Всем привет! Это проба пера, так что прошу не судите строго, но я очень рассчитываю на Вашу объективную критику. Так что всем заранее спасибо.
Вступление
Всем привет! Сегодня мы с вами поговорим об одной из немногих хороших игр, которые были созданы на постсоветском пространстве. И это как вы уже могли догадаться по названию темы – Анабиоз Сон Разума
Впервые с ним я познакомился в далёком 2009 году, вот только пройти я его так и не смог. В то время я любил игры не за интересную историю или же отлично выверенный геймплей…
Да кого я обманываю! Просто в то время у меня была GTA 4, так что конечно я устраивал ад на улицах Либерти Сити.
Ну а полноценно ознакомиться с игрой я смог лишь несколько лет спустя, когда пошёл на балкон и в попытке откопать какую-нибудь интересную игру, мне под руку попался диск с Анабиозом. Да это был отличный вечер! Ужасающая атмосфера умершего ледокола, страшные враги и отличная картинка! Но шло время, и я подзабыл о ней.
И вот спустя 11 лет я решил вновь взобраться на ледокол «Северный Ветер» что бы понять так ли хороша была игра или это всё происки ностальгии, которая не даёт возможности объективно оценить те или иные стороны проекта.
Игровой процесс
Играть нам предстоит за учёного полярника по имени Александр Нестеров, которому было поручено явиться по координатам что бы подняться на борт корабля, но его по какой-то причине никто не встречает, поэтому Мы в лице нашего протагониста забираемся в корабль самостоятельно и тут же теряем сознание. Когда мы приходим в себя, то с осознаем, что никого кроме нас на этом судне нет, и отправляемся вглубь что бы узнать, что случилось с экипажем корабля.
Александр Нестеров, собственной персоной
В начале игры нас сразу знакомят с одной из основных механик – и это, ментальное эхо. Благодаря ему наш герой может пережить последние мгновения погибшего что бы исправить то, из-за чего он умер. Кроме того, что это позволяет нам посмотреть на последние дни жизни корабля, спасение людей помогает продвигаться дальше. К примеру, где-то было затопление и человека вморозило в лёд прямо у двери, мы, используя наше ментальное эхо переносимся в прошлое и исправляем ту самую ошибку человека, в данном случае он так спешил что не заметил, как обваливается мостик и свалился вниз, а мы же обходим это место стороной и идём к спасению. И вот вернувшись обратно в тело главного героя, видим, что путь свободен и можно идти дальше. Но в тоже время в этой механике есть один огромный минус, в некоторых воспоминаниях просто-напросто непонятно что нужно делать.
К ментальному эху вернемся чуть позже, а сейчас поговорим об арсенале нашего полярника.
Первую треть игры нам предстоит исследовать корабль только с холодным оружием. И помахать тут есть чем, быстрый, но слабый навесной замок, не такой маневренный, но более увесистый вентиль с трубы, или же классика очень медленный, но крайне смертоносный топор. Как только в руки попало первое оружие, я тут же понял, что авторы вдохновлялись боевой системой из Condemned, такая же медлительная, и неповоротливая.
Пострелять нам тут так же дадут, арсенал вполне внушительный. Тут вам и Винтовка Мосина в двух вариациях с оптическим прицелом и без, СВТ-40, и любителям более скорострельной стрельбы ППШ и есть даже такая экзотика как водяная пушка, которая бьёт сильным напором воды, да вот если ей пользоваться атмосфера игры улетучивается крайне быстро.
Так как играем мы за ученого стрелять наш герой умеет из рук вон плохо, всё это отягощается тем, что мы одеты в крайне неудобную зимнюю одежду что сказывается на скорость прицеливания и перезарядки. Но в целом стреляется нормально, только порой бывают моменты что стреляешь чётко во врага, а вот пуля словно попадает в стену позади. К счастью, это происходит не часто. Но вот какой момент по мне крайне неудачен, это количество патронов на уровне, их слишком много. Что просто на просто переводит игру из жанра сурвайвал хоррора в разряд обычного шутана.
Момент попадания в стену
Теми несчастными против кого мы будем использовать весь наш арсенал являются остатки экипажа. Они уже не те, кем были раньше, все они уже подверглись воздействию мороза. Под этим я подразумеваю физические и психологические изменения за те или иные проступки при жизни. Вот, к примеру есть противник которого зовут «Надзиратель» и ему в наказание за то, что он был плохим тюремщиком, прямо в череп встроили камеру для заключенных, а вместо ног несколько арматурен скрученных вместе, выглядит это поистине пугающе.
Вид на «Надзирателя» изнутри
Так-как все противники уже стали единым целым с морозом, их главный враг — это тепло, и именно поэтому они охотиться за нами ведь мы его источник. И когда мы в очередной раз защищаясь атакуем противника, их ранит не сам удар, а вырабатываемое силой трения тепло.
Нашим противником так же будет и окружающая среда, ведь мы передвигаемся по замершему судну, температура в котором не очень-то высокая и за счёт этого наши очки здоровья ограничены тем на сколько тепло в помещении.
И что бы мы могли это понять у нас имеется индикатор с двумя кругами:
Внешний – показывает температуру снаружи
Внутренний – показывает температуру тела нашего протагониста и, если она будет равна 0, герой погибнет.
Индикатор температуры
Способов восстановить тепло героя просто огромное количество! Люстры, настольные лампы, факелы, тлеющие костры, обогреватели, трещины на полу и стенах, огромные генераторы, не знаю, что это ваще, мясо на плите, кипятильник в кастрюле и ещё много всевозможного!
Уууф стоит немного рассказать про одну графическую особенность, которая связана с изменением температуры. Вот предположим мы запускаем огромный генератор и тут же замечаем как вырабатываемое им тепло сказывается на помещение, в котором мы находимся. Со стен начинает стекать лёд с водой, с потолка начинают падать сосульки, картинка становится более теплых тонов, пока в конечном счёте комната полностью не высыхает. Это даже сейчас выглядит неплохо, что уж тут говорить про 2009.
Процесс разморозки помощения
Сюжет
Сразу скажу своё мнение – это не сильная сторона игры. И мне, конечно, многие возразят, но не спешите кидаться камнями! Приведу несколько примеров почему сюжет в игре выполняет чисто номинальную функцию.
Для начала о ключевом персонаже.
Капитан, наплевал на показание прибора «ЛОЗА» который указывал на скопление льда, и вместо того, чтобы обойти этот участок и не рисковать экипажем, грузом и самим судном, со словами «Моя команда может себе позволить испытывать трудности» пошёл прямо к ледникам.
Но что крайне забавно что разработчики пытаются показать, капитана просто непонятым спасителем, ведь в игре присутствует «Легенда о Данко» из Старухи Изергиль. И сюжет истории идёт параллельно сюжету игры и, если я правильно понял замысел сценариста Капитан — это олицетворение Данко, с чем я крайне несогласен, ведь всё что произошло на судне, его вина и если бы он послушал старпома и обошёл бы участок со льдом то ничего бы не произошло.
Капитан читает телеграмму
И если бы проблемы сюжета ограничилась только глупыми поступками персонажей. Ведь кроме этого в игре так же присутствует много недосказанности: Что за важный груз они везли, почему все начали превращаться в чудовищ, что за болезнь была на судне, что за злой двойник ГГ нас преследует, от куда у протагониста возможность использовать ранее упомянутое Ментальное Эхо? Ну и вишенка на торте, финальным боссом игры является древнегреческий бог времени Хронос, и это явно не то, чего ты ожидаешь от сурвайвал хоррора о замершем ледоколе. И это поистине странно...
Хронос
Но возможно я зря наговариваю на сценариста и всё это просто сон ГГ, когда он впал в анабиоз от переохлаждения. Не знаю. Если было бы так, то решало бы большую часть сюжетных проблем, ведь это всё было бы в нашем сознании.
К сожалению, это не так. Но хватит о недостатках, стоит упомянуть и несколько положительных моментов.
Вот есть здесь одна глава, которая отличается от всего виденного ранее в игре, всё действие проходит без единой стычки с врагами, только кат-сцены, рассказывающие о том, как врачи делали всё возможное чтобы побороть эпидемию неизвестной болезни. И это искренне интересно, ведь ты понимаешь, насколько у них безвыходная ситуация и от этого им сопереживаешь ещё сильнее. Лекарств на всех не хватает, мест так же не хватает ведь количество больных всё время прибывает и остаётся надеется только на то, что они в скором времени они отправятся дальше в сторону материка.
Больные всё прибывают а мест нехватает
Так же к положительным моментам я могу отнести и сцены проживаемые в Ментальном Эхо, ведь практически каждая такая сцена оторвана от основного сюжета и позволяет пережить короткие истории о членах экипажа, которые пытаются спастись на погибающем судне:
Сначала расскажу о группе связанных между собой ментальных эхо: Нам нужно доставить на лодке баллон с воздухом для подводного костюма, и весь проплыв нас будет преследовать отлично плавающий труп. Сначала он будет кидать в нас бочки, когда поймёт, что это не приносит своих плодов спрыгнет в воду и будет пытаться перевернуть наше маленькое судно, а после неудачных попыток и вовсе попытается его прогрызть. Но после того, как мы доставим баллон, нам предстоит погружение на дно что бы укрепить заплатки на пробитых участках корабля. Весь путь над нами будет плыть наш напарник и он даже не подозревает что внизу с нами есть кто-то ещё. После того как мы дойдём до пробоины и укрепим её с помощью балки и своего рода домкрата нам предстоит пойти дальше и обрезать трубу которая передавила шланг насоса, и как только мы закончим это и наш друг на лодке запустит насосы, нас что-то схватит и потащит на вверх и это окажется старый знакомый который вскроет парой точных ударов топором наш костюм словно консервную банку и уже было хотел ударить по нам, как его отвлёк наш напарник и пока они дерутся мы вылазим из костюма хватаем топор и убиваем врага. Это было одно из немногих ментальных эхо которые разбиты на несколько этапов и одно из самых интересны
Дальше — Собаки… Как же много проблем этот момент вызывал у меня 11 лет назад, и я ожидал что сейчас будет так же трудно, но нет уровень оказался довольно прост и умер всего раз, когда застрял в какой-то кастрюле. Нам всего нужно в положение сидя пройти до конца помещения и скинуть там кусок мяса что бы один из псов дал пройти к выходу, но сам момент, когда ты крадёшься мимо чавкающих собак, которые могут кинуться на тебя в любой момент заставляет напрячься не только персонажа, но и нас
И последнее ментальное эхо, о котором мы с вами поговорим — Нам предстоит вырезать деталь на станке что бы можно было включить ингибиторную систему пожаротушения и при этом не перетравить половину экипажа. Нагнетается всё тем, что помещение со станками наполняется дымом, что заставляет идти в глубь помещения и создание заглушки мы заканчиваем аккурат перед полным задымлением.
К сожаление положительные моменты на этом кончаются. И нужно поговорить об оптимизации.
Оптимизация
Если кратко – её нет.
В детстве это не вызывало особых проблем, ведь играть при 10-20 FPS было нормой. Но сейчас на современных машинах просадки игры до 20, а порой и всех 5 кадров в секунду я считаю для 11-летней игры, чем-то недопустимым. Лично я думаю, что косяк за собственным движком компании, который просто не справился с тем количеством эффектов, которые к нему прикрутили, ведь нагрузка процессора и видеокарты не превышают 60%.
В моём случае немного улучшило ситуацию отключение «Nvidia Physx». Но ждало меня ещё 2 проблемы, первая это вылет при попытке начать «Новую Игру», решил я её включением субтитров. Да-да, это странно я и сам знаю, но мне помогло. А вторую проблему опять же с вылетами по мере самой игры я так и не решил. Но во всем этом есть один плюс, игра без проблем запускается на Windows 10.
Вывод
«Анабиоз Сон Разума», не смотря на все свои недостатки в боевой механике, не самый лучший сюжет и плохую оптимизацию остаётся одной из самых атмосферных игр. Ощущение безысходности, одиночества, безжизненности огромного ледяного судна покоряет даже сейчас. Погружению в это помогают ужасающие создания, населяющие корабль, возможность прожить последние часы жизни команды корабля, хорошая графика и отличная русская озвучка.
К сожалению «Анабиоз», стал последней игрой студии. Сами разработчики говорят, что причиной этому стало желание коллектива заняться мобильными проектами, они даже организовали новую студи для этого. Поэтому нам остаётся только наслаждаться их лучшей и последней игрой.
На этой грустной ноте я заканчиваю свой и без того длинный рассказ, я рекомендую Вам самим погрузится в этот обжигающий морозом мир, ледокола «Северный Ветер». Спасибо всем за прочтение! Рассказывайте в комментариях как вы познакомились с этой игрой или если вы недавно её проходили какие ощущения она у вас вызвала.