Очень рада, что на большом экране перепоказали трилогию “Властелин колец”. Жалко, не в оригинальной озвучке с сабами и не режиссёрскую версию, но сама понимаю, что высидеть полный хронометраж на англ язе не всем зайдёт.
По случаю грех не перетрясти сундук с нафталином, извлекая мою любимую Middle-earth: Shadow of Mordor. Заодно и про Shadow of War побубним. Чего уж.
Конечно, писать обзор на Middle-earth: Shadow of Mordor с точки зрения геймплея уже максимально неактуально. Уверена, что большинство знает и про систему Nemesis (ныне запатентованную, что вызывало нехилый бугурт), и про генерацию уникальных орков.
Но мне нравится анализировать любимые игры и разбирать, что разработчики хотели сделать, что в итоге реализовали, и почему вышло то, что получилось. Плюс при всех недостатках я до сих пор считаю Shadow of Mordor одной из лучших игр по вселенной Толкина.
Так что приглашаю покопаться в нафталине вместе.
Пятиминутка ностальгии
Поиграть за ассассина, который портит кровь оркам на просторах Мордора, мне захотелось сразу после просмотра трейлера. Да, проглядывалась копирка с Assassin's Creed и Batman: Arkham, но я ничего не имею против удачного заимствования ради хорошо рассказанной истории или интересного геймплея в красивых декорациях.
Сразу признаюсь, что хоть и являюсь большим поклонником Средиземья, но скорее киношной версии от ПиДжея, чем книжной (трилогию читала дважды, она хороша, просто я визуал).
Игра вышла в 2014-ом году, и как по мне, так до Middle-earth: Shadow of Mordor хоть и было достаточно видеоигр в сеттинге The Lord of the Rings, но всё ж не такого уровня.
Изучая матчасть
Разработкой Middle-earth: Shadow of Mordor занималась студия Monolith Productions (они же выпустили F.E.A.R. и F.E.A.R. 2) под патронажем Warner Bros. Interactive Entertainment.
На раннем этапе разработчики консультировались аж у самого Питера Джексона, который посоветовал поменьше оглядываться на кинотрилогию и “просто сделать лучшую игру, на которую только способны”. На мой взгляд, крайне правильное замечание, учитывая сколько выпущено второсортных игр по его фильмам на волне хайпа.
Хотя заметно, что визуал Shadow of Mordor во многом опирается на дизайн именно ПиДжеевских киноадаптаций: архитектура строений, элементы доспехов, внешность орков… Голлум так вообще полностью скопирован, правда уже без участия Энди Серкиса.
Сохранить преемственность стиля в окружении и деталях помогала Weta Workshop, которая занималась реквизитом и спецэффектами для “Властелин колец” и “Хоббит” (они вообще талантливые ребята, отметившиеся в множестве крутых картин).
Но и этого разработчикам показалось мало. Для создания аутентичного “чёрного наречия” орков пригласили лингвиста Дэвида Сало, работавшего с текстовыми и устными переводами на языки Средиземья для фильмов Джексона.
Думаю, что именно благодаря обширной подготовительной работе, в Shadow of Mordor чувствуется уважительное обращение с каноном. Да, допуская вольности (мой знакомый толкинист изошёлся ядом на каждую), но всё ж без посягательств на изменения оригинальных событий.
Нас ждало новое приключение, аккуратно вписанное между “Хоббитом” и “Властелином колец”.
Аккуратно - не значит интересно
Забавно, что разработчики сами понимали, несмотря на всю аутентичность и внимание к деталям, худшее для игры - это скука. Добавлять оригинальный контент (читай, отсебятину) в уже сформированный канон - всегда рискованно, но Майкл Де Плетер (руководитель проекта) настаивал о необходимости этого шага.
“Нужно удивлять фанатов вселенной чем-то новым, что невозможно, если слишком осторожничать и стараться никого не обидеть.”
Главное было найти баланс. Увязка событий игры с лором Толкина проходила с благословения Middle-earth Enterprises (они владеют эксклюзивными правами на бренд The Hobbit и The Lord of the Rings), которые оценили материал и дали добро на предложенный сюжет.
На самом деле, для меня странно, почему разработчики уточняли про Келебримбора именно у этих товарищей. Ладно спрашивать про Голлума, назгулов или Саурона, но Келебримбор из “Сильмариллиона”, а на “Сильмариллион” у Middle-earth Enterprises прав нет. Таинственно.
Но в итоге мы получили довольно посредственную историю о мести, наполненную внезапно грамотным фансервисом.
Люблю я мстить, и мстя моя страшна
Место и время действия Middle-earth: Shadow of Mordor были выбраны не случайно.
“Саурон только что потерпел поражение в Дол Гулдуре и отброшен назад, - делится мнением Де Плетер. - Мы понимаем две занятные вещи: во-первых, Саурон не всемогущ и победим, а во-вторых, сейчас он ослаб. Так что это действительно интересное время, когда есть шанс бросить ему вызов и подумать о том, что сейчас происходит в Мордоре.”
Главный герой (скорее анти, чем супер) - рейнджер Талион, дозорный из Гондора. Вместе с семьёй его ритуально убивают приспешники Саурона для призыва духа древнего эльфа. По традиции жанра всё идёт не так, и Талион становится одержим призрачным “пассажиром”.
Теперь он не жив и не мёртв, но жаждет мести (если лень - двигатель прогресса, то месть - клишированных сюжетов). В свою очередь, дух хочет обрести утерянные воспоминания и… тоже отомстить, да.
Я не хочу закатывать глаза на очередного мстителя (Корво, Эцио, Джеки Эстакадо, Кратос, Макс Пейн...). В конце концов, месть правдоподобно объясняет желание героя устроить геноцид своим врагам, но к сожалению, мщение Талиона - самый слабый момент истории.
Талион - человек и следопыт
В основу создания Талиона легли идеи о развращающем влиянии власти и вопрос оправданности средств для достижения цели.
Разработчики утверждают, что хотели максимально соответствовать темам Толкина. Они отказались от упрощенного чёрно-белого восприятия, обращаясь к двойственности характеров Торина, Трандуила или Голлума. Испытание Кольцом Всевластия Боромира и Галадриэль вдохновило их на создание похожего по типажу персонажа, который будет сталкиваться с возможностью использовать мощь Саурона против него самого.
Талион и Келебримбор вынуждены сотрудничать для достижения общей цели: именно магия эльфа не даёт гондорцу с перерезанным горлом истечь кровью окончательно, но и без “сосуда” призрак далеко не уйдёт.
Задумка хороша, реализация подкачала. Главный герой оказался блеклым и невыразительным, а его собственный квест настолько пресный, что, увы, но я быстрее запомнила труднопроизносимое имя эльфа, чем его собственное.
Я обожаю тему связи человека и нечеловека, когда раскрывается разность восприятия мира, психологии, систем ценностей и других вещей, которые отличают нашу суть. Однако союз человека и эльфа в Shadow of Mordor не блещет интересными конфликтами. Понятно, что это не ванильная история о влюблённой девчушке, но и крепкого броманса не складывается.
Серьёзно, я даже за карьерный рост Крысария переживала больше, чем за выживаемость Талиона.
Келебримбор - эльф и кузнец
Если идейный вдохновитель для Талиона - это Боромир, то Келебримбор - тёмная Галадриэль.
“Нам хотелось кого-то, кто мог бы стать чрезвычайно могущественным. Кто мог бы законно и достоверно бросить вызов Саурону. Мы вдохновлялись сценой, когда Фродо предлагает взять кольцо Галадриэль. Было очевидно, что если она согласится, то это будет совсем другой вариант, как если бы хозяином кольца был хоббит или Голлум.”
Сочетание нового героя Талиона и каноничного, но не столь известного Келебримбора должно было повысить достоверность истории и интерес игрока.
Мне нравится, как разработчики подошли к сторителлингу. Они не делают ставку на то, что мы знатоки Сильмариллиона и сразу узнаем персонажа, но и не вываливают информационный ком через длинные катсцены (привет, Metal Gear Solid!).
Восстанавливая утраченные Келебримбором воспоминания, мы постепенно понимаем насколько (этот парень полон дерьма) неоднозначно его появление в судьбе Талиона. И чем оно способно обернуться в будущем.
О, этот эльф прекрасно умеет насаждать разумное и вечное через старое доброе ультранасилие. Вы только посмотрите и послушайте, как он властно кричит: “Forfeit your mind!”, когда хватает очередного урука за горло, а потом легко сворачивает ему шею одной рукой или взрывает магией голову.
Серьёзно, поиграйте с немецкой озвучкой! Вы посмотрите на Келебримбора другими глазами (и возможно, вам тоже захочется построить свой Рейх).
Почему это работает?
В конечном итоге, как и многие амбициозные проекты, Middle-earth: Shadow of Mordor не выполняет всего обещанного. Сюжет, который разработчики хотели видеть в “духе Толкина”, остаётся слабым местом, не вытягивая ни харизмой персонажей, ни оригинальной историей.
Я видела очень мало фанатского контента (даже слешных фанфиков почти не пишут, что само по себе нонсенс!), так что не скажу, что игра стала вдохновляющей на творчество.
И уж точно я не посоветовала бы её убеждённому фанату со словами “Вот тут ребята из Middle-earth Enterprises всё одобрили!”, потому что это явно не тот уровень соответствия канону.
Однако почему я продолжаю считать Shadow of Mordor классной в контексте вселенной The Lord of the Rings?
Фансервис
В Shadow of Mordor правильно выстроен фансервис. Перед нами эдакий независимый спин-офф, который хоть и не удостоился стать новой главой средиземного эпоса (как, например, The Witcher от CD Projekt RED, качественно обогативший сюжет книг Сапковского), но всё ж организовал неплохое приключение на пару вечеров.
Ранее мы никогда не видели Мордор так подробно. В нём нашлось место и скудной зелени, и более узнаваемым вулканическим пейзажам, вдохновлёнными ландшафтами гор Рейнир и Сент-Хеленс штата Вашингтон, а также Йеллоустонским национальным парком и местами в Исландии.
На заднем фоне играет не особо запоминающийся в отрыве от игры, но крепко сбитый саундтрек в стиле дарк фэнтези от Гарри Шаймана и Натана Григга (этот дядя отхватил кучу наград за музыку к серии BioShock).
И вместе с визуальным рядом, отсылающим нас к знакомым мотивам ПиДжеевского Средиземья, это отлично передаёт атмосферу. Причём вам не обязательно быть специалистом по Толкину, чтобы понять все описания из игрового справочника. Вы можете не читать книги, а фильмы посмотреть краем глаза, но всё равно будете в теме.
Поклонницам эльфийской красоты явно приглянётся Саурон в человеческом обличии, но лично мне безумно импонирует дизайн Келебримбора. Призраком он здорово напоминает Мертвецов Дунхарроу (тех самых зелёных духов, которых призвал Арагорн на защиту Гондора) и, не теряя элегантности, устрашающ, как чёрт.
Естественно, на одном голом фансервисе не уедешь, но в Shadow of Mordor есть ещё одно удачно реализованное новшество - культура орков.
Игра престолов по-орочьи
Уруки Middle-earth: Shadow of Mordor по-прежнему бесчестны и упиваются насилием, но отличаются от канонического представления Толкина.
Они кажутся более разумными, “очеловеченными”. Эти ребята шутят, демонстрируя прекрасное чувство черного юмора. У них есть зачатки религиозных культов и собственного искусства.
Уруки больше похожи на озлобленных и жестоких людей из варварских племён железного века, движимых по иерархической лестнице страхом и пороками, но обладающих своей культурой.
Это не уникальное видение орочьей расы, но оно освежает взгляд на орков Средиземья.
Я задаюсь вопросом, понравилась бы игрокам система Nemesis, если б вместо уруков с забавным бэкграундом было обычное злодейское зло типо чёрных капитанов, которые тут вместо назгулов?
Вместо послесловия. Middle-earth: Shadow of War
В 2017-ом году вышла Middle-earth: Shadow of War, завершившая историю сопротивления Талиона. Она была хороша по-своему, но грешила ещё большим отходом от канона и вольными интерпретациями, всё сильнее превращаясь в фанфик (хоть и качественный) с пометками ООС и AU (“не в характере” и “альтернативная история” соответственно).
Я не отношусь к ортодоксальным фанатам, готовым биться за каждую букву канона, но мне не нравится, когда нарушаются заданные изначально правила мира, исчезает логика и появляются серьёзные вопросы к мотивации персонажей. Под финал моя ладонь не покидала лоб, что значительно подпортило все положительные впечатления. Сопереживать ни Талиону, ни Келебримбору уже не хотелось.
Складывается впечатление, что в какой-то момент разработчикам надоело миндальничать с каноном Толкина, и они понеслись во все тяжкие (и эта мысль подтверждается интервью).
И да, там была некрасивая ситуация с тру-концовкой, которая открывалась либо за донат с покупкой высокоуровневых уруков, либо через продолжительный гринд. Это очень печально для понимания сюжета, потому что важный кусок контента становится опциональным.
Я играла спустя год после выхода Shadow of War и проблем с прокачкой не заметила (вероятно, проблему пофиксили), но дополнительную концовку всё-равно досматривала на ютубе. Запала, сил и нервов не осталось.
P.S Если кто-то подскажет, как тут делаются картинки, обтекаемые текстом, то я более компактно размещу вертикальные =3
Лучшие комментарии
Поклонник творчества КодзимыФансервисность дилогии относительно Лотра такое как и Жириновского с балетом — минимальная.