14 ноября 2021 14.11.21 4 3350

Оглядываясь назад. Mafia: The City of Lost Heaven

+7

Это мой первый опыт в создании подобных форматов. Поэтому прошу не сильно ругаться и конструктивно критиковать. Приятного чтения!

 

2002 год был богат на крутые игры, ставшие впоследствии культовыми. Такие тайтлы, как  The Elder Scrolls III: Morrowind,  Grand Theft Auto: Vice City и  Medal of Honor: Allied Assault до сих пор ценятся игроками по всему миру. И среди этих хитов, затесался проект Illusion Softworks -  Mafia: The City of Lost Heaven. Казалось бы: открытый мир, возможность угонять машины, перестрелки - а это случаем не клон GTA? Безусловно, схожесть в жанре играет свою роль, но Mafia воспринималась (и воспринимается до сих пор), как самобытное приключение с множеством оригинальных идей. Благодаря этому игра обрела успех и издатель дал зелёный свет на создание продолжения. Так родилась серия игр Mafia. Но давайте пока остановимся на "Городе Потерянных Небес" и рассмотрим его чуть ближе.

Для начала вкратце о разработке. Как я уже и сказал, игру разрабатывали Illusion Softworks - небольшая чешская компания, известная до этого только тактическим шутером Hidden & Dangerous. Изначально их следующий проект носил название Gangster и должен был стать симулятором вождения с элементами экшена. Лишь спустя время всё преобразуется в то, что мы знаем как Mafia: The City of Lost Heaven. Не малую роль в этом сыграл Даниэль Вавра. Вдохновлённый литературой и фильмами про гангстеров парень стоял на должности геймдизайнера и сценариста игры, а позже и вовсе возглавил разработку. Именно его мы можем благодарить за сей шедевр видеоигровой индустрии.

Перейдём к самой игре. Перед началом сюжетной кампании можно пройти обучение, в котором нас научат таким основам, как стрельба, управление транспортом и, что не мало важно, расскажут о том, за что и как нам может препятствовать полиция. Стражи порядка могут оштрафовать главного героя, арестовать и, в определённых ситуациях, применять огнестрельное оружие.

В сотый раз в первый класс...
В сотый раз в первый класс...

Теперь непосредственно о сюжете. Действия происходят в Америке 30-х годов, в вымышленном городе Лост-Хэвен. Главный герой - Томас Анджело, в прошлом таксист, а в настоящем гангстер в бегах. Он встречается в кафе с детективом Норманом, дабы заключить сделку - показания на суде против семьи Сальери в обмен на защиту для жены и дочери главного героя. Всё повествование разбито на главы, всего их двадцать штук. В свою очередь, главы соединены в пять групп, по четыре — в каждой, по принципу событий, происходящих в определённый период, где каждый из них имеет свои характерные признаки: политические, экономические, социальные и т. п.. Пересказывать весь сюжет я не буду, только самые первые миссии.

1930 год. Томми после очередного рабочего дня решил слегка отдохнуть, перекурить, как вдруг он слышит громкий скрежет железа. Из-за угла выходят два человека в чёрных костюмах и с пистолетами в руках. Так мы знакомимся с Сэмом и Поли, людьми, которые в будущем станут нашими близкими друзьями. Они приказывают Тому ехать куда угодно, главное стряхнуть с хвоста преследователей его новых килентов. Кстати этими преследователями являются люди дона Морелло, антагониста игры. После непродолжительной погони нам удаётся оторваться и Поли просит Тома отвезти их к бару Сальери. После прибытия к месту назначения Сэм передаёт денежную благодарность от дона и также говорит, что Сальери всегда может подыскать работу для главного героя. Том вежливо отказывается и едет домой.

За секунду до...
За секунду до...

На следующий день Томми как обычно работает в такси, перевозя пассажиров по дорогам и районам родного города. Данная миссия не несёт особой роли в сюжете игры. Скорее, она знакомит игрока с основными частями города и основами аккуратного вождения по улицам большого города Лост-Хэвен.

Чёрт! Опять превысил скорость
Чёрт! Опять превысил скорость

После тяжёлой работы герой решает пойти выпить чашку кофе. Немного отдохнув, он возвращается в машину, собирается продолжить работу, как нежданно-негаданно к машине подходят двое. Один вытаскивает Тома из машины, а второй принимается разбивать её битой. По их словам, это месть от Морелло за помощь людям Сальери. Тому удаётся вырваться из лап бандитов и тот бросается бежать. Он замечает, что всё происходит недалеко от бара Сальери и бежит под пулями через переулки прямо к этому заведению. 

А говорят слышать музыку через картинки нельзя
А говорят слышать музыку через картинки нельзя

Добежав до бара, Томми скрывается внутри, и бандиты следуют за ним. Сидящие внутри бара люди Сальери, видимо, узнав нападавших, встают со своих мест, схватывают их и убивают. От трупов солдат Морелло избавляются, увезя их за город.

Поли и Сэм держат свое слово и заступаются за таксиста. Но самого Тома это не особо радует: мало того, что начальник городского таксопарка уволил его с работы, когда узнал о неоднократных проблемах Тома с гангстерами, так ещё и Морелло явно теперь готов довести начатое дело до конца и отомстить ему. Том понимает, что в его новом положении быть мафиозо не так уж и плохо: «Лучше помирать молодым и при деньгах».

Тут мы знакомимся с обитателями бара, вот они слева направо: дон Сальери - отныне наш новый босс; Фрэнк - правая рука дона; Луиджи - бармен; Винченцо - местный оружейник; и Ральфи - автомеханик. С ними мы будем сталкиваться постоянно. На этом моменте я закончу свой пересказ, так как это всё таки больше обзор, нежели анализ истории. 

Самое грозное ОПГ Лост-Хэвена
Самое грозное ОПГ Лост-Хэвена

Если описать сюжет игры одним словом, то я бы сказал, что он простой. Авторы не хватали звёзд с неба и приземлённость происходящего даёт игроку ощущение, что всё это могло бы происходить в реальности.

Вообще Mafia во многом похожа не на игру, а на самое настоящее кино. Это не удивительно, ведь, как я уже сказал, авторы вдохновлялись фильмами про гангстеров, в том числе такими картинами, как "Крёстный отец" и "Славные парни".

Но порою Mafia конечно удивляет. Вроде бы вот ты только работаешь таксистом, спокойно развозишь людей по городу, но уже через пару глав тебе приходится принимать участие в самой настоящей гонке. Кстати, интересный факт о ней: в релизной версии игры её было не просто очень трудно пройти, а практически невозможно, за что и получила дурную славу. Многие бросали прохождение именно из-за этой миссии. Лишь спустя патчи перед стартом гонки добавили выбор сложности, что значительно упростило жизнь игрокам.

Её помнят все
Её помнят все

Во время подготовки к гонке мы знакомимся с Лукой Бертоне, автомехаником, который будет иногда нам выдавать задания в конце миссий. И вот вроде кажется, что это интересная тема, разнообразие в геймплее, но на деле после пары таких заданий хочется просто уснуть. Они на историю не влияют, никак не раскрывают персонажей и никакого интереса для игрока не представляют. Разве что в награду мы получаем новые тачки, которые можно будет отвезти в гараж и сохранить их там. Автомобилей, кстати, наберётся в нём не мало, уж поверьте. А для любителей местного транспорта есть даже раздел в меню под названием "Автоэнциклопедия", который позволяет детальнее рассмотреть машины и узнать некоторые их технические характеристики.

Mafia: The City of Lost Heaven в плане управления транспортом довольно непростая игра. Если в той же GTA управление более аркадное, то в Mafia всё приближено к симулятору в этом плане. Особенно сильно это ощущается во время всё той же гонки.

Но не только гонкой игра знаменита! Сам город Лост-Хэвен довольно большой и здесь есть все районы, которые только возможны, начиная от Хобокена, простого спального района, заканчивая Оукхиллом, небольшым холмом рядом с городом, где живут одни богачи. Также нам иногда приходится выезжать за город, но там, к сожалению, ничего интересного нет, разве что здешний аэропорт.

  Эх, красота-то какая! Лепота!  
  Эх, красота-то какая! Лепота!  

Но где бы ты ни прибывал, полиция везде равна. Местные копы всегда могут взять с тебя штраф или даже арестовать, если ты проехал на красный свет, превысил скорость или устроил ДТП. А если ты решишь угнать от них, то тебя могут объявить в розыск и тогда стоит искать укрытие понадёжнее, ведь красные точки на миникарте и вой сирен будут повсюду.

Чёрт! Опять та же картинка
Чёрт! Опять та же картинка

Согласитесь, что исследовать город и заигрывать со стражами порядка неудобно во время прохождения сюжета. Разработчики предусмотрели это и добавили в игру ещё два режима - "Прогулка" и "Большая прогулка".

"Прогулка" - это режим свободного перемещения, позволяет сосредоточиться на исследовании мира игры без выполнения каких-либо миссий. По мере продвижения по основному сюжету открывается доступ к некоторым настройкам, например, времени суток и точек появления персонажа.

Хронологически, период, показанный в этом режиме, расположен до финальных событий игры.

В данном режиме игрок может ездить на "открытых" в прохождении автомобилях, подрабатывать таксистом и получать деньги за правонарушения (например, превышение скорости, взрыв автомобилей и убийство гангстеров). Заработанные деньги можно расходовать на оплату штрафов, ремонт автомобиля, покупку оружия, заправку машины бензином, восстановление здоровья и сохранение игры в баре Сальери.

Ничего личного, просто нужны деньги
Ничего личного, просто нужны деньги

"Большая прогулка" - это в один момент то же самое, что и предыдущий режим, но совсем другое. Сейчас всё поясню. Мы всё также можем свободно перемещаться по городу, исследовать его, но он претерпел небольшие изменения. В некоторых местах, можно встретить трамплины, позволяющие, например, быстро пересечь реку. Основные объекты закрыты. Задний двор бара Сальери открыт, но гараж пуст.

Но главной отличительной чертой данного режима от обычной "Прогулки" является наличие заданий. Всего их 19 штук и можно получить их у определённых NPC, расставленных по всему городу. Зачастую эти задания абсурдны и несерьёзны, что и выделяет "Большую прогулку" из всех режимов.

Мужик, ты куда погнал?
Мужик, ты куда погнал?

В заключение хочется сказать, что перед нами не просто игра, а самая настоящая гангстерская сага о противостоянии семей Сальери и Морелло, рассказанная устами бывшего таксиста Анджело. Это история о том, сколь низко ценится человеческая дружба в среде людей, предпочитающих скрывать истинный род своих занятий под яркими вывесками кафе и ресторанов. Здесь есть все элементы хорошего боевика: картинные злодеи, захватывающие погони с перестрелками, роковые красотки, предатели и мощная симфоническая музыка.

Если хотите узнать, понравилась ли мне игра, то я отвечу, что для данного обзора я перепрошёл её в пятый раз :)

На этом всё, всех благ и до скорых встреч!


Лучшие комментарии

Хронологически, период, показанный в этом режиме, расположен до финальных событий игры.

Хронологически «Прогулка» располагается нигде, как и «Большая прогулка», потому что никаких сюжетных событий там нет. Максимум «хронологичности», который можно извлечь — это состояние окружения, которое соответствует разному состоянию города в разные годы по ходу повествования.

А вообще, очень абстрактно вышло: «Вот вам завязка сюжета, которую все знают, вот упоминание гоночной миссии, о которой все знают, вот упоминание про копов, и на закуску — пара слов о „прогулках“. О перестрелках — ни слова, хотя бы одну из „абсурдных и странных“ миссий в „Большой прогулке“ можно было заспойлерить, раз уж упоминаешь о них, ибо на фоне остальной игры они ОЧЕНЬ абстрактные и странные. Ну и с остальным та же беда — не хватает какого-то мяса, конкретики.

PS: Немного оффтоп, но всегда странно от таких постов. В том смысле, что ценность „в миллиард первый раз поговорим о Мафии“ крайне абстрактна ведь: игру уже кучу раз обсосали со всех сторон. И когда ты не предлагаешь ни „глубокого погружения“ в матчасть, а только слегка касаешься вершков; ни интересной авторской оптики восприятия проекта, то… в чём смысл? „Я так люблю Мафию, что расскажу вам самые попсовые факты о ней“?

Спасибо за содержательный комментарий! Постараюсь учесть ошибки и в будущем исправиться)

Читай также