Год медленно близится к концу. Что происходило в нём, вы и так прекрасно знаете. Пандемия, переносы релизов, снижение концентрации хороших новостей и нарастающая масса плохих. Конечно, посреди всего этого крайне сложно заметить действительно достойные проекты, которые вопреки всем слухам и спорам добрались до витрин. Неважно, сколько лет им на это потребовалось, ведь цель средства оправдывает чуть более, чем всегда.
Дабы более не тянуть кота за хвост, обозначу суть сегодняшнего материала так. Ранее я публиковал блог о лучших модификациях Half-Life 2, которые стоит пройти каждому, упомянув в нём про G String, сольную работу японского модмейкера Eyaura, На тот момент она была доступна в качестве бета-версии восьмилетней давности, но судя по свежим скриншотам и новостям на ModDB, готовилась к выходу как полноценная игра. Так вот, 17-го октября она увидела свет, и чем не повод по горячим следам сравнить итоговый результат с модификацией восьмилетней давности?
Немного истории
MyoHyo aka Eyaura, дочь корейских эмигрантов, родившаяся в Японии, занималась модификацией о суровом дистопичном будущем про андроидов и угнетающих их злых органиков с 2008 года. Лишь спустя несколько лет она представила бета-версию, которая, невзирая на статус, являлась вполне себе играбельной и качественной. За что, вполне справедливо, ещё год спустя получила награду от ModDB за «наиболее реалистичный виртуальный мир».
Конечно, с движком Source творили всякое, и хоть по словам Eyaura, сборка была сырой и в основном для получения первого фидбэка, вызывала крайне положительные эмоции, которые не перекрывали ни запутанные уровни, ни сложные противники, ни всеобщая унылость первой половины проекта. В 2013 году японка отправилась со слегка доработанной версией G String искать издателей, но попытки оказались тщетными, и ей пришлось начинать всё с нуля. Что получилось, разберёмся далее. Отмечу, что я могу быть необъективен по многим вопросам и, вероятно, вам данная игра может не понравиться по ряду причин, но мне есть с чем сравнивать. Плюс ко всему, поиграть в старую бета-версию стоит для большего понимания, что за мир нас ждёт и к чему мы в итоге приходим.
Всё познаётся в сравнении...
Играем мы за Мио Хьёри, девушку из далёкого будущего, которая стала подопытной в кровожадных экспериментах по превращению людей в некое подобие роботов — могучих и послушных, что может так или иначе пойти на пользу человечеству. Впрочем, пока корпорации при содействии международного военного союза «НАТО Терра» заселяют бескрайний космос (уже основаны колонии на Марсе, Юпитере и Сатурне), земное общество давно поделилось на противоборствующие классы — более сильные убивают тех, что слабее — ядами, каторгой, электромагнитным излучением и всем, чем только можно. Или, закономерно, превращают в бездушных машин, с которыми делают всё, чего даже врагу не пожелаешь. Например, уличная реклама призывает нас покупать сигареты, заниматься сексом с андроидами, или же провести эвтаназию в 37 лет без согласия родителей. Данный факт я привожу для понимания того, насколько сильна деградация мира в будущем, и как в этом вертепе выживать Мио. Однажды, во время метеоритного дождя научная станция, на которой она обитает как подопытная, повреждается, и ей выдаётся шанс сбежать, невзирая на начавшуюся погоню.
И вот оно, главное отличие финальной истории от мод-версии — здесь появился не просто осмысленный, но и полный деталей сюжет. Протагонист — не просто какой-то списанный в утиль изгой, а жертва эксперимента, обретшая свободу. Она ныряет в самые отшибленные части мира — каналы, тоннели, заброшенные цеха, трущобы и иже с ними — не потому, что ей так захотелось, а потому что снаружи за ней охотятся вооружённые до зубов военные. Но только через это самое погружение удаётся максимально проникнуться атмосферой G String — она жутко реалистичная, и ей веришь.
Появились цели, мини-боссы, главные злодеи и даже союзники. Если в бета-версии мы просто воевали с эфемерным злом, не видя ни его облик, ни мотивацию с ним разобраться, то теперь имеется целых две (если не больше!) стороны конфликта. Одна желает вернуть Мио назад в «клетку», а другая — перехватить и изучить её. На нашей стороне же — те, кто уже пострадал от лап злодейских корпораций и вооружённых сил и искренне желает, чтобы мы не повторили их ошибок. Андроиды, разумные машины, искусственные интеллекты. Даже бракованные секс-роботы, которым, правда, всё равно, с кем лезть в драку. Мир начал говорить с игроком, задавать вопросы, просить помощи и даже пытаться остановить Мио. В бета-версии мы действовали, как и подобает изгоям, одни. Лишь изредка тропа выводила нас к непонятным NPC, которые вроде и дружелюбны, но понимания их мотивов это не добавляет. Финальный G String постарался все эти моменты перекрыть и время от времени он бросает нам всё новые и новые вызовы.
Игра стала проработаннее. На каждом шагу нам выпадает целых тридцать и ещё три способа достойно умереть, подобно героям. Всё время что-то да происходит — то взрывы, то падение метеоритов, то внезапный отряд военных, которые старательно ищут следы Мио, то и вовсе атомные бомбёжки. Уровни стали более красивыми и менее запутанными, чем в бета-версии, и хоть время от времени можно заблудиться и в них, это не вызывает стойкое желание оформить возврат в Steam.
Мио стала не просто болванчиком, бегающим с пушками наперевес. Иногда мы можем видеть, как она своими же руками крутит вентили или же жмёт на кнопки. Возникла отдача у оружия, а камера инерционно покачивается при быстром беге. Немного изменились и сами характеристики местных стволов. Конечно, автомат как был дубовым, так и остался, но вот пистолет стал чуть более мощным. Дробовик неизменно радует своей имбовостью, только получить его, как и другие виды вооружения, легально, сразу не получится. Игра довольно продолжительная, и на первых порах приходится размахивать только пистолетом. Зато по мере приближения к концу мы сможем и за турелями посидеть, и космолётом поуправлять, и чего только не будет. Главное, чтобы у вас на это хватило сил. Но вернёмся к изменениям.
Чуть подкручена и «магия рук» Мио — как известно ещё со времён бета-версии, она владеет пиро- и телекинезом. Функция замедления времени исчезла, как и хаотичное пускание фаерболов. Теперь у нас только один огненный шарик, мы можем его брать в руки и метать куда угодно в течение ограниченного времени. Также появился зум — своеобразный привет Half-Life 2, видимо. Но и он оказался к месту — многие локации будут радовать своей открытостью и детализацией, так что найдётся на что посмотреть.
Впрочем, и в коридорных моментах можно наткнуться на всякие интересности. Различные рукописные лозунги за всё хорошее против всего плохого, корейские и японские иероглифы, и даже целая надпись на кириллице, суть которой я пока не сумел разгадать — возможно, это монгольский. Тут ещё важно заметить, что многие уровни перекочевали из бета-версии, но претерпели скорее косметические изменения, чем глобальные. В финальной игре они отличаются только способами передвижения и выходами, а так — одно лицо, но с разницей в несколько лет. И подобных примеров я по мере прохождения выискал очень много — где-то больше, где-то меньше.
Что касается звуковой части, тут всё стабильно неплохо. Касаемо каждой локации — всё время что-то шумит, фонит, взрывается, или кто-то кричит и плачет. В бета-версии аналогично — в некоторых моментах можно даже услышать женские стоны. Единственное, что немного обидно — это решение отказаться от японской и корейской попсы, а также мировой классики блюза (In the Year 2525, например, безусловно культовая композиция) в отдельных моментах, ведь именно они придавали шарма и сюрреализма многим экшен- и просто мирным сценам. С другой стороны, сама Eyaura заявляла, что саундтрек пришлось пересобрать из-за ненужной волокиты по авторскому праву. Причина уважительная, добавить нечего.
Озвучка персонажей — ну, как минимум тех, чьё экранное и закадровое время можно оценить эмпирически — тоже на уровне. Местами, конечно, недостаточно живо, но всё перекрывают эффекты и глитчи, этакая имитация голоса робота и ошибки в его работе. По остальному не имею претензий — по мне, в G String со звуками всё так, как и должно быть. Ах да, ещё есть фоновые фразы на русском, японском и даже финском — видимо, ставилась цель передать смешение конфессий и языков в новом мире. Даже био-костюм Мио говорит далеко не на английском, а вполне себе на лунном, что лишь добавляет колорита.
Технически и визуально G String играется хорошо. Картинка, разумеется, не 2020-го года, но при всём желании можно поиграться с эффектами пост-обработки вроде размытия, попадания пуль, погружения в воду, смыкания глаз и виньетирования. Доступны различные пресеты вроде 70-миллиметровой плёнки, «нуарного» и мягкого, который является золотой серединой между ванильной графикой и максимальным уровнем пост-обработки. Всё это может потребовать больше аппаратных ресурсов, да и выглядеть не так, как хотелось бы вам, поэтому рекомендую не мучать ни себя, ни свой компьютер — и играть с ванильным пресетом, игра от этого в качестве не потеряет.
Автосохранения присутствуют чуть ли не за каждым углом, отчего после каждой смерти в 90% случаев не требуется перепроходить всю локацию заново. Однако кнопку F6 тоже никто не отменял. А ещё чит-коды, которые для Source-игр все едины. Если только не выключены по умолчанию авторами.
… но всё ли так радужно?
Конечно, я мог упустить ещё много всяких деталей, мелочей и каких-то глобальных моментов, глядя на которые, хочется уже безо всякого сомнения отдать G String право гордо называться «лучшей игрой года» — и эту мысль я разовью чуть позже — а также достойным развитием не менее достойного мода для HL2, но здесь начинаются минусы. Обидные, но закономерные.
Главный из них — это отсутствие русского перевода. Нет, конечно, автор говорила, что субтитры на русском имеются в игре — но по дефолту G String запускается исключительно на английском. Тут уж ничего не поделать. Кроме, разве что, магии костылей, через которые можно спокойно пройти игру на родном великом и могучем. Только вместо нормальных слов иногда будут возникать неведомые краказябры — либо шрифты не адаптированы, либо приоритет на мультиязычность не делался в принципе, и козыряние русскими сабами было всего лишь способом привлечения максимально широкой аудитории. Только… как бы сказать, переводчики со своей работой, конечно, справились — теперь ясны многие моменты, не понятные во времена бета-версий — но грамматика и качество отдельных фраз блистает, причём в плохом смысле этого слова. Ну не говорят так в реальной жизни. Даже где-то в официальных брифингах.
UPD: претензии по русскому переводу актуальны на момент выхода обзора. После публикации Eyaura выпустила обновления для G String, в котором добавила опцию выбора языка для субтитров.
Временами и бегать по бесконечным и местами однообразным коридорам (а иногда — прыгать над пропастью в бездну с кочки на кочку), где путь следования не всегда очевиден, категорически надоедает. Конечно, можно понять, ведь это, наверное, образ мышления японского разработчика такой — сделать много лабиринтов и не дать никакого намёка на то, как из них выбираться. Однако нужно всё же заметить, что у нас тут не Half-Life 2 с его динамичными уровнями, где всегда понятно, куда дальше идти, ведь тебе, по сути, этот путь уже нарисовали заранее, но и за ручку никто вести и не намерен игрока. Мы стали слишком оказуаленными в этом плане, и порой лёгкая сложность для обывателя куда значимее, чем эксплоринг и ощущение небезопасности. Короче говоря, не серчайте за субъективность.
Из того, что я ещё смог заметить, это неадекватное проявление искусственного интеллекта у существ в некоторых моментах. Например, птицы, которые по скрипту должны были улететь с асфальта в небо, но вместо этого тупо скачут, как мячики, и левитируют, пытаясь взлететь. Или солдаты, к которым можно зайти в лоб и выстрелить всю обойму в тело, и они даже никак тебе не ответят, молча приняв единственный разумный в данной ситуации исход. А иногда могут высыпаться на пути следования целой толпой и парой выстрелов уничтожить. В общем, это в какой-то степени омрачает прохождение и все выше названные достоинства.
Но тем не менее, я всё ещё считаю, что G String может стать если не лучшей, то как минимум одной из лучших игр этого года. «Почему?» — спросите вы. Ну допустим, потому что более достойных проектов ещё не вышло. Все ждут Cyberpunk 2077 с его геймплеем уровня «GTA в будущем», или тех проектов, что выйдут на старте PlayStation 5. А что было до этого? Я сам не имел возможности пройти половину релизов за этот год, но по тому, что смог лицезреть, картина в голове сложилась безрадостная. Вроде бы достойная The Last of Us, Part II — игра, выехавшая за счёт «повесточки», но слишком ангажированная и бледная на фоне первой части. Ремейк первой Mafia, который визуально приятнее оригинала 2002 года, но всё равно достаточно сомнительный с точки зрения отдельных игровых аспектов. Half-Life: Alyx, которая могла бы вывести VR-гейминг на новый уровень, но по итогу вся её популярность затухла всего за месяц-два. Много подобных примеров, можете даже сами напрячь извилины и что-то приписать в комментариях.
Проблема лишь в том, что всё это — AAA-проекты, над которыми работали крупные студии, профессионалы своего дела. И ясное дело, что G String им всем неровня, потому что создавалась стараниями независимого автора, любителя. Те ошибки, в которые спокойно можно ткнуть носом профи, аматору с натяжкой, но простительны. Ещё бы, ведь G String не выглядит как «некст-ген», и играется как любая другая Source-игра из конца «нулевых», а не свежачок из 2020 года. Зато она подкупает другим — трепетным отношением к тому, каким должен быть настоящий киберпанк. Не та ширма лоска, неона и безудержного веселья, а то, что кроется за ней — где мир давно поделен на сферы влияния и происходит непримиримая борьба сильных со слабыми под видом «технологического прогресса». Где жестокость и сексуальные намёки являются не просто художественным приёмом, «клюквой» или обрубком цензуры, а следствием поведения персонажей внутри игры.
Подобных игр, в которых незримо поднимаются важные вопросы мироздания и морали, сейчас безумно мало. Возможно, G String станет в этом плане прецедентом. Не самым идеальным и одинаково понимаемым всеми, но тем не менее. Главное — проголосовать рублём, долларом или любой другой валютой. И тогда подобных масштабных и качественных инди-работ станет намного больше...
Лучшие комментарии
Кстати, своим странным окружением и сюжетом игра временами напоминает E.Y.E: Divine Cybermancy, движок даже у игр одинаковый.
Кстати да, её почему-то я забыл упомянуть. Говорят, там положили болт на историческую достоверность, но в целом выглядит красиво.
Думаю ее в скором времени возьмут в какую нибудь компанию если ее заметят.
И говоря о достойных проектах: автор, а что вы думаете о Ghost of Tsushima? Это из другой оперы, нежели G String, но раз вы заговорили о The Last Of Us Part II и ремейке первой Mafia, то напоминаю вам ещё об одной приключенческой ролевой игре этого года)
Если я правильно помню, там ещё маленький болтик закинули в разнообразие открытого мира — сторонних миссий мало. А вот графика действительно потрясающая, одна из тех вещей, которую хвалили особенно в этой игре.
Купил и прошёл игру на одном дыхании, атмосфера киберпанка и антиутопии на протяжении всей игры радует глаз, игра даёт тебе как и подумать о том к чему может всё прийти и о других философских темах. Конечно спасибо таким разрабам что они существуют и делают подобное несмотря на другие проекты и пробивают свою линию, да и ещё как пробивают. Надеюсь что ещё услышу о ней и о её будущих проектах и буду следить за подобным и дальше, так как такое пропускать уж что не стоит.
Идеально, мне подходит :D :D :D
А если серьезно, меня всегда поражали люди, которые в одиночку могут сотворить такое. Целая игра с нуля и неважно, сколько времени прошло. Мне кажется, я бы без помощи устала уже на придумывании сюжета, а здесь девушка работала над каждым аспектом игры самостоятельно.
Ну, конечно, очень радует, что это именно девушка — хочется пожелать ей удачи с карьерой в игровой индустрии. Её огромная работа достойна уважения. А то, что игра не под стать Cyberpunk 2077 или хотя бы GTA — все с чего-то начинают. Если у Эйары будет и желание, и усердие, шансы на крутые игры в будущем повышаются.
Было бы здорово
Извините меня, но даже блин Black Mesa сделана получше G String. И вы можете возразить: «Ну так он сама придумала идею, концепцию и сама всё делала». Black Mesa это ведь всего лишь изумительный ремейк первой Half-Life. Да, сюжет готовый. Да, локации, враги и герои готовые. Но если просто даже сравнить труд проделанный этой девушкой и чуваками из Crowbar Collective, то тут понятно, у кого лучше работа. У них был и срок больше, и команда шире, и движок был, и всё на готовом. Осталось лишь всё перенести и переработать несколько деталей. А тут девушка сама всё сделала. Я поиграл в G String и вот мой вердикт: Игра сделана отлично, а для одного разработчика тем более невероятно! Но поставил бы я похвально, но если вы и пропустите эту игру, то ничего не потеряете.
P.s. С фига ли я вообще приплёл Black Mesa? Один движок и одни фанаты. И одна концепция тоже.