18 октября 2021 18.10.21 5 544

Критерии гениальности кинокартины

-2

Задумался я, почему же Гуррен-Лаган так великолепен. А потом — что вообще делает произведение таковым. А ведь эти пять часов могли уйти на решение сопромата, подготовку к экзаменам, к пересдаче, на сон, но, видимо, не судьба. Зато мне, кажется, удалось распознать и выявить то, что делает кино воистину гениальным.

Я, как человек, связанный с творчеством довольно тесно, пусть и с самой полуживой и деградировавшей его частью, считаю, что действительно гениальное произведение должно работать на все уровни зрителя — от обывателя до критика, потому что те идеи, находки и образы, закладываемые создателем, обычный зритель может и не понять, и не увидеть, даже несмотря на их наличие и фундаментальность, но он всегда их почувствует, почувствует, что-то, что он смотрит/читает — нечто большее, нежели просто развлечение, при том, что само произведение развлечением таки продолжает являться. Но и этой глубины для гениальности всё равно недостаточно.
Взять фильм «Возвращение» Звягинцева — красивый, душераздирающий фильм, но я никогда его не пересмотрю. Никогда не пересмотрю «Сталкера» Тарковского, ни, уж тем более, его «Зеркала» — ибо у них просто отсутствует то, что я бы назвал эмоциональным качеством произведения — они не заряжают своего зрителя энергией, они забирают её, как бы ни была хороша их форма и содержание, они тебя изматывают. Да, это пища для ума, эстетическое наслаждение в какой-то мере, но стоит оно довольно дорого, при том, что я могу посмотреть того же Гуррен-Лагана — и получить и то, и другое, при этом заряжаясь невероятным количеством положительных эмоций.

По этой же причине советский кинематограф настолько хорош — это тот редкий зверь, который, подобно котенку (не потому, что в мире мало котёнков, а скорее потому, что это — самая чудесная пора кошки в жизни человека), способен вызывать добрую улыбку и невероятную любовь почти у всякого, кто его встречает, не используя и малейшей шутки, вербальной или нет (не значит, что их нет, а скорее то, что улыбка вызывается без их помощи), в то время как большая часть среднего кинематографа старается цеплять сеттингом и сюжетом, а монополию на сопереживание удерживает главный герой — и опять же, я не говорю, что это плохо, и среди таких фильмов есть те, которые будут вызывать бурю положительных эмоций и желание получить их еще раз, я не говорю, что положительные эмоции — главный критерий гениальности, но все же я считаю его определяющим, и чем они светлее и сильнее, тем лучше и само кино.

Так того же Восставшего Лелуша смотреть интересно, и это фундаментальная положительная эмоция кино и литературы — интрига, но проблема таких фильмов в том, что когда её не остается, то сам фильм, который на ней строится, перестает работать, потому что кроме интриги в нем ничего и не было. При том, что лента все еще хороша. И что роднит «Зеркало» Тарковского, влажные салфетки, Ноллановский «Интерстеллар», «Игру» Финчера и туалетную бумагу — так это одноразовость, а я считаю, что одноразовое произведение в гениальные метить ну никак не может.

Если брать Интерстеллар — он работает на все уровни зрителя, но его интересно смотреть только первый раз — к единственному эмоционально сильному моменту ведут два часа хронометража, диалоги имеют механический функционал продвижения сюжета, и на протяжении всего повторного просмотра брать хоть какие-либо положительные эмоции просто неоткуда, потому что их там просто не осталось после первого знакомства с произведением. Это тот тип фильмов, строящихся вокруг концовки, где идея — центральный мотив.

И здесь мы подходим к тому, что я считаю примером гениального — Гуррен-Лагану — это тот тип произведений, который строится вокруг людей, то есть изначально высокого эмоционального качества, а сами люди являются не средством донесения своей идеи, как в том же Интерстелларе или Начале, а её носителями, отчего получается великолепный синтез — ведь ты, сопереживая героям, начинаешь сопереживать и их идеям, проникаться ими, в то время как, например, Догвилль Триера больше похож на научную работу, пусть и очень хорошую, как будто мы смотрим через стекло муравейника.

То же самое, что и в Гуррене, работает в Бойцовском клубе — нет, он не вызывает ту бурю эмоций, на которую способен Гуррен-Лаган, но при этом его хочется пересмотреть, потому, что фильм строится вокруг персонажа, которому мы сопереживаем, и, вместе с тем, носителя мысли этого фильма, потому, что он не строится вокруг концовки, ибо на мой взгляд, в клубе это такая же равноправная часть произведения (об этом говорит открывающая кино сцена, как по мне).

Но конечно, всегда есть люди, которые захотят пересмотреть Догвилль или Интерстеллар — например, те же критики, потому что данное кино — показатель очень высокой режиссерской техники, или просто любители космической тематики, но их желание к пересмотру ленты вызвано не эмоциональным качеством картины, а родом их деятельности и увлечений, искусственно это качество создающих — точно так же, как геолог одинаково ценит и известняк, и алмаз, в то время как никакая девушка, как правило, никогда не вставит себе в кольцо кусок базальта — даже не взирая на все его великолепные свойства, минеральный состав и еще что-нибудь, вызывающее восторг по-геологически.

Резюмируя вышесказанное, какие же критерии гениальности кино, выражающиеся в так называемой реиграбельности, можно выделить?

1. Эмоциональное качество — сила положительных эмоций во время повторного просмотра;
2. Совпадение философии, идеи, мировоззрения персонажа с философией, идеей и мировоззрением фильма;
3. Равноправие элементов сюжета.

Это те три столпа, необходимых и достаточных для завоевания зрительской любви, ведь зрительская любовь именно тот маркер, отмечающий кино, как гениальное.


Лучшие комментарии

Что-то какой-то крайне неразборчивый и хаотичный наброс и проброс всего на свете в одной плошке: и Нолан, и аниме, и Триер, и литература — всё в одной бочке. Причём почти к каждому абзацу хочется запросить пояснений, уточнений, расширений мыслей, потому что я вот лично в итоге вообще не понял, откуда ты вышел и куда пришёл. И почему «11 друзей Оушена», например, — это кино про Интригу.

второй раз будет не интересно, потому что я всё это уже видел

Так а какой фильм пересматривая во второй раз ты будешь «вот этого я не видел»?

Суть не в том, что ты видел или не видел. И «11 друзей Оушена» — фильм не про Интригу того, как они это сделают. Она (интрига) — вишенка на торте, последний и самый громкий щелчок красиво расставленной ловушки для моего внимания, но фильм ценен не этим. Хочешь СЛОЖНОСТИ — идёшь в артхаус, смотришь (то кино про путешествия во времени у которого двадцатислойные блок-схемы объяснялки происходящего, забыл название, сорян,), а потом пытаешься сам эти схемы нарисовать. Оушен — это тёплые и ламповые фильмы про «плечо друга», где классные актёры хорошо отыгрывают свои роли, где есть немножко бесшабашная атмосфера и всякое такое. Ну т.е. пересматривать Оушена стоит не ради интриги, это не детектив, а ради всего вокруг, ради, собственно, фильма.

И я это, если что, говорю, не как фанат какой-то (я в этом жанре обожествляю «Воздействие», но у него немного другая формула, и это вообще сериал), я Оушенов пару-тройку раз посмотрел (и вот сейчас задумался, не пересмотреть ли)

Вообще, как бы, если фильм держится только на интриге того, что случится в конце — это просто-напросто хреновый фильм. Потому что без правильной, хорошей подводки никакой самый изящный и изумительно-выстроенный механизм финального спуска не сработает. Твист, грубо говоря, это математический множитель получаемых от фильма эмоций. И даже самый мощный, крутой и неожиданный твист, который умножает на тысячу количество эмоциональных калорий, которые были получены зрителем до этого момента, никакой погоды не сделает, если калорий этих — ноль.

И тут мы глобально возвращаемся к твоему тексту, потому что я понял, что у тебя вообще-то мысль везде одна: фильм с твистом смотреть стоит один раз, потому что там всё ведёт к концовке.

Но падажжи, человече! Ты низводишь ценность работы всей команды операторов-декораторов-сценаристов-компутерграпхиксмастеров-режиссёров и тысяч людей, занятых над крупными фильмами (и десятками и сотнями занятыми над фильмами поменьше) до финальной сцены? До банального знания фабулы «В конце окажется, что это всё-таки игра», которое единожды случившись умножает остальное на ноль? Потому что, ну, тогда ЛЮБОЕ произведение одноразовое, любое произведение — идёт к своей концовке, вне зависимости от того, есть на ней АКЦЕНТ, спрятан в неё твист или нет. И там уже просто субъективно от человека зависит — захочет он его посмотреть или нет.

Любое произведение — это не его концовка. Это не его сюжет. Это не твисты. Это не литературный стиль. Это не принадлежность к жанру. Это не фокус на людях или идеях. Это не операторская работа. Это не компьютерная графика и не игра актёров. Это не музыка (если мы про кино). Это ВСЕ его составляющие, работающие вместе. Иногда — в синергии, иногда — в дисгармонии, иногда — в спонтанном резонансе вообще. И смотреть на то, как вся эта система шевелится и действует.Если ты очень любишь Гуррен Лаган — это круто, это хорошее аниме, лучше многих. Но гениальное ли? Я сильно сомневаюсь. И ты в статье говоришь исключительно об обобщениях, которые касаются сюжетной части, а не о произведении, как таковом, во всей его комплексности.
И, наконец, ставя равенство между «зрительской любовью» и «гениальностью» ты делаешь большую ошибку. Во-первых, потому что мы щас приедем к тому, что зрительскую любовь можно либо посчитать — и тогда гениальными сразу станут «топ-100 по сборам» (а это не так), либо по оценкам, и тогда ими же станут «топ-250» Кинопоиска, IMDB и так далее. Зрительская любовь — это зрительская любовь. Зрители бывают разные, кто-то искренне любит Майкла Бэя, кто-то — фон Триера, кто-то умеет получать удовольствие от произведений и первого, и второго, но душа у него лежит к Вильнёву, например. Если я люблю человека (как творца), это ещё не значит, что я считаю его непременно ГЕНИЕМ. И наоборот — если я признаю, что человек делает в своей области реально выдающиеся вещи (т.е. то, что можно назвать «гений») — это ещё не значит, что я его люблю.

Любовь — это иррациональное. Я очень люблю дель Торо, но гений ли он? Я бы не сказал. Я очень люблю Kill la Kill, но гениальное ли это аниме? Нет. А вот Cowboy Bebop (на мой взгляд) — да, несомненно. И на то есть целая уйма причин, о которых я могу распинаться битый час (и сюжет, фабула и твисты далеко не первыми на ум приходят).

Тут, конечно, повисает ещё вопрос «По каким критериям мы считаем произведение поистине гениальным?» — потому что об один этот вопрос можно сломать огромное количество копий, даже не начиная искать общее в том, что мы отсеим.

Так из за того что все в куче — как раз и не видно основной мысли. После прочтения понял только, что тебе понравился Гуррен Лаган так сильно, что ты готов его каждый раз заново пересматривать .

Тезисы о фильме построенном вокруг концовки, разных эмоциях и тд воспринимать  сложно — это дикая субьективщина.

И впринципе, как можно сравнивать сериалы, фильмы и литературу в одной куче? У них же отличается все от формы до подачи. Если хотел поговорить конкретно о гениальности Лагана — сравнивай с другими аниме сериалами,  и тогда уже описывая, что его выделяет из потока сезонных тайтлов. Так будет и проще, и понятнее всем.

Любой блог — это рассуждение. Даже хорошо, когда ты можешь много чего сказать о той, или иной вещи. Порой модеры пишут «Делайте блоги больше», и это блин хорошо, ибо когда ты не просто что-то описываешь, а ещё добавляешь свои мысли, это даёт читателю не только узнать инфу, которую ты доносишь, но и впринципе понять твой склад ума. А это уже интересней, чем сухая ВИКИ. 

Да, 11 друзей — глобально не про интригу в смысле про концовку, но он про интригу в смысле — а как они это сделают, что придумают, и лично мне второй раз будет не интересно, потому что я всё это уже видел. 

Сам текст старый, ему полгода, захотелось выложить, к тому же мне он кажется не таким плохим, видимо, только кажется) Нолан, аниме, Тарковский, Триер(бтв, я энивей люблю Триера, почти все его фильмы смотрел) — просто ради примера, пояснить, что я имею в виду, я их рассматриваю не как представителей жанра, а как представителей киноискусства в целом, если расписывать по каждому произведению, то текста будет в разы больше, как и, на мой взгляд, отклонений от мысли, которую я хочу донести. И хотелось бы знать, каких пояснений, уточнений и расширений мыслей — постараюсь добавить

Читай также