Консоль Zeebo даст по-настоящему увлекательный и развлекательный игровой опыт миллиарду потенциальных потребителей по всему миру, многие из которых никогда не играли дома.
Джон Риццо, генеральный директор Zeebo Inc., 2009
Что за зверь?
Бразилия богата на клоны различных игровых систем. Даже больше, чем постсоветское пространство со своими Денди и Сюборами. Nintendo Famicom или Sega Mega Drive с латиноамериканским колоритом — обычно явление. А в 2009 там на прилавках игровых магазинов появилась консоль под забавным именем Zeebo. Это была попытка компании Tectoy покорить своей приставкой если не мировой рынок, то хотя бы родную страну.
И покорять, на то время, было чем — Zeebo для запуска игры не нужны ни диски ни картриджи, а использование мобильной связи для передачи данных и сегодня выглядит как весьма экзотическое решение: консоль обладает встроенным 3G-модулем, через который и происходило общение с внешним миром, а также со специальной онлайн-платформой ZeeboNet (аналог PSN для PlayStation или Microsoft Store для Xbox). Использование самой сети было бесплатным. Но даже такие передовые функции не смогли растянуть жизненный цикл Zeebo больше, чем на 2 года. Хотя тогда аналитики её считали первой ласточкой нового сегмента игрового рынка.
«Йо-хо-хо» по-бразильски
В то время представители седьмого поколения консолей вовсю сражались за пользователей — Xbox 360, PlayStation 3 и Nintendo Wii были в самом расцвете сил. Но в Бразилии из-за сложной налоговой системы буйствует пиратство. Может даже больше, чем в других не самых богатых странах.
И пока прогрессивный мир вкушает все прелести некстгена, статусной консолью Южной Америки остаётся PlayStation 2, которая хоть и стоит приличных денег, но имеет преимущество в виде не совсем лицензионных игр, что весьма экономит финансы геймеров. Стоимость консолей в Бразилии даёт чётко понять, что пиратят там не только и не столько из-за вредности, сколько из-за бедности. В 2010 году в стране официально стартует продажа PlayStation 3 с ценой около $1130 за модель на 120 ГБ; PS2 имеет ценник в $460 (на тот момент приставке уже исполнилось 10 лет); а Xbox 360 стоит от $1000. И если у нас такие цифры вызывают нервную улыбку и негодование, то что уж говорить про весьма скромно живущих бразильцев.
При удачном стечении обстоятельств, собственная консоль от Tectoy могла стать для них приемником Mega Drive (благодаря которой компания и превратилась из продавца игрушек в, по сути, монополиста на игровом рынке Бразилии) и конкурентом PS2, которая показа широким массам жизнь за пределами 16 бит (к сожалению для Sega, Dreamcast и Saturn в Бразилии не полюбили так же, как и Master System с Mega Drive). А большая проблема всех консолей, в виде различного типа взломов, пресекалась на корню прогрессивным решением — отказом от игровых носителей как таковых и привязкой приставки к сети. К тому же, это исключало возможность перепродажи игр, что немаловажно, ведь большую часть доходов платформодержателя формирует продажа именно контента, а не консолей и аксессуаров.
Железный вопрос
Помощников в реализации задуманного Tectoy искала среди десятка компаний, что в дальнейшем аукнется созданием не самого удобного инструментария для разработки и портирования игр. И если Tectoy можно считать матерью Zeebo, то отца они нашли в лице Qualcomm, у которых тогда, как козырь в рукаве, была технология для загрузки контента по сети с многоуровневой защитой, что исключало возможность взлома. В итоге, само появление Zeebo Inc. осуществилось при слиянии отдельных подразделений Tectoy и Qualcomm.
Спустя семь месяцев после анонса, «плод любви» двух компаний увидел свет с такими характеристиками:
- Центральный процессор: Qualcomm ARM11 / QDSP-5 @ 528 МГц
- Графическое ядро: Qualcomm Imageon (аналог Adreno 130)
- Видео: 640 × 480, RCA
- Оперативная память: 128 + 32 МБ DDR SDRAM
- Флэш-память: 1 ГБ NAND
- USB-порты: 3 × 2.0
- Сеть: 3G, 2.5G, 2G
- Размеры: 157 × 215 × 44 мм
- Вес: 1.3 кг
Также консоль имеет слот для SD-карты, на которых в дальнейшем планировалось распространять игры, активируя их через сеть.
Не обделена Zeebo и аксессуарами: кроме двух ревизий геймпада, она имеет свой аналог Wii Remote с акселерометром в форме бумеранга и полноценную клавиатуру для более удобного общения в сети или работы с почтой.
Имея на борту весьма скромное железо, сначала Zeebo рекламировалась как консоль седьмого поколения — чем не конкурент PS3, X360 и Wii? Но все, кто хоть немного интересовался темой, понимали, что на выходе получилась приставка с производительностью смартфона, что, если честно, не далеко от правды.
Кроме сетевых компонентов, Qualcomm предоставила для Zeebo систему чипов по типу Snapdragon, которая многим известна именно как мобильное решение. И если сегодня на телефонах временами появляются весьма недурственные проекты, то в 2009 году для консоли с мобильной начинкой создать крепкую игру было весьма непростой задачей. Да и желающих, честно говоря, трудно было найти. Особенно учитывая тот факт, что разработка платформы для Zeebo отняла у Qualcomm больше времени чем планировалось, но Tectoy были против переноса запуска консоли. В итоге производительность релизной версии приставки оказалась ниже запланированной. А ведь приличную часть и без того малого количества ресурсов приходилось выделять под прожорливую операционную систему на базе Qualcomm BREW (платформы для мобильных телефонов), которая, по сути, и работала с устройством как с телефоном, но имела консольную оболочку.
Также то, что было преимуществом в теории, стало очень большой проблемой на практике — чем больше консолей оказывалось на руках у людей, тем хуже становилось состояние мобильной сети с далеко не передовой инфраструктурой. И если в больших городах геймеры ещё с горем пополам могли использовать приставку, то жители отдалённых регионов, матерясь на бразильском, бесконечно долго смотрели на скачивание игры. Радости не добавляли и постоянные разрывы сети.
А играть во что?
Анализируя все вышедшие на Zeebo игры, можно увидеть, что это либо незамысловатые аркады с простой графикой, либо очень старые проекты. В рекламных материалах производительность Zeebo демонстрировалась на примере Quake — игре 1996 года, которая в 2009 уже выглядела, мягко говоря, далеко не свежо и актуально. Но маломощное железо не отпугнуло крупных издателей с разработчиками адаптировать на первых порах свои известные проекты с мобильных или устаревших платформ и для такой консоли, в надежде найти дополнительную аудиторию в бюджетном сегменте.
Так Zeebo получила в свою библиотеку Crash Bandicoot Nitro Kart 3D, FIFA 09, NFS Carbon, первые две части Quake, Tekken 2 и даже Resident Evil 4 — по именам неплохо, но по факту это весьма слабые поделки. Большинство игр занимает около 10 МБ дискового пространства, что само по себе уже говорит о многом. Например — у нескольких портов отсутствуют видеоролики и звуки. Тяжело представить в каком недоумении были те игроки, которые видели нашумевшие проекты на полноценных консолях.
Всего для приставки успело выйти более 50 игр, среди которых половине уже на тот момент было больше 10–15 лет. Эксклюзивными продуктами для консоли стали различные спортивные аркады под брендом самой Zeebo и пачка образовательных программ ближе к концу жизненного цикла приставки, когда её стали рекламировать как платформу для обучения детей.
Бесславный конец
Ещё одним критически недальновидным решением было формирование начальной цены консоли в $300. Да, в полтора раза дешевле новой PlayStation 2, но не стоит забывать, что для Zeebo надо было обязательно покупать игры (в среднем, около $12 за одну) и загружать их в память. Снижение стоимости сначала до $230, а потом и до $170 (на самом старте продаж) также не привлекло людей отдавать всё ещё большую часть своей месячной зарплаты за удовольствие сомнительного качества. Особенно, если за те же деньги можно было купить подержанную PS2, для которой пиратские диски стоили в разы дешевле чем устаревшие игры для Zeebo.
В итоге, совокупность ошибок на различных этапах создания платформы переполнила чашу терпения инвесторов, которые выделили в сумме $12 000 000 на реализацию проекта. В 2011 размеры убытков заставили компанию Qualcomm (которая со своей стороны вложила в Zeebo около $5 000 000) прекратить все сотрудничества с Tectoy. Новые партии консолей больше не производились. Из 600 000 запланированных продаж за 2 года удалось осуществить только 5% (30 000).
Кстати, Россия была одним из планируемых рынков сбыта, как и другие страны БРИК — Индия и Китай. Но дальше Мексики бразильская игровая станция не пробилась. 30 сентября 2011 года была закрыта сеть ZeeboNet, что, фактически, и стало надгробным камнем на могиле приставки.
Этот провал очень сильно ударил по Tectoy, которая старается забыть его как страшный сон. Сейчас запрос «Zeebo» на официальном сайте компании вообще не выдаёт результатов. Поняв, что эксперимент, очевидно, неудачный, они вернулась к выпуску клонов Master System ($50) с Mega Drive ($80) и других копий ретро-приставок по лицензии, которые до сих пор пользуются в Бразилии небольшим, но всё же стабильным спросом.
Вот так и закончилась, не успев толком и начаться, история первой и последней бразильской консоли.
Лучшие комментарии
Информативный блог. Стоит ждать еще блогов о необычных консольных поделках?
Амибо, справедливости ради, представляют какую-то ценность сами по себе.
Причем некоторые фигурки выглядят очень ах*енно.
Помнится у АВГН'а был мини выпуск с консолью от Хазбро вроде, где надо сканировать карточки для анлоков персонажей. Вот то была лютая дичь.
Нинтендо с Амиибо что-то похожее сделали)