2 сентября 2021 2.09.21 5 3201

Топ сюрреалистичных игр

+4

Направление сюрреализм зародилось в 20 веке. Этот стиль используется во всех медиа: искусстве, литературе, кино, мультипликации и видеоиграх. В прошлой статье я уже рассказывала о том, как сюрреализм получил развитие в играх студии Rusty Lake, теперь хочу поделиться своим топом, состоящим из десяти совершенно разных сюрреалистичных игр, а вы пишите в комментариях какими еще играми можно расширить топ.

Для каждой игры сделано небольшое до минуты видео, иллюстрирующее топ.

Комедийная игра от создателей Machinarium, Botanicula и Samorost со смешными персонажами и ситуациями, в которые они попадают.

В Chuchel игроку нужно решать головоломки, чтобы герой смог обойти своего соперника и заполучить драгоценную черешню и насладиться ею. Но игра выполнена не по канонам классического квеста, она буквально строится на абсурдных и нелогичных ситуациях.

Сюрреализм в игре применяется не только в геймплее, но и в художественном оформлении. Все герои игры выполнены по законам сюрреализма – они монстроподобные, но при этом не пугающие, а яркие и красочные, по их виду никак нельзя понять, какие действия они могут делать или какие действия с ними можно сделать, например, у желтого персонажа из начала игры половина его тела может открываться, как шкатулка, а внутри него обитают другие разнообразного дизайна персонажи, да еще и зажигают там как на дискотеке.  

Итог: разработчики Chuchel обратились к стилю сюрреализм при создании дизайна персонажей и при формировании геймплейных ситуаций.

 

Plug & Play основана на одноименном сюрреалистичном короткометражном мультфильме Майкла Фрея (Michael Frei).

В Plug & Play игрок сталкивается с необычными персонажами в виде антропоморфных розеток и вилок. Игра полностью состоит из странных действий, которые игрок запускает по нажатию кнопки, и происходящие события очень сложно логически трактовать. Помимо нелогичных действий, в игре присутствует сцена с абсолютно абсурдным диалогом и никак невозможно предугадать, куда он приведет игрока.  

Итог: разработчики Plug & Play вслед за мультфильмом решили передать в своей игре сюрреалистичный опыт от происходящих событий и еще раз обескуражить, только теперь игроков, необычным дизайном персонажей.

 

Еще одна видеоигра, сделанная по мотивам короткометражного мультфильма «Моя зарядка» от известного японского аниматора Ацуси Вада (Atsushi Wada). Кстати, мультфильм можно посмотреть на Кинопоиске.

В игре предстоит бесконечно долго, правда без особых усилий, точнее вообще без усилий, качать пресс и на каждом подъеме впиваться в тело своей собаки. И чем дольше игрок качает пресс, тем больше разных животных приходят его поддержать, в конце концов экран почти полностью заполнен живностью. Но не только животные приходят к игроку, но и сам Будда, когда цифра подъемов превышает 100 раз, таким образом демонстрируя игроку заповедь о терпении - будешь страдать, но терпеть и достигнешь «просветления» даже через такое обыденное действие, как качание пресса.

Итог: разработчики My Exercise превращают обычную ситуация – зарядку – в абсурдную и не только за счет животных, которые поддерживают игрока, но и за счет приведения качания пресса к буддийскому условному просветлению.

 

Загадочная игра D4: Dark Dreams Don't Die от разработчика SWERY, создателя известного и не менее загадочного триллера Deadly Premonition.

Создание сюрреалистичных образов в играх – это особенность языка SWERY. Например, в D4 игрок сталкивается со множеством странных и эксцентричных персонажей.  Их причудливость заключается: во-первых, в создании необычного дизайна, например, яркий образ стилиста в контексте сюрреалистичной атмосферы игры приобретает признак эпатажности, безумности, что свойственно сюрреализму; во-вторых, в создании характера персонажа, тот же стилист разговаривает со своим манекеном как с живым человеком, другой персонаж – очень высокий доктор – говорит очень медленно и странными фразами, а еще вылезает и залезает в разные отверстия в самолете, которые явно ему не по размеру; и, в-третьих, олицетворение домашней кошки главного героя в образе соблазнительной девушки, которая носится по квартире, царапает хозяина, мяукает, скребется. В данном случае работает закон сюрреализма «сочетание несочетаемого» - поведения кошки с обликом девушки.

Итог: в D4: Dark Dreams Don't Die самым ярким примером применения законов сюрреализма стал дизайн персонажей – их внешнего облика, поведения, действий, которые они совершают.

 

Действие игры The Norwood Suite разворачивается в загадочном, уединенном отеле Hotel Norwood, который наполнен причудливыми персонажами и разными диковинами.

The Norwood Suite является отличным примером применения стиля сюрреализм для дизайна локаций.

Итог: если хотите увидеть сюрреализм в игре в его чистом виде, то вам стоит попутешествовать по локациям Hotel Norwood.

 

Конечно, топ не обошелся без легендарной Deadly Premonition. Не секрет, что игра выполнена в духе известного сериала "Твин Пикс" Дэвида Линча. Все в игре проникнуто мистическим сюрреализмом - происходящие события, причудливые характеры персонажей, сны.

С первых же кадров Deadly Premonition игрок оказывается в сюрреалистичном сне: необычное место, которое окрашено красным цветом, мальчики в виде ангелов о чем-то перешептываются, отстраненно стояща дверь, ведущая неизвестно куда - все проникнуто тайной и мистикой.

Не обошел стороной сюрреализм и персонажей, как и в случае D4. Среди них даже есть отсылка к женщине с поленом из «Твин Пикса» - это дама с кастрюлей.

Итог: Deadly Premonition и D4 выполнены по одним принципам, которыми руководствуется SWERY: создание сюжета и атмосферы игры в стиле мистического сюрреализма и формирование причудливых персонажей, отличающихся экстравагантностью и желанием одушевлять неодушевленные объекты.

 

Karambola – это небольшая игра – головоломка, которая наполнена сюрреалистичными персонажами, сочетающими в себе антропоморфное тело и головы в виде разных растений. У игры очень симпатичный визуал, состоящий из мягких акварельных фонов и нарисованных карандашом персонажей.

Итог: Karambola является отличным примером применения стиля сюрреализм при создании дизайна персонажей.

 

The Tender Cut - это небольшая интерактивная игра-инсталляция от российских разработчиков, вдохновленная одной из сцен известного сюрреалистичного немого фильма "Андалузский пес" Луиса Бунюэля и художника Сальвадора Дали.

Действие игры происходит в рамках одной комнаты и небольшого балкончика, выполненных в стиле черно-белого кино.

В интерактивной форме через механику квеста разработчики стремятся передать игроку ту сюрреалистичную атмосферу, в которой находится персонаж фильма (тот, который в самой известной сцене из фильма разрезает глаз).

Итог: атмосферная и стильная игра, которая действительно погружает в сцену из фильма и за счет этого формирует опыт нахождения в сюрреалистичном месте.

 

В кошмарные, наполненные сюрреалистичными образами сновидения главного героя погружает игрока Catherine. Помимо метаний между прекрасными девушками, главному герою игры приходится выживать во время своих снов. И, конечно же, разработчики не могли не выбрать при оформлении позиций кошмаров Винсента именно сюрреализм, для которого сон является главенствующей темой.

В качестве ярких сюрреалистичных образов выступают подсознательные кошмары главного героя – страх детей, страх женитьбы, которые во сне трансформируются в огромных монстров, пытающихся его убить.

Итог: Catherine демонстрирует мир сюрреалистичных снов, которые наполнены переживаниями героя и его страхами.

 

Нельзя было обойти стороной только вышедшую Psychonauts 2.

Во-первых, основная часть действий игры разворачивается в подсознании персонажей, населённого их внутренними демонами, что уже автоматически отсылает нас к сюрреализму. А, во-вторых, дизайн локаций часто пользуется законами стиля – создание мистического пространства, наполненного необычными объектами, которые отражают сущность персонажей. Но в игре можно встретить не только сюрреалистичные локации, но и психоделичные, которые выполнены в очень яркой, кислотной цветовой гамме и всё вокруг постоянно мерцает и моргает.

Итог: разработчики Psychonauts 2 при оформлении дизайна локаций применяют два стиля: сюрреализм и психоделизм. Оба стиля построены на демонстрации внутреннего мира человека.

 

Автор: Ирина Шедько – искусствовед, автор Новой видеоигровой критики.


Лучшие комментарии

В этот топ вписывается сразу вся трилогия Михальски: The Cat Lady, Downfall и Lorelai. Одни более глубокие и метафоричные, другие более прямолинейные — но все по своему замечательны, особенно если произойдет резонанс личного опыта и переживаний с представленными образами 

Не раскрыт главный вопрос. Обязательно ли быть алкоголиком и наркоманом, чтобы делать сюрреалистичные игры?

Не обязательно:) Можно воплощать в играх свои сны:) А вот стиль психоделизм вдохновлен галлюцинациями от принятия наркотиков. 

Спасибо! Мне кажется, что та же The Cat Lady больше к психоделичному хоррору относится, уж больно мрачная она для сюрреализма:) не к тому психоделу, который представлен в Psychonauts 2, а именно к такому типу, который демонстрирует психические переживания, выраженные в страхах, фобиях. Я, кстати, сейчас готовлю материал по Fran Bow и по психоделзму в целом и там пробую объяснить, в чем разница между сюрреализма и психодела и на какие типы делится психодел.

Читай также