Во всём виноват Даур
С Final Fantasy VI у меня сложились сложные отношения. Впрочем, как и с жанром JRPG в целом. Меня уже очень давно привлекали к ней крайне положительные отзывы игроков, влюбленных в неё. Впервые по-настоящему я познакомился с игрой два года назад. Около того. Произошло это по-моему в конце 2017, начале 2018 ого. После того, как я влюбился в Suikoden, я хотел найти что-то похожее. Купил Final Fantasy VI в PSN на распродаже для PS3 платформы. Проведя в игре 8-9 часов я её забросил и так и не возвращался с тех пор. Не смогла она меня зацепить тогда. Ну, не совсем. Проблема была не только в этом, но об этом чуть позже. Я уже думал, что не вернусь в Final Fantasy VI никогда.
Но затем произошло ЭТО. 5 апреля 2019 года Даур Авидзба начал выпускать видео «История серии Final Fantasy». Так интересно он рассказывает об этих играх. Так много усилий прикладывает. С такой большой любовью подходит к своей профессии игрового журналиста при создании этих видеоматериалов, что оторваться невозможно. Очень интересно смотреть, даже если вам никогда не нравились эти игры или вы пробовали играть в них, но бросили, не пройдя дальше вступительной части. И выпуски «Истории серии Final Fantasy» от Даура Авидзбы с тех пор начали выходить так часто, что смотреть не успеваешь… :)
Так вот, воодушевленный рассказами об этих играх, я решил дать Final Fantasy VI второй шанс.
Один момент решает всё
Во всех великих JRPG играх есть один момент, дойдя до которого, вы не можете бросить игру. Почему? Потому что она становится настолько интересной, увлекательной и захватывающей, что вы хотите узнать, чем же всё закончится. После этого момента — всё! Вы влюблены в игру. Вы готовы простить ей всё. Игра окончательно и бесповоротно завладела вашим сердцем. Я бы назвал это «точка невозврата».
Например, в Final Fantasy VII это момент с погоней на мотоцикле. В Suikoden 2 он происходит тогда, когда вы получаете собственный замок. В Chrono Trigger это момент, когда герои начинают перемещаться во времени. Наверное. Не знаю. Я сам так и не поиграл в Chrono Trigger. В Persona 5 для меня это встреча с Футабой и сюжетная линия с таинственным самоубийством её матери. А для кого-то чуть раньше. Например, встреча с Макото и крутое ограбление банка.
(Поскольку я мало играл в JRPG это буквально все примеры, которую я могу назвать. Хах.)
До этого момента вы себя немножко заставляете играть, а может даже и не немножко, а очень даже множко! Но вот происходит этот момент, сюжет набрал обороты, геймплей показал себя с новых сторон, персонажи полюбились. Точка невозврата.
В Final Fantasy VI такой момент тоже есть и это знаменитая сцена в Опере. Многие считают её гениальной и я поддерживаю это мнение. О ней, наверное, краем уха слышали все. Причем, если вы просто посмотрите её на ютубе, мне кажется, что она не сработает для вас. Важен контекст. Разумеется без него просто никак. Это как Элли в The Last of Us, которая спрашивает Джоела, не соврал ли он ей, он отвечает, что всё, что он сказал было правдой, и через паузу глядя ему в глаза, она говорит «Okay». Без контекста в этом нет ничего особенного.
На скриншоте вы видите одного из главных героев игры девушку Селес Шер. Она рыцарь Магитек, которая предана Империи и воюет за их идеалы. С самого детства отец учил её быть верной военной службе и правителю страны. Со временем она понимает, что Империя и её идеалы приносят только хаос и разруху, а потому отказывается больше служить ей и переходит на сторону «Возвращенцев» (Returners) — сопротивления. Там она встречает человека, в которого она постепенно начинает влюбляться. В охотника за сокровищами по имени Локк Коул. Но поскольку её отец всё ещё работает на Империю, ей приходится исполнять роль двойного агента. И мысль о том, что правда рано или поздно всплывёт на поверхность и Локк разочаруется в ней приносит ей невыносимые душевные страдания.
На протяжении игры вы несколько раз будете встречать npc, которые при встрече с ней будут говорить: «О, Мария! Вы так прекрасны! Вы так душевно поёте! Я люблю вас! … Ой, извините, обознался». Это такое «чеховское ружье», которое краешком пояса висит на гвозде и когда-нибудь точно должно свалиться и выстрелить, но вы этому особого значения не придаёте.
Спустя достаточно продолжительное время, нашим героям нужно будет заполучить воздушный корабль. Его владелец большой поклонник оперы и влюблен в известную во всех краях оперную певицу Марию, которую он собирается украсть прямо со сцены. Её агент знает об этом и познакомившись с членами сопротивления соглашается на подмену. Селес сыграет в опере вместо Марии, будет похищена, а после попав внутрь на борт воздушного корабля, захватит контроль над ним. Таков план.
Весь этот сегмент с выступлением в опере — это не катсцена. Самое интересное то, что это самый что ни на есть геймплей! Перед тем, как Селес выйдет на сцену, вам как игроку нужно будет прочитать отрывок пьесы, запомнить слова и действия, чтобы потом выполнять всё правильно и по порядку. Ошибётесь — начнёте всё заново. Всего даётся четыре попытки.
Селес Шер в образе Марии поёт со сцены о разлуке с любимым. Единственный человек в зале, который по-настоящему заботится о ней и верит в неё это Локк Коул. Остальные члены сопротивления с самого начала относятся к ней с недоверием. Человек, к которому Селес испытывает чувства и которого ей приходиться поневоле обманывать. Её роль в пьесе переплетается с событиями, которые она переживает в своей жизни. Наверное, именно поэтому у неё всё так хорошо получается и план наших героев срабатывает. Селес знаёт о чём стихи в этой пьесе на своём собственном горьком опыте. Всё это делает этот момент в Final Fantasy VI таким искренним, прекрасным и очень грустным.
Как пройти Final Fantasy VI и не сойти с ума
Причина, почему я бросил играть в Final Fantasy VI — это ГРЕБАННЫЕ РЭНДОМ ЭНКАУТЕРЫ. Их слишком много, они слишком часто происходят и в конечном итоге они просто начинают бесить. Я не понимаю, почему из всех японских разработчиков, единственный кому пришло в голову добавить опцию «пропускать бой» был Мураяма, ведущий геймдизайнер Suikoden. Я имею в виду именно из создателей классических JRPG. Но я нашёл два способа сделать прохождение Final Fantasy VI для себя более менее комфортным.
Первый способ достаточно тривиальный. Дымовые бомбы.
20-30 (ПЯТЬДЕСЯТ!) штук и прохождение очередного подземелья с монстрами до по-настоящему захватывающего боя с боссом становится уже не такой пыткой как прежде. Есть правда свои недостатки. Иногда враги начинают ходить первыми, а это значит, что кто-то из персонажей всё-таки не сможет избежать потерю нескольких десятков или сотен единиц здоровья. Заходить каждый раз в инвентарь и выбирать из многочисленного списка предметов «дымовые бомбы» тоже быстро надоедает. К слову интерфейс инвентаря в игре жутко неудобный, особенно на этапе эндгейма, когда там скопилось огромная куча всякой всячины и вам приходиться минуту искать нужную вам вещь.
Второй способ — использование эспера «Фантом» с магическим заклинанием Ghostly Veil, который делает всю вашу партию невидимой для врагов. Если враги будут использовать только физические атаки, то они всегда будут промахиваться. И битвы с ними превращаются в ленивое «нажми X десять раз». Что хорошо, эффект невидимости не нужно ставить перед началом каждой новой стычки с врагами. А вот что плохо, если противник использует магию, эффект невидимости слетает.
Да, оба способа не самые эффективные, но это лучше, чем ничего. Повторяемость рэндом энкаунтеров это то, с чем необходимо смириться. К сожалению, из-за этого досадного недостатка прохождение Final Fantasy VI ни раз превращалось для меня в пытку. Поэтому мне ничего другого не оставалось как делать долгие перерывы, иногда на месяц, а то и на два, прежде чем вновь вернуться к ней.
Ах да, совсем забыл написать о самом лучшем способе, а заодно и об одном из самых полезных предметов в игре. Амулет Мугла (Moogle Charm), который освобождает вас ото всех случайных сражений в игре. Он принадлежит неведомой зверушке по имени Мог, живущим вместе с такими же как и он муглами в пещерах покрытого снегом шахтерского городка Нарше. Собственно история Final Fantasy VI именно в нём и начинается. Амулет Мугла может носить только мугл, так что придётся брать его каждый раз в партию, как только вы захотите отдохнуть от рэндом энкаунтеров.
Я готов расцеловать человека, который добавил это в игру. Искренне надеюсь, что в 94-м он получил большую премию за это. Это такое счастье исследовать локации в игре, когда на тебя вообще никто не нападает. Как будто-то в сказку попал … честное слово.
Вы спросите, почему же ты сразу не упомянул о нём? Ну… Тут есть один нюанс. Получить этот предмет можно только во второй половине игры. … А до этого момента, придётся обходится без него.
Коротко о моих впечатлениях от геймплея
Для фанатов серии Final Fantasy (коим я не являюсь) эти игры в первую очередь о приключении. Исследование локаций, поиск секретов, встречи с интересными npc, решение головоломок. В Final Fantasy VI мы попадаем в мир стимпанка с элементами фэнтези. Здесь мрачные заводы с паровыми трубами и робото-костюмами сочетается с залитыми ярким солнечным светом лесами и горами, в которых обитают легедарные драконы. Высокий полёт творческой фантазии авторов восхищает. Выражается это буквально во всех аспектах игры. Цветовая палитра, костюмы героев, разнообразие городов и необычных мест. По пути нам всё время встречаются удивительные по своему дизайну монстры, с которыми мы сражаемся. И, конечно, музыка. Она прекрасна. Считается, что у Final Fantasy VI один лучших саундтреков, а сам композитор игры называет эту часть серии самой лучшей. Мне не с чем особо сравнивать. Целиком я проходил только седьмую и шестую. Играл в десятую ещё на PS2, но так и не смог осилить её. Если выбирать между этими двумя, шестая — мой фаворит. Тут я схожусь во мнении с композитором серии Final Fantasy.
В Final Fantasy VI много секретов и тайн. Например, попав в городок Zozo, наша группа натыкается на старинные часы в одном из зданий. Они открывают путь к дополнительному брутальному оружию — бензопиле. Но чтобы механизм сработал, нужно перевести стрелки на время, а чтобы узнать его, нужно ходить по окрестностям и просить подсказки у местных невраждебных к нам воров и бандитов. Это абсолютно необязательно, но награда того стоит.
Несмотря на то, что я раскритиковал периодичность местных рэндом энкаунтеров, боевая система сама по себе очень интересная. Она включает в себя не только привычные для серии и жанра в целом магические заклинания, но и уникальные способности героев. Моя любимая из них у бойца по имени Сабин. Его способность «блиц» превращает бои в игре в файтинг, где вам нужно перед тем как подтвердить атаку на противника, набрать одну из комбинаций спецприёмов. Другой пример, Сетцер Габбиани. Его уникальная способность называется «слот». По характеру персонаж поклонник азартных игр, поэтому и выглядит она как слот-машина в казино.
О чём история и кто её главный герой?
«Классическое противостояние некой Империи и повстанцев теперь может показаться банальным. Но как это всё было срежиссировано и словами не передать. Один из тех редких случаев, когда горстка пикселей заставляет тебя не отлипать от экрана как присмотре остросюжетного фильма. А герои прописаны настолько хорошо, что несложно сразу же выделить себе несколько любимчиков, а их тут более десяти.»
Цитата из видеоролика ЛУЧШИЕ FINAL FANTASY, автор Денис Бейсовский, 29 нояб. 2016 г.
Основа сюжета в Final Fantasy VI в самом деле простая. Как и предыдущие итерации этой серии она позаимствована из кинофильма «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» 1977 года. Основа сюжета которого в свою очередь позаимствована из кинофильма «Три негодяя в скрытой крепости» 1958 года. То есть получается такой круговорот вещей в природе «Япония — Америка — Япония» (Куросава — Лукас — Final Fantasy). Прямо как в той поговорке «Все хорошее — давно забытое старое». «Но дьявол, — как любит говорить один автор StopGame, — кроется в деталях».
Есть мнение, что в Final Fantasy VI нет главного героя. Дескать почти любого из четырнадцати партийцев, доступных в игре, можно назвать главным. Не сказать, чтобы это неправда. Сам режиссёр и сценарист игры Ёсинори Китасэ говорил об этом. Действительно каждому из героев уделено достаточно времени в игре. Каждый из них по своему уникален как с точки зрения геймплея, так и с точки зрения сюжета. Однако как мне кажется у истории два протогониста и оба женского пола. Это девушки войны Терра и Селес. В основном все события игры вращаются вокруг них и они всегда присутсвуют в самых важных моментах сюжета, выполняя ключевую роль.
Терра Бранфорд и Селес Шер как две стороны одной монеты. В Final Fantasy VI развитие характеров и способностей этих героинь идут параллельно. Они обе чувствуют себя чужими как среди врагов, так и среди союзников. Терра по причине того, что она полу-человек полу-магическое существо. Когда она трансформируется в свой «инопланетный облик» её боятся даже те люди, которые любят её. Селес чувствует себя чужой, потому что ей приходится быть «двойным агентом». То о чём я упоминал выше под заголовком «Один момент решает всё».
Причина, по которой я в конечном итоге влюбился в Final Fantasy VI, хотя сначала я её терпеть не мог и забросил, — это затрагиваемые в игре темы сложных человеческих эмоций, в том числе переживание героями своих утрат.
«Final Fantasy VI затрагивает некоторые взрослые темы, такие как самоубийство и потеря, в то время, когда многие из её конкурентов придерживались более безопасных эпизодов. Были ли у вас какие-либо сомнения по поводу включения этих тем во время разработки?
Ёсинори Китасэ: В то время видеоигры не были широко признаны и более или менее воспринимались как детское развлечение. Я думаю, что у нас было сильное желание обратиться к публике с сенсационными, взрослыми темами (оглядываясь назад, это было сделано по безрассудству молодости). С другой стороны, когда видеоигры оказывают большее социальное влияние, мы, возможно, были бы немного более нерешительными, чтобы сделать это в нынешнее время.»
Отрывок из интервью порталу GAMEINFORMER в апреле 2019 года. Ссылка
Я люблю, когда игры делают что-то подобное. Поправлю себя, делают это грамотно и правильно. Это очень в духе Suikoden, авторы которой, как я теперь уже могу сказать, вдохновлялись именно этой частью сериала. Тем не менее, я считаю, что в видеоиграх геймплей важнее сюжета. Поэтому когда игре удаётся совместить в себе увлекательный, интересный или весёлый геймплей и при этом быть выдающимся художественным произведением, я как и многие очень ценю столь редкое явление. Final Fantasy VI с некоторыми оговорками (ГРЕБАННЫЕ РЭНДОМ ЭНКАУТЕРЫ), как раз тот самый случай.
Зачем играть в «это» в 2021 году?
Один мой знакомый спросил меня. Он несколько раз задавал мне этот вопрос. «Зачем смотреть „Управляющий Сансё“ Кэндзи Мидзогути? Зачем смотреть „Харакири“ Масаки Кобаяси? „Женщину в песках“? „Три негодяя в скрытой крепости“ Куросавы. Какое дурацкое название. Шо это… шо это… шо это за древность такая? Где ты это вообще откапываешь? Ты „Джентльменов“ Гая Ричи видел? Вот это шедевр! Ты видел этот рейтинг на кинопоиске? Пользователи Кинопоиска разве могут ошибаться? Сколько человек проголосовало. А этот Seppuku 62-го года всего 5,000 видело. Капля в море. Нет, даже не „капля“ — микроб! Ну как он может быть лучше „Джентльменов“ или номинантов на лучший фильм Оскар в этом году? Сам подумай. Очевидно же, что нет…»
И полтора месяца назад или около того он спросил меня «во что я играю» и я ответил — Final Fantasy VI. Мне нравится. Прохожу вот потихоньку на своей третьей плойке. Очень советую. А он мне в ответ: «Нет бы как нормальные люди выбивать платину в Days Gone, а ты опять за какое-то… никому ненужную древнюю покрытую пылью и грязью видеоигру с дэнди взялся».
У вас есть такие знакомые? Просто я правда не знаю как ему объяснить, почему «Семь Самураев» лучше «Мстителей: Финал». Я обычно отвечаю просто — «Сейчас так уже никто не делает».
Final Fantasy VI игра очень старая. Это действительно так. Но… Как бы так выразится… Но у неё есть свой шарм, который очаровывает, увлекает. Есть что-то притягательное, если не сказать волшебное, в основном посыле игры — обрести надежду, дать надежду в мире, который, казалось бы, уже исчерпал её. Герои игры, которые после одного «не могу сказать какого» события в середине игры, устали сражаться. Закутались под одеяло обессиленные и отказываются продолжать дальше бороться со злом. И всё же, спустя маленькое время, находят в себе силы подняться.
Трудно объяснить на словах, но то, что ты чувствуешь, проходя игру, прощая ей какие-то из её недостатков, тот опыт, которая она даёт тебе, в нынешних играх встречается очень редко, если вообще что-то такое там есть. Простыми словами, всё дело в том, что сейчас так уже никто не делает.
Лучшие комментарии
Это не обзор. Я просто делюсь своими впечатлениями от игры 27 летней давности.
Спасибо.
Именно так! Поясняю. Точнее блог рассчитан:
1) Для людей, которые не играли в Final Fantasy VI;
2) Для людей, которым интересно смотреть «История Серии Final Fantasy» от Даура Авидзбы, но сами они в эти игры играть не желают;
3) Для людей, которые пробовали играть в любую Final Fantasy, но бросили прохождение и больше к ней не прикасались;
Попробуй как-нибудь зайти на послеразборный стрим и задать вопрос ведущим: «Что хуже? Осилить 10 кривых шутеров или одну, но хорошую JRPG?» Они тебе ответят «Лучше пройти 40 кривых шутеров и ни одну какой бы хорошей она ни была JRPG» По-моему что-то подобное у них даже спрашивали, но этого я точно не знаю. Сам на их стримы не хожу.
Человеку, который привык играть в западные игры (я, например), тяжело мириться со случайными сражениями в японских ролевых играх и тем, что они будут происходить на протяжении всего прохождения.
«Как пройти Final Fantasy VI и не сойти с ума» это самый важный раздел для FF XD
Прямо сейчас перепрохожу, всегда интересно.
Даже не знаю, зачем я зашёл и прочитал пост? Кажется он больше рассчитан на людей, которые не играли в шестёрку, а меня в не нужно убеждать, что FF VI — лучшая (сразу оговорюсь для фанатов других частей, лучшая для меня). Хотя моё первое знакомство с ней тоже не задалось, начало показалось унылым, сейчас даже смешно об этом вспоминать. :)
Прямо какая-то личная обида ощущается в этих словах. :) Хотя я и понимаю почему случайные битвы могут не нравится, сам тоже не испытываю к ним особого обожания, но реакция слегка необычная. Даже соглашусь с комментатором выше, в шестёрке они происходят не очень часто, правда для меня такой игрой стала FF X (вспоминаю Mushroom Rock Road, Djose Highroad и ловлю лёгкие флэшбеки), а если ещё вспомнить Star Ocean: The Second Story (моя личная ненависть, в том числе и из-за случайных битв).
А я вот в прошлом году попробовал поиграть в первую Ultima и я не согласен, что шестёрка — очень старая. :)
Сразу видно, ты не играл в 9-ую ФФ. Ибо по сравнению с ней энакутеры в 6-ой происходят не так часто. А я вот 9-ки начал свое знакомство с серией ФФ)
PS. У тебя очень ограниченные знакомые. Сочувствую им.
Не знаю уж что это были за ведущие (практически не смотрю стримов), но в моём случае всё будет ровно наоборот. Возможно просто в составе СГ не так много людей интересующихся ролевыми (тем более японскими ролевыми) играми.
В целом тоже понимаю, хотя обычно такие сражения бывают не сложными и если разработчики адекватные, то и не слишком частыми. Да и во многих JRPG посовременнее случайные бои как правило уже отсутствуют.
Спасибо автору за материал)
Описанное во вступлении почти полностью повторяет мои опыт приобщения себя к жанру JRPG, который сейчас я безумно люблю.
В 2011 году я много заставлял себя играть параллельно в FFV и FFXII, сложностей была масса. Однако, преодолев их я просто влюбился в жанр и уже прошёл множество игр его представляющих.
Спасибо, что дал вспомнить об этом времени.
П. С Статья приятно написана и оформлена. Интересно читать, особенно личные примеры из жизни автора
Передача такая есть на StopGame «Разбор полётов» и двое её ведущих. И с недавних пор появилась традиция после каждого выпуска вести тематический стрим. Вот на одном из таких стримов вроде как задали этот вопрос и ведущие ответили на него таким образом.
А ну ещё несколько зрителей предлагали брать игры такого жанра в передачу и обсуждать их в двух-трёх выпусках. Ну одного то не хватит. Поэкспериментировать так сказать с форматом. Ведущие ответили — да ну не, мы в «это» только за большие деньги согласны и то не факт. Вот кривой шутер — это всегда пожалуйста. Передача же так и называется «Разбор очередного кривого шутера и нытье по этому поводу. Новый выпуск каждый месяц». Вы что, читать не умеете? Пфф.
Из тех, которые делают видео-контент, если не ошибаюсь, их всего целых два человека. Да, не сказать чтобы это много, всё верно. Остальные брезгуют.
В чём-то я «ограниченный», в чём-то они «ограниченные». Я не осуждаю.