6 марта 2021 6.03.21 39 12K

Лавкрафтиана: «Не мёртво то, что в вечности пребудет»

+75
Лучший блог недели
1000 ₽
Страх - самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх - страх неведомого.

Какая же фантазия удивительная вещь, не правда ли? И насколько она индивидуальна. При прочтении книг мозг выдает такие образы, которые и близко не совпадут с теми, что вообразили себе другие.

И многим же знакома ситуация при которой выход экранизации любого произведения приносит сплошное разочарование. Либо мы уже заранее боимся, что наши «картины мира» не совпадут. Оттого, я до сих пор не могу решиться ознакомиться с фильмом «Цвет из иных миров» с Николасом Кейджем. Хотя бы потому, что невозможно передать Цвет, которого не существует в нашем мире.

В данном случае ситуация с восприятием Лавкрафта. Страх неизвестности заставляет мозг выдавать невероятные картины. Тот самый НЕОПИСУЕМЫЙ УЖАС, который царит в его рассказах, оставляет каждому свой след.

Автор арта: Erskine Designs - K.U.T.U.L.U
Автор арта: Erskine Designs - K.U.T.U.L.U

Придумать образ злодея, у которого нет по сути конкретного описания, кроме как может "ужасное существо" или "бесформенная оболочка", не составит труда, так как ваша фантазия не ограничена. Плюс ко всему в нашей культуре уже есть устоявшиеся образы. Из них и своего воображения можно слепить что угодно.

Так, что насчет того, чтобы посмотреть на образы лавкрафтианских существ в игровой реализации? Если вы подумали, что я сейчас начну перечислять все игры, вдохновлённые вселенной Лавкрафта, то нет! Думаю их количество уже перевалило за неприличное и продолжает разрастаться.

Не буду тянуть Ктулху за щупальца! Итак, Лавкрафтовские существа. Какими увидели их разработчики?

Образ его очень туманный, так как чаще всего описывается сам обряд по его призыву. Йа! Шуб-Ниггурат! Всемогущий Козёл с Легионом Младых! Поэтому там, где есть сектанты, там скорее всего появится и он. Вот и в игре The Sinking City есть локация, в которой культисты призывают подобное существо. О нём говорят как о «плодовитой матери», которая дарует новую жизнь. Существо выплёвывает человеческие конечности, прямо как истинный Шуб-Ниггурат, который жрёт своих детищ.   

Как «божество извращенного плодородия», Шуб-Ниггурат порождает новых демонов. И босс из Quake, который предстает в виде огромного существа с тремя щупальцами, в бою призывает кучу мобов, которые попытаются помешать вам произвести целый "ритуал" по его уничтожению. Да и все враги, которые попадаются на протяжении игры, это его рук дело. Это он всех породил.  

Ну а в игре South Park: The Fractured But Whole довольно комичное представление Шуб-Ниггурата, да еще и расиста, которого нужно накормить «белым мясом», чтобы одолеть.

Его облик гораздо чётче. В книге «Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» его описывают как "кошмар безграничной формы, ужасный дух и посланник Иных богов». Но есть у него одна фишка, которую имеют не многие из божеств — Ньярлатотеп может напрямую взаимодействовать с людьми, так как легко принимает человеческую форму. Так проще влиять на них и переманивать на свою сторону. Именно в виде обычного смертного он появляется в Persona 2, позже раскрывая свою истинную форму. Where there is darkness, there are shadows. I, myself, am all of you humans!

В игре Sundered Ньярлатотеп пытается обратить мир в безумие. Он привязал свой разум к сияющему трапецоэдру, чтобы через него манипулировать людьми. Бой с «ползучим хаосом» доставляет игрокам невыразимое "удовольствие" своей хаотичностью.

Ньярлатхотеп [один из вариантов перевода, отсылающий к древнеегипетским богам] в DUSK, как источник силы Культа, появляется в виде огромного существа с щупальцами, большой пастью и зелеными глазами по всему туловищу.  

Шогготы, в отличие от властного манипулятора Ньярлатотепа, создавались как обычная рабочая сила. Они воссоздавали города для своих хозяев [старцев]. Пока однажды не развили собственный интеллект и не дали им отпор. «Бесформенная масса пузырящейся протоплазмы — слабо иллюминировала, образуя тысячи вспыхивавших зеленоватым светом и тут же гаснувших глазков».  

В игре Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth он встречается на какой-то заброшенной фабрике, как плесень, которая укоренилась там и расползается по стенам. Устроить взрыв фабрики проще, чем пытаться истребить эту тварь. В рассказе Лавкрафта «Тень над Иннсмутом» шогготы тоже упоминаются, а события игры происходят как раз и в этом странном городке.  

В TES V: Skyrim добавили мод, при котором ты можешь призвать существ по имени Шогготы. Видимо в той форме, в которой они могли бы оказаться если бы использовали возможности отращивать себе не только временные органы, но и временные конечности. При помощи всё тех же модов в Minecraft можно встретить их плавающими в водоёмах, ведь эти существа приспособлены и к суше, и к воде.  

Мне кажется, не стоит их всё-таки недооценивать.

Всезнающий бог, который находится одновременно во всех временах и пространствах. «Его видят в лицо, у него нет тела, поскольку его тело - это сама вселенная». В серии The Elder Scrolls V: Skyrim можно встретить одно Древнее божество по имени Хермеус Мора. Он, как и Йог-Сотот, является хранителем врат между мирами и источником запретных знаний. «Кошмарная чёрная блестящая тварь, длиною не менее пятнадцати футов, изрыгавшая зловоние» — такое описание идеально совпадает с видом той мрачной сущности, что предстает перед нами в игре.  

К счастью, Говард Лавкрафт делал зарисовку Ктулху и многим было проще в дальнейшем опираться на основы. Например, не смотря на то, что Ктулху является морским владыкой, у него есть пара рудиментарных крыльев. А так же голова с щупальцами. Но самое главное — он гигантский и его пробуждение приведёт к гибели человечества.

«Я боюсь. Шторма никогда меня не пугали, но что-то…или кто-то…кажется, движется по рифам. Или это только мое воображение?». Совсем недавно вышла игра Call of The Sea. От неё веет лавкрафтиной. Как будто тебя подводят к столкновению с чем-то могущественным. И действительно, в какой-то момент мы встречаем гигантское существо на горизонте. А после только два огромных фиолетовых глаза под водой, которые пристально «смотрят нам в душу». Мне, как человеку, который боится глубины, такие моменты кажутся очень захватывающими и пугающими. [вношу свои коррективы, там спрятался дед Дагон, спасибо пользователю kilkaa за поправку]

В Call of Cthulhu [2018 года] есть несколько концовок. В одной из них вы можете провести ритуал и призвать дремлющее Древнее божество. Жаль, что всего лишь на секунду молния освещает Великого, после призыва которого начинается кромешный ад. Люди сходят с ума и убивают друг друга.  

Вам предстоит даже сразиться с Ктулху в The Secret World. А как он там оказался? Всё довольно типично. Ведь он поднимается из глубин на побережье, где игрок расследует загадочное кораблекрушение. Способность довести до безумия героев своим гипнотическим взглядом — присутствует. Жаль только, что это самый простецкий босс в игре.  

А вот сражение, которое может вас вымотать есть в дополнении к Magicka: The Stars Are Left, где вам тоже выпадет такая честь. В бою Ктулху призывает мелких гуманоидов, присасывает вас, бьёт щупальцами по всей локации и поджаривает фиолетовыми молниями! [так вот чем он занимается когда не спит?!] В игре так же можно найти и Проклятый Меч Ктулху — оружие вселяющее безумие в ваших врагов. Получить его можно будучи в форме детектива [и почему все главные герои в лавкрафтианских играх должны быть детективами?].

Очень забавный образ в игре Cthulhu Saves the World, где загадочный волшебник отнимает силы Ктулху, а что же ему остается делать, чтобы снять проклятие? Геройствовать! Ну, или «спасти мир, чтобы уничтожить его».  

В целом, по разным играм можно найти похожие образы, например, может сравнение и так себе, но Лунный Лорд из Terraria вам никого не напоминает? [из него даже истинные глаза Ктулху вылетают]. Где-то стоят статуи с Ктулху, где-то есть его покровители, где-то описываются обряды по его призыву или в руки попадает «черная книга», напоминающая Некрономикон. Целый культ!  

В Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, кроме шоггота, так же появляются меньшие божества Отец Дагон и Мать Гидра в роли антагонистов. По книгам они оба являются покровителями Глубоководных и выглядят соответствующе — амфибии гигантских размеров.   

Существует тайная дочь Ктулху по имени Ктхулла,которая прячется в тайном месте под названием Ютх. Не могу ее не назвать, потому что если она действительно существует...то именно она "поглотила" главного героя [естественно детектива!] в игре The Sinking City. В одной из концовок вы освобождаете "дочь спящего" и...происходит катастрофа [по стопам отца идёт!].  

Спящая дочь спящего отца!
Спящая дочь спящего отца!

Хочется мне отдельно отметить игру Bloodborne. События игры сами по себе происходят в кошмаре, что о многом говорит. Мы с вами, разве что, не должны будем строить догадок о том, какими будут твари и сможем с ними расправиться. Я назову только парочку из тех, что сводят с ума охотников: Мозг Менсиса и Амигдала.  

Когда в абсолютно кромешной тьме, освещая путь факелом, я наткнулась на месиво из сотни глаз - меня ошарашило. Тот момент, когда Мозг Менсиса не может причинить тебе вреда, но повлиял на твой рассудок. Если бы рядом с моей головой отображалась шкала безумия, она явно бы подскочила в тот момент. Ну а как же загадочность Амигдалы? Только при определенном уровне безумия главного героя мы можем «прозреть» и увидеть, что всё это время они были рядом. Гигантские существа, нависшие над городом. Просто вспомните свою первую реакцию. Дух захватывает.

Тяжело, наверное, испортить образы Древних Богов. Достаточно дать характерные для них качества и особенности, щепотку могущества, навести паники, окрасить тягучую атмосферу в грязно-зеленый цвет и наполнить местность склизкой жидкостью. И вот мы уже понимаем, что начинаем терять рассудок, а значит Они рядом. А может вы себе представляли их совершенно другими?

Уже прошло 84 года со смерти Говарда Лавкрафта. Но его влияние чувствуется повсюду. Настолько это богатый мир, со своим пантеоном существ, со своей историей и предысторией. Можно даже сказать, что Говард создал тренд на само явление вторжения инопланетных существ на землю. Просто взял и связал научную фантастику с кошмарами. 

Ребята, пожалуйста, не забывайте, что где-то в глубине вод под Р'льехом покоится Ктулху, дожидаясь своего часа! Ктулху фхтагн!

Автор обложки: Jorge Jacinto "Visions of Terror"


Лучшие комментарии

Спасибо большое за отзыв! 

Про The Secret World: видимо повлиял сам факт того, что я сама с игрой не знакома. При изучении ни разу не наткнулась на подобную информацию, поэтому очень любопытно, спасибо!

А про «гибель человечества» я, конечно, переборщила. Видимо оттого, что жду когда наступит уже этот момент эх :D

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Склизкий, жуткий, инфернальный,

Облачённый бахромой

Шевелящихся отростков,

Испускавших бледный свет.

Цвет! Огни, которым места

В познанной вселенной нет.

Неевклидовым тотчас же

Коммуналки стал декор,

Там где адское отродье

Исторгалось в коридор.

Искажая перспективу,

Источая едкий гной,

Тысячей аморфных пастей

Издавая хищный вой.

Надо мной разверзлась бездна,

Свет поник, не стало дня.

Рваные куски рассудка

Ускакали от меня.

Спасибо большое!

Я обожаю иллюстрации Сантьяго Карузо к книгам и Король в желтом прекрасен! Когда описывался момент встречи с королём [а я его так ждала!], до сих пор помню, что идеально выстроила в голове эту сцену. Даже интересно, каким же он будет в игре Signalis?

Очень хорошая статья, спасибо! Ну и как тут быть без классики:

В хронике моей
Есть последняя глава.
К сожалению в ней
Обрываются слова.

За последний год
Из рыбацких деревень
Сгинул весь народ
В тот туман, что каждый день...

С моря заходил
Вглубь материка,
Я свидетель был,
Как пустели берега.

Мир менялся на глазах
Зов стихий в людских сердцах
Посеял первобытный страх.
Самого Дагона сын
Из морских пришёл глубин,
То был судьбы недобрый знак.
Недобрый знак.

Каждый день в умах росло
Необузданное зло.

Запись в дневнике:
— «Я опять теряю ум…
Снова в голове
Появился странный шум.

Но сегодня я
Начал звуки различать…
Это чей — то зов,
Мне пред ним не устоять.

За окном гроза
А мои глаза
Лезут из орбит,
Страшен в зеркале мой вид!

Все прокладывали путь
К морю сквозь иную суть.

Кто-то полз к воде
Ветхий старенький причал
Был в его судьбе,
Как начало всех начал.

За собой тащил
Свою мокрую тетрадь;
Из последних сил,
Что-то пробовал писать.

А затем, нырнув,
Скрылся под водой,
Зашумел прибой,
Унося его с собой.

Мир менялся на глазах
Зов стихий в людских сердцах
Посеял первобытный страх.
Самого Дагона сын
Из морских пришёл глубин,
То был судьбы недобрый знак.
Недобрый знак.

Новой расы молодой
Вид родился под водой.

© Король и Шут.

я так боялась с ним встречи, но оказался одним из самых легких для меня боссов ;D

С новым касарём тебя, Друже...

ну вот он как раз может без своей ‘желтой шелковой маски на лице’ :D 

Отличная статья! Удачи стать блогом недели)

Эхх добрался бы bloodborne до пекарни хоть когда-нибудь, какой же в нём шикарный окружающий мир(

А из всех игр сам ещё жду Signalis, сюжет которой должен быть сконцентрирован на Короле в жёлтом(King in yellow). Персонаж изначально хоть был создан Робертом Чамберсом(Robert Chambers), но в итоге Лавкрафт добавил его в часть своей вселенной, даже имя ему дал(Хастур).

Большое спасибо! 

Про Bloodborne можно просто писать отдельную тему, настолько там потрясающие чудовища!)

Мне нравится творчество писателя, поэтому было легко окунуться в этот загадочный мир ;)

К слову, древние боги в Warcraft практически прямо копируют Лавкрафта.

Про The Secret World: видимо повлиял сам факт того, что я сама с игрой не знакома. При изучении ни разу не наткнулась на подобную информацию

Не удивительно. Там «лор» очень глубоко закопан — я даже сам не помню, где именно про это было написано. Но запомнил, что Ур-Драуг (как и все драуги) — это именно порождение Грязи Спящих, которая изменила тела умерших викингов.

P.S. Вообще, сейчас есть бесплатная версия игры Secret World Legends — очень рекомендую. Особенно если ценишь сюжет и лавкрафтовскую атмосферу.

Цвет из иных миров, кстати, тоже очень хорош. 

Диржи, я нашел вместо тебя с:

П.С: рад видеть в рядах блоговчанинов столь интересного и приятного (относительно) нового автора. Это радует.

не могу не согласиться, но там тоже целая отдельная история с этим) Йогг-Сарон хорош)

Хорошая статья, очень даже. Только небольшая поправка, в Call of the sea (на скриншоте статьи) все таки не Ктулху, а Дагон. Огромное рыбоподобное существо держащееся за обелиск, классика.

Спасибо тебе! Тема сама по себе очень обширная, я хотела сузить границы и ох, если бы я могла, я бы тут столько потрясающих артов вставила, но их так много, как чешуек на телах рыболюдей ;D 

А вот этот спящий прячется по кусочкам в заголовках [можно узнать «Остров Мёртвых» Бёклина, но это работа Гуанга Янга].

Это так грустно, такая ошибка( игруля заблюренная и подобные сцены чётко не показывали, поэтому ассоциативный ряд сыграл сам по себе [я думала там скала хаха], а при поиске хорошей картинки ничего не нашлось, пришлось делать скрин из игры. а ведь там реально рыба с ОБЕЛИСКОМ! спасибо огромное за коррективу!

Читай также