9 ноября 2020 9.11.20 10 1748

О тоске и страхе в Outer Wilds.

+21

Вместо предисловия.

Хочу сразу расставить точки над i. Это не обзор. Здесь не будет разбора механик, перечисления достоинств и недостатков, краткого пересказа сюжета вкупе с моим персональным мнением и какой-то оценкой. Здесь не будет ничего, кроме примерного описания тех эмоций, которые вызвал этот проект, хотите — назовите это «эссе». Скриншотов так же не будет, но по техническим причинам. Я начинающий автор, это моя моя первая, и пока что единственная статья, но я хочу продолжать писать, развиваться, набираться опыта, потому мне крайне важно ваше мнение и ваши советы о том, в какую сторону двигаться дальше, что можно добавить, а чего слишком много, и так далее. 

Перейдем к делу.

Всем нам свойственно бояться. Страх – естественный защитный механизм нашего организма. Смешиваясь с определенными психологическими триггерами, он порой обретает конкретную форму. В таких случаях принято говорить о фобиях, и у каждого они свои. Но есть явление, объединяющее все фобии и все страхи всех людей в мире – неизвестность. Все мы в той или иной степени боимся именно неизвестности. Что притаилось в темноте комнаты? Кто смотрит голодными глазами из черных глубин океана? Что случится в момент, когда моя жизнь оборвется? Но рука об руку со страхом неизвестности идет другое чувство. Любопытство.

Казалось бы, как всё это может быть связано с видео играми, особенно, когда речь идет не о хоррорах? Но именно эту гамму эмоций заставило меня ощутить скромное творение под названием Outer Wilds.

Действие игры происходит в крошечной солнечной системе, населенной забавной расой камелян, которые изучают богатое прошлое своей и соседних планет, при этом обладая технологиями едва ли более продвинутыми, чем у землян 150-200 лет назад. Хотя это только на первый взгляд. При ближайшем ознакомлении понимаешь, что камеляне значительно более изобретательны. Под управление игрока попадает один из представителей этого народа, которому предстоит его первый полет в дикий космос с целью изучения истории номаи – загадочной расы, некогда населявшей систему. Он просыпается у костра рядом со стартовой площадкой, через родную деревню проходит в центр управления полетами, где получает краткий брифинг и коды запуска своего корабля, после чего обращает внимание на статую номаи, и замечает, что… Статуя обращает свое внимание на него самого. Не найдя объяснений этому событию, ты садишься в космолет, надеваешь скафандр, летишь к своему первому небесному телу, успешно приземляешься, начинаешь знакомиться с местными руинами, и кажется прошло буквально 20 минут, как вдруг музыка меняет свой тон и характер, становясь все громче, а затем резко обрывается. В этот момент всё вокруг начинает заполнять страшный гул, становится темнее, а затем неудержимая волна энергии поглощает всё вокруг, включая нашего протагониста. Только что солнце взорвалось, превратившись в сверхновую. А через минуту наш смелый космонавт просыпается у костра рядом со стартовой площадкой…

Несомненно, самой интересной особенностью геймплея является цикл, «день сурка», в который попадает наш герой. Как не странно, я усматриваю в этом некоторую аналогию с соулс-механиками: персонаж после смерти возвращается к безопасному костру, теряя всю накопленную прогрессию, но при этом сам игрок приобретает самое важное – опыт и знания, что делать дальше. На самом деле таких аналогий здесь несколько: постоянное чувство одиночества, повествование от окружения, лор, раскрытый через записки и описания.

Здесь то и начинается то, о чем я сказал выше. Дело в том, что Outer Wilds не дает игроку прямых ответов, но, с другой стороны, она и не задает вопросов. Здесь всё направлено на то, чтобы вызвать у игрока то самое любопытство, заставить его с головой нырнуть в приключение. И именно это чувство двигает нас вперед, призывая изучать планету за планетой, находя всё новые и новые загадки, задавая вопросы, чтобы рано или поздно, полученная в ходе экспедиции информация помогла найти правильные ответы.

Всё еще не понятно, при чем здесь страх неизвестности? Представь, что ты стоишь на краю мира. Перед тобой лишь непроглядная чернота бесконечного космоса, заполненного миллиардами звезд. Ты можешь шагнуть в эту бездну. Что с тобой произойдет? Никто не знает. Этого не узнаешь и ты, пока не сделаешь шаг, но сделать это непросто, потому что тебе просто страшно. Вокруг бесконечность, но что случится, когда ты коснешься её? Это, возможно, очень метафоричное описание, но здесь всё так. Порой буквально, ты летишь к очередной планете, глядишь на бескрайние просторы вселенной и ужасаешься, а порой стоишь у загадочного древнего аппарата номаи, и не знаешь, что может случиться, когда ты его активируешь. Но при этом тебе очень любопытно. И ты делаешь тот самый шаг.

Outer Wilds умело играет этим, заставляя игрока переживать эмоции так, будто он действительно стоит перед загадкой неизвестности. При этом, она же помогает игроку побороть этот страх, сделать шаг, сделать еще один, увериться в своих силах и знаниях. Но только для того, чтобы снова столкнуть его лицом к лицу с новой загадкой, снова вызывая взрыв эмоций.

Всё это создает невероятную атмосферу первооткрывательства и приключения, не последнюю роль в ней играет потрясающий саундтрек, который вкупе с визуальным рядом и сюжетом вызывает у игрока ещё одно чувство. Тоску.

Тоску по дому, по безопасной и уютной деревне, по друзьям, по мягкому теплу солнца, которое не взорвется через 22 минуты, по спокойному прошлому и, как нестранно, по будущему… В самом конце, разгадав все загадки, поняв, что нужно сделать, и чем это обернется для всех жителей твоей родной планеты, больше всего хочется вернуться в деревню, присесть у костра с приятелем и вместе дождаться конца цикла. На этот раз настоящего.

Outer Wilds – проект про созерцание, ожидание, переживание, тоску, страх, отчаяние и надежду. Редкое творение игровой индустрии может вызвать такую гамму эмоций у игрока, оставляя после финальных титров чувство тепла в душе и желание однажды вернуться в этот маленький уютный мирок. Это по праву одна из лучших игр 2019 года.


Outer Wilds

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW
Жанры
Дата выхода
29 мая 2019
2K
4.5
904 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Люблю блоги по этой игре. Можно вновь ненадолго проникнуться атмосферой. Спасибо автору!

Рад стараться! На самом деле получилось немного сумбурно, но если начать раскладывать все по полочкам, выйдет не на одну статью и не так эмоционально.

Воспоминания об исследовательских аспектах этой игры были так хороши, что вытеснили память об эмоциях описанных в этом блоге. Но теперь я вспомнил! И вспомнил далеко не только про кирпичную кучу при встрече с удильщиками, а именно прям то, что описал автор. Страх перед пустотой или страх остаться одному без корабля… Я даже не могу это нормально передать, не зря здесь написано так много текста.

В общем, не спроста эта игра стала для меня самой лучшей.

Спасибо за небольшое, но напоминание о любимое игре. Да, outer wilds очень умело играет на контрастах. Это подчеркивается геймплейно и стилистически. Милые, мультяшные, нарочито уменьшенные планетки, милые и почти няшные персонажи.


А потом… а потом даже не удильщик — дело не в нем, а в том, насколько легко умереть от случайного прокола скафандра, от одного неверного движения, уносящего тебя прочь от корабля. Сначала ты думаешь — ну вот, новый цикл, погнали. А потом тебя погребает с неприятным скрежетом песком и ты понимаешь, что эта игра рассказывает о том, насколько космос опасен не хуже «Гравитации». 

Немного не хватает каких-нибудь иллюстраций к тексту.

Согласен, без них пусто. Они обязательно будут к следующему проекту. Я не думал писать, когда проходил игру, поэтому не делал скриншоты. К тому же проходил на Xbox, консоль не подключена к сети и я хз, как вытащить оттуда скрины не через облачные сервисы. Ну и да, суть то в том, что я хочу свои собственные скрины, а не чьи-то рандомные.

Мне кажется, что тут даже чуть больше: опасность несёт буквально всё, что окружает в игре: шипы, излучение, удильщики, аномалии, песок, вода, отсутствие воздуха, да даже гравитация

Игра великолепна, и да, игра на контрастах, это то, о чем я не сказал, но это очень важно в ней

Спасибо за отзыв! Рад, что я не единственный, кому так понравилась игра, и тому, что моя заметка затронула именно те самые струнки.

Спасибо большое за отзыв! 

Скажу честно, когда писал, про удильщиков вообще даже не вспомнил, только эти два комментария напомнили.

Читай также