Мысль
посмотреть этот фильм у меня возникла скорее благодаря стечению обстоятельств, нежели вкусовым предпочтениям. Просматривая обзор на «Не время умирать», меня заинтересовали вставки из «Достать ножи», которые оказались на удивление к месту. Выбранные фрагменты показали Дэниэла Крейга, заслуженного Джеймса Бонда с 2006 года, в весьма необычном амплуа — эксцентричного детектива а-ля Эркюль Пуаро. Или Шерлок Холмс. Или мисс Марпл. Или детектив Коломбо. Или…
Что самое главное, в этих фрагментах Крейг играл, а не демонстрировал свой фирменный бондовский poker face. Не на шутку заинтересовавшись, я посмотрел трейлер, окончательно убедившись, таким образом, что буду смотреть этот фильм.
Классический постмодернизм.
"Достать ножи" — это самая классическая, в хорошем смысле этого слова, детективная история, обёрнутая в фантик постмодернизма. И просто отсылок тоже. Что мы имеем: таинственная гибель главы семейства Харлана Тромби в ночь после празднования его 85-летнего юбилея. Родственники, в количестве 8-ми штук теперь хищно пускают слюни на завещание главы семейства, в которое входит, ни много ни мало, а поместье, антикварная утварь и 60 млн. долларов. Естественно, каждый так или иначе имеет мотив совершить преступление, чтобы присвоить все богатства. И само собой отношения в семье не самые гладкие, в особенности, когда на кону целое состояние.
Оцените весь постмодернистский посыл режиссёра Райана Джонсона. В семье у нас присутствует и интернет-тролль-правачок, и его антипод левачка-феминистка, и инстаграм-блогер,* и повеса «золотой мальчик», ну и так далее. Ах, да. На семью ещё работает нелегальная эмигрантка из Южной Америки, которая потом и кровью зарабатывает, чтобы её семья смогла сводить концы с концами. Сама эта девушка — божий одуванчик. Слова плохого не скажет, муху не обидит… ну вы поняли. Перед нам срез современных (на 2019 г.) США. Да, именно США. По стилистике фильм хоть и старательно пытается изобразить из себя Великобританию, но всё же действо происходит в Соединённых Штатах Америки. Режиссёр словно делает срез американского общества. Все наследники из семейства Тромби строят из себя невообразимо важных и самодостаточных людей, но по факту все они в рабской зависимости от главы семейства. Вернее, от его денег. Как, в общем, и вся Америка. Поняли, да? Глубоко.
Если же отбросить последний сарказм, то весь постмодернистский посыл не более чем обёртка. История про столкновение интересов семьи, каждый член которой есть набор противоположных типажей, стара как мир. Посему здесь Райан Джонсон ничего нового не придумал. Хотя, скорее всего, и не пытался.
Эркюль Холмс. Ой, то есть мисс Коломбо. То есть детектив Марпл… да твою ж мать!
Буду откровенен, я решил посмотреть фильм не потому что люблю детективные истории и связанные с ними загадки, я этого добра ещё в детстве наелся, а потому что мне была интересна игра одного конкретного актёра. Дэниэла Крейга. Из-за бондиады, буду опять-таки откровенен, у меня к этому актёру можно сказать предвзятое отношение. Мне хотелось взглянуть на него в каком-нибудь другом образе, нежели секретного агента британской короны. Желательно полностью противоположном. «Достать ножи» стал хорошей для того возможностью.
В трейлере персонаж Крэйга, с весьма странным, как по мне, именем Бенуа Бланк был показан этаким саркастичным гением, которому стоит один раз взглянуть на человека, чтобы полностью прочитать его. Стоит ему лишь изучить улики, применить свою потрясающую эрудицию, чтобы вывести на чистую воду всех, и поставить свой финальный, шокирующий вердикт.
К моему разочарованию Бланк оказался таким в трейлере, но не в фильме. Добрую половину картины персонаж отыгрывает элемент интерьера. Его расследование идёт на удивление вяло. Не сказать, что это прям плохо, но можно было и динамичнее. К тому же, сам по себе персонаж получился очень неровным. То он аналитик, как детектив Коломбо; то он самоуверенный пижон, как Шерлок Холмс из сериала «Шерлок» (у Бланка даже свой «Ватсон» появляется); то он наблюдатель, как мисс Марпл; то он выдает деконструирующие тирады, как Эркюль Пуаро (даже имя явный реверанс в сторону известного бельгийца). Словно Райан Джонсон сам до конца не понял, каким хочет видеть этого персонажа, нахватав от известных детективов всего понемногу. У Бенуа Бланка нет своей уникальной личности, а жаль. Возможно в уже анонсированном сиквеле Бланк станет «собой», но пока это лишь набор черт, нежели персонаж.
Дэниэл Крейг отыгрывает этого персонажа-солянку хорошо, к его чести. Но пока этого недостаточно.
Убийца — дворецкий! Наверное.
Другие персонажи отыграли свои роли отлично, у меня никак нареканий. Особенно понравился Хью Рэнсом, которого сыграл Крис Эванс. Тот самый «золотой мальчик» повеса, который смотрит на всех сверху вниз, получился на редкость интересным персонажем. Эванс, долго отыгрывающий непогрешимого Капитана Америку в этих ваших Марвелах, здесь словно оторвался, позволив себе побыть обласканным деньгами наглецом и вдоволь поплеваться желчью в родственников. Приятная неожиданность.
А вот персонаж, роль которого я не понял вообще — офицер Вагнер. Что он делает в сюжете и зачем он там, непонятно. Выкинуть этого персонажа, и не изменится ничего.
Говоря о сюжете в целом, то во главу угла становится, не поверите, расследование. Что произошло в ту злополучную ночь, когда скончался Харлан Тромби? Убийство или всё-таки самоубийство? Причастен ли кто-то из семьи? А из прислуги? Ведь мотивов хватает у всех.
Сюжет развивается хоть и неспешно, но он не успевает наскучить, за 2-то часа. Утоэтапаваратов ради уотэатапаваротов нет, что в современном кино большая редкость. В целом, это очень классическая история, очень классически поставленная, очень классически снятая. Это, чёрт возьми, хорошее кино. Без откровений, да. Зато хорошо поставленная и интересно рассказанная. В кой-то веки, персонажи второго плана являются персонажами, а не куклами. Каждый со своими тараканами, историей, драмой. Наблюдать за ними сплошное удовольствие.
Единственный недостаток кроется в том, что развязку я предугадал уже на середине фильма. Оставшееся время было интересно не то как развязка наступит, а как к ней подведут. Подвели одной сценой, одним большим куском экспозиции, что в какой-то момент смотрелось несколько притянутым за уши. Ну да ладно. Здесь дело скорее в штампах жанра. Впрочем, целостную картину сюжета это не портит. Повторюсь, перед нами хорошая детективная история. К просмотру рекомендую.
К производству готовится сиквел, а далее и триквел. Надеюсь на то, что все шероховатости исправят, и у любителей детективного жанра появится новый интересный персонаж. Задел к этому точно есть.
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Интересное мнение. Что забавно — совпадает во многом. Такой задел и как будто подрастерял где-то в середине было приятно читать!
Подрастеряли, потому что в середине без особого пафоса, как бы между делом, выкладывают, кто убийца и интерес спадает. Фильм вообще играется с жанрами, со зрителями и их ожиданиями, что хорошо. Но актеры отыгрывают замечательно (фраза «Eat shit, eat shit… definitely eat shit» в устах капитана Америки бесценна) интрига возвращается чуть позже и фильм оставляет приятное «послевкусие».
Автор, глянь Удачу Логана, вот там от Бонда ничего нет. Да и в целом здесь тоже, но нужно слушать в оригинале.
Спасибо)
Спасибо за совет, посмотрю на досуге)