15 ноября 2021 15.11.21 0 759

Вспоминаем старые игры. Mafia: The City of Lost Heaven

+2

Приветствую всех!

Предлагаю малость повспоминать и поностальгировать о замечательной игрушке-старушке, название которой указано в названии заметки и говорит само за себя.

Отмечу, что заметка не новая. Просто писал я её ещё до того как впервые опубликовался в блоге на StopGame.

Как нетрудно догадаться, игра, являющаяся детищем чешской команды разработчиков Illusion Softworks, повествует о похождениях итало-американских уголовников. И с моей точки зрения, Mafia: The City of Lost Heaven — это лучшая игра про итало-американские ОПГ (организованные преступные группировки). По крайней мере, из тех игр, что я помню. Подчёркиваю — не про бандитизм в целом, а именно про итало-американские ОПГ, которые и подразумевают под словом мафия.

Собственно, на этом обзор можно было бы и закончить. Но, наверное, такая лаконичность мало кого устроит. Поэтому, придётся мысль немного развернуть.

 

К сожалению, на момент выхода игры (2002 год), имевшееся у меня железо не позволяло в неё поиграть. Так что, навёрстывать упущенное пришлось несколько лет спустя, когда игра уже устарела (с технической точки зрения). С одной стороны — это минус, так как поневоле отвлекаешься на всякие технические недостатки. И я имею в виду не только о графику. С другой стороны — сразу видно, что из себя представляет игра и насколько в неё интересно играть, спустя определённое время. Забегая вперёд, смело могу сказать, что в неё интересно играть даже сейчас (а перед тем как писать обзор, я её естественно перепрошел), если закрыть глаза на некоторые технические недостатки, речь о которых пойдёт ниже.

Встречает игра нас шикарной (хоть и сильно затянутой) заставкой, которая во всей красе и с разных ракурсов показывает разные районы города и пригороды. А по прошествии пары минут, доводит до некоего кафе, где главный герой Томас Анджело встречается с представителем местных служб правопорядка, детективом Норманом.

Встречаются они естественно не из дружеских чувств друг к другу. Собственно, Норман всем своим видом выражает своё глубочайшее презрение к Тому и его образу жизни. Впрочем, нашего героя это совершенно не смущает. Он прекрасно понимает правоту детектива. Но обстоятельства вынуждают его к сотрудничеству. И постепенно, за чашечкой кофе, он рассказывает Норману о том, как докатился до жизни такой. Таким образом, сюжет игры нам подаётся в виде «исповеди» главного героя перед представителем закона, со всеми вытекающими.

Впрочем, в пользу Тома стоит заметить, что становиться бандитом он не собирался. Просто однажды, работая таксистом в ночную смену ему «повезло» стать свидетелем разборок между двумя преступными группировками. Естественно, когда голову ласково греет ещё не остывшее дуло пистолета — выбор невелик. Так что, Томми приходится помочь Поли и Сэму, которые работают на семью Сальери, уйти от парней из конкурирующей семьи Морелло.

И всё, казалось бы, ничего. Всё прошло нормально (если не считать необходимости как следует выстирать портки и отремонтировать машину), можно продолжать жить небогато, зато с чистой совестью и оставаясь живым. Но не тут-то было, ребята Морелло запомнили машину, водитель которой помог уйти преследуемым. И вот, посреди рабочего дня, как только нашему подопечному выдалась минутка отдыха, они со словами «сигаретки не найдётся?» «мистер Морелло передаёт привет!» наваливаются на бедолагу таксиста с явно недружелюбными намерениями, влекущими за собой как минимум тяжёлые телесные повреждения. К счастью Томми, это происходит неподалёку от ресторанчика Сальери, где ему и удаётся скрыться, а парней Морелло, которые по неосторожности не обратили внимания где они находятся, принимают люди владельца ресторана.

В итоге, получается, что бедолага таксист, уже второй раз насолил дону Морелло и врядли ему это спустят на тормозах. Более того, начальство Тома не желает держать у себя на работе человека, который является потенциальным источником проблем (капитализм во всей красе!). Вот и получается, что ему приходится вступить в стройные ряды ОПГ имени Сальери.

Впрочем, поначалу Тому кажется, что всё не так уж и плохо. А его новый «работодатель», мистер Сальери на фоне Морелло выглядит интеллигентнейшим человеком, который если и приказывает где-то кого-то приморить, то строго по справедливости и за дело!

Но постепенно, в ходе развития сюжета, поручения босса становятся, на взгляд Томми, слишком уж жёсткими и бескомпромиссными. И нашего героя начинают терзать смутные сомнения.

Но, не буду спойлерить сюжет для тех, кто по каким-то причинам ещё не играл в эту замечательную игру. Замечу только, что вдохновением для разработчиков служили книга Николаса Пиледжи «Wiseguy» (в обновлённой локализации «Славные парни») и снятый на основе этой книги Мартином Скорсезе художественный фильм «Goodfellas» (в переводе безграмотных идиотов — тоже «Славные парни», по уму — должно быть «Правильные пацаны»). И книга, и фильм — шедевры. Для любителей подобной тематики — просто обязательны для ознакомления.

События игры происходят в вымышленном городе под названием Lost Heaven (который является собирательным образом американских городов вроде Чикаго и Нью-Йорка), в 30-е годы прошлого века, во времена «сухого закона» и «великой депрессии». Этот самый «сухой закон» стал катализатором для бурного роста и распространения влияния преступных группировок, которые очень быстро поднялись на нелегальных поставках алкоголя.

Дело в том, что народу во время «великой депрессии» и без того жилось не сладко, а тут ещё правительство отнимает одну из немногих возможностей слегка расслабиться и уйти от тяжёлой реальности. Неудивительно, что бандитов, которые эту возможность возвращают (торгуя нелегальным алкоголем), воспринимают, в некотором роде, как героев и борцов с угнетающей системой. И зачастую не торопятся сдавать их полиции.

Графически, игра выглядит просто шикарно. Естественно, для своего времени, а вышла она, напоминаю, в 2002-м году. Город отрисован с глубоким вниманием к мелочам — афиши, витрины, расклеенные объявления и всё тому подобное выглядят очень живо. Разные районы города выглядят по-разному: районы «Маленькая Италия» и «Чайна-таун» говорят сами за себя, деловой центр выглядит респектабельно, но не вызывает особого желания там жить, рабочие кварталы и трущобы навевают тоску, что особенно ярко проявляется на фоне элитного квартала «Oakwood» и ещё более элитного «Oak Hill». Что ещё больше добавляет атмосферы — люди в разных кварталах тоже разные, богатые не спешат соваться в бедные районы и наоборот, а в «Oak Hill» прохожих и вовсе практически нет — дескать, нечего уважаемым людям портить настроение своим видом. Как нетрудно догадаться, всё это сразу же настраивает на нужный лад и задаёт соответствующий тон всему повествованию.

По сути, единственной претензией к графической составляющей игры, с моей точки зрения, является очень низкая дальность прорисовки объектов. Так, выезжая на мост, далеко не сразу прорисовываются пейзаж второго берега. Для игры 2002-го года, это конечно, простительно (тогдашние компьютеры такого бы просто не потянули). Но очень жаль, что в настройки не добавили возможность увеличить дистанцию прорисовки. Этот момент раздражал меня на протяжении всей игры.

Ну и возвращаясь к оформлению города, не могу не упомянуть о том, что в этом аспекте, показалось мне неуместным. А конкретнее, очень уж плотное движение на дорогах. Уверен, что в 30-е годы, даже не учитывая всеобщего обнищания людей ввиду «великой депрессии», было невозможно такое количество частных легковых автомобилей у населения. Дело в том, что автомобиль, в те времена — это, зачастую, не только средство передвижения, но ещё и знак того, что его владелец может себе позволить такую роскошь. Как мне видится, уплотнение автомобильного трафика в игре, сделано для того, чтобы игрок не чувствовал себя слишком одиноко, рассекая на своём болиде городские кварталы.

Обратной стороной плотного авто-трафика является низкий уровень искусственного интеллекта водителей. Так, если по центру дороги произошло ДТП или если игрок оставил там свою машину, остальные водители немедленно образуют пробку, не пытаясь объехать препятствие. Такие моменты немного раздражают и выбивают из общей атмосферы игры.

К слову, автопарк игры довольно богатый, а автомобили, хоть и не лицензированы, но являются аналогами реально существующих (кроме нескольких прототипов).

И ещё один момент про автопарк и авто-трафик. Как только игрок получает доступ к новому автомобилю — автомобили этого типа (независимо от степени его элитности) тут же массово появляются на улицах города. Это тоже выглядит мягко говоря странно и объяснить такое решение можно только тем, что на взгляд разработчиков игры, игрок в случае необходимости, должен иметь возможность угнать тачку по вкусу. Лично мне этот момент не очень понравился, так как несколько снижает погружение в атмосферу игры.

С технической точки зрения, вождение в игре лично мне не особо понравилось (тут должен оговориться — я не любитель всяческих гонок и не особо хорошо в них играю, что наверняка откладывает определённый отпечаток на моё мнение). Автомобили ведут себя довольно «деревянно». А подняться без замедления движения даже на невысокие, казалось бы, подъёмы могут только самые мощные болиды в конце игры. В то же время, когда приходится устраивать погони за противниками или, наоборот, уходить от погони, автомобили оппонентов приобретают чудесные свойства — независимо от типа авто, легко разгоняются до любой скорости и запросто таранят на высокой скорости практически всё на своём пути, при этом не меняя курса движения. Я уже молчу про полицию, которая с лёгкостью догоняет вас на протяжении всей игры, независимо от того, сколько лошадей у вас под капотом.

Кстати, о полиции. Она активно реагирует на действия игрока. Например, если вас заметили за нарушением, вроде проезда на красный свет, превышением скорости или ДТП, то полицейские немедленно захотят познакомиться поближе, запросить штраф за совершённые действия с напутствием больше так не делать. А уж если вы на виду полиции кого-то сбили насмерть или открыли стрельбу, тут уж простым штрафом отделаться не получится. К игроку немедленно сбегутся и съедутся полицейские со всей округи, дружелюбно помахивая помповыми ружьями. Причём, по мере отстрела понаехавшей полиции, к ней немедленно будет приходить свежее подкрепление, так что, устроить тотальный геноцид служителей правопорядка в игре довольно проблематично.

Впрочем, сделать ноги, вернее «колёса» тоже не просто, потому что, как я уже писал выше, полиция с лёгкостью Вина Дизеля догоняет вас не зависимо от того, на какой тачке и с какой скоростью вы пытаетесь от неё скрыться, демонстрируя полное презрение к вашим тщетным попыткам избежать неизбежного правосудия. Единственный верный способ уйти от погони — спровоцировать радостную встречу полицейской машины с несбиваемым препятствием на высокой скорости. Такой поцелуй, выводит из строя, даже всемогущие полицейские болиды. После этого следует немедленно залечь на дно в укромном местечке, пока полиция не успокоится.

К сожалению, вся строгость закона в игре, распространяется только на игрока. Но, к счастью, в большинстве случаев, это не заметно. Прямых ситуаций, в которых представители конкурирующих группировок сами открывают огонь на виду у полиции в игре как-бы не предусмотрены. Но если уж получилось такую ситуацию спровоцировать, то на помощь полиции рассчитывать не стоит. Представители правопорядка демонстрируют полнейшее равнодушие к тому, что игрока пытаются пристрелить.

Причём, иногда доходит до смешного. Так, на одном из этапов главы с говорящим названием «You lucky bastard!», я затупил и попытался установить взрывчатку в автомобиль Серджио Морелло (брата дона Морелло) на глазах у его охранника. Тот, обалдев от такой невиданной наглости, естественно открыл по мне огонь на поражение. Я, естественно, решил ответить ему взаимностью, но вовремя заметил проходящего неподалёку полицейского и решил схитрить, убив одним выстрелом (вернее без выстрелов) двух зайцев — и от охранника избавиться и не ополчить против себя силы правопорядка. Встав по другую сторону от полицейского, я попытался привлечь его внимание к творящемуся беззаконию. Но, ему это оказалось настолько пофигу, что он просто смотрел на меня скучающим взором, не понимая, чего же от него хотят, пока охранник, стреляя по мне не застрелил его! Впрочем, как уже писал выше, такие ситуации редки и можно спокойно пройти игру, не заметив ничего подобного.

Управление персонажем, и шутерная составляющая в Мафии, как и в случае с автотранспортом, тоже реализована не на лучшем уровне. Игра явно не задумывалась ураганным шутером, так что недостатки в этом элементе вполне оправданны. При этом, сложность в перестрелках довольно высокая. Можно запросто склеить ласты с пары удачных (скорее наоборот) попаданий, что в сочетании с довольно топорным управлением и крайне редкими аптечками, неоднократно послужит причиной загрузки с контрольной точки. Наверняка, многие со мной не согласятся, но на мой взгляд, разработчики местами переусложнили игру (если что, я играл на нормальном уровне сложности).

Впрочем, Mafia: The City of Lost Heaven мы любим не за перестрелки, а за то, как она передает атмосферу 30-х годов прошлого века взглядом человека, который начинал обычным честным гражданином, зарабатывающим на жизнь таксистом. В какой-то момент, эта самая жизнь свела его с бандитами и он, хоть и не особо к этому стремился, постепенно стал матёрым уголовником. Но по прошествии лет, под давлением сложившихся обстоятельств, вынужден был пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Не менее важной составляющей, является звуковое сопровождение. Саундтрек соответствует атмосфере игры и гармонично дополняет её.

А всё вместе: музыка, отличный сюжет и диалоги, огромный, живой и разнообразный город с пригородами — всё это и погружает нас в игру, заставляя закрывать глаза на недочёты игрового процесса, которые на фоне перечисленных достоинств, выглядят мелкими недостатками.

Не могу не сказать пару ласковых слов про русскую локализацию. Поначалу, моё мнение о ней было резко отрицательное. Конкретнее, начав игру с русской озвучкой, я смог выдержать только первую миссию, после чего переключился на английскую версию (благо, есть субтитры). Но перед завершением заметки, чтобы не быть голословным, я ещё раз немного поиграл с в русскую версию — послушал диалоги в сюжетных заставках, поболтал с персонажами и всё такое. И должен признать, в целом, она звучит не так плохо, как мне показалось вначале. По возможности, конечно, всё равно предпочтительно играть в английскую версию. Но если уж совсем непонятно о чём говорят иностранцы, то и русская сойдёт. Если кратко, то в местах, где актёры дубляжа не пытаются «играть» — всё звучит более-менее адекватно. Но, как только они пытаются что-то изобразить, озвучка превращается в отвратительные кривляния. Увы.

Ну и, подводя итог, Mafia: The City of Lost Heaven — несмотря на свой серьёзный возраст, по-прежнему остаётся отличной игрой, с незначительными недочётами. А среди игр, на тему итало-американских бандитов — это, пожалуй, и вовсе лучшая игра. Вторая часть, хоть и тоже толковая, в этом плане несколько отстает, хоть и ненамного, но об этом в другой раз. Любителям произведений подобной тематики — играть в обязательном порядке (если конечно не отпугивает изрядно устаревшая графика и некоторые элементы управления).

Пожалуй, на этом всё. Спасибо за внимание.


Лучшие комментарии

Читай также