5 сентября 2020 5.09.20 13 2926

Анабиоз Сон Разума — Есть ли что-то кроме атмосферы?

+2

Всем привет! Это проба пера, так что прошу не судите строго, но я очень рассчитываю на Вашу объективную критику. Так что всем заранее спасибо.

 

Вступление

Всем привет! Сегодня мы с вами поговорим об одной из немногих хороших игр, которые были созданы на постсоветском пространстве. И это как вы уже могли догадаться по названию темы – Анабиоз Сон Разума

Впервые с ним я познакомился в далёком 2009 году, вот только пройти я его так и не смог. В то время я любил игры не за интересную историю или же отлично выверенный геймплей…

Да кого я обманываю! Просто в то время у меня была GTA 4, так что конечно я устраивал ад на улицах Либерти Сити.

Ну а полноценно ознакомиться с игрой я смог лишь несколько лет спустя, когда пошёл на балкон и в попытке откопать какую-нибудь интересную игру, мне под руку попался диск с Анабиозом. Да это был отличный вечер! Ужасающая атмосфера умершего ледокола, страшные враги и отличная картинка! Но шло время, и я подзабыл о ней.

И вот спустя 11 лет я решил вновь взобраться на ледокол «Северный Ветер» что бы понять так ли хороша была игра или это всё происки ностальгии, которая не даёт возможности объективно оценить те или иные стороны проекта.

Игровой процесс

Играть нам предстоит за учёного полярника по имени Александр Нестеров, которому было поручено явиться по координатам что бы подняться на борт корабля, но его по какой-то причине никто не встречает, поэтому Мы в лице нашего протагониста забираемся в корабль самостоятельно и тут же теряем сознание. Когда мы приходим в себя, то с осознаем, что никого кроме нас на этом судне нет, и отправляемся вглубь что бы узнать, что случилось с экипажем корабля.

Александр Нестеров, собственной персоной

В начале игры нас сразу знакомят с одной из основных механик – и это, ментальное эхо. Благодаря ему наш герой может пережить последние мгновения погибшего что бы исправить то, из-за чего он умер. Кроме того, что это позволяет нам посмотреть на последние дни жизни корабля, спасение людей помогает продвигаться дальше. К примеру, где-то было затопление и человека вморозило в лёд прямо у двери, мы, используя наше ментальное эхо переносимся в прошлое и исправляем ту самую ошибку человека, в данном случае он так спешил что не заметил, как обваливается мостик и свалился вниз, а мы же обходим это место стороной и идём к спасению. И вот вернувшись обратно в тело главного героя, видим, что путь свободен и можно идти дальше. Но в тоже время в этой механике есть один огромный минус, в некоторых воспоминаниях просто-напросто непонятно что нужно делать.

К ментальному эху вернемся чуть позже, а сейчас поговорим об арсенале нашего полярника.

Первую треть игры нам предстоит исследовать корабль только с холодным оружием. И помахать тут есть чем, быстрый, но слабый навесной замок, не такой маневренный, но более увесистый вентиль с трубы, или же классика очень медленный, но крайне смертоносный топор. Как только в руки попало первое оружие, я тут же понял, что авторы вдохновлялись боевой системой из Condemned, такая же медлительная, и неповоротливая.

Пострелять нам тут так же дадут, арсенал вполне внушительный. Тут вам и Винтовка Мосина в двух вариациях с оптическим прицелом и без, СВТ-40, и любителям более скорострельной стрельбы ППШ и есть даже такая экзотика как водяная пушка, которая бьёт сильным напором воды, да вот если ей пользоваться атмосфера игры улетучивается крайне быстро.

Так как играем мы за ученого стрелять наш герой умеет из рук вон плохо, всё это отягощается тем, что мы одеты в крайне неудобную зимнюю одежду что сказывается на скорость прицеливания и перезарядки. Но в целом стреляется нормально, только порой бывают моменты что стреляешь чётко во врага, а вот пуля словно попадает в стену позади. К счастью, это происходит не часто. Но вот какой момент по мне крайне неудачен, это количество патронов на уровне, их слишком много. Что просто на просто переводит игру из жанра сурвайвал хоррора в разряд обычного шутана.

Момент попадания в стену

Теми несчастными против кого мы будем использовать весь наш арсенал являются остатки экипажа. Они уже не те, кем были раньше, все они уже подверглись воздействию мороза. Под этим я подразумеваю физические и психологические изменения за те или иные проступки при жизни. Вот, к примеру есть противник которого зовут «Надзиратель» и ему в наказание за то, что он был плохим тюремщиком, прямо в череп встроили камеру для заключенных, а вместо ног несколько арматурен скрученных вместе, выглядит это поистине пугающе.

Вид на «Надзирателя» изнутри

Так-как все противники уже стали единым целым с морозом, их главный враг — это тепло, и именно поэтому они охотиться за нами ведь мы его источник. И когда мы в очередной раз защищаясь атакуем противника, их ранит не сам удар, а вырабатываемое силой трения тепло.

Нашим противником так же будет и окружающая среда, ведь мы передвигаемся по замершему судну, температура в котором не очень-то высокая и за счёт этого наши очки здоровья ограничены тем на сколько тепло в помещении.

И что бы мы могли это понять у нас имеется индикатор с двумя кругами:

  • Внешний – показывает температуру снаружи
  • Внутренний – показывает температуру тела нашего протагониста и, если она будет равна 0, герой погибнет.

Индикатор температуры

Способов восстановить тепло героя просто огромное количество! Люстры, настольные лампы, факелы, тлеющие костры, обогреватели, трещины на полу и стенах, огромные генераторы, не знаю, что это ваще, мясо на плите, кипятильник в кастрюле и ещё много всевозможного!

Уууф стоит немного рассказать про одну графическую особенность, которая связана с изменением температуры. Вот предположим мы запускаем огромный генератор и тут же замечаем как вырабатываемое им тепло сказывается на помещение, в котором мы находимся. Со стен начинает стекать лёд с водой, с потолка начинают падать сосульки, картинка становится более теплых тонов, пока в конечном счёте комната полностью не высыхает. Это даже сейчас выглядит неплохо, что уж тут говорить про 2009.

 Процесс разморозки помощения

Сюжет

Сразу скажу своё мнение – это не сильная сторона игры. И мне, конечно, многие возразят, но не спешите кидаться камнями! Приведу несколько примеров почему сюжет в игре выполняет чисто номинальную функцию.

Для начала о ключевом персонаже.

Капитан, наплевал на показание прибора «ЛОЗА» который указывал на скопление льда, и вместо того, чтобы обойти этот участок и не рисковать экипажем, грузом и самим судном, со словами «Моя команда может себе позволить испытывать трудности» пошёл прямо к ледникам.

Но что крайне забавно что разработчики пытаются показать, капитана просто непонятым спасителем, ведь в игре присутствует «Легенда о Данко» из Старухи Изергиль. И сюжет истории идёт параллельно сюжету игры и, если я правильно понял замысел сценариста Капитан — это олицетворение Данко, с чем я крайне несогласен, ведь всё что произошло на судне, его вина и если бы он послушал старпома и обошёл бы участок со льдом то ничего бы не произошло.

Капитан читает телеграмму

И если бы проблемы сюжета ограничилась только глупыми поступками персонажей. Ведь кроме этого в игре так же присутствует много недосказанности: Что за важный груз они везли, почему все начали превращаться в чудовищ, что за болезнь была на судне, что за злой двойник ГГ нас преследует, от куда у протагониста возможность использовать ранее упомянутое Ментальное Эхо? Ну и вишенка на торте, финальным боссом игры является древнегреческий бог времени Хронос, и это явно не то, чего ты ожидаешь от сурвайвал хоррора о замершем ледоколе. И это поистине странно...

Хронос

Но возможно я зря наговариваю на сценариста и всё это просто сон ГГ, когда он впал в анабиоз от переохлаждения. Не знаю. Если было бы так, то решало бы большую часть сюжетных проблем, ведь это всё было бы в нашем сознании.

К сожалению, это не так. Но хватит о недостатках, стоит упомянуть и несколько положительных моментов.

Вот есть здесь одна глава, которая отличается от всего виденного ранее в игре, всё действие проходит без единой стычки с врагами, только кат-сцены, рассказывающие о том, как врачи делали всё возможное чтобы побороть эпидемию неизвестной болезни. И это искренне интересно, ведь ты понимаешь, насколько у них безвыходная ситуация и от этого им сопереживаешь ещё сильнее. Лекарств на всех не хватает, мест так же не хватает ведь количество больных всё время прибывает и остаётся надеется только на то, что они в скором времени они отправятся дальше в сторону материка.

Больные всё прибывают а мест нехватает

Так же к положительным моментам я могу отнести и сцены проживаемые в Ментальном Эхо, ведь практически каждая такая сцена оторвана от основного сюжета и позволяет пережить короткие истории о членах экипажа, которые пытаются спастись на погибающем судне:

  1. Сначала расскажу о группе связанных между собой ментальных эхо: Нам нужно доставить на лодке баллон с воздухом для подводного костюма, и весь проплыв нас будет преследовать отлично плавающий труп. Сначала он будет кидать в нас бочки, когда поймёт, что это не приносит своих плодов спрыгнет в воду и будет пытаться перевернуть наше маленькое судно, а после неудачных попыток и вовсе попытается его прогрызть. Но после того, как мы доставим баллон, нам предстоит погружение на дно что бы укрепить заплатки на пробитых участках корабля. Весь путь над нами будет плыть наш напарник и он даже не подозревает что внизу с нами есть кто-то ещё. После того как мы дойдём до пробоины и укрепим её с помощью балки и своего рода домкрата нам предстоит пойти дальше и обрезать трубу которая передавила шланг насоса, и как только мы закончим это и наш друг на лодке запустит насосы, нас что-то схватит и потащит на вверх и это окажется старый знакомый который вскроет парой точных ударов топором наш костюм словно консервную банку и уже было хотел ударить по нам, как его отвлёк наш напарник и пока они дерутся мы вылазим из костюма хватаем топор и убиваем врага. Это было одно из немногих ментальных эхо которые разбиты на несколько этапов и одно из самых интересны
  2. Дальше — Собаки… Как же много проблем этот момент вызывал у меня 11 лет назад, и я ожидал что сейчас будет так же трудно, но нет уровень оказался довольно прост и умер всего раз, когда застрял в какой-то кастрюле. Нам всего нужно в положение сидя пройти до конца помещения и скинуть там кусок мяса что бы один из псов дал пройти к выходу, но сам момент, когда ты крадёшься мимо чавкающих собак, которые могут кинуться на тебя в любой момент заставляет напрячься не только персонажа, но и нас
  3. И последнее ментальное эхо, о котором мы с вами поговорим — Нам предстоит вырезать деталь на станке что бы можно было включить ингибиторную систему пожаротушения и при этом не перетравить половину экипажа. Нагнетается всё тем, что помещение со станками наполняется дымом, что заставляет идти в глубь помещения и создание заглушки мы заканчиваем аккурат перед полным задымлением.

К сожаление положительные моменты на этом кончаются. И нужно поговорить об оптимизации.

Оптимизация

Если кратко – её нет.

В детстве это не вызывало особых проблем, ведь играть при 10-20 FPS было нормой. Но сейчас на современных машинах просадки игры до 20, а порой и всех 5 кадров в секунду я считаю для 11-летней игры, чем-то недопустимым. Лично я думаю, что косяк за собственным движком компании, который просто не справился с тем количеством эффектов, которые к нему прикрутили, ведь нагрузка процессора и видеокарты не превышают 60%.

В моём случае немного улучшило ситуацию отключение «Nvidia Physx». Но ждало меня ещё 2 проблемы, первая это вылет при попытке начать «Новую Игру», решил я её включением субтитров. Да-да, это странно я и сам знаю, но мне помогло. А вторую проблему опять же с вылетами по мере самой игры я так и не решил. Но во всем этом есть один плюс, игра без проблем запускается на Windows 10.

Вывод

«Анабиоз Сон Разума», не смотря на все свои недостатки в боевой механике, не самый лучший сюжет и плохую оптимизацию остаётся одной из самых атмосферных игр. Ощущение безысходности, одиночества, безжизненности огромного ледяного судна покоряет даже сейчас. Погружению в это помогают ужасающие создания, населяющие корабль, возможность прожить последние часы жизни команды корабля, хорошая графика и отличная русская озвучка.

К сожалению «Анабиоз», стал последней игрой студии. Сами разработчики говорят, что причиной этому стало желание коллектива заняться мобильными проектами, они даже организовали новую студи для этого.  Поэтому нам остаётся только наслаждаться их лучшей и последней игрой.

На этой грустной ноте я заканчиваю свой и без того длинный рассказ, я рекомендую Вам самим погрузится в этот обжигающий морозом мир, ледокола «Северный Ветер». Спасибо всем за прочтение! Рассказывайте в комментариях как вы познакомились с этой игрой или если вы недавно её проходили какие ощущения она у вас вызвала.


Condemned: Criminal Origins

Платформы
PC | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
15 ноября 2005
721
4.2
489 оценок
Моя оценка

Анабиоз: Сон разума

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
5 декабря 2008
479
4.1
307 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Мне обзор понравился. Игра у меня на старом компе не тянула, а на новом у меня не доходили до неё руки, но вы заставили меня задуматься над установкой.
Насчёт рейтинга. Я сам здесь новенький, так что не знаю как тут всё устроено. Но знаю, что статьи с видео очень дискредитировали себя.
Если человек беглым взглядом видит что статья размером с одно видео, не имеет, практически, текста, то он может поставить минус, думая что это очередной школьник, ютубер пиарит свой канал в блогах игрового издательства, и то что там спрятано за спойлером может уже никого не волновать.
Я не могу залезть в головы тех кто поставил вам отрицательные оценки, так что просто предполагаю что дело в оформлении, и людей тоже можно понять, так как у них есть причина не доверять таким статьям.
Если вы ещё не разочаровались в затее выходить на Stopgame, рекомендую писать текстовый обзор в статью полноценно, а не в спойлер и прикреплять видео, тогда оценка должна быть лучше.
Пример подобной статьи.
Обидно конечно что люди которые ставят минусы, не объясняют что именно по их мнению не так. И над чем стоит работать.
критика это одна из тех вещей благодаря которой можно стать лучше

Думаю, что начитанность и постоянное обучение тебе дадут большей пользы.
Технически у тебя хорошая грамотность, и слушать\читать обзор приятно. Но анализ местами всё же скатывается в «мне понравилось\не понравилось», а хотелось бы собственных размышлений или интерпретаций. Я желаю тебе только упорства в твоей деятельности, и я с удовольствием почитаю\посмотрю твои новые работы
о жизни персонажа нам неизвестно ничего

В игре упоминается, что корабль несколько десятков лет куралесил во льдах, и Капитан им так или иначе управлял всё это время. Не помню точно, там надо переслушать монолог Инженера в момент замены стержней
старший помощник командира корабля

Он не плавал с Капитаном всё время, он на корабле недавно, он обладает полномочиями, но для Капитана это чинуш, пришедший на корабль, чтобы закончить его судьбу, и не проявивший должного уважения самому капитану. для Капитана он именно прыщ
Эго капитана всё же было виновато в произошедшем

Нет. проблема в Старпоме. Он сам — гость во владениях старого властного Капитана, а с таким человеком надо считаться. И вместо того, чтобы нормально пообщаться с человеком с тяжёлым характером, Старпом решил напирать на свою должность и статус. За что и поплатился
Но я сужу всё же с точки зрения логики

Не стоит. Старпом не повёл себя мудро, из-за чего справоцировал конфликт — абсолютно нормальный, возникший на эмоциональной почве. Да и как оказалось, обретённая власть над судном никак ему не помогла. Ведь когда Старпом встал за штурвал, что он сделал? Дал команду назад, потому что не знал, как провести корабль через опасную зону. На что ему кто-то из рубки сказал, что это опасно. Старпом пригрозил трибуналом за невыполнение приказа — и получил аварию реактора. Сам виноват
просто не понятно как работает их мир, мало что объясняется. А если сказать точнее, то вообще ничего не объясняется.

Я согласен, что некотоыре вещи непонятны — типа того же Хроноса — но в общем недомолвки так и задуманы. Такова воля автора, тут остаётся только принять её. или постараться дать свою интерпретацию
Больше не значит лучше

Doscussable. Зависит от материала
В этом и плюс и минус этой игры. Её можно долго обсуждать, но вот только каждый видит всё по своему.
Возможно если бы разработчики занимались больше сюжетом а не разъездам по Карпатам и Одессе то получилось бы сделать более глубокий и полностью раскрытый сюжет. Но имеем то, что имеем.

Вообще, у меня складывается ощущение что игру резали, и очень сильно. И просто 1-й трети игры не хватает, как раз тех моментов что закрыли бы дыры игры. Ведь если судить по ранним интервью персонаж должен был очнуться в нижних отсеках корабля и пробиться на самый верх, так же по сюжету мы должны были собрать тепловую пушку… Но что-то заменили, а что-то и вовсе вырезали.
каждый видит всё по своему

то, что касается мистики — да. но сам сюжет там очевидный
более глубокий и полностью раскрытый сюжет

не, сюжет там законченный, а линия главных лиц корабля раскрыта. вопросы к мистической части по большей части не все требуют ответа — в этом и её суть, никто не обязан объяснять загадочное место и его правила (см. Control). хотя подводки к Кроносу действитено не хватает
игру резали, и очень сильно

геймплейно явно это видно. обилие боеприпасов и бесполезность ближнего боя после первого часа игры явно указывает на то, что баланс изначально был другим, типа как в Condemned. так же удручает, что одновременно редко когда на тебя нападают хотя бы вдвоём не говоря уже о более крупных потасовках. сигнальная ракетница так же теряет свою ценность ввиду почти полного отсутствия аммуниции под неё. а та пушка, что работает от сосулек, была внесена уже патчем (в релизной версии её не было) — и она имбалансно читерская
не, сюжет там законченный, а линия главных лиц корабля раскрыта. вопросы к мистической части по большей части не все требуют ответа — в этом и её суть, никто не обязан объяснять загадочное место и его правила (см. Control). хотя подводки к Кроносу действитено не хватает

Ну в моём понимании сюжет это компиляция всего и мистической составляющей и линии персонажей.
И если мне память не изменяет, то в недавнем дополнение немного да объяснили суть что это вообще за агентство откуда оно взялось и т.д. Но воздержимся от спойлеров, ведь многие могли ещё не играть. Да и в любом случае Control плохой пример, ведь это опять же один из пазлов большой вселенной, и там всё делается с заделом на будущее, и поэтому недомолвки с учётом того что они будут раскрыты потом вполне обоснованы.

сигнальная ракетница так же теряет свою ценность ввиду почти полного отсутствия аммуниции под неё

Согласен, потому что я забыл её даже в обзоре упомянуть, и вспомнил о ней только когда уже заливалось видео на ютуб.
На том и порешим. Спасибо за беседу.
Удачи с будущими обзорами!
Автор, молодец что стараешься и делашь обзоры. Заодно отдельное спасибо за выбранную игру, она достойна разбора и анализа.
Но всё же как обзорщик ты провтыкал некоторые вещи, да и получилось несколько поверхностно, у тебя нет интересных размышлений. Всё же отмечу пару твоих фак-апов:

Капитан, наплевал на показание прибора «ЛОЗА» который указывал на скопление льда, и вместо того, чтобы обойти этот участок и не рисковать экипажем

совершенно естественная реакция. дядька десятки лет рулит кораблём и катается по закованному в лёд морю, а тут какой-то прыщ с суши приходит и начинает его учить что делать
всё что произошло на судне, его вина и если бы он послушал старпома и обошёл бы участок со льдом то ничего бы не произошло

автор, ты явно невнимательно играл и слушал. Капитан мог провести кораблю через ледники, если б ему в самом конце не помешали Чиновник и Тюремщик
Ведь кроме этого в игре так же присутствует много недосказанности

поздравляю, ты открыл для себя жанр «Мистика». непонятность и недосказанность — вполне привычные и нормальные вещи. к тому же, через них и строится ощущение чуждости, иррациональности и неестесвенности того места, куда попал герой
я заканчиваю свой и без того длинный рассказ

хехе, это очень короткий обзор на самом деле
Спасибо большое за комментарий!
Сейчас попробую ответить на все приведенные аргументы.

да и получилось несколько поверхностно, у тебя нет интересных размышлений.

Это как по мне вопрос практики, ведь это мой первый текстовый-видео обзор. Так что, на всё время и практика, и конечно же критика (но объективная, а не просто необдуманный хейт). Ведь критика это одна из тех вещей благодаря которой можно стать лучше.

совершенно естественная реакция. дядька десятки лет рулит кораблём и катается по закованному в лёд морю, а тут какой-то прыщ с суши приходит и начинает его учить что делать

Ну для начала, о жизни персонажа нам неизвестно ничего. Так что сколько лет он круизит по льдам нам неизвестно. Но можно примерно высчитать.
Действия игры происходят в 1978 году на Ледоколе «Северный Ветер» и он относится к типу Арктика. А если верить вики, то первый ледокол типа Арктика был спущен на воду 1972 году. То есть именно на этом ледоколе капитан не дольше 6 лет. Возможно, я загнался, но как я знаю из кучи прочитанного и просмотренного материала авторы хотели относительной аутентичности, связанной с судном.
И насколько я знаю это не «какой-то прыщ с суши», а старший помощник командира корабля (в разговорном просто Старпом). Должность, до которой так же надо дослужить. И я думаю, что это явно не глупый человек, и в данном случае Эго капитана всё же было виновато в произошедшем.

автор, ты явно невнимательно играл и слушал. Капитан мог провести кораблю через ледники, если б ему в самом конце не помешали Чиновник и Тюремщик

Я всё внимательно играл и слушал. Но я сужу всё же с точки зрения логики, ведь это нормально что они начали паниковать что капитан наделает глупостей, ведь он никого даже не предупредил.

поздравляю, ты открыл для себя жанр «Мистика». непонятность и недосказанность — вполне привычные и нормальные вещи. к тому же, через них и строится ощущение чуждости, иррациональности и неестесвенности того места, куда попал герой

Я знаком с этим жанром уже достаточно давно, и прекрасно понимаю что некоторые фрагменты могут умолчать или не показать что бы укрепить атмосферу. Но тут же просто не понятно как работает их мир, мало что объясняется. А если сказать точнее, то вообще ничего не объясняется. Взять для примера ту же Amnesia, на первый взгляд сюжет кажется странным и запутанным, но стоит чуть вчитаться в записки и диалоги, то выстраивается паззл. А тут же есть коробка но без пазлов внутри.

хехе, это очень короткий обзор на самом деле

Больше не значит лучше.
А вообще для меня как не опытного обзорщика — это длинный рассказ. Субъективное мнение так сказать.
Читай также