15 ноября 2021 15.11.21 5 4207

Как аниме «Клинок, рассекающий демонов» не боится быть ТАКИМ

+1

Тут есть спойлеры на 1 сезон!
Если ещё не смотрели, то читайте на свой страх и риск  

 

Вступление

В эпоху, когда на Японском рынке господствует фан-сервис с его бессмысленными сюжетами, идеализированными фантазиями, появляется контрапункт. Некоторые студии начинают снова создавать сериалы направленные на более взрослую аудиторию. Рождаются: «Атака Титанов», «Город, в котором меня нет», «Смертельный парад». Каждая из этих истории позволила себе быть против навязанного представления о современных правилах. Они либо уходят в жестокую философию, либо в рефлексию на тему жизни, либо в вопрос о человеческой морали. Но «Клинок, рассекающий Демонов» позволяет себе нечто другое. Он входит в аниме мир зная правила игры и принимает их. Не пытается противоречить им, а просто соблюдает идеальную формулу. Об этом внутреннем убранстве сегодня и пойдёт речь. Так что готовьте свои клинки. Мы отправляемся охотиться на демонов.

Автор, личные проблемы и первые работы

Давайте заплывём немного издалека, чтобы понять контекст. Коёхара Готогэ — интроверт и замкнутый в себе хикикомори. Причина тому школа, где насмехались над ним и унижали. Из-за чего он боялся кому-либо показывать своё творчество. До 24 лет он рисовал в стол и только в 2013 году выходит его сборник манги. В нём сразу прослеживается знакомый всем стиль рисовки и повествования. Коёхара делает большой упор на жестокость и поначалу создаёт всё в сеттинге конца 20 века.

Туда он вносит вампиров, жуков-монстров, злых духов и прочих тварей. А сражаются с ними исцелители.

Тоже деструктивные персонажи, но выступают на стороне добра. Все его истории начинаются с простой морали. Любовь — это хорошо, насилие — это плохо. В середине всегда происходит битва и превозмогание над своей же моралью. А концовка сводится к положительному исходу для героев.

Но один из рассказов кое-чем отличается и кажется до боли знакомым.

Эпоха самураев и ронинов. Какой-то демон убил целую семью. Он сражается с другими демонами, а потом приходит охотник на охотников и срубает катаной голову.

Персонажи вам могут показаться знакомыми и да, это та самая манга, которая станет исходным вдохновителем для создания «Клинка, рассекающего демонов». Только впоследствии молчаливый главный герой был заменён на известного нам Танджиро. Градус жестокости также пришлось сбавить, ибо основная аудитория — подростки.

Проблема структуры аниме

Из-за стиля повествования Коёхары есть проблемы с просмотром первых серий. У некоторых даже весь сезон не получилось досмотреть. Всё дело в горизонтальности истории. На протяжение 25 серий создаётся ощущение, что мы наблюдаем подготовку к большому путешествию. Танджиро постоянно приходят побочные задания, которые никак не развивают основной сюжет и не меняют его характер. Но всё же мы постепенно узнаём новое о внешнем мире. Появляются демоны 12 лун и восходящий над ними сильнейший демон, который борется со столпами — самыми сильными охотниками на демонов. Меняется и отношение к демонам. Если Незуко считали исключением, то к концу сезона понимаем, что она не одна такая. Все эти нюансы упускаются из-за того, что они разбросаны по всему сезону и не создают резкого наплыва потока информации. В рамках одной битвы мы узнаем один поинт и живём с ним до следующей битвы. Поэтому успеваем уже свыкнутся с полученными знаниями.

И здесь нам нужно учесть актовую структуру, которая пыталась в динамику. Заметьте, что герои всегда после какой-нибудь битвы отправляются отдыхать. Потом следует тренировка, где герои становятся сильнее, узнают что-то новое. А следом они отправляются сражаться с демоном. Побеждают его и всё продолжается в рамках цикла.
Отдых — тренировка — бой — отдых — тренировка — …

Эта актовая структура имеет название — американские горки. Такая же используется в «Магической Битве». Она идеально подходит для экшен-аниме, потому что если бы зритель от начала и до конца наблюдал бесконечные взрывы, бои, то это превратилось бы в одну громкую ноту. В какой-то момент она начала бы раздражать, сильно наскучила и зрителя поклонило бы в сон. Если у произведения не стоит цели стать снотворным, то после скатывание с горки следует поднятием на неё.

Проблема только может возникнуть, когда такой цикл повторяют раз за разом со слишком малым интервалом. Да, зритель успевает адаптироваться к смене эмоционального фона, но начинает привыкать к его систематической частоте. Это снова создаёт ощущение монотонности, которого авторы пытались избежать комбинируя битвы и отдых. Решением проблемы стало бы разовое нарушение цикла. Этого хватит, чтобы разрушить ощущение монотонности и вернуть уставших зрителей.

Редактор — второй автор

На самом деле то, какой стала манга, заслуга двух людей. Безусловно, Коёхара создатель этого мира и стиля, но привёл его к этому Кацухико Такаяма. Он предложил взять за основу лучшую из работ Коёхары и превратить в полноценную историю. Он же настаивал на сбавлении жестокости, чтобы можно было впоследствии адаптировать мангу в сериал. Его идеей было заменить главного героя на Танджиро и выдать ему отличительные атрибуты — шрам и серьги. Кацухико Такаяма был именно тем редактором, который находил внутри автора талант и помогал его раскрыть.

Он говорил, что у Коёхары есть одна проблема — иногда он не может объективно видеть свои собственные сильные стороны. Для него Танджиро слишком нормальный, что постоянно подстегивало внести в его характер какие-то отклонения. Иногда Коёхара не понимал что происходит внутри сюжета. Когда в аниме мы впервые увидели сочувствие к демонам со стороны Танджиро, то это была случайность. Коёхара просто сделал иллюстрации и был готов их выбросить, но Кацухико Такаяма посчитал это важным для истории. Так демоны из злодеев превратились в элемент сопереживания. Но сильными сторонами Коёхары всё также оставались: идея, трудоголия и стиль.

Самой большой проблемой было передать уникальный стиль Гото-сана. Его образы с очень чёткими линиями выражения лица и поразительным визуальным подходом. Тогда я задался вопросом, как мы переведем это из манги в анимацию. Takahashi Yuuma (Продюссер)

Как адаптировали в аниме

Когда начинаешь сравнивать мангу и аниме в лоб, то видишь как тщательно ufotable подошла к адаптации оригинала. Начиная от битв и заканчивая комичными шотами. Всё воспроизводилось по кадрам с максимальной точностью.

Но всё же одними кадрами из манги не обойтись и нужно как-то наращивать анимацию на весь этот скелет. А чтобы упростить не столь важные сцены — применяли CGI, который вы наверняка заметили при просмотре аниме. Только в отличии от многих других случаев — здесь CGI не кажется выбивающимся. И важно понимать, что ufotable давно сотрудничает с игровыми японскими студиями, делая для них трейлеры. Один из последних, это трейлер к Tales of Arise. Также студия известна по «Fate» и «Границе Пустоты», где большая часть работы отдана визуальной составляющей. Клинок рассекающий демонов не стал исключением. Весь CGI идеально вписывается в стилистику… да что тут говорить, чего только стоит 19 серия.

Также незаметным для глаз зрителя была обводка. В манге она такая же, но в рамках аниме у неё есть своя полезная функция. И мы можем заметить похожее использование в других аниме с уклоном в экшен составляющую. Именно экшен.

Если убрать обводку, то вся картина превратится в кашу из разных цветов. Задача такой жирной обводки не упустить в динамике важные объекты. Чтобы композиция не превратилась в арт-хаусное произведение, а наш мозг остался доволен происходящим на экране.

Ещё менее заметным, я бы сказал, естественным примером фокусировки внимания станет его антоним — расфокус. Когда авторам нужно показать определённую сцену, где есть перегруженный задний фон, то его слегка размывают.

Это естественно для мозга, ведь глаз также при концентрации на объекте размывает и перестаёт считывать окружающую информацию. Но если бы аниме не учитывало это простое правило, то мы наблюдали бы перегруженные сцены. Особенно во время боя, где очень важно использовать моушен-блюр. Без него проявляется фальш мира и с каждым кадром мозгу было бы всё тяжелее и тяжелее принимать информацию.

Персонажи

Давайте пройдёмся по основным пунктам, которые стали крючками для массового зрителя. И начнём с персонажей.

Танджиро — классический главный герой сёнэна, который сначала ни на что не способен, но путём превозмогания становится сильнее.

Незуко — вписывается в сюжет как вайфу для отаку и как новый аватар для косплееров. Если в рамках сюжета, то она служит заявлением, что не все демоны плохие и без неё эта история развивалась бы совершенно в другом направлении.

Зеницу, Иноске, Шинадзугава и Канао — составляют команду вместе с Танджиро. Каждый из них превосходно владеет одним из пяти чувств: обоняние, слух, осязание, вкус и зрение.

Демоны — серая мораль этой истории. Они создают неоднозначность тем, что стали злыми поневоле. Поэтому зритель может даже начать сопереживать демонам, забывая про их природу.

Но вот однозначным злом выступает Кибуцуджи Мудзан — он превращает людей в демонов и жаждет создать мир, где все поклоняются ему.

Мораль и мотивация

Чтобы из простого боевика про самураев и демонов сделать нечто более объемное — внутри истории закладывается мораль и мотивация. Ключевая мораль, это то, что не все демоны плохие, но она не единственная. Свойственные сёнэну: «люби друзей», «цени семью», «будь добрым», «будь честным» — также идут красной нитью через всё аниме. Мотивацией же являются действия главного героя и диалоги. Нам показывают, что если прикладывать все свои усилия, то наверняка что-то да получится. А диалоги лишь подкрепляют эти действия. И поэтому тут нужен персонаж слабый характером. Он показывает гиперболизированную человеческую слабость, из-за чего некоторых зрителей раздражает своим поведениям. Но на таком контрасте мы более ярко ощущаем идущую от Танджиро мотивацию.

«Клинок, рассекающий демонов» — это гипер–мейнстрим — он отражает человеческую природу. Персонажи преодолевают невзгоды, растут и сражаются со злодеями, которые заслуживают своей участи. Это отличное развлечение, которым может наслаждаться любой, независимо от возраста или пола. Katsuhiko Takayama (Главный редактор, со-автор)

Таким же славится Нолан со своими фильмами или бесконечный «Форсаж», оценки которого уже ниже 6 из 10, но каким-то образом он до сих пор собирает миллиард долларов. Всё потому, что авторы изначально делали акцент на массовом зрителе и следовали формуле.

Следовать формуле

Но было бы грубо с моей стороны не уточнить один фактор. К успеху приводит не только тяжкий труд. Вам нужны знания, опыт и умения, чтобы постоянно улучшаться. А ещё любопытство, трудолюбие и мотивация, которые ускорят этот процесс в 4 раза. Только всё это до сих пор малая часть одного большого олимпа. Без одного важного элемента — всё может закончится не успев начаться. Я хочу ещё раз сказать, что вам нужна огромная удача, чтобы оказаться в точке успеха. Для каждого из нас шансы оказаться в ней стремятся к нулю… но если несмотря ни на что продолжать бить в одну и ту же идею — однажды, у вас всё получится. ❤


Лучшие комментарии

Спасибо!
Опечатку поправил :)

Спасибо за блог, вообще ничего не знал про это аниме и мангу тем более, довольно интересно и доходчиво написано. Не могу оценить, насколько детально в тексте раскрыты факты, но он как минимум опрятный.
Разве что маленькая опечатка 

создаётся ощущения

Для меня аниме середняк, как и недавняя расхайпленная магическая битва. Видимо постарел, самокопания больше заходят сейчас.

Я могу ошибаться, но разве Коёхара Готогэ не женщина? Если нет, то извините.

Читай также