Знаете, время так скоротечно… Вот еще, буквально недавно, я будучи в 10-м классе, впервые поиграл в Dishonored и, без шуток, игра просто вынесла мне мозг. Я и подумать так не мог, когда лазил на ex.ua и, найдя Dishonored в списке, сказал: «о, вот это норм».
Спустя время, пройдя игру дважды (высокий и низкий хаос), повзрослев, я понял: Dishonored — это гораздо больше, чем просто игра с неплохим сюжетом, интересными персонажами и необычным сеттингом, и уж тем более, чем просто «норм» — он намного глубже. И об этом я хотел бы с Вами поделиться.
На этом авторское вступление окончено, но перед тем, как мы перейдем, непосредственно, к разбору Dishonored, я обозначу пару важных понятий. Вам так будет более понятно, дорогие друзья.
Утопия — изображения идеального общественного строя или, просто говоря, идеального общества.
Ключевые жанровые признаки:
1) Пространственная или временная изолированность. И, это необязательно остров или далекая страна, главное — это определенная отдаленность от окружающего мира: вершина горы, подводный город или город в небесах;
2) Отсутствие времени. Определенного отсчета времени нет: существуют за пределами прошлого, настоящего или будущего;
3) Отсутствие развития и статичность существования;
4) Автаркия. За пределами утопии существуют земли, но никаких политически-экономических отношений с ними не происходит. Большинство утопий подаются как самодостаточные государства и хозяйства;
5) Урбанизм. Город идеален даже с точки зрения геометрической застройки;
6) Регламентация. Каждая утопия существует по определенным правилам, которые нельзя нарушать, вернее их никто и не собирается нарушать — все ж идеально.
Антиутопия — это, как и утопия, литературный жанр, произведения которого изображают опасные последствия, связанные с экперементами над человечеством с целью создания идеального общества; является антитезисом утопии. Грубо говоря, антиутопия — это утопия, которая не получилась.
Ключевые жанровые признаки:
1) Демократические и гуманистические идеалы изображаются в виде сатиры;
2) Абстрактность;
3) Фантастичность места событий (далекое или недалекое будущее);
4) Присутствие концепции (анти) идеального общества;
5) Пространственно-временная символичность.
Появление жанра утопии и антиутопии возникло в следствии мечтаний людей об идеальном обществе и его создании, разница между ними лишь в том, что если первое было сконцетрировано на изображении, действительно, идеала и, в итоге, общество его достигает, то второе — показать возможные негативные последствия попытки создать его в реальности: научно-технический прогресс, урбанизация, масштабные воздействия на природу, гонка вооружений и так далее.
Кроме того, утопии и антиутопии разделяет между собой время. Утопии были популярным жанром во времена Античности (хотя так и не назывались) и Возрождения, а антиутопии — в эпоху Просвещения и в первой половине 20-го века. Впрочем, однозначно принятого мнения нет — ученые до сих пор дискутируют на счет времени появления того и другого: одни утверждают, что антиутопия — это антижанр, который является вторичным, ведь не образовывает своих признаков (на самом деле, это большое заблуждение, ведь утопии больше похожи на философские трактаты — они безсюжетны и в них нет персонажей, а антиутопии ближе именно к художественным произведениям, так как в них это присутствует), а только пародирует утопические; другие называют жанровой формой, а третьи утверждают — утопия и антиутопия — это одно целое, как две стороны одной медали (это очень похоже на правду; если хотите узнать больше — почитайте «Державу» Платона).
Из подобной, общей для понимания, информации пока все — чтобы мозгу больно не было. Перейдем к Dishonored.
Arkane Studios — молодцы и создали интересную вселенную. Да, буквально на поверхности лежит сходство с Великобританией: островная империя, четыре некогда воевавших между собой королевства, климат и даже имена, однако, разве это как-то смазывает впечатления от игры? По-моему напротив.
На dishonored.fandom.com есть целый раздел с полной историей Островной империи, однако, ключевым моментом стала Промышленная революция — на этом и сосредоточимся.
Внимание, есть небольшие спойлеры!
Начало утопии
Как вы знаете или не знаете, Промышленная революция произошла не за счет каких-то социально-экономических реформ, а по воле случая, вернее, я бы сказал человеческого фактора. Эдакий Эзмонд Розберроу, разорившийся натурфилософ (ученый), уже было смирился с падением на социальное дно, но судьба дала ему второй шанс: он стал свидетелем необычных и неизвестных ранее свойств ворвани (китового жира), и уже тогда он понял — это, возможно, его единственная возможность вернуться к прежней жизни.
На этом моменте, я хотел бы заострить Ваше внимание. Скажем так, присутствие такого себе Х-фактора, который в последствии становится катализатором для появления идеального общества — это необязательный пунктик для утопий, однако, лично я навскидку мог называть три примера произведений: «Солнечная машина» — солнечная машина, Bioshock — Адам и «Прекрасный новый мир» — Сома (последнее — это антиутопия, сделанное на положениях утопии).
Открытие ворвани позволило Островной империи максимально быстро перейти от аграрно-феодальной к индустриально-капиталистической экономике, возведя легкую и тяжелую промышленность на совершенно новый уровень.
Переход утопии к антиутопии
К сожалению, кроме развития разных сфер: медицины, машиностроения, транспортной системы и других, происходили также не очень хорошие события: капитализм и рыночная монополия, разорявшая мелких ремесленников, заставляя их трудиться на фабриках за копейки, но и это не было самым ужасным; худшим, что можно было представить был военный террор собственного населения, как со стороны городской стражи, так и «Аббатства обывателей» — религиозной общины, которая отрицала любые верования, кроме «Семи запретов».
Единственным светлым пятном после открытия ворвани было правление императрицы Джессамины, которое отмечалось справедливостью и милосердностью к своему народу, за что он очень ее любил.
Возможно, Джессамина и смогла бы совладать с научно-технологическим прогрессом, направив его в какое-то важное и более нужное русло, чем репрессии в отношении своего народа, но на ее голову свалилась еще одна проблема — крысиная чума.
Стоит признать, что императрица до последнего боролась с этим чудовищным заболеванием: пыталась найти помощь за границей (из одной из таких поездок в начале игры возвращается Корво), была ярым противником карантина и депортации населения, которые настойчиво предлагал Хайрем Берроуз. К слову, как выяснится, именно он был ответственным за появление крысиной чумы на улицах Дануолла: это было его «гениальным» планом геноцида низших слоев населения (до конца правда непонятно по какой причине у него была такая ненависть), однако, он не учел одного — чума неуправляема.
От бедных кварталов чума, достаточно быстро, распространялась в другие районы, постепенно охватывая весь город, кося и бедных, и богатых (этих, конечно, меньше — средств и доступа к лекарству у них все же было больше).
Настоящие же проблемы у Берроуза начались тогда, когда у императрицы появились вопросы: кто виновник и, главное — зачем? Глава тайной службы был обеспокоен расследованием и понимал — рано или поздно все всё узнают.
Решение было принято быстро — убить императрицу Колдуин и узурпировать трон, однако, с его выполнением пришлось ждать удобного случая — таким стал отъезд Корво по государственным делам…
На грани краха
Гибель императрицы и исчезновение принцессы — наследницы престола, только усугубило ситуацию: Хайрем Берроуз, уже находясь в роли лорда-регента, продолжает свою политику: полномасштабная реформация армии (на это в основном тратились все средства), введение карантинных зон и комендантского часа; а город тем временем умирает… чума уносит фактически половину населения, от чего на предприятиях не хватает трудовых человеческих ресурсов. Более того, «блокированный» Дануолл прекращает торговлю как с другими островами Империи, так и с Континентом, в следствии чего, город переживает недостаток продовольствия, а вскоре и эликсира, из-за чего дозировка существенно урезается, стимулируя, таким образом, еще большую заражаемость бедных слоев населения (как вы помните, внешняя изолированность — это также признак как утопии, так и антиутопии).
Городская стража, в свою очередь, боясь заразиться, фактически «отдает» целые кварталы на откуп бандитам, а Смотрители, цепные псы Аббатства, окончательно обезумев от своих фанатичных идей, добивают тех, кто еще не умер от чумы.
Получается так, что к моменту «выхода» Корво из «мест не столь отдаленных», Дануолл находится на грани краха. К слову, продолжая изучать жанровую принадлежность, я пришел к выводу, что этот этап существования города можно классифицировать как, что-то среднее между антиутопией и дистопией, ведь с одной стороны, уже погибло очень много людей, а с другой — город еще можно спасти.
Гибель или спасение города зависит, непосредственно, от принятых Ваших от лица Корво решений. Ключевых опций всего три: 1) Эмили жива, низкий хаос; 2) Эмили жива, высокий хаос; 3) Эмили мертва, высокий хаос.
В случае первого варианта — Дануолл, окрыленный возвращением принцессы, ментально «оживает», а Соколов и Джоплин занимаются лечением больных.
В случае второго — Дануолл все также воодушевлен наследницей, но ввиду значительно худшего положения (высокий хаос — больше больных, больше погибших, больше крыс — распространителей недуга) справляется гораздо сложнее, с помощью все тех же натурфилософов.
Третий и наихудший вариант — принцессы Эмили больше нет, идет борьба за власть в которой нет победителя и в момент которой погибает сам Дануолл, окончательно, превращаясь в пример идеальной дистопии, места, где общество самоуничтожилось.
Подводя итог, я хотел бы сказать — на мой взгляд, Dishonored — это замечательное произведения, как с точки зрения игровой, так и литературной. Игра и ее лор предлагают увлекательный экскурс, где в интерактивно-иллюстративной манере показывают и утопию, и антиутопию, и дистопию (возможно, в зависимости от концовки), а говоря одним словом — пантопию (так называют произведение имеющее признаки обоих жанров, поджанров и жанровых форм (дистопия)).
Если Вы по каким-то причинам еще не прошли Dishonored, то обязательно сделайте — категорически рекомендую, ведь, кроме, изумительной игры Вы еще получите достаточные знания, которые пригодятся в школе и в высших учебных заведениях, если Вы решите связать свою жизнь с филфаком, как например, Я.
На этом пока все. Спасибо за внимание, и играйте только в хорошие игры. До новых встреч на СтопГейм.
Полезные ссылки:
Лучшие комментарии
What will we do with the drunken whaler,
What will we do with the drunken whaler,
What will we do with the drunken whaler,
Early in the Morning!
p. s. Блог, в каком-то, смысле — это моя переделанная дипломная работа, со смещенным акцентом в игровую сторону.
На выходе игру не оценил и оставил её до лучших времён) В 2016 эти «лучшие времена» наступили, я повзрослел и понял, что пора вернуться к Dishonored. Уже через 30 минут я понял, что Dishonored — игра, которая затянет меня на великое множество часов. Это было, конечно, не 300 часовое приключение, но на добрые 130 часов игра меня затянула. Цифры примерные, сейчас всего и не упомнить. После первого прохождения я сразу же нажал «Новая игра», поскольку тогда игру я просто на реактивной тяге пролетел, а хотелось испробовать всё)
Тогда я прошёл игру 3 раза и порой возвращаюсь в Дануолл до сих пор. Одна из самых любимых игр)
Ну так как я своего рода тоже дизоноредбой, то прочитал.
И так как прочитал, надо, наверное, как-то откомменить.
Потому что, по-твоему мнению, сеттинг игры совмещает в себе оба понятия? Антиутопия и утопия? Ну ты серьёзно?
Когда читаешь такое вступление хочется узнать всё-таки что-то о самой игре. Что именно её выделяет на фоне других игр. А во вступлении, между прочим, так и написано — что это не просто игра, нечто большее.
Можно выделить и другие проблемы в тексте, но, наверное, это самая основная.
Ну и я ещё не понял, где сочетание двух жанров? Ну типо ты сам написал:
Если Антипутопия базируется на принципах утопии, естественно такой сеттинг будет совмещаться элементы и утопии. В чём тогда смысл того, что дизик вбирает в себя элементы и того, и того? Это же блин даже в определении вписано. Совершенно заурядный случай же.
Ещё: описание понятия сразу после вступления, довольно обширное и ненужное. Уверен, большая часть читателей просто не стали даже читать эту часть текста.
нет)
Так оно не работет.
Походу да, из тех xD
Ну сейчас Лавдграба пройдешь, будет новая специальность класса штурмовика)
ахах, это просто новая стадия босса под названием «Защита диплома». Мало защитить его в универе, на Stopgame тоже нужно)
А если б ты не сказал, что на основе дипломной работы написано, возможно никто бы к этому и не придрался)
возможно)
Пост-пост)
Классный фильм, странно, что еще не)
А вообще, предлагаю, чтобы не путаться обозначить жанр Дизонорда как СТИМПАНКА и пойти дальше) А то мы тут сейчас еще больше в жанрах запутаемся, и бум рассуждать, насколько остатки общества в постапокалипсисе близки или не близки к идеальному и рассмотру разных в них общин, или с такой же лупой на какой-нибудь киберпанк смотреть)
Не противоречит, прост Дизонорд до пантомии надо дотягивать все же) Вероятность возникновения атомной электростанции при открытии ядерной энергии есть, конечно, и в нашем мире они успешно функционируют. Но если представить, что человечество его открыв все разъе… али перед тем, как пустить эту энергию на благо — получится мир постапока.
И в Дизонорде так же только с ворванью. Была возможность использовать это открытие на благо общества — но получилась антиутопия) Причем чистая, как текила, с лимончиком, в виде несбывшихся надежд)
Ладненько, каждый все-равно останется при своем мнении и это прекрасно, что говоря про Dishonored, есть что так серьезно обсудить)
А что Вы имеете в виду под «тропами»? Эпитеты, метафоры, оксюмороны и т.д.?
Обозначения жанра нужно учёным — литературоведам, например. Чтобы рассматривать произведение конкретно и объективно, а если игры приближаются к виду искусства, то его нужно и со стороны жанра рассматривать. Но насчёт правоты автора ничего не скажу. Игру ещё не прошёл, боюсь спойлеров нахвататься.
Ну… Зато мы на Стимпанке сошлись) Это ли не здорово)
А вообще, даже интересно послушать диспуты ученых умов в области литературы, которые спорят о принадлежности и отношению того или иного произведения к правильному жанру) Или это от автора зависит?) Тип, как он определил, так и поехало?)
Ну кстати, это интересно… Пример, ключевое произведение моего диплома «Солнечная машина» В. Винниченка, которое сам автор называл романом-аутопией, хотя там тоже получается пантопия: сначало рабочие тяжко работают за еду, потом некий ученый создает солнечную машину, которая за счет энергии Солнца производит еду и никому больше работать не нужно (так называемая утопия), далее получается так, что люди начинают деградировать во всех смыслах и выясняется, что работа им нужна была, чтобы быть людьми (в этом, как по мне, главный посыл), но к сожалению, стабилизировать ситуацию даже после осознания не получается и общество погибает (дистопия).
И получается, что несмотря на то, что автор называет роман утопией, здесь от нее крайне мало, может чуть больше чем в Dishonored. Ученые, конечно, не совсем сходятся во мнении, что это именно: одни называют утопией, другие — антиутопией, третьи — за пантопию, то есть все вместе. За последнее крайне мало, так как этому так называемому жанру не очень много лет и о его исследовании не очень много работ.
Не сомневаюсь, что интересно и да, по описанию прям видно, что это помесь. из идеального общества люди пришли к дистопии. Но автор в романе создал все же идеальное общество безработных поначалу, которое коснулось всех. Так?
Коснулся ли переход общества и был ли он переходом для всех в Дизонорд, или изначально определенный класс как снимал все сливки как в аграрно-феодальной системе, так и в быстро возникшей промышленной продолжил, а обычные люди как батрачили на них так и продолжили?)
Не, в «Солнечной машине», кроме безработных, есть еще и Император-капиталист, владелец всего и вся. В начале там вообще нет признаков какой-либо топии.
Ну в Dishonored с «приходом» ворвани появился класс капиталистов с правами как у аристократов)
Просто я знал это понятие с значением «художественного приёма.
Но, может, это ближе к литературе.
И всё же не согласен, что разговор о жанрах не нужен. Я сейчас в ведьмака 3 играю, и интересно наблюдать как литературная сказка/фэнтези сливается с жанром РПГ.
Вообще сейчас задумался „антиутопия, реализм, фантастика“ в играх — это про жанр или про сетинг, хм.
Как считаете?
Так это, важно ж не кто у власти, а как решения сказались на всех людях) И я так понимаю, утопию никто в Дизонорд строить не собирался в принципе. Может за исключением королевы, но ее потому и убивают в начале игры заговорщики) И большинство как было в канализации с крысами, так и осталось там.
Короче, я либо изменений общественных благостных в Дизонорде до сих пор не увидел, либо их там нет)