он сначала отойдёт, потом подойдёт, встанет в подходящую позицию и лишь после этого выполнит требуемое действие. Враги изредка передвигаются с какой-то дёрганой анимацией (почти рывками), что в эти моменты мешает по ним целиться. Трупы убиенных врагов иногда застревают в странных позах, но это мелочь.

Также момент, совсем косвенно касающийся графики, это постановка кат-сцен. В целом, с ней тут всё хорошо, но всё же не без нюансов. Например, кат-сцена в которой Томми впервые встречает Сэма и Поли в оригинале, на мой взгляд выглядит более драматично. Момент, когда камера провожает выроненную Томом сигарету как-бы характеризует его понимание того, в какую жопу он попал. И то же можно сказать, о моменте, когда Сэм возвращается к нему из бара Сальери, с целью передать награду за их невольное спасение. В оригинале этот момент также выглядит драматичнее и отлично показывает нервозность Тома, который в награду от бандитов ожидал лишь порцию свинца.

Чувак, тебе там удобно?
Чувак, тебе там удобно?

Музыка и звук в целом в игре приятные. Большая часть музыки – новая. Из оригинального саундтрека осталось лишь несколько треков, если не ошибаюсь, всё же я не настолько хорошо его помню. Ну и в целом, музыку во время езды на транспорте, заменили на внутри-игровое радио с двумя станциями. Одна из них – новостное радио, где большую часть времени вещают всякие новости. В том числе можно услышать официальную версию некоторых событий, в которых вы принимали участие, либо там просто вещают о каких-нибудь отстранённых событиях (типа погоды). И вторая – по большей части, музыкальное радио с лицензированными хитами того времени. Тут могу лишь повторить то, что писал в обзоре второй Мафии. Лично мне, музыка эпохи Mafia II куда ближе, поэтому и саундтрек её нравится мне гораздо больше. Это справедливо и в случае с оригинальной версией Mafia. И дело не в том, что музыка здесь плохая. Нет, она хороша. Дело лишь в моём вкусовом предпочтении. Так что, прошу фанатов музыки оригинальной первой Мафии (да и ремейка тоже) меня за это не пинать. Зато, когда в ключевых для сюжета моментах игры начинает играть мотив главной музыкальной темы игры – то это вызывает просто восторг души!

Из багов, касающихся звукового сопровождения, лично я запомнил лишь один – это когда кажись Поли что-то мне говорит, стоя рядом со мной, а звучание его голоса такое, будто я отошёл метров на 10.

Томми с изумлением взирает на немую сцену двух живо болтающих мужиков
Томми с изумлением взирает на немую сцену двух живо болтающих мужиков

Был мною замечен в игре ещё один тип не совсем багов… скорее недоработок, который я не знаю даже куда отнести. То ли к графике, то ли к звуку. В общем, суть в том, что в некоторых случаях персонажи говорят, но губы у них при этом никак не двигаются. Или наоборот, судя по анимации – персонажи ведут увлекательнейшую беседу, но никакого диалога, кроме пары слов с обеих сторон, при этом не происходит. Проходил игру я в русской локализации и возможно, косяк заключается в ней. Но обдумывая, как выглядели эти замеченные мной ситуации, я бы предположил, что в оригинале они выглядят примерно так же. На то, что дело не в проблемах локализации, указывает ещё и то, что подобные моменты я замечал лишь у случайных персонажей, которых игрок может вообще не заметить, пробегая мимо.

Геймплей ремейка переработан таким образом, что очень сильно напоминает таковой из Mafia II. Тут стоит оговорится, что скорее он напоминает геймплей Mafia III, но я в неё не играл (и не планирую). Так что, видимо просто механика стрельбы в третью часть перекочевала из второй. Но должен отметить, что эта система мне вполне нравится и работает она, на мой взгляд, лучше, чем то, что было в оригинале. С другой стороны, тут Hangar 13 явно просто не стали запариваться и изобретать ничего нового. Ведь для переработки механики стрельбы из-за укрытий, пришлось бы перерабатывать и саму систему передвижения персонажей. Но как уже сказал, тут я ничего против не имею. По большей части, стрельба в ремейке мне понравилась (как она мне нравилась и в Mafia II).

В отличие от перестрелок, ближний бой отличается от второй части. Момент, когда необходимо уклоняться от удара, заботливо подсвечивается на экране, а дальше дело техники. Прервать серию ударов, противники не могут и, если уже один раз попал – можно практически спокойно бить до отключки противника. Это всё настолько просто, что даже теряешься, зачем вообще этот ближний бой здесь нужен. Нет, в оригинале он тоже был далеко не идеален, но там хотя бы чувствовался какой-то вызов. Во второй части, рукопашка была попроще, но даже там допустить ошибку было куда проще. В общем, ближний бой в ремейке мне не очень зашёл. Вернее, я просто не понимаю, зачем он существует в таком виде.

Хотя вынужден признать, что определённые проблемы он мне всё же доставил. Но не своей сложностью, а тем, что под него выделены отдельные клавиши. Каждый раз… каждый, блин, раз, когда игра навязывала мне ближний бой – я пытался драться мышкой. В то время, как для него под уклонение здесь выделен «левый Alt», а под атаку «Q». Но каждый раз, я об этом забывал, настолько это для меня оказалось не интуитивным. Собственно – это единственная причина, по которой я время от времени, в начале боя мог пропускать удары и не атаковать в ответ. Сделано так, видимо для того, чтобы игрок мог отоварить противника, даже если у него в руке ствол. Но, блин, зачем это нужно, для меня осталось загадкой. Ситуация, где на меня напал чувак с битой, когда я пытался расстрелять его из пистолета, у меня за всю игру была ровно одна!

Вождение, в целом, довольно приятное. Опять же, я бы сравнил его со второй Мафией. Поведение машин на дорогах здесь примерно похоже. Это не значит, что у меня хорошо получалось водить. С этим у меня вообще проблемы в играх, поэтому я редко играю в гонки (кстати, делитесь в комментах, в какие из новых или относительно новых аркадных гоночек стоит поиграть). По этой же причине, самой неприятной миссией игры, для меня была «Честная игра», с гонкой. Тут я после нескольких катастрофически неудачных попыток, просто прошёл её на пониженной сложности.

Могу ошибаться, но как мне показалось, дорожный трафик в игре пожиже, чем это было в оригинале. И на мой взгляд, это как раз довольно реалистично, учитывая временной промежуток. Хотя для большего реализма, наверное, можно было реализовать постепенное увеличение количества автомобилей, в зависимости от того, какой сейчас год по сюжету.

А вот полиция скорее расстроила. Даже если уровень сложности стражей правопорядка выставлен на «симулятор», угрозу она может представлять лишь когда на игрока ополчилась вся полиция Лост Хевена. Да и то, если вы водите лучше меня, скорее всего, это не станет для вас особой проблемой. Полиция здесь работает намного хуже, чем даже в Mafia II. А ведь там тоже не представляло особой проблемы от неё скрыться. На мой взгляд, идеальным был бы определённый баланс между сложностью полицейских патрулей из первой и второй Мафии.

Ещё один момент, косвенно касающийся вождения. Из сюжетной кампании вырезали все второстепенные миссии, которые в оригинале выдавал Лука Бертоне, в награду за которые можно было получить новые виды автомобилей. Насколько я понял, эти миссии перенесли в режим «Прогулка». Видимо, разработчики решили не отвлекать игрока от сюжетного повествования. Но мне, всё-таки обидно, что их убрали из основной игры.

Да и в целом, в каких-то миссиях что-то убрали, в каких-то добавили. Например, из миссии «Везёт же гаду!» убрали полторы попытки убийства Серджио Морелло. Если точнее, то две неудавшиеся попытки убийства убрали и вместо них добавили свой вариант, сочетающий в себе элементы вырезанных и сразу переходящий к погоне и перестрелке в порту.

Ну и собственно переходим к сюжету, который является краеугольным камнем Мафии, на который уже накладывается всё остальное – графика, музыка и даже геймплей. Такое вот моё мнение. Именно изменения, внесённые в сюжетное повествование, вызывают больше всего споров. Мои рассуждения на этот счёт, конечно же, не поставят в этих спорах точку, но, тем не менее.

Так, в начале игры, получив деньги, Том хотя и рефлексирует по этому поводу, но уже на следующий рабочий день задумывается, что может не такой уж это и плохой вариант. А ситуацию со своим несостоявшимся «наказанием» за пусть и невольную, но всё-таки помощь ребятам Сальери – он по сути просто использует, чтобы получить «работу». Ведь в ремейке он сам вызывается с инициативой отомстить своим обидчикам и с радостью воплощает эту свою инициативу в жизнь. В то же время, сцена где говорится о том, что его попёрли с работы за то, что он начал «притягивать проблемы» – просто вырезана. А ведь она очень неплохо характеризует как дальнейшую мотивацию Тома, так и ситуацию на капиталистическом рынке труда в целом. Работодателю абсолютно начхать на своих работников. И начхать, что работник виноват лишь в том, что попал в ситуацию, где оказался между неопределённо хреновым и смертельно хреновым выбором.

Подытоживая сюжетную завязку, в оригинале у Тома Анджело стоял выбор – либо остаться без работы с неопределёнными (а скорее, вполне определёнными) перспективами, либо работать на дона Сальери. Он выбрал второй вариант. В ремейке – он сам рвётся пополнить ряды бандитов Сальери и не особо по этому поводу рефлексирует.

Тут не могу не упомянуть речь Сальери, при приёме Тома Анджело на «работу». Перечисляя «правила», он говорит: «Первое – мы никогда не материмся», «Второе – никаких дел с наркотой» и «Третье – нам не нужны проблемы с копами». В итоге – Сальери сам нарушает все эти свои принципы, что как бы и становится причиной всем известного поворота под конец игры. Но первое «правило»… блин, серьёзно? Что это за детский сад? Вы можете грабить и убивать, но материться ни-ни! А обойтись двумя правилами нельзя было?! Или придумать что-нибудь более правдоподобное?

Это мне напоминает закон о запрете мата в кино. Вы можете показывать сцены употребления наркотиков, зверского насилия и разнузданного секса, но мат?! Неее… мы же за нравственность боремся! Так и тут. Видимо за упоминание такой-то матери, членов ОПГ дона Сальери немедленно исключают из организации! А поскольку, как известно, выход из мафии существует только один, то исключают видимо сразу на 2 метра под землю. В общем, абсурд полнейший.

Сам Эннио Сальери, на протяжении большей части игры, такое ощущение, что тупо зациклен на своём коллеге по опасному бизнесу – Марко Морелло. Все его действия, вплоть до убийства Морелло направлены лишь на то, чтобы насолить конкуренту.

Возвращаясь к Тому, порой его действия в ремейке выглядят странно и нелогично. То он совершенно не рефлексирует, то на ровном месте, не может убить человека, который угрожал Саре. А сразу после этого – его уже босс отправляет застрелить женщину. Да – представительницу древнейшей профессии, да – сливавшую информацию конкурентам, но всё же женщину. Хочется поинтересоваться у дона Сальери, в своём ли он уме? Что вселяет в него уверенность в том, что Том выполнит такое поручение? Впрочем, тот обратно отключает режим рефлексии и не убивает дамочку лишь потому, что его об этом просит Сэм. Такое ощущение, что вышеупомянутый момент с рефлексией оставили лишь для того, чтобы не перекраивать дальнейшую сюжетную канву и игровой процесс, где придётся добивать недостреленного чувака.

Аналогично, мне не понятно, по какой такой причине, Том сохранил жизнь Френку. Если в оригинале этот поступок проистекает из того, что, во-первых, Том старается сохранять в себе черты честного человека, который живёт по бандитским правилам лишь в силу сложившихся обстоятельств, хотя и принял эту судьбу. И во-вторых, из его доброжелательного отношения к Френку и нежелания убивать того. С точки зрения бандита – непозволительная ошибка. С точки зрения Тома, который пытается остаться человеком и держится за свои принципы – наоборот. Только вот Том в ремейке ведёт себя как типичный бандит. Поэтому, что заставило его не убивать Френка – мне непонятно.

И ещё один момент касательно Френка. В конце игры, когда выясняется, что его в итоге вычислили и грохнули, Том спрашивает Сэма, дескать, а что с его семьёй. На что Сэм отвечает жестом, который явно истолковывается, как «их тоже того». Это довольно странно. Во-первых, изначально, заданием Томми было лишить жизни лишь самого бывшего консильери. Во-вторых, (тут могу ошибаться) семью приговорённых членов мафии, итальянцы обычно не трогали. Более того, в конце игры – этот тезис подтверждается на практике, когда подстреленный Том говорит, что теперь то его семья может спокойно жить в безопасности. В связи с этим, убийство семьи Френка вызывает определённое недоумение.

На мой взгляд, либо Сэм соврал, либо таким образом авторы просто хотели показать дона Сальери в самом неблагоприятном свете. Но выглядит это не очень достоверно, да и особой необходимости в этом не было. Ведь Сальери и без того никакого сочувствия не вызывает. Если в начале игры, он ещё пытается казаться приличным и рассудительным человеком, то постепенно этот налёт деланной «приличности» с него спадает и становится видно, что он ничем не отличается от своего бывшего другана и подельника – Морелло.

Что касается персонажей игры в целом, то тут отдельно стоит выделить Сару и детектива Нормана.

Саре здесь выделено куда больше экранного времени, за счёт чего она куда лучше раскрыта, чем в оригинале. Видно, что в силу специфики окружения, в котором ей довелось расти, она очень хорошо понимает Тома, но его род занятий не вызывает у неё восторга. Ведь она прекрасно знает, связанные с ним риски. А кат-сцена, где Том возвращается домой уставший после очередного непростого задания, во время выполнения которого всё пошло наперекосяк, и после безмолвной, но очень говорящей сцены делает Саре предложение – одна из мощнейших, в плане драматизма.

Детектив Норман, на мой, скромный взгляд – вообще, лучший персонаж игры. Хотя, возможно, такое моё мнение связано с тем, что в оригинале он смотрится куда как хуже. Там он выглядит не серьёзным и опытным детективом, а каким-то бойскаутом, который боится замараться, общаясь с таким человеком как Том Анджело. Здесь же, это расчётливый и циничный представитель закона. Войдя в кафе, он, прекрасно понимая, что Том находится в очень непростой ситуации сразу ставит его на место, показывая, кто здесь главный. Заметно и то, что он несколько скептично и с недоверием относится к тому, что Том может ему предоставить реально полезную информацию. Но по мере рассказа Томми, это его мнение постепенно кардинальным образом меняется. И уже выслушав его полностью, но понимая, что полную безопасность для семьи Тома обеспечить будет непросто, убеждает того всё же пойти на сделку.

Из остальных персонажей, сочувствие вызывает, пожалуй, лишь автомеханик Ральфи. Он, наверное, единственный, кого можно считать жертвой обстоятельств. Во всяком случае, выглядит так, что здесь его держит лишь возможность заниматься любимым делом, в котором он хорошо разбирается. А свалить куда-нибудь в другое место – ему может быть не так уж просто, в силу возможного предвзятого отношения из-за его заикания.

Винченцо, в отличие от оригинала, показан довольно колоритным персонажем, но опять же, как типичного бандита, его ни разу не жаль. Поли – просто всю игру ведёт себя как конченный мудак, что в общем-то характерно для бандита. Но к тому же, он показан ещё и не шибко умным. В отличие от Сэма. Этот как-раз поначалу вызывает определённую симпатию своей сдержанностью и показной воспитанностью. И лишь позже показывает своё истинное нутро, оказавшись умной, расчётливой и циничной сволочью, которая любую ситуацию старается вывернуть в свою пользу, не считаясь с личными отношениями. В этом плане, как персонаж он получился просто отличным. Впрочем, он и в оригинале был примерно таким же, но там это выражалось не столь явно.

Ну и вот, кстати то, что бандиты в игре, где эти самые бандиты являются главными героями – показаны мразями и не вызывают никакого сочувствия, я бы и назвал главным достоинством ремейка.

В оригинале над ними был определённый налёт романтики. Тот же Поли вызывал куда больше сочувствия в конце игры, когда его убили в его же квартире. Дон Сальери, лишь в самом конце показывал свою бандитскую натуру, когда скрыл от своих ребят, что воруют они не сигары, а бриллианты (в ремейке, этот эпизод слегка переделан, опять же, видимо, в угоду начальной речи Сальери про «правила»). Да и то, в оригинале, Сэм ведь говорил Тому, что дон ему позже рассказал про бриллианты. То есть, возможно, он бы их в итоге и не кинул. Но на этот момент у Тома уже не оставалось выбора.

По итогу, ремейк Mafia. The City of Lost Heaven получился очень достойным, хотя и не без некоторых странностей. В плане сюжетного повествования он отличается от оригинала тональностью и за счёт этого, они воспринимаются по-разному.

Во время погружения в любое произведение (при условии, что оно хорошее), всегда невольно сопереживаешь главному герою, ассоциируя себя с ним. И в этом плане, оригинальная Mafia вызывает больше сопереживания и эмпатии к Томасу Анджело, поскольку там он показан куда более положительным персонажем, который просто попал в непростые обстоятельства. Но если поразмыслить на холодную голову, то всё равно понимаешь, что Том – преступник и судьбу свою он заслужил. Ремейк же, к этому пониманию подводит лучше.

Погоня закончилась, подозреваемый ушёл от преследования, оформляем трупы...
Погоня закончилась, подозреваемый ушёл от преследования, оформляем трупы...

Таким образом – и оригинал и ремейк являются отличными произведениями. Не сомневаюсь, что часть фанатов оригинала, обновлённую версию Мафии не приняли. Но лично мне, по итогам прохождения обеих, не хочется противопоставлять их друг другу. У обеих версий игры есть как сильные, так и слабые стороны. Единственное, что меньшая романтизация главных героев игры в ремейке, мне импонирует больше. И за счёт этого, на моей чаше весов ремейк всё-таки слегка перевешивает.

На этом всё. Спасибо за внимание.


Лучшие комментарии

Третью часть много кто хвалит за сюжет и рекомендуют к прохождению, хотя гринд никуда не делался 

Прошёл ремейк в момент выхода, получил удовольствие. Особых багов не заметил. Оригинал в своё время прошёл мимо меня, пробовал потом проходить, но есть проблемы с запуском на современных системах. Мафию 2 в своё время проходил, понравилась. 3-ю даже и не запускал, начитался обзоров про баги и унылый гринд.

Я, как проходивший мафию 3 буквально 2 недели назад, скажу, что сюжет там весьма средненький. По началу за ним следить интересно, но как только появляется гриндельная механика, ты понимаешь как будет развиваться сюжет.  Весь сюжет это буквально захват 9 районов,  9 убийств боссов (благо эти убийства неплохо обставленны) и финальный выбор. Никаких сюжетных поворотов или уникальных миссий с постановкой не предвидеться. (ДЛС сюжетней и геймплейней лучше чем основная игра) Сама по себе игра неплоха, уж точно не худший сиквел, но до высот 1-2 мафии (да и ремейка 1-ой) ей ой как далеко. 

Мне как раз то, что изменили детектива Нормана не понравилось. Так как именно новый образ детектива повлиял и на восприятия зрителем самого Томми.

 
По прологу я уже понял, что Томми в ремейке мне не импонирует и не вызывает уважение как персонаж, в отличие от Томми с оригинала, так как Томми с ремейка выглядит своего рода тряпкой. Это хорошо видно еще в начале пролога, так как в новой Мафии лидер в диалоге детектив, а в оригинале — Томми.

Такие персонажи как новый Томми как правило не вызывают интереса из-за отсутствие характера, сформированной сильной личности и как следствие харизмы. А для мафиозного героя, как мне кажется это особенно важно. Для примера, можно сравнить пустоголового мальчика на побегушках Вито Скалетта из Мафия 2 и дона Корлеоне из «Крестного отца», который в фильме больше молчал чем говорил, но не смотря на это из-за своей харизмы стал лицом этого фильма и единственным героем которого я еще помню (фильм смотрел очень давно).

Также ключевым моментом стало то, что в ремейке изменилась основная концепция философии игры. Не помню уже точно как именно, но помню, что это хорошо прослеживается в финальных словах автора в конце игры. На сколько я помню, в ремейке их суть практически полностью противоположна тому, что было в оригинале.

Читай также