16 февраля 2021 16.02.21 6 17K

История текстовых ролевых игр.

+14

Думаю, не стоит говорить о том, что жанр ролевых игр - самое не убиваемая вещь во всём мире. Человеческое желание фантазировать и представлять себя великим волшебником с посохом, метающего молнии и огонь, или принцессой, ради которой рыцари идут на подвиги, будет существовать всегда и во всех в большей или меньшей степени. Одними из самых популярных способов выражений являются игры, особенно компьютерные и настольные. Однако, сегодня я хочу рассказать вам о той стороне ролевых игр, где фантазия и характер человека напрямую влияют на результат, где творчество наименее ограничено какими-либо рамками. Я поведаю вам о текстовых ролевых играх, о том, как они покорили мир, и почему на протяжении почти полувека не сдают свои позиции.

Начну свой рассказ я с далёких 70-ых. Это были особенные годы, в 1972 году мир увидел первую коммерческую игру Pong, которая стала началом геймерского будущего. А в 1974 году вышла настолка Dungeons & Dragons, влияние которой на ролёвки трудно переоценить. И, рано или поздно, эти два события должны были переплестись вместе и создать нечто, что я назову предшественником - Colossal Cave Adventure. Её создал спелеолог Уильям Кроутер на основе своего профессионального опыта для компьютеров DEC PDP-10. Представляла игра из себя адвенчуру, исследование подземелий в поисках сокровищ. Особенность была в том, что компьютер выводил текст с описанием ситуации, а пользователь должен был вводить команды вроде “повернуть направо” или “идти прямо”. Такой геймплей сложно назвать полноценно текстовой ролевой игрой, так как упускалась важная его составляющая - социальное взаимодействие. Именно поэтому мы переносимся на три года вперёд в 1978 г. прямиком в Университет Эссекс, где студент Рой Трабшоу вместо того, чтобы использовать компьютеры по назначению сделал на них игру MUD. Основная его фишка была в том, что теперь в неё одновременно могут играть несколько студентов, она так и переводится Multi-User Dungeon, многопользовательское подземелье. Цель на этот раз не пройти условный данж, а набрать определённое количество очков, которые дадут статус “волшебник”, это в свою очередь даст бессмертие. Именно здесь сформировалась культура, когда администраторов, модераторов и других важных шишек начали называть имморталами, а обычных игроков соответственно морталами в подобных играх. MUD был так популярен, что обзавёлся множеством клонов, да и сам за время своего существования всячески обновлялся. Следующие 20-30 лет этот вид развлечений разросся до такой степени, что, во-первых, стал постепенно затухать из-за появления более совершенных игр, а во-вторых, он дал жизнь новым жанрам.

Кое-кто подумал в своё время, а почему бы в таких играх не сделать меньше текста и не добавить больше графики, и в итоге мы получили mmorpg. Вторым же отпрыском MUD стали так называемые Post-by-Play и Post-by-Emeil. Технологии развивались и люди получали новые способы обмениваться информацией, текстовые ролёвки как вода начали заполнять все эти ниши, а фанаты MUD внезапно поняли, что сидеть безвылазно в игре не обязательно, ведь теперь есть почта, форумы и чатики. Что стало полностью противоположным mmo, минимум графики и максимум текста. Их теперь и начали называть сокращённо PBP и PBEM. Так уж получилось, что в России MUD никогда не были популярными, потому что сети и интернет пришёл к нам слишком поздно, а среднестатистический пользователь уже имел при себе Аську и любил порыться на форумах и писать фанфики в сети. Именно в этих местах зародились отечественные текстовые игры.

Когда-то давным давно, в 2010, как я уже сказала, одиночество затолкнуло меня на просмотр аниме. И когда я подсела на одно такое аниме, оно как раз выходило, я пыталась отследить, когда новая серия, быстрее её посмотреть. Запрос вывел меня на animespirit, причём не на само аниме, он вывел меня на форум обсуждения. Сначала я, наверное, сутки-двое наблюдала, а затем я зарегистрировалась, начали обсуждать само аниме и плавно это всё переходило во флудилку. Нас модератор большой лопатой постоянно гонял и там со своей любимой Колдуньей мы действительно решили пойти во флудилку. Перешли в раздел флуда и там была Палата. Изначально модератор хотела, чтобы был какой-то игровой момент, но всё это быстро перетекало в обычную флудильню. Это общение смайлами и тому подобное. <...> И я не знаю, захотелось творить. Я Кыс.Я (администратор) обрисовала что я вижу и как я вижу, и попыталась сделать те кланы, которые были. И я неоднократно переписывала эти правила, чтобы ничего не потерять, ничего не упустить, чтобы это уже была не флудильня, а ролевая.
Луиза Франсуаза.  Модератор Энтарии. Королева-мать, ведьма с хорошо поставленным ударом метлой.    

Я бы хотел подробнее остановится на форумах, так как в отличие от чатов, где всем правил хаос, там строгий отбор и целый список того, что делать запрещалось. Начиналось всё по разному, но в основном ролёвки появлялись благодаря тем, кто писал фанфики, и стихийным флудилкам и чатам. В конце концов первым захотелось примерить роль любимого героя и сделать из этого театральную постановку с другими участниками. В то время как вторые настолько сдружились, что решили перейти на новый уровень флуда. Что-то вроде поиграть в семью. Ну вы знаете, “а давай ты будешь папой”, “а давай ты будешь мамой”.

Во что же это вылилось и как выглядит? Это целый форум или его раздел, где каждая тема за что-то отвечает. На первых местах обычно красуется лор и описание мира.

Для кого-то новый мир был развитием его любви к Гарри Поттеру или Звёздным Войнам, когда можно было взять световой меч и сразиться с ситхом на словах, для кого-то возможность использовать свои фантазии и создать нечто новое. Сейчас попытку использовать чужое наследие называют “по мотивам...”, а нечто придуманное - авторским. Однако, не только этим они отличаются. Чтобы окружение было более правдоподобно и в полной мере соответствовало слову “мир”, вводятся определённые места для посещений, где игроки могут отыгрывать свободно те или иные ситуации. Это могут быть комнаты замка, парк, сарай и даже шкаф, где тебя может закрыть админ за плохое поведение. Называют всё это локационной игрой и каждой локации отведена своя тема. В противовес такой свободе существуют эпизодические. Чётко определённое заранее число участников попадают в ситуацию, из которой должны выбраться и под чутким взором модераторов стараются сделать это максимально интересно, не нарушив при этом правил.

Однако, перед тем как пощупать эти прелести, перед новичком встаёт первое и главное испытание - написание анкеты. По большей части в ней необходимо указать имя твоего персонажа, внешний вид, характер и биографию. То как это будет сделано повлияет больше, чем кажется на первый взгляд. Красивая анкета задобрит даже самого строгого модератора и привлечёт внимание остальных участников, которые вполне возможно захотят пообщаться и поиграть вместе. Именно здесь создаются яркие образы и начинается путь персонажа.

Хехе, Лисица любит свои образы одинаково, но признается по секрету, что любит она образ Бабы-Яги, который создала на одном из проектов. Все мы знаем сказки, но большинство религий и мифологий рассказывали про разные стороны Бабы Яги, я взяла все рассказы за основу, сделав ее этакой старой ведьмой. Образ очень запал мне, так как было интересно впервые отыграть злого персонажа, который творит козни. Но и Лисицу я не могу не упомянуть. Она со мной с 2015 года. Наглая, нахальная, требовательная и ворующая куриц у своего Лиса пока тот спит.
Лисица. Белая вредная кицунэ без капли совести.    

Вторым испытанием будет запомнить правила поведения. Нет, серьёзно, иногда список правил поражает, а скурпулёзность может вызвать слезу у самого заядлого перфекциониста. Обычно они направлены на то, чтобы избежать появления Мэри Сью, и поддержание этикета при общении друг с другом. Часто в них указывается минимальный размер поста, что является неким цензом, так как не каждый может себе позволить описать свои чувства и действия в 5000 символов. Тех, кто на это способен, называют многострочниками и часто бывает такое, что они в контрах с малострочниками и время от времени между ними случаются холивары.

Интересный факт: многие ролёвки, чтобы показать наличие секса, расчленёнки и мата, используют американскую рейтинговую систему MPAA.  

Иногда вместо пышных чаепитий и сражений с монстрами игроки захотят выяснить отношения между собой или порубить монстров. Для этого вводится боевая система, которая бы контролировала поведение сторон. И тут мы переходим к некой проблеме, которая встаёт перед теми, кто хочет начать свою игру. Надо ли брать существующие системы вроде D&D или GURPS, придумать свою собственную или оставить всё на откуп участникам сражений. Первая работает как часы, но даёт меньше всего свободы действий, вторая имеет шанс быть несбалансированной, не говоря о том, что придумать её не так уж и просто, а третья часто требует присутствие модератора, потому что уязвлённая гордость не даст в большинстве случаев кому-то проиграть. 

Да, мы думали проработать Энтарию, я естественно интересовалась мыслями других серьёзных игроков, которые приходили с других форумных ролёвок. Как лучше поступить и про броски кубика и рандомайзер, у нас уже была создана модель с этими кубиками и прочим. Но это настолько сильно, мне кажется, убивало Энтарию. Я даже не знаю, просто необходимо было какую-то золотую середину найти, а её в принципе действительно нереально найти, наверное в этом и была моя главная ошибка. Строгий ролл...ну что у нас было таких игроков на пальцах одной руки пересчитать, которые действительно этого хотели, были к этому готовы. Не стоит забывать, что у нас было много ребят действительно юного возраста, а для строгих форумных ролёвок, во-первых, им это было скучно, а во-вторых, возраст необходимо учитывать, не каждый может осознавать эти правила, понять чего от тебя хотят.  
Луиза Франсуаза.  Модератор Энтарии. Королева-мать, ведьма с хорошо поставленным ударом метлой.    

О, и конечно же как можно забыть о таком феномене как “Таверна”. Это место, где большинство правил не работает, и оно является чем-то вроде флудилки. Здесь творится треш, угар и содомия, бывалые игроки встречаются с новичками или просто мимокрокодилами и начинают вместе бузить и сходить с ума. Бывает и такое, что некоторые всегда зависают за стойкой бара и даже не стремятся попасть в саму ролевую. А потом делятся прикольными кулстори из того, как они не поделили кружку рома с орком и что из этого вышло.

Форумные ролевые игры были наиболее популярны все нулевые годы, буквально в любом месте, где обитали творческие люди, обязательно кто-то пытался создать свой мир или примазаться к существующему. Их объединяло желание выпустить свои фантазии на свободу, даже если для этого потребуется приложить довольно много усилий. К тому же люди имели возможность общаться и объединяться, такая социализация дала многим возможность выйти из своей скорлупы и побыть крутым парнем или горячей штучкой.

Один раз туда пришел незнакомый ник. Не знаю, было ли это рандомно, но спросил именно меня в личку мой пол. Когда сказала, что девушка, он поступил, как истинный мужчина. "Я сам, ты просто расслабься". О, божечки-кошечки. То танго, которое мы с ним отыграли, было божественно. Конечно, совсем в стороне не смогла остаться, но движения были под его ответственностью, а сама описывала чувства и ощущения. До сих пор вспоминаю танец с теплом.. 
ЧерныйКотенок. Темпераментная и гиперактивная кошечка    

Время - штука неумолимая и постепенно форумы стали менее популярны передавая эстафету социальным сетям и мессенджерам. В России наиболее известными платформами для текстовых ролевых игр стали VK, Telegram и Amino.

Если взять Вконтакте, то там сформировалась довольно любопытная ситуация. Изначально это было место полное маленьких милых дружных сообществ, многие из которых доросли до вполне себе крупных образований, заняв несколько отдельных страниц. Но никогда их количество и качество не бросало вызов форумным собратьям. Тем не менее в последнее время они как слаймы стали собираться в (Кингслайма!) конгломерации. Одним из таких образований можно назвать Asimania и Crossover, в состав которых входит до 20 текстовых игр, большинство из которых по мотивам аниме, фильмов и книг. Чтобы вы поняли, что это из себя представляет, ближайшая аналогия - крупнейшие mmo-сообщества, кланы и гильдии, которые разрослись до таких масштабов, что могут занимать сразу несколько проектов, вроде RED и Chaos, если они живы ещё. С первого взгляда видно, что с оформлением неплохо заморочились, а количество трудов вложенного в контент поражает. Есть банк, где дают кредиты, меняют игровую валюту, выплачиваются штрафы и прочее. Присутствует новостной портал, свой журнал, продаётся стаф и услуги уже за вполне реальные деньги и даже группа для психологической поддержки на уровне бытовой психологии. Учитывая масштабы и проработанность этих сетей можно с уверенностью сказать, что это новый уровень.

А с другой стороны существует Priori Incantatem: Universe Terra, масштабы которой не уступают Asimania, но при этом это один авторский мир с лёгким налётом Гарри Поттера и космическим количеством локаций. Я так понял там необходимо учиться в школе волшебства, чтобы выйти в большой мир и при этом выполнять задание преподавателей.

Я: Кстати, ты вроде бы даже была администратором в группе в ВК, где были игры. Или как минимум кем-то важным. Сложно ли организовывать людей, были какие-то проблемы?    
ЧерныйКотенок: Не администратором, а помощником. На простом языке, цензором, да и не долгое время. Я больше времени уделяла, когда проводила свои ивенты в роли Мастера. На самом деле, когда у игроков есть мало-мальское понимание, что ругаться матом нельзя, мы в культурном проекте, это сильно облегчало участь. Да, понимаю, что даже в реальной жизни без этих заветных слов мы не обходимся. С другой стороны, вы когда-нибудь читали книгу, в которой используется открытый мат? Я, если честно, не встречала. Когда проводишь подобную беседу с людьми, у них остаётся понимание. Сложно с теми, кто не хочет понимать, а гнуть исключительно свою палку. Думаю, такая ситуация наблюдается не только в ролевых играх    
ЧерныйКотенок. Темпераментная и гиперактивная кошечка.       

Что касается Amino, то это приложение изначально создавалось как чатик для анимешников и любителей K-POP ещё 6 лет назад. А в 2016 году в связи с тем, что каждому дали возможность сделать там своё сообщество, жизнь забурлила ещё активнее. Конечно же появилось огромное количество самых разных ролёвок, но из-за структуры приложения они сильно отличаются от остальных. 

Само по себе Амино представляет собой набор сообществ и личных страниц, как в Вконтакте. А каждая группа состоит из титульного листа и вкладок с чатиками, картинками, опросами и прочим. Не забываем, что платформа была сделана для того, чтобы анимешники могли вступать в группы и переписываться друг с другом через телефон. Гигантские тексты ушли в прошлое, уступив место небольшим сообщениям, что вовсе не отменило холиваров местных многострочников и малострочников. Чтобы красиво и удобно оформить свою группу необходимо недюжинное воображение и чувство стиля, а заодно и знание ASCII кодов, так как картинки куда угодно не всунешь и приходится наводить красоту через символы. Выглядит процесс ролеплея до безумия просто: вы пишете анкету в отдельном чате и в случае её принятия можете смело заваливаться в одну из комнат-локаций и искать себе напарника. Особняком стоит Аниме Amino - крупнейшее сообщество, которое как и гласит название должно было стать местом для обсуждения японских произведений, но сейчас более чем наполовину заполнено поиском ролевиков и игр-однодневок. Что удивительно, на зарубежных аналогичных группах такого практически не встречается. Там народ любит в основном тусоваться в Discord.

Амино считаю песочницей, так как не всегда и не везде все ответственно относятся к ролевой игре. Либо быстро уходят в оффлайн, либо просто забивают отвечать на посты. То ли дело форумные ролевые, которые полностью посвящены ролевому процессу и цепко держат в ежовых рукавицах своих игроков, ограничивая их в откладывании написания поста.  
Лисица. Белая вредная кицунэ без капли совести.    

Ах да, я же ещё не упомянул про Telegram. Здесь всё сложно, но несмотря на то, что платформа совершенно не подходит для ролёвок, люди умудряются осесть и в этом месте. В большинстве случаев это выглядит так. Само описание мира, а иногда правила и прочую полезную информацию заносят в Telegraph. На главной странице остаются новости и ссылки на другие каналы-локации, где происходит отыгрыш, и анкеты. Чего-то примечательного я не заметил, но тем не менее ролевых игр там много, хоть они и не вырастают в нечто крупное.

Текстовые ролевые игры являются важной культурной составляющей сети и зачастую влияют на людей больше, чем может показаться. В процессе выполнения квестов и совместных посиделок начинаешь чувствовать некую связь и хочется поболтать уже вне ролевой. А там недалеко и до дружбы или отношений. Особенно этому способствуют сходки, которые время от времени проводят игроки. Где ты ещё узнаешь, что милого котёнка отыгрывает здоровый волосатый мужик, а последнего пьяницу с вечно пустой бутылкой - молодая девушка и учитель филологии.

Причем, организаторы сходки держали в секрете место встречи. Сказали - клуб, и дали адрес. Мы особо не заморачивались, и ладно. Приехали на место, а там оказался БДСМ-клуб! Оказывается, один человечек там подрабатывает администратором). Мы как будто в музей попали! И даже, где-то, фотки есть). Было классно. Распили чай с вкусняшками, обменялись подарками. Потом мы отвезли девочек в аэропорт, и дальше уже вернулись обратно в Калугу.   
ЧерныйКотенок. Темпераментная и гиперактивная кошечка.    

Однако, кроме социализации есть и другие важные последствия. Постоянная практика в письме и строгие правила помогают ясно мыслить и излагать свои мысли. Хочется сделать всё красиво и без ошибок, чтобы впечатлить собеседника и сделать игру более живой. Постоянное использование фантазии позволяет нестандартно подойти к решению проблем, а некие препятствия, которые надо преодолеть заставляют искать информацию в интернете. В конце концов кто сильнее: пиромант 80 уровня или тот, кто знает физические свойства огня? Текстовые игры не только дарят эмоции, но и развивают в человеке множество полезных способностей. Возможно поэтому в отличие от mmorpg или MUD они не сдают позиции, они поглощают всё новые и новые социальные сети и мессенджеры, они подстраиваются под современные технологии и, как мне кажется, будут существовать всегда. Разве это не прекрасно?

Огромная благодарность этим людям за то, что дали интервью и рассказали об особенностях текстовых ролевых игр:

ЧерныйКотенок
Луиза Франсуаза
Лисица

Если вам захочется дополнить, рассказать о своём опыте и интересных ситуациях, то добро пожаловать в комментарии.


Лучшие комментарии

FoxHeaven отложил Перо в сторону и взглянул на часы — стрелка неспеша подбиралась к цифре три. Тело требовало покоя и всячески напоминало о том, что подобные фокусы легко могут дать серьёзные последствия утром. Для сна оставалось всё меньше времени, а будильник будто бы подмигивал и насмехался. И пока у FoxHeaven не поехала крыша и он не стал на самом деле прислушиваться к предметам, пора было закруглятся. Он нажал на кнопку «ОпублиКовать» и со спокойной душой откинулся на кресле. Наконец-то.

Вспомнила как играла в ‘09 году в MUD Arda по властелину колец, это было прекрасно! 

Что именно, что MUD был не слишком популярным или интернет пришёл поздно?

Завидую, мне приходилось только смотреть на то, как другие играют. Выглядело чертовски интересно.

Так уж получилось, что в России MUD никогда не были популярными, потому что сети и интернет пришёл к нам слишком поздно

Это, конечно же, неправда.

Читай также