6 октября 2020 6.10.20 48 16K

Где игровая индустрия Казахстана?

+57
Лучший блог недели
1000 ₽

Я как гражданин лучшей страны планеты — Казахстана, последний год задаюсь вопросом: «А почему в Казахстане нет ни одной студии разработчиков видеоигр?» И недавно я полез в гугл с этим вопросом.

Там я наткнулся на статью в Forbes, о том что Американская компания с казахскими сотрудниками собирает деньги на кикстартере для очередного клона World of Warcraft.

В своё время я проводил ночи, удирая от копов в Most Wanted, «путешествовал» по Морграду и много где ещё. И сколько бы я ни играл, я не мог найти свою идеальную игру. Я начал думать: а какая игра была бы для меня «той самой»? И понял, что уже имеющиеся жанры не вмещают в себя то, что я хочу. Именно поэтому я и задумался об игре, включающей разные механики — говорит казахстанец Вильдан Фазылов, придумавший Wartide WorldS еще пять лет назад.

Но это меня не особо интересует, так как казахских разработчиков хватает по миру. Меня интересовали конкретно игры выпущеные на территории Казахстана. И я был бы очень рад если-бы я обнаружил для себя какую-нибудь крупную группу инди-разработчиков, но увы, даже таких у нас нет. К сожалению я обнаружил то, что я вполне мог ожидать, но надежда ведь умирает последней. Ниже я приведу примеры 3 игр разного качества, сделанных в Казахстане.

 

«AstanaRacer»

Внимание! Сейчас я вам покажу 2 обложки игр которые вышли в 2009 году:

Даже по самой обложке видно, что справа намного более дорогая игра. Но если мы применим мысль «не суди книгу по обложке», то давайте более объективный тест. Перейдем к геймплейным скриншотам.   

Ну и тут не знаю как по вашему, но по моему тут сразу видно какая игра сделана лучше. Да, это необъективное сравнение. Просто хотелось пообсирать работу соотечественников))

Но даже для игры которую делал 1 человек забесплатно, качество текстур и проработки города находится на уровне мода для GTA San Andreas — «Криминальная Россия». Что для меня говорит о том, что человек который делал эту игру, не горел идеей сделать хорошую игру. Я примерно понимаю кто, и зачем сделал эту игру. Ее сделали исключительно ради того, что-бы попонтоваться перед корешами тем, что ты сделал игру как Need for Speed, которую обожают в нашей стране. Ведь народная мудрость гласит:

«Казах без понтов — беспонтовый казах»

«Тамерлан: апокалипсис» 

Описание этой игры мне нравится куда больше чем у AstanaRacer.

Тамерлан: апокалипсис — шутер, в котором Тамерлан попадает в СИЗО в результате драки, благодаря чему ему удается выжить во время атаки мутантов, в которых превратилась большая часть населения Земли. Действия игры проходят в Алмате и Шымкенте.

Вкратце о сюжете: на дворе 2013 год, США и Россия сражаются за мировое господство. Место действия соответственно происходят в Шымкенте. Для тех кто не в курсе, Шымкент не находится между Россией и США))

Американцы используют секретный вирус, который делает из людей, цитата:

«солдат-зомби с шакальими инстинктами»

Главной надеждой человечества на спасение является подросток по имени Тамерлан, который время от времени впадает в астральную связь со своим легендарным тезкой. Вам наверное интересно — «А как же подросток Тамерлан с шизофренией оказался в СИЗО?» Оказывается, он был посажен в шымкентскую тюрьму за групповую драку на дискотеке, и только поэтому избежал заражения. Ну а в качестве аптечек в этой игре служит местное Шымкентское пиво. Неплохо, неправда-ли?) (наверное сравнение с калл оф дьюти тут было бы более уместно...)

«SuperBaiga»

В названии этой игры столько же колорита как и в Шымкенте из Тамерлана. Байге это один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов. И если бы в древнетюркских скачках тоже были бы пулеметы и трамплины, то думаю колизеи в Средней Азии были бы стандартной темой.

 

На удивление, эта игра уже более-менее походит на нечто, во что можно играть. Но даже при этом, по трейлеру можно сделать выводы что эта игра больше всего похожа на серию мобильных гоночных игр «Asphalt». Сейчас я не буду писать тут свое мнение о этой игре, возможно в скором времени я поиграю в нее, и составлю более объективный обзор на нее.

По крайней мере трейлер внушает надежды, если не учитывать саундтрек))

Вывод:

Так почему же в Казахстане нет игровой индустрии? Ведь в России есть «Gaijin», у Белорусов есть «Wargaming», у Украинцев есть одна из моих любимых компаний — «GSC Game World». Ответ лежит на поверхности — в нашем менталитете. Нет, мы не лентяи у которых нет никаких перспектив, просто наше старшее поколение не то что не принимает игры всерьез, они считают что в игры играют только придурки, которым в жизни нужно лишь подольше посидеть за компом. Я уверен что наше поколение поменяет это положение, я и хочу приложить к этому и свою руку. Надеюсь что когда-нибудь я начну писать на StopGame блог о том, как я и команда моих соумышленников будет делать игру на территории Казахстана на СНГ-шный рынок.

До встречи stopgame.


Лучшие комментарии

Меня зовут Тамерлан. Спасибо, таак орнул
Если считать StopGame казахским (а он таковым когда-то был), то StopGate — казахская игра (на самом деле, конечно, нет).
Если вы знаете о какой-нибудь Казахстанской студии, то прошу написать о ней в комментариях, или скинуть ссылку. Ведь мне правда очень интересна эта темя
Здраствуйте я независимый игровой разработчик из Алматы. На данный момент делаю смесь Persona, Hades и Devil may cry про Казахстан. У меня тоже есть большое желание поднимать Казахстанскую игровую индустрию. Вот одна из моих игр на гейм-джем, с другом сделали за 24 часа
itch.io/jam/gmtk-2020/rate/697974
Привет я тоже казах, мне 16 лет и я хочу сказать что наше покаление не думают что игры играют только дураки которые хотят сидеть перед компьютером, и через 5 — 10 лет они вырастут, создадут компанию и начнут делать игры
Добрый день. Очень странная смесь игр. Интересно что у ваз за мысль там.
Про сюжет рассказывать не буду. Утром вы старшеклассник со всеми прилагающими делами, как: подработка, общение с друзьями, учеба и тд, как в серии Persona. А ночью вы вместе с командой убиваете демонов. В игре будет условно 8 точек в Казахстане, с централизованными порталами откуда выходят демоны. И вы должны в течении месяца уничтожить одну такую точку, каждая будет разной. В начале будет замок, объяснено это тем что демоны это разрушенные души людей, и пожирая другие живые души они становятся больше похоже на людей и самые сильные держат на себе эти порталы, и у каждого их место связано с их прошлой жизнью. Первый босс является жестоким Казахским Ханом Каиром. Каждая локация будет комплексной, со своими загадками, боссами и врагами. По механике игра будет top down Слэшером. У главного героя будет меч и пистолет, у пистолета три вида патронов между которыми можно переключаться, также будет 4 стиля боя, которые можно менять во время игры, каждая дает тебе одну стильную способность. Также будет механика как в Arx Fatalis кастования заклинаний с помощью алфавита, но будет реализовано удобнее, уже знаю как. Для прокачки персонажа нужно развивать социальные связи с окружающими, которые будут обучать вас новым способностям. в течении игры вы также сможете играть за других персонажей. На данный момент, у меня есть ИИ двух видов врагов, 3д модель ГГ и его оружий, Базовые механики главного героя, Cel Shading и несколько эффектов. Игру делаю на UE4. Игра будет в аниме стиле. Если кто-то заинтересован был бы рад найти единомышленников.
Существует Singularity Lab. Но они работают на outsource и делают мобилки.
Довольно интересно. А как можно было бы следить за проектом?
В это очень приятно играть, особенно интересным был 3 уровень(если это так можно называть). И еще, я наверное словил баг, потому что жизни стояли на отметке 100 хотя меня били. В один момент я решил проверить можно ли умереть. По модельке было видно что меня бьют, но дамаг не наносится, и в один момент персонаж просто умер при здоровье в 100 едениц))
Надеюсь услышу о вас
Ответ лежит на поверхности — в нашем менталитете. Нет, мы не лентяи у которых нет никаких перспектив, просто наше старшее поколение не то что не принимает игры всерьез, они считают что в игры играют только придурки, которым в жизни нужно лишь подольше посидеть за компом.


Может быть, я когда даю характеристику игровой индустрии отталкиваюсь от опыта моей страны.
Некоторое взрослое население также презрительно относится к тем кто играет в игры, но как это может влиять на качество самих игровых продуктов, и их распространение. Это же просо отношение отдельных груп людей, и всё. А дело в том, что долгое время не было квалифицированных кадров, не было большой заинтересованности в создании игр, и главное финансирования. К этому еще нужно добавить не очень хорошую репутацию, было время когда кроме игр от «GSC Game World» и хвастаться то было нечем.
Было слишком много глупого, недоделанного, либо скверно сделанного.

И я думаю, что последнее и является главной причиной. Среди всех этих малоизвестных ужасных поделок, нет того кто смог бы на своём примере показать, что из этой страны также могут поступать хорошие видеоигры.

И еще кое что. Я пытался найти что-нибудь еще про «Тамерлан», но даже той картинки представленной в блоге мне разыскать не удалось. У этой игры есть обзор, или хотя бы запись геймплея в качестве 240?
О, привет «SuperBaiga»!

Знакомое название с родного форума.
Удивительно, ссылка на демо версию ещё жива (2013 год).
Три человека корпели над ней. Движок собственный.

В итоге она эволюционировала в MadOut, и вышла в Steam, через GreenLight в 2015 году… с отрицательными отзывами =/

Смотрю, даже новые части пытались выпускать, успеха нет.
Отзывы везде отрицательные.

P. S. По профилю разработчика пройдитесь, там можно старые его проекты найти, например «ASTANA RACER» =)
Правда ссылки, там походу все дохлые =(
Я согласна, что работать интереснее. Но знаете, что может быть ЕЩЁ интереснее, чем работать и пройти игру? Зарабатывать тем, что ты проходишь игры =D Неважно, как – неспеша, на скорость (спидраннеры, привет!), или с целью выполнить все побочные миссии… это тоже иногда нелегко и требует огого каких навыков, чтобы зрителям интересно было за тобой наблюдать.

А вообще, у вас с возрастом могли просто поменяться ценности, и это нормально.
В Казахстане никогда не было игровой культуры.У нас большинство даже после 18(помету то)вообще не играют в игры. Думая, что в игры играют либо дети, либо дебилы.И еще, игры типа Денди к нам пришли только после 00-х.И то это была только у богачей.
Зато у вас музыканты талантливые. Одни Скриптонит и «масло чёрного тмина» чего стоят, хотя их явно больше.
Здравствуйте! Я активно работал с сообществом разработчиков игр в Казахстане, мы занимались организацией тематических мероприятий, конференций и презентаций на эту тему. Предмет на самом деле довольно большой, каким бы не казалось общественное мнение, если вас интересует дополнительная информация — вы можете связаться со мной через сообщество GameDev Kazakhstan вконтакте, оставлю ссылку ниже, заранее спасибо!
Вот несколько статей на эту тему:
vk.com/gdt2020
yvision.kz/post/847331
yvision.kz/post/847475?category=%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%8B
Эту игру так и не выпустили. Она уже уходила на золото, но релиз не состоялся
vk.com/club3243109 — это группа этой игры в вк
Скриншоты можно найти в интернете, я их тут брал — thebest.topbb.ru/viewtopic.php?id=23
Насчет аргументов, согласен. Так же, все более менее хорошие разработчики с Казахстану уезжают работать в крупные фирмы, либо работают на аутсорсе.

Парень ты хорошый.Статья вижу с душой написана.И о менталитете к сожелению этих пенсионеров -якорей знаю не по наслышке.Поверь мне я с этими идиотами работаю каждый день в другой сфере, я с ними иногда даже живу и каждый день удивляюсь простому неумению слушать и тупой упертости.От себя пожелаю казахстану из украины успехов, больше молодых специалистов для поднятия страны, меньше пенсионеров якорей и лично тебе парень-когда будешь стареть-не останавливай свой мозг.Учись, наблюдай и развивайся внезависимости от возвраста.Не становись таким же тупым упертыим и убогим пенсионером как те, которые сейчас мешают жить тебе.Докажы, что и на старости лет можно сохранить здравость ума.Я встречал таких и к сожалению их слишком мало.

Читай также