Здравия желаю всем, кто заглянул ко мне на огонёк. Как известно, на рынок видеоигр скоро пожалует новый гость — Bravely Default II. И было бы неплохо ознакомиться с его корнями, которые вполне имеют право стоять рядом с великими японскими ролевыми играми. Сегодня мы рассмотрим довольно любопытный проект, который изначально не претендовал на лавры сколь нибудь значимой jrpg, однако, после релиза смог взорвать игровое сообщество и убедить крупных издателей в том, что западный игрок тоже любит японскую классику. Уважаемые игрообзорщики наперебой метали девятки и десятки в своих обзорах. Famitsu, где люди собаку съели на японских играх, особенно jrpg, выставили 38/40. Чтобы вы понимали, это уровень седьмой финалки. На сегодняшний день Bravely Default является лучшей jrpg на 3DS.
Также я расскажу о продолжении Bravely Second: End Layer, которая вышла через три года и многим тоже полюбилось. Усаживайтесь поудобнее в своих креслах, набирайте чипсов и попкорна, мы отправляемся в мир Bravely Default.
Началось всё довольно прозаично, а именно с Final Fantasy: The 4 Heroes of Light, которая вышла на Nintendo DS от ребят из Matrix Software. Это был среднестатистический спин офф основной серии, который получил средние оценки и сдержанные отзывы, а боссы из Square Enix поставили лишнюю галочку в строке NDS. Её продюсер Томоя Асано решил не сдаваться и сделать продолжение с учётом ошибок. На этот раз он обратился к другим разработчикам, Silicon Studio, и привлёк на свою сторону одного из сценаристов Steins;Gate. Не смотря на то, что новое детище планировалось как идеологическое продолжение его прошлого проекта, Асано придумал (на самом деле выбрал из списка предложенных) новое название. Это был осознанный уход от серии Final Fantasy, который отразился в том числе и в наименовании игры. Он хотел сделать нечто своё, где бы его ничто не ограничивало, но при этом всё ещё многое заимствовал у популярной серии jrpg.
Так позвольте же мне рассказать вам эту историю, о людях и судьбах, чьи чувства затронули тысячи жизней, чьи дела отразились на множестве миров. Их путешествие началось на далёкой планете под названием Люксендарк. Когда на мирную и ничем не примечательную деревню Норенде обрушилась катастрофа. Разверзлась огромная бездна пожирающая всё на своём пути. Люди, дома, животные — все исчезли в её пучине и только скромный пастух Тиз Орриор чудом спасся, потеряв своего любимого брата. Доброта короля и жителей города не дала парню впасть в отчаяние, и убедили его продолжать жить. А ещё она. Девушка, чьё имя Аньес Оближ, прибыла к пропасти, чтобы самолично убедиться в существовании этой дыры. Весталка кристалла ветра, дабы защитить своё сокровище от окутавшей его черноты, надеется найти здесь ответы. В то время как элитные войска герцогства Этерния стремятся схватить жрицу, Тиз становится для неё тем щитом, что отгонит врагов прочь. Однако, не только он неравнодушен к Аньес. На сцену выходит таинственный парень Рингабел, мистер амнезия, чьё прошлое скрыто даже от него. Обладатель странной записной книжки, где в подробностях описаны будущие приключения Рингабела вместе с Аньес и Тиз. Кто вёл эти записи и зачем? Чтобы раскрыть эту тайну, наш герой решает присоединиться к компании. А тем временем в мире неспокойно. Религиозная организация Krystal Orthodoxy, на протяжении веков следящая за четырьмя кристаллами стихий подвергается нападению со стороны Этернии. Её глава, гранд маршал Браев, отправляет своих подчинённых во все уголки мира в попытке сломить сопротивление. И в этом безумии он теряет свою дочь, которая отказывается подчиняться и следовать по пути жестокости. Эдея Ли, независимая и строптивая девушка, решает помочь героям и сражается вместе с ними против тех, кого раньше называла друзьями. Их путь лежит в четыре храма кристаллов стихий, дабы вновь они засияли и озарили своей благодатью весь мир. И не собьются они с дороги, ибо их путеводная звезда — маленькая кристальная фея, что многие поколения присматривала за весталками и была близкой подругой Аньес. Но, как может показаться читателю, эта история не о спасении кристаллов, это путешествие сквозь миры и время в попытке понять законы действительности. Это личные трагедии раздирающие не только героев, но и их противников. Это тяжёлый выбор, который им рано или поздно придётся совершить.
Сколько зла было повержено из-за кристаллов и похоже это их ничему не учит.
И вот, враг повержен, конец и начало новой истории Bravery Second, спустя два с половиной года.
Аньес взяла на себя бремя правления Krystal Orthodoxy и готова заключить мир с Этернией, чтобы прекратить насилие. Но её мечта была вдребезги разбита, как витражи храма, сквозь которые проникли злодеи. На мирные переговоры ворвался лично сам кайзер Обливион, чья ненависть к грехам церкви слишком велика, чтобы идти на уступки. Глава летающего замка и личной имперской армии похищает Аньес и расправляется с её защитниками, среди которых неизвестный пока нам юноша Ю Женеология. Молодой наследник великого дома, лидер трёх кавалеров, поклявшихся оберегать ценности церкви, смог выжить и теперь он — новая надежда для этого мира, он — наш герой. А в это время, разрывая слои атмосферы, к планете движется неизвестный космический корабль с красноокой девушкой на борту. Судьба зачастую бывает довольно жестокой, непостоянной, печальной, но здесь и сейчас она свела Ю с загадочной инопланетянкой, чей дом на луне подвергся нападению Баалов. Магнолия Арч, специальный агент по уничтожению этих монстров, прибыла на Люксендарк дабы остановить их. И чудесным образом цели Ю и Магнолии пересекаются, ведь сила казера во многом получена от этих чудовищ. Беда случившаяся с Аньес не оставила в стороне её друзей, Идея Ли и Тиз Орриор снова готовы взяться за оружие и пуститься в новое приключение. Впереди их ждёт горькая правда о прошлом Crystal Orthodoxy, о начале великой чумы, славе и позоре дома Женеология и о том, что надо найти в себе храбрость начать всё сначала.
Не смотря на в какой-то мере любопытный сюжет основной упор делается непосредственно на персонажей. Томоя Асано зубами вцепился в их самобытность, он хотел, чтобы даже враги были неоднозначны и достойны уважения и сочувствия. Он отвергал любые попытки давления со стороны Square Enix на Наотако Хаяши, что в итоге дало свои плоды. Невозможно забыть Барраса, первого босса, единственное желание которого смахнутся, помериться мускулами, как мужик с мужиком. Я прям до слёз смеялся над его речью. Или старого мудреца, точнее старого извращенца, явно неравнодушного к молоденьким девушкам. Их личности зачастую гиперболизированы, но это придаёт своё очарование и юмор. По другую сторону Идэя, выступившая против тех, с кем прожила долгую жизнь. Ей каждый раз приходиться сражаться со своей семьёй, друзьями, напарниками, а они, как на зло, не являются исчадием ада. Эти люди по настоящему любят Идэю (не все, конечно), изо всех сил стараются отговорить её и максимально стремятся оттянуть бой. Тем больнее и сложнее девушке продолжать своё путешествие. Трагедии в той или иной мере настигают каждого в компании и прочувствовать это проще с отличной озвучкой.
После сражения с Браевым он высказывает свои чувства жене и дочери. Сложно назвать это победой над злом.
Я сравнил японский оригинал и английскую локализацию. Смело могу сказать, что вторая ничем не уступает первой, а лично по моему мнению превосходит. В основном благодаря прекрасной работе Эрин Фицджеральд, которой досталась роль Аньес Оближ. У этого персонажа большой спектр эмоций и со всеми Эрин отлично справилась. Рыдания, истерика, крики, сдержанное возмущение — всё с надрывом, чувством, в зависимости от окружающей обстановке и ситуации. Возможно иногда она переигрывает, но чёрт возьми, далеко не в каждой ААА игре есть нечто конкурентоспособное. Не обошлось без отсебятины у американцев, но это тот случай, когда она делает характер более узнаваемым. Это коснулось в первую очередь эксцентричных особ, в то время Аньес и Тиз максимально похожи по голосу и манере речи на своих заокеанских коллег.
С другой стороны японская озвучка Рингабела ужасна. Это молодой юноша с замашками ловеласа. Включаешь оригинал, а там за него вещает сорокалетний мужик прямиком из ДжоДжо, который даже близко по характеру не подходит. Так что если у вас когда-нибудь будет выбор, берите английскую версию.
Когда дело касается проработки мира, я бы хотел рассказать о том самом дневнике, который носит с собой Рингабел. В любой момент игрок может его открыть и ознакомиться с лором. Здесь есть буквально всё. Нашёл ржавый ножичек — вот тебе статья о нём на целую страницу. Встретился с боссом — получай его биографию, любимые блюда, увлечения и фобии. Всё это позволяет понять, почему один поступает так, а второй по другому. Аналогичная записная книжка есть в Bravely Second, только её ведут все участники, записывая заметки разными цветными ручками.
Чтобы заполнить все сведения о противнике в монстропедии, нужно не раз его победить. Зато в итоге получишь полную информацию, лор и даже впечатления членов команды от встречи с ним.
К истории и её участникам можно относится по разному, но у неё есть парочка недостатков. Главным является несоответствие того, что хотел донести Асано, с тем, что происходит в Bravely Default. Один идёт путём сердца, а не долга, а в итоге оказывается неправ. Второй, если поступит также, то получает не истинную концовку. И я тут такой не один, много кто возмущался. Как так-то? Получается, что если ты потакаешь главгаду, даже зная кто он, позволяешь ему уничтожать миры и в итоге его побеждаешь, то поступаешь правильно. А если рубишь на корню, не даёшь разростись, спасаешь множество жизней и в конце живёшь долго и счастливо, то прости, ты ошибся.
Вторым недостатком является затянутость во второй половине. Если хочешь тру стори, то необходимо пробудить четыре кристалла пять раз. То есть всего двадцать раз пройти одни и те же подземелья и убить одних и тех же боссов. Вот это я понимаю бэктрекинг и день сурка. А вот почему последний недостаток не является слишком значимым вы поймёте, когда перейдём к геймплею.
Теперь, когда вы знаете о событиях и людях, я могу поделиться с вами о том, почему у проекта именно такое название. А также рассказать, почему оно не является истинным. Но предупреждаю сразу, внутри термоядерные спойлеры.
Bravely Default — странное название, не так ли? Как-то Максим Солодилов посмеялся над ним, назвав Храбрый по умолчанию. И если он читает блоги, ему будет наверняка интересно узнать, как и всем читателям, откуда это словосочетание взялось. Default — это не только «по умолчанию», но и «невыполнение своих обязательств». Скрытый смысл заключается в фразе одного из персонажей — «Найди в себе храбрость идти наперекор твоему долгу». Подразумевается, что надо действовать согласно зову сердцу, даже если придётся нарушить свои обязанности. Именно так Асано хотел выразить своё стремление выйти за пределы Final Fantasy. Чуть позже на свет появилась расширенная версия Bravely Default: Flying Fairy и тут тоже есть скрытое послание, которое одновременно является спойлером. Айри — это кристальная феечка, чей долг помогать жрицам и направлять их. Это милое создание делится советами и поднимает дух команды, а также является близким другом главной героине Аньес. Так вот Bravely Default: Flying Fairy переводится как Bravely Default: lying airy — Найди в себе смелость пойти против своего долга: Айри лжёт. Под конец оказывается, что Айри — прислужница главгада и использует героев в собственных интересах. Из названия убираются две буквы FF, подозреваю, это символ ухода Асано из под крыла Final Fantasy.
А сейчас хотелось бы затронуть Bravely Second. По поводу персонажей здесь всё неоднозначно. Асано не изменил своим принципам и злодеи (кроме последнего) достойны сочувствия и понимания. Каждый из них пережил в прошлом трагедию, которая изменила его мировоззрение и большинство служит кайзеру исключительно для того, чтобы она вновь не произошла. Особенно запоминается история демона, что играет с судьбами и чувствами других людей. Рингабел называет её истинным злом, но когда-то она пожертвовала всем, чтобы спасти человечество. Когда-то она была обманута жадными людьми, за чьи ошибки поплатились тысячи невинных. И именно в Ю она находит надежду, ту, которую в неё вселил тысячи лет назад «честолюбивый человек».
Если нажать на Y запуститься скит с какой-нибудь прикольной минисценой, а если поговорить с лисой, то Ю с друзьями раскинет палатку для отдыха и, таки да, запустит ещё одно событие, где они в 99% случаев будут что-то жрать или болтать о еде.
К сожалению в продолжении герои потеряли определённый черты. Если раньше Идэя обожала только сладкое, то теперь она есть всё подряд в космических количествах. Вообще иногда мне кажется, что культ еды в игре на каком-то особом месте, потому что герои жрут везде и всегда. Вошли в город — подавай хавчик, появился скит (необязательная сценка) — в половине случаев он будет о том как персонажи вкусно пообедали. Они даже двух боссов завалили из-за жратвы. Подозреваю, что если бы кайзер украл их мясо, а не Аньес, то был бы расчленён на месте. К тому же всё здесь забито заплесневелыми аниме клише вроде дворецкого, обыкновенных японских школьников, горячих источников, страшилок про призраков и прочего. Чёрт возьми, тут даже мемы есть. Помните мемас про феминистку в очках с красными волосами? Так вот она здесь присутствует, борется за права студенток.
Весь конфликт феминисток и белых цисгендерных угнетателей состоит в том, стоит ли вводить совместное обучение девочек и мальчиков или нет. Надо отдать должное японцам, они не ставили целью унизить или высмеять одну из сторон.
Вся первая половина выглядит как полный фарс с банальным сюжетом по спасению мира от зла и решением чужих проблем, важность которых зачастую мизерна. Но вот потом начинается огонь. Прямо посередине прохождения игра выдаёт нехилый сюжетный поворот и как бы заканчивается, после чего предлагает начать New Game +. И ты такой в шоке думаешь: “И это всё?”. После чего тыкаешь на новую опцию и начинаешь игру заново. Старт такой же каким мы его знаем, но теперь не только игрок знает, что произойдёт в будущем, но и герои тоже в курсе. Если во время первой половины кайзер был всегда на шаг впереди, то здесь Ю с друзьями уже знает всю поднаготную, все его планы и миньонов, которые им встретятся. Обливион с каждым шагом всё ближе к поражению и оно не заставит себя ждать. После Новой игры+ сюжет начинает раскручиваться всё сильнее и сильнее, раскрывая новые подробности и накал страстей превратиться в взрыв эмоций прямо во время боя с последним боссом. И в самом конце ты поймёшь всё, именно здесь все детали обретают одну большую цельную форму.
Не смотря на то, что Аньес похитили, у неё есть способ связаться с друзьями в любой момент и ответить на интересующие вопросы.
В отличие от первой части тут бы я порекомендовал выбрать именно японскую озвучку или текст, если вы умеете его читать. Дело в том, что лунный язык, на котором говорит Магнолия — это английский, как бы это иронично не звучало. То есть весь текст на японском, а её слова на языке Туманного Альбиона. Но как это перевести американцам? Они просто заменили речь Магнолии на французский и попытались хохмы при смешении языков перенести на новые рельсы, из-за чего получилась полная каша. Вот вам пример. В оригинале при объединении двух слов из разных языков получилось gambarevenge, то есть “не сдавайся” (яп.) + “отмщение” (англ.), это клич команды Ю и воспринимается он довольно однозначно и понятно. А в английской версии это “coup de grâce” + “gravy” — удар милосердия и соус превращается в coup de gravy, наверное что-то удар соуса. Как видите весь смысл боевого клича становится какой-то плохой шуткой.
И опять мне бы хотелось поделиться с вами о том, что означает название игры и какое оно на самом деле. Спойлеров очень много, так что читаете вы всё на свой страх и риск.
Bravely Default многое заимствовало у Final Fantasy, особенно от третьей и пятой части. Что вообще он из себя представляет? Это jrpg с видом сверху или лучше сказать в изометрии. Карта мира, где мы путешествуем, изобилует пересеченной местностью, городами и подземельями. За каждым кустом прячется монстр и только и ждёт, когда рандом энкаунтер позволит ему напасть. А уж когда ему это удастся, бой протекает в пошаговом режиме. Казалось бы за что превозносить игру, почему геймплей считают главным достоинством? Давайте разбираться. Система классов была взята прямиком из Final Fantasy V. Побеждая очередного босса, герои забирают его астериск, предмет дающий право менять свой класс. Отобрав такой у чёрного мага, сам можешь переодеться в мантию и швырять фаерболы. Каждая победа немного прокачивает класс и открывает новые уровни. А они в свою очередь предоставляют пассивные и активные умения. Персонаж может иметь активный класс, которым он пользуется в данный момент, и второй, который предоставляет только боевые умения. Таким образом можно смешать чёрного и белого мага, чтобы иметь дополнительный подхил, или белого и мага времени, чтобы не только усиливать/ослаблять, но и ускорять/замедлять. Высокие возможности в кастомизации перекликаются с достаточно высокой сложностью боёв с боссами, особенно во второй половине. И это заставляет искать новые решения и подходы. Каждую ночь я ложился с подобными мыслями.
А что если совместить рыцаря с его невероятной живучестью и ниндзю со способностью отводить агрессию монстров на любого игрока. Получается я могу агрить на себя противника каждый ход и не беспокоится о безопасности союзника. А что бы лучше выбрать для хилера: баф +100% хп, который слетает при смерти, или +30%хп на постоянку.
Астериск, позволяющий менять профессию. Не путать с Астериксом!
До самых последних титров ты экспериментируешь и пытаешься вывести лучшие билды, благодаря тому, что новые классы выдаются постепенно. А среди них есть нечто совсем необычное. Если с рыцарем или лучником все знакомы, то как насчёт торговца? Это боец, чей боевой ресурс — деньги. Он способен как фармить огромные суммы, так и тратить их на не менее приличный урон. Чёрт возьми, у него есть скилл, благодаря которому он может продать твоё зелье лечения монстру в четыре раза раза дороже его реальной стоимости. И всё это прямо во время боя.
Но ничего не даётся бесплатно. Заранее неизвестно, какие способности скрывает тот или иной класс, поэтому либо прокачиваете всё, либо читаете гайды. Но в любом случае единственный путь к вершинам — неумолимый гринд. Он прямо пропорционален вашим амбициям, но даже без них под нож пойдут тысячи монстров и час задротсва, чтобы добраться до вершины профессии. Поэтому здесь как нельзя кстати необходимо планирование.
Всего профессий в Bravely Default — 24, а в Bravely Second — 30.
И в этом помогает фича, которая нивелирует весь негатив с рандом энкаунтерами. В любой момент игрок может изменить частоту нападения монстров. Мне вот нравится спокойно и без отрыва на сражения исследовать подземелья, искать скрытые ходы и сундучки, поэтому я совсем отключаю противников. Потом иду в местность рядом с городом и, чтобы набрать уровень, повышаю частоту нападений в два раза. Это максимально удобная штука, которая как раз помогает справится с тем безумным бектрекингом во второй половине.
Вторым несомненный плюсом в гймплее являются сами бои. Помните, я рассказывал откуда появилось это странное название игры. Так вот, оно ещё означает боевую систему. Все мы знаем правила пошаговых битв, когда в начале хода отдаёшь приказ, после чего смотришь, как герои проводят атаку. Но здесь есть пара нюансов: brave и default. Первый берёт в долг ходы, а второй их накапливает. Выглядит это так. Тиз видит, что у врага 1000 хп, а его урон всего 250, поэтому он занимает три хода плюс нынешний, получается четыре и враг повержен. После чего приходит время платить и наш Тиз несколько ходов бездействует, получая по лицу. Но всё это время он получает от одного, а не двух. А вот второй вариант событий. Аньес стоит перед боссом, у него 10000 хп, а она наносит всё те же 250. Героиня три раза защищается, используя default, тем самым уменьшая урон в два раза и накапливая ходы и на четвёртый высвобождает их через brave. Выходит, что за одно и то же время она снесла одинаковое количество жизней у противника, но поглотила намного меньше урона (250% вместо 400%). Этой системой активно пользуются враги, так что тактика в Bravely Default намного глубже и продуманней, чем в большинстве стандартных боёвок. Если раньше она была похожа на рулетку, то теперь это блэк джек, где правит балом баланс, а любой риск должен быть оправдан. В дополнении ко всему есть несколько интересных штуковин, например, bravely second. В любой момент боя вне зависимости от того, что происходит, время останавливается и за особые очки герой проводит атаку, на которую способен его класс.
Остановка времени собственной персоной. Врубить её можно даже в середине вражеской атаки.
Естественно, что такие читы просто так не получить, очки sp, необходимые для этого, зарабатываются за каждые 8 часов спящего режима консоли или за донат. Да, донат на 3DS. А что вы хотели, надо идти в ногу со временем. Вторым читом можно воспользоваться через команду abilink, чтобы одолжить силушку у друзей, которые тоже играют в Bravely Default. Даже если вы интроверт по натуре, то игра любезно предоставит ботов на этот случай. И, наконец, последнее похоже на limit breaker. После заполнения невидимой шкалы герой совершает спецудар. Самое прикольное в этом то, что на некоторое время меняется музыка, она звучит в реальном времени и даёт бафы. И после 30 секунд они исчезают, ей вообще безразлично, что делает игрок. Так что чем быстрее отдаёшь команды, тем больше выжмешь из этой ситуации.
Секреты есть не только в подземельях, на карте мира вполне возможно наткнутся на полезные предметы, если не щёлкать клювом.
В Bravely Second геймплейную основу оставили, добавили несколько классов и постарались нивелировать гринд. И даже этого хватило, чтобы игра засияла новыми красками. Всё дело в одном из новых классов, чья специализация — менять принцип работы заклинаний. Мы все привыкли, что магия может работать либо на одного, либо на всех со штрафом. Как насчёт того, чтобы превратить огненный шар в дот, который каждый ход отбирает хп, как отравление, а что если возрождение повесить как дот на союзника и каждый ход на него будет кастоваться эта магия? Всего получается девять вариантов, которые могут сильно облегчить прохождение, если использовать немного фантазии. Вторым новшество коснулось прокачки. В новой части каждый класс теперь имеет 10-11 уровней развития, а не 13-14 как в Bravely Default. И если бой был закончен за один ход, можно немедленно начать новый заново, повышая количество бонусов за победу и так до тех пор пока все ходы героев не кончаться. Таким образом при грамотном ведении боя, получить за цепочку боёв можно в 10 раз больше опыта, что превращает сражения уже из блек джека в покер, чем выше ставка — тем больше риск. Это полностью убивает весь гринд и позволяет чаще экспериментировать с классами. По ощущениям вторая часть в разы проще первой, даже последний босс имеет всего две фазы, в то время как зло из Bravely Default имело 5 полосок жизней, а бой был тем ещё страданием.
Интересной особенностью стал выбор новых классов, раньше мы просто по сюжету убивали носителей астериска и получали все его плюшки, а теперь это минквесты, где нужно встать на сторону одного из персонажей и соответственно получить только один из астерисков. По началу это удивляет и даже радует, есть причина для перепрохождения, а потом начинается вторая часть и тебе выдают все недостающие. Разочарование.
Хо-хо, а теперь давайте перейдём к моему любимому, к атмосфере. Первое, что замечает игрок, запускающий Bravely Default — особенный визуальный стиль. Пропорции персонажей нарушены в угоду чиби. У одних большая голова и маленькое тело, чтобы показать их невыразительные физические данные. У других — большая грудь в сравнении с остальной частью тела, указывая на развитую мускулатуру. И всё это выполнено как бы наброском карандаша, с упрощёнными формами лица. Ничего не напоминает? Наверняка те, кто играл в Final Fantasy Tactics, заметят сходства. Действительно, к визуалу приложил руку маэстро Акихико Ёсида, один из отцов основателей FFT и Tactics Ogre.
Это ещё что, а вы видели какой красоты здесь города? Во время их посещения, если немного подождать, камера отодвигается назад, показывая всё поселение разом. Это похоже на отрывок из произведений Миядзаки. Гипертрофированно мультяшный стиль с вниманием к деталям и одновременно компактно устроенное на небольшой площади. А что тут творится ночью. Звёзды, луна, горящие огни фонарей и свет из маленьких окон. Смена дня и ночи происходит постоянно и влияет на всех жителей. Они все расходятся по домам и только стража стоит на посту и никого не пускает в замок, дескать не дело будить короля в это время.
Когда легко спутать игровую локацию с артом.
Музыка тоже под стать. За всё время, что я провёл в игре, её мелодии мне не наскучили. Они четко передают ситуацию и эмоции, их не грех включить в свой плейлист и слушать иногда для поддержания настроения. Ответственен за них композитор Revo, который специализируется на фэнтезийных мелодиях.
Bravely Default — важная веха в развитии японских ролевых игр. Она была выпущена в 2012 году, когда издатели и разработчики стремились завоевать западный рынок, подстраивая под него jrpg. Ну вы знаете, повсеместное 3D, реалистичные модели персонажей, завинченные в три узла сюжетные линии. И тут внезапно выстреливает наш гость. Оказывается людям заходят проекты уровня FFV, если к ним приложить достаточно усилий. А весь секрет не в отдельных крутых фичах, которых нигде никогда не было. Всё дело в синергии, четырёх столпах, которые дополняют друг друга: графика, геймплей, персонажи, сюжет. Маленькие чиби герои отлично сочетаются с их основным архетипом и бзиками. Сложность боёв компенсируется вариативностью, а гринд — удобствами для игроков. Кроме настройки частоты появления монстров, можно ускорять битвы до сверхсветовых скоростей и включать автобой. Визуальный стиль, большие возможности в развитии, интересные персонажи и музыка — определили будущее подобных игр.
Я взял и разобрал две игры, потому что она крепко связаны друг с другом. Их сюжеты закольцованы: конец первой части — это начало второй, а конец второй объясняет начало первой. Только пройдя Bravely Second начинаешь по другому смотреть на Bravely Default. Многие казалось бы игровые условности приобретают глубокий смысл. Обычный торговец, который сохраняет игру перед боссом, совсем не обычный. Монстры, которых призывает Summoner для атаки, тоже имеют глубинное значение. Слова последнего босса из первой части перестают быть неуклюжим ломанием четвёртой стены. Тут всё имеет значение и даже чисто игровые моменты становятся частью лора, который разорван на лоскуты и раскидан по квестам. Собрать и понять его далеко не так просто, но очень интересно. Многие совершают большую ошибку, поверхностно ознакамливаясь с серией. Будто бы это про то как герои просто спасают кристаллы или просто наказывают кайзера. Нет. Это прежде всего попытка разобраться в людях, в их мотивах, в том, что произошло с миром за последние годы. Здесь нет хороших или плохих, они все разные. Именно поэтому важно брать все доступные побочки, потому что без них вы рискуете пропустить что-то завораживающее. Не всегда полезное, иногда безумное, но определённо нужное, чтобы понимать причины поведения персонажей.
Разработчики из Silicon Studio постарались выжать из 3DS максимум её возможностей. В игре используется камера, street pass, онлайн, гироскоп, 3D — весь этот фарш как-то взаимодействует и даже полезен (кроме разве что камеры).
Если вы вдруг решите попробовать эти jrpg, вполне возможно они вам понравятся. Да, вы будете страдать от бэктрекинга, да, здесь есть гринд, а ваше отношение к этому проекту будет меняться во время прохождения. Но по сумме всех слагаемых мало что способно конкурировать с Bravely. Это отличное эмоциональное приключение на 60 часов каждое.
Лучшие комментарии
Bravely Default изначально была на 3DS, которая в свою очередь непопулярна в России. Об этой игре ничего не известно отечественной аудитории, поэтому и вторая часть не пользуется популярностью, да ещё и выходит на Свиче, который тоже редкий гость у среднестатистического жителя страны. Так что такое положение вещей естественно. Большинство наших игроков слабо знакомы с японскими играми, даже хуже чем американцы, хотя казалось бы мы граничим с этой страной. Поэтому если грустить о каждом неизвестном японском хите, то можно и с ума сойти =)
Лучшая игра на 3дс и одна из лучших ЖРПГ десятилетия. Надеюсь БД2 будет не просто на уровне а даже превзойдет первую. Хотя по демке персонажи пока уступают первой части, хотя это и только демка. Тем не менее Глория классная, особенно британский акцент актрисы озвучания.
Мне особенно нравиться спойлер под конец игры. Ну и в принципе секрет/спойлер запрятанный в названии игры это просто гениально.
А вообще Обожаю оригинальную БД, одна из игр благодаря которым я полюбил ЖРПГ в принципе. Персонажи, сюжет, мир, МУЗЫКА. Мир Люксендарка надолго залег в моем сердце.
Ловлю себя на мысли о том что очень грустно что никто особенно не говорит о БД2, особенно в русигменте.
Надеюсь что бд2 будет хотябы на таком же уровне. Потому что демка геймплейно мне зашла. Про сюжет ничего не могу сказать ибо ничего толком не известно. Музыка более менее хотя жалко что победная музыка другая.
Может оно так и есть, но про свитч я не согласен, так как он хорошо продается на постсовке. Да и если смотреть то у вас всегда было дружное комьюнити нинтендо(я просто сам из Эстонии и тут популярным стал ток сыч, а комьюнити и не пахнет).
А с БД у меня очень интересная история как я с ней познакомился. Я покупал 3дс изначально для игры в покемонов(и только ради их) и тут увидел интересную игру с красивым оформлением обложки(хоть я и качал пиратки для взломанной 3дс). Ну и это была одна из первых игр с которыми я познакомился играя на 3дс. И в итоге эта игра оказалась не только с красивой обложкой но и вообще шедевральная во многих аспектах. Даже сейчас пройдя большую часть ФФок, брейвели для меня имеет отдельное местно на ряду с шестой частью ФФ. И я надеюсь что БД2 выстрелит не хуже октопаса а то и лучше.
демка знакомит больше с механиками нежели сюжетом
Мне кажется, что всё же не стоит этот спойлер выставлять на всеобщее обозрение, может быть кто-то захочет пройти игру.
Я стараюсь не запускать демку и не смотреть прохождение, чтобы не мучится в ожидании чего там будет дальше. И надеюсь, что вторую часть выпустят не только на свиче. Свич, собака, дорогой, жаль столько денег отдавать, а эмулятор пока не совершенен.