Assasins`s Creed уже больше 10-ти лет, и это уже одна из самых долгоиграющих серий 21-го века. Подумать только, а я кажется, ведь только вчера брал диск у друга, с невиданной и неслыханной мне игрой ранее. С тех пор прошло много времени, были взлеты и падения, хорошие части и не очень, и из сугубо игровой направленности серия стала медиафраншизой, а ведь всего этого могло и не быть...
Я думаю, сейчас, ни для кого не будет новостью, что первая часть изначально планировалась не как старт новой серии, а как спин-офф к другой — Prince of Persia, но я все же вкратце об этом упомяну. После выхода Prince of Persia: The Sands of Time, команду разработчиков разделили: одна часть продолжала делать прямой сиквел, Prince of Persia: The Warrior Within, а другая — спин-офф, Prince of Persia: Assasins.
Одним из ключевых людей в студии был Патрис Дезиле, креативный директор The Sands of Time, который и был инициатором многих решений. Например, именно он предложил рассказать не очередную «восточную сказку», а наоборот сместить фокус истории с принца на его телохранителей, таинственных ассасинов, которые согласно сюжету, простите за тавтологию, должны были его охранять. За информацией он специально обращался в книги по истории, и на этой основе формировал свой концепт, естественно где-то изменяя и дополняя реальные факты. Подобное все больше отдаляло новую игру от «королевича», и в конечном итоге, Ubisoft просто забраковала проект, возможно опасаясь гнева фанатов, из-за того, что под торговой маркой вышло не то, что они ожидали. Впрочем, все наработки студии, издатель решил использовать для игры в новой IP(intellectual property — интеллектуальная собственность), а говоря простыми словами, игровой серии. Игра вышла в ноябре 2007-го года на Playstation 3 и Xbox 360, а через полгода появилась на ПК. Не обошлось, кстати, без скандала: где-то за месяц, при неизвестных обстоятельствах кто-то «слил» полную версию игры, что возмутило Ubisoft, так как это прилично ударило по продажам игры.
T. S. Assasin`s Creed — это одна из моих любимых игр, в каком-то смысле мне даже сложно говорить о ней объективно, но я все же постараюсь, и буду избегать слепого фанбойства, сняв для этого с себя «розовые очки».
Продолжим.
Действия игры происходят в двух эпохах, которые между собой разделяет целое тысячелетие. В настоящем, мы играем за Дезмонда Майлса, обычного бармена, пойманного некой корпорацией «Абстерго». С его добровольно-принудительной помощью, они пытаются узнать о неком артефакте, используя при этом «Анимус», машину, что может буквально «открывать» генетическую память предков. Однако, получить доступ к нужному участку сразу почему-то не предоставляется, и Дезмонду нужно пережить все главные моменты жизни своего предка, чтобы обрести полную синхронизацию, и соответственно, доступ.
В прошлом, события разворачиваются во времена Третьего Крестового похода, о котором вы наверняка знаете с школьных уроков, но если кто-то забыл предпосылки, то я вкратце напомню. По итогам Второго, Иерусалим, главный оплот крестоносцев в Палестине, пал, и вновь оказался под влиянием сарацинов, во главе которых стоял Саладин. Европейские монархи и Папа Римский, желая вернуть Гроб Господень, стремительно объявляют новый поход, и одним из полководцев становится сам Ричард Львиное Сердце, король Англии. Кроме реальных исторических сторон конфликта, в лице крестоносцев и сарацинов, появляется еще и третья — ассасины, которые стараются не ввязываться в противостояние между христианским и исламским мирами, а преследуют исключительно свои цели.
История ведется от лица Альтаира и начинается в Храме Соломона. Одной группе ассасинов поручено выкрасть некий артефакт, но из-за чрезмерной дерзости и самоуверенности главного героя, задание лишь чудом оказывается выполнено, и его, как главного виновника, лишают звания. Альтаиру снова нужно заслужить доверие учителя и собратьев; ему поручается убить девять человек, наместников, которые пока Саладин и Ричард готовятся к битве, проворачивают за их спинами какие-то свои дела.
Вопросы возникают с самого начала. Кто эти девять? Что их объединяет? В чем вообще дело? Сюжет действительно интригует, а с каждым убийством одного из списка, история начинает проясняться, и в какой-то момент, становится ясно, что здесь дело отнюдь не в «переделе» Святой Земли, а чем-то более масштабном; интрига, действительно, держится до самого конца.
Как я уже отмечал выше, сюжет и правда хорош, но другое дело его реализация и подача. Несмотря на разные игровые ситуации во время устранения целей, на пути к получению этого квеста, вы будете выполнять одни и те же действия: подслушай, укради, допроси, собери флажки и сопроводи информатора, чтобы узнать информацию, спасибо, что хотя бы диалоги меняются. И да, Хвала Небесам, чтобы получить главный квест нужно выполнить только 3/6 второстепенных заданий, но поверьте, уже к середине игры, Вам будет тошно от такой игровой условности, и двигаться дальше Вас будет заставлять только интерес к самой истории, если он конечно будет.
Ок, с основной деятельностью разобрались, а как там с второстепенным, — спросите Вы —, а никак, — отвечу Я. Смотрите сами, в игре есть якобы открытый мир, вернее псевдооткрытый с тремя достаточно большими городами, одним небольшим селением рядом с замком и обширной территорией между всем этим. Звучит внушительно, не правда ли?
И с одной стороны да, Святая Земля выглядит именно так, как я и представлял читая как школьные учебники по истории, так и художественную литературу. Города можно действительно рассматривать в качестве энциклопедических иллюстраций, хотя конечно не все точно соблюдено, но тем не менее. Также есть отдельный режим, который полностью отключает весь интерфейс, заставляя, вернее не так, предлагая жить и ориентироваться, слушая речь прохожих, замечая достопримечательности по их известным признакам, будто вы действительно там. К слову говоря, кроме исторического контекста нужно затронуть и эстетическую сторону. Дамаск и Иерусалим в полной мере иллюстрируют нам красоту Востока, но вот Акра произвела на меня более сильное впечатление. Акра, как бы не парадоксально и оксюморонно не звучало, ярко передает атмосферу войны. Видно, что совсем недавно город был в осаде, а потом была битва, очень кровавая битва. Виднеются разбитые стены, еще тлеющие городские постройки, трупы местных жителей на узких и не очень улочках, на аллеях, которые уже безмятежно лежат под бледным солнцем. Повсюду только смерть, голод, разруха. Прям мурашки по коже.
А путешествуя по Святой Земле, Вы будете встречать на своем пути обычных людей, идущих под жарким солнцем, возможно паломников, вооруженные отряды, патрулирующие территорию, места, где похоже только что была стычка, ну и конечно военные лагери сарацинов и крестоносцев, где явно собирают силы для последней(как они уверены) битвы за Святую Землю.
Но с другой — нет, потому, что делать там попросту нечего; игра откровенно бедна на побочные действия. Что предлагают нам разработчики? Сбор флагов, 60 рыцарей-тамплиеров на территории, которых нужно убить, посещение точек обзора, спасение мирных граждан и… и все. Интересно? Ну, я думаю, ответ «на любителя» будет наиболее справедлив. Жаль, что сами разработчики не очень щедры и особо ничего не дают за выполнение этих активностей, кроме очков синхронизации, а-ля health points в других играх. За «флаги» вроде обещали арбалет… или это не они обещали? Хотя опять же, назвать очки синхронизации бесполезными я не осмелюсь, они действительно помогают выжить, особенно поначалу, когда Альтаир «гол как сокол», и не имеет ни толкового снаряжения, ни даже умений(изначально нам доступен меч и скрытый клинок, но по мере продвижения мы будем получать как более хорошее оружие, так и полезные умения, например, схватиться за уступ в момент «недолета» после неудачного прыжка). К слову, тут нам и как раз помогает наше главное умение — стелс. Серьезно, скрываться в сене, среди монахов, приходится довольно часто, и это необходимо нам в простых ситуациях, например, попасть в город, и в более сложных тоже — незаметно подобраться к нашей цели.
Assasin`s Creed определенно дает вызов, и развивает не только Альтаира, управляемого Вами, но и Вас. Понимаете, дело в том, что даже, когда Вы по сюжету вернете Альтаиру все умения и снаряжения, игра не станет легкой, возможно лишь чуть-чуть. Говоря простыми словами, Вы не сможете просто закликать того же рыцаря-тамплиера(без применения определенных косяков в самом ИИ) — он будет Вас контрить, и очень даже успешно. В целом, где-то в после 1/3 игры, Вы будете примерно понимать, когда стоит устроить эпическое сражение «один против всех, и все против одного», а когда лучше тактически убежать по крышам и там спрятаться, например в саду; ну или все таки вырезать всех преследователей, сбрасывая их вниз.
Ну, а что в итоге? Assasin`s Creed, на мой взгляд, как первый «блинчик», который часто у всех получается комом. Понимаете, есть то можно, но вот что-то пока не то. Нет ощущения целостности и завершенности, есть хороший сюжет, по-моему мнению, но хромают его способы подачи, есть псевдооткрытый мир, но фактически не интерактивен, а существует лишь в виде очень красивой, но все-еще только декорации, есть второстепенные задания, но их недостаточно и главное, они не разнообразны. Я понимаю, что Assasin`s Creed это не рпг, и более того, ему не нужно ей быть, но сайд-квесты должны были быть все-таки уровня чуть выше. Патрис Дезиле и другие разработчики сами признавали, что игра очень репитативна, но «не так как ФИФА» — цитата, и говорили, что многое не успели реализовать до конца, и я им охотно верю, тем более, что для студии это была первая игра с подобным геймдизайном. Согласитесь, делать линейный платформер с элементами слэшера и делать экшен-приключение в открытом мире немножко разные вещи, ведь так?
Говоря, кратко, Assassin`s Creed это хорошая игра, которая могла бы быть лучше или претендовать на шедевр, но так не случилось, увы. Впрочем, для Ubisoft Montreal и лично Патриса, она стала как раз тем «комом», после которого уже пошли неплохие себе блины, а для кого-то и вовсе «игры на все времена». Впрочем, это уже совсем другая история… О которой, я напишу в следующий раз.
БОНУС
- https://youtu.be/-vPmJY2rvBU — билд(прототип) образца 2004-го года, когда игра все еще относилась к Prince of Persia;
- https://youtu.be/09rEmrMJhmU — E3-2006, презентация на Xbox-06;
- https://youtu.be/VQsgfrzCnqw — E3-2007, «живая» демонстрация геймплея для Playstation 3 и Xbox 360;
- https://youtu.be/sKMVLUmbtug — сравнения графики «билда» с E3-2007 и релизной консольной версии.
Лучшие комментарии
Хороший обзор! Всё расписано чётко и по полочкам.
Спасибо большое)