Всем привет, пользователи и гости Stopgame.ru, меня зовут Глеб, я тут новенький, но таки мне есть о чём с вами поболтать.
Сегодня мы с вами поговорим о проблеме инклюзивности в компьютерных играх, по-простому говоря, о возможности погружения в цифровые развлечения людям с ограниченными возможностями здоровья.
Тема не нова, даже на Stopgame был похожий ролик, но мне есть что вам рассказать по этому поводу, так как я сам отношусь к этой категории людей. Признаюсь вам честно, чтобы обозначить своё положение. У меня есть некоторые проблемы с левой рукой. Хотя, как бы сказали некоторые люди: «Нет руки – нет проблем» Так что тут как посмотреть. С оптимистичной, или пессимистичной точки зрения. Ну в общем у меня с рождения патология развития левой руки, у меня нет её примерно по локоть, но при этом одним из главных моих увлечений по жизни являются компьютерные игры. Я играю уже очень давно, мой стаж почти 16 лет, и всю свою геймерскую жизнь мне приходится играть с учётом моего недуга.
Я ещё не знаю, насколько я самонадеян, но мне кажется, вам может быть интересно услышать об инклюзивности в компьютерных играх, так сказать, изнутри, от того, кто погружён в эту тему как никто другой. Таков и есть мой мотив написания этой статьи. Открыться вам и поговорить об интересной, надеюсь — что не только мне, теме, на личном премере. Руку на отсечение даю, что будет интересно.
Так что мне есть вам сказать, чтобы не томить?
Консольные войны
Пошла первая попавшиеся пикча из интернета
А начнём мы с консольных войн. Ну помните? Наши давние предки в этих ваших интернетах вели настоящие баталии на игровых форумах, на сайтах игровых журналистов, в видео-хостингах, социальных сетях и прочих интернет-ресурсах, о том какая консоль лучше, у кого эксклюзивы крышесносней, производительность умопомрачительней, цена ничтожней? Баталии к нашему времени поутихли, но ходят слухи по тавернам, что где-то в интернетах, до сих пор герои ПК и Консолей бросают вызов судьбе и ведут свои войска в битву! И в то время пока армии смертных несутся на встречу своей гибели, пылающая тень мобильного гейминга готовится поглотить этот мир! Теперь ТЫЫ должен… кхем. Простите – это я к чему?
Так вот, для меня выбор всегда был однозначен, фактически у меня его не было. Так как на геймпаде люди подобные мне играют с трудом и низкой эффективностью. Выбор у человека моего типа, за некоторыми конкретными исключениями и частными случаями, которые ещё надо искать – КлаваМыш. Более инклюзивных устройств, чтобы играть в видео игры людям, с похожей на мою проблемой – нет.
Кстати, из-за этого я не могу играть в серию FIFA, да звучит как не большая потеря. Вы же знаете, что с этой серией сейчас происходит, но разочарование, когда я это узнал было довольно искренним, надеюсь вы можете правильно меня понять.
По крайней мере эффективного способа играть с геймпадом я не нашёл, игра с геймпадом одной с половиной рукой – это всегда боль, страдание, разочарование в человеческой инженерной мысли. Но если вы окажитесь умней меня, и знаете способ, как таки это делать, я рад буду услышать, может вы для меня новый пласт гейминга откроете. Я-то глупый гуманитарий.
Хах, как бы, думаю не существует человека, который на стриме прошёл Марио на геймпаде, одной рукой… оу чёрт.
Вас — наверное интересует: «Глеб, вот ты тут распинаешься о устройствах ввода. Мы поняли о геймпаде. А как конкретно ты пользуешься КлаваМышью-то хотя бы? Ты расскажешь или так и будешь время тянуть своими шутками не смешными, гад?»
«Согласен» — кротко отвечу вам я. Переходим уже к сути!
История маленького инвалида, который смог, и как ему это удалось?
Как вы понимаете, основная точка конфронтации полутрорукого человека с миром гейминга – управление в играх. И мы о нём поговорим, мы обязательно о нём поговорим, причём на конкретных примерах. Но моя война с управлением тесно связана с историей моего погружения в этот чудесный мир, который мы с вами так любим. Так что свою историю я вам и поведаю.
DOOM II
Первый компьютер появился у меня, когда мне было 6 лет. Первой моей игрой был второй DOOM, и второй WarCraft, в который играл мой отец, а я за компанию. О WarCraft’е говорить особе нечего, он управлялся на мыши, а вот с DOOM’ом ситуация интересней. DOOMII не требовательный к рукам в него играющего человека, попробуйте сыграть правой рукой и одним пальцем, что в очень упрощённой степени, и есть мой случай, у вас получится без ощутимых проблем. Можете проверить, для интереса.
Тот самый легендарный постер, у вас в голове уже заиграла музыка?
Усложнятся игровое управление начало много позже классических DOOM’ов, когда в геймдеве придумали использовать компьютерную мышь не только как способ коммуникации с системой, а ещё как дополнительный девайс, который можно использовать в игре. Ну и вообще, вся война с игровым управлением в моей жизни связана именно с мышью. Мышь мне и враг, и союзник, и ключевая вещь, вокруг которой строится всё управление.
Так предупреждаю, я буду в этой статье рисовать схемы, а как говорил один нишевый блогер: «Со слов: «Я нарисую вам схему» начинаются отношения длинною в жизнь.» Так что нам с вами нужно быть аккуратней.
«А для чего тебе рисовать схемы, неполноценный ты человек?» — спросит меня читатель Антон. А вот, Антон, видишь ли схемы нам нужны для наглядности, благодаря ним я смогу вам демонстрировать, как у меня получается делать те, или иные вещи в играх.
Так вот в DOOM’е управление для меня выглядит примерно так. И нет Лоджитек мне не заносил, просто первые картинки из интернета скомпонованные в пэинте.
Первая схема. Качесство исполнение кончено… амм… мдее, но не забывайте что я безрукий.
Здесь, и впредь тоже будем держаться этого обозначения, синим я отмечаю правую руку, жёлтым левую (на которой нет кисти, держу в курсе, ЕСЛИ ВДРУГ кто-то ещё не подозревает об этом) как вы понимаете, я правша.
Так вот в данном случае, мы видим, что правой рукой я управляю персонажем на стрелочках, а левой тыкаю клавиши на левой части клавиатуры, в зависимости от контекста, чаще всего на контрл и пробел, так как это стрельба и действие в игре, насчёт стрейфа вправо, влево не помню, помню только что у меня не было проблем с тем что меня убивали.
Но такая лафа не могла продолжаться вечно, верно? Времена меняются, технологии идут вперёд, управление в играх усложняется, появляется компьютерная мышь, и легендарная связка «WASD»
Serious Sam: The First Encounter
Но я всё ещё был довольно эффективен, моя первая игра с мышью заставила меня сформировать общий шаблон управления, который с тех самых пор со мной почти неизменно.
О да! Серьёзный Сем три ракеты мне в гробницу! Люблю эту игру, иногда переигрываю в неё, по старой памяти.
Серьёзный Сем — одна из важнейших частей моего игрового опыта и источник невероятных воспоминаний и впечатлений. Тогда я управлял этим всем как-то так
Вторая схема, на которой тоже ни черта не понятно, но если я опишу будет лучше… надеюсь.
Тут мы видим… верней тут я пытался изобразить, что правая рука занята мышью, с помощью неё я стреляю и ориентируюсь в пространстве, а моя шальная культя с энергией заправского Рембо прыгает по васду, периодически тыкая на кнопки контекстных действий, в том числе выбор оружия по горячим клавишам. За шестнадцатилетний опыт игры я научился довольно неплохо пользоваться васдом. И это как бы норм. Гораздо сложнее мне стало много позже, когда в играх стало появляться слишком много действий, много биндов, на которые полторы руки уже не хватало.
GTA: San Andreas
Проблемы были в разных играх и не мало, (ненавижу, когда нет возможности включать и отключать присед нажатием) но особо показателен здесь пример GTA. В частности San Andreas, так как в ней я провёл всю свою юность. Я с 10 лет играю в эту игру, до сих пор, бывает возвращаюсь в неё. Даже как-то увлёкся моддингом, но это тема для другого разговора, так что об этом с вами как-нибудь потом и поговорим.
Oh shiet, here we go again!
Кстати на этапе редактуры статьи это вставка выглядит очень странно, надеюсь она будет работать.
Если вы хорошо знаете о том, что происходит в GTA, вы представляете, что там достаточно много самых разнообразных действий, управление разнится от того находитесь ли вы в транспортном средстве и от вида этого транспортного средства, и в каждой из этих линеек управления есть много разнообразных действий. Вам, наверное, кажется, что человек, который не может себе позволить такую роскошь, как две руки, будет страдать.
И я скажу: «Да… Антон. Ты абсолютно прав. И я страдал»
Например, мне пришлось очень туго с такими благами геймдева, как спринт и прыжок. Клавиши «Q» и «E», если вы хотите управлять на васде култяпкой – ваши бро, но менять оружие на колёсико мышки не всегда бывает сподручно, так что пришлось жертвовать эффективной сменой оружия, чтобы хотя бы перемещаться, причём стрейф во время спринта в сделку не входил.
Но это ещё что, настоящие чудеса ручной гимнастики начинались, когда я садился в транспорт, летающий, или едущий. Хват рук разительно менялся, внимание на схемы.
На третьей схеме показано как я ездил и плавал (плавает непотребство в речке, а ты ходил)
А на четвёртой, как я летал.
Если вы очень внимательны, то вы, не вникая в цветовую кодировку, уже заметили одну важную вещь. Ага, мышь благополучно пришлось послать к коту под хвост. Что очень ограничивало мой обзор и некоторые возможности. Особенно в воздухе. Переключиться на мышь я мог только по большим праздникам. И спасибо рок звёздам, что захватывать цель на истребителе можно и без непосредственно взгляда на неё, иначе эту игру я бы не прошёл, нахрен, никогда.
На машине васдом отныне я управлял, на это мне требовалась вся моя правая рука, в таком случае очень трудно приходилось со стрельбой. Приходилось правой же рукой тыкать в «Q» и «E» которые теперь – не бро, выписывая пальцами невероятные кульбиты, и стрелять на контрл левой рукой. Управляемость машины при этом оставляла желать сильно лучшего. Вы говорите: «Что у вас в NFS, с приходом Фростбайта машина то ли коробка, то ли утюг какой-то, чё она так туго поворачивает» Охох, ребята. Машина туго поворачивает у меня в GTA SA, когда я пытаюсь из этой машины стрелять. Верней сказать, она не поворачивается никак, а про кручение камерой вообще вам лучше забыть. Ручник я от случая к случаю фигачил либо левой рукой, пропуская её под правой, во время верхне-клавиатурной гимнастики, либо бил по пробелу нижней частью правой ладони (как будто у меня есть не правая, лол)
И так я страдал не только в GTA, было тяжело, но я не сдавался, так как очень любил игры, на самом деле, да и сейчас люблю, поэтому находил способы проходить их как мог. Наконец в 15 лет мой игровой опыт стал намного приятней.
Call of Duty: Modern Warfare (2007), и новые возможности безрукого гейминга
Годом ранее, в мои 14 мне купили новой компьютер. Радости не было предела, так как старый максимум только GTA SA, со схожими по системкам штуками и тянул. Я открыл для себя мир большого, на тот момент, гейминга. Кстати, первой игрой на этом новом компьютере, совпало так, что был DOOM3. Примечательный момент, если вы вспомните с чего начался мой рассказ. Но о DOOM3 мы с вами поговорим как-то потом. Не о нём сейчас. Я играл год, с продолжающимся сложностями. Торг с игровым управлением, чтобы выторговать себе условия получше, чудеса пальцевой гимнастики, и прочие вещи. Так я играл в многие игры. Кроме дума, В Skyrim, в CSS (кстати был в ней сравнительно не плох, вот хотите верте, хотите нет, хотя не мог нормально идти, маскируя шаги, например, помню свой рекорд соотношение фраги/смерти 18/5, хорошие были времена, ламповые) Второй Half Life, Medal Of Honor2010.
Спустя год я открыл для себя ЕЁ! И это была сказка. вы наверняка слышали о ней, у кого-то из вас она была, и у тебя Антон, тоже.
ЛЕГЕНДАРНАЯ X7 (Ыкс Севен), мышь аж с двумя доп. клавишами.
Это было очень важное открытие, которое сделало мир гейминга для меня ещё более открытым. Всего две дополнительных клавиши, такая мелочь, а качество игрового экспириенса выросло в разы.
Первая игра, которую я прошёл с новой мышью, была Call of Duty MW 2007 года. По традиции смотрим на схему.
Пятая схема, к вашим услугам
Как видите всё не так страшно и запутано, как на схемах несколько выше, на дополнительные клавиши я повесил спринт, и удар в рукопашную. Раньше в серии игр Call of Duty, когда враг шёл в рукопашную, я чаще сосал бибу, чем отстреливался, так как рукопашная атака в колде – имба, во всяком случае в более старых частях, я с самого госта не играл в эту проклятую серию и не особо горю желанием, но это тема тоже для другого совсем разговора.
Наклонами из угла на «Q» и «E» тоже пришлось пожертвовать, заменив их на присед и упор лёжа, соответственно. Но зато я играл очень комфортно и моё управление было плавным. Игра прошлась на ура, и я остался очень доволен. С чем в Call of Duty, у меня всегда были проблемы.
Голые девчонки в интернете набирают за несколько минут сотню лайков, а сколько наберёт старик Прайс, курящий сигару.
Так сформировалась та схема управления, которая идёт со мной по жизни и по сей день. Так я проходил множество проектов от Dishonored, до Assassin’s Creed. Мышь с дополнительными клавишами – неплохо заменят протез. Были проблемы, что далеко не все игры их поддерживают. Но со временем я решил и эту проблему, благодаря программному переназначению биндов на кнопках мыши.
Заключительная часть, DOOM(2016), GTAV
И вот мне уже через месяц 22, летом я уже сам себе купил новый компьютер, ибо мой старичок безбожно устарел, и его впечатляющая мощь, осталась там, в начале десятых, игры он перестал тянуть уже в 2014. И сказать, что я отстал от мира цифровых развлечений – это ничего не сказать. А ведь управление в играх не стоит на месте, как я себя чувствую сейчас, имея, кстати мышку с большим количество дополнительных клавиш?
Немного брутального мужчины, к нам в блог. Настоящего мужика в ФОРРРМЕ
Первую игру, которую я решил пройти, по доброй традиции стала «DOOM» 2016 года. Гейминг на каждой новой машине начинается с DOOM’а причём я решил пройти его на предпоследнем уровне сложности. Больше двух клавиш на мышке мне не пригодилось. Прошёл без ощутимых проблем. Прыжок на одной доп. клавише, фаталити на другой и вперёд разваливать кабины демонам… я не тебе Антон, успокойся.
А это уже скриншот из моего геймплея! Бить, крушить, ломать!
Ну решил я ещё поиграть и в GTA пятую по счёту (по счёту на самом деле не пятая, но мне просто лень менять регистр, чтобы понтово писать «Ви» И не надо говорить, что я написал название игры по английски. Почему мол я сразу «Ви» не поставил? Антон, я же прошу, успокоиться), с ней связана забавная история.
В целом, проблем с прохождение этой игры так же, не возникло, но в сюжете игры есть момент, где один из главных героев должен заниматься йогой. И эта злая йога вскипятила мои мозги. Я не думал, что духовная практика успокоения может так раздражать.
Управление устроено так, что вам нужно работать одновременно васдом и мышью, и фиксировать их в определённом положении. И когда игра сказала мне зажать ту часть васда, которая вд, я офигел просто. Повезло что это было не на время, а на тщательность так сказать. Пришлось импровизировать и зажимать кнопку тяжёлым предметом, со стола.
Скриншотов этого безобразия у меня нет, но вы можете себе представить, как это неловко.
ПОДЫТОЖИМ
Что я могу сказать вам, подытоживая, дорогие читатели? Гейминг – это хорошо, и это возможно, даже если ваша ситуация кажется патовой. Нас объединяет любовь к играм, которую мы проносим через года, и мы найдём способ играть в любом случае.
Если до сюда кто-то дочитал, спасибо большое вам, спасибо за то, что вникли в эти рассказы и схемы от незнакомого вам человека, о незнакомых вам вещах.
Инклюзивность видео игр – это очень важная вещь, о которой важно говорить. Наш большой мир цифровых развлечений, содержит в себе тысячи самых прекрасных, и не очень миров — он для всех.
Вот, если есть желание пообщаться, пишите, если не верите мне насчёт моей ситуации, пишите тоже. Кстати, может буду ещё что-то писать сюда, в блоги, мне есть о чём ещё поговорить с вами, если кому-то интересно, подписывайтесь, ставьте лайки и всё такое, что там принято делать.
Контактная информация есть в профиле. Буду обживаться у вас тут на Stop… Game… Ru...
Спасибо за внимание!
Пока!
Лучшие комментарии
Насчёт воды могу сказать, что это мои попытки придать статье художественный вид, что бы статья не казалось сухой и робатически-информативной. Безусловно мою падачу нужно ещё совершенствовать и искать баланс между пустыней и океаном, буду стараться.
Я всегда рад любой конструктивной критике, так что о своих опечатках и ошибках послушаю с удовольствием, но лучше в ЛС, как мне кажется.
Я кажется понимаю, о чём вы говорите, по моему, тот блог был блогом недели.
То было достаточно серьёзное исследование этой темы. Я ставил задачу, скорее поделиться своим личным опытом и поведать о том, как мне, и людям со схожей проблемой играется в игры.
Эта тема мне интересна, поэтому я не исключаю, что могу провести более серьёзное исследование темы и выкатить более проработанную статью, в будущем.
Буду стараться писать интересно и содержательно.
Если не слышал о нём, то вот неплохое видео (англ)
Есть другой вариант — собрать свой контроллер на базе Ардуино. Благодаря дешевым китайским комплектующим себестоимость будет очень низкой (думаю долларов в 20 впишешься легко), программирование там несложное, так как определенные версии Ардуино сами по себе умеют при подключении к ПК эмулировать клавиатуру. Правда придется самому паять провода и кнопки, и я не знаю, насколько сложно для тебя это будет.
Ну и немного субъективщины: немножко перебор юмора про руку, сначала читается очень бодренько, но потом слегка утомляет. Но это только мои мысли, и совершенно не нужно брать их в расчёт :)Ваш пост не может похвастаться такой же проработкой, но Вы всё равно молодец.
В одном месте собрали много полезных и практических советов с хорошими примерами.
Плюсую, пишите больше, пишите лучше.
Всерьёз — нет. Не рассматривал.
Про Адаптивный Контроллер от Xbox слыхал. Мне кажется излишним тратить 220$ на контроллер, при том, что я не испытываю ощутимых проблем в большинстве интересующих меня игр. Правда с этим контроллером можно будет играть на приставке — это плюс. Если я задумаюсь о его покупке, то это будет в будущем, когда я увеличу свои доходы.
Если поразмыслить, то конечно можно выкручиваться и использовать в игре всё своё тело. Тут у меня позиция схожая, пока я могу быть эффективен, используя те верхние конечности, которыми располагаю, я не буду придумывать что-то ещё.
Что касается контроллер на базе Аурдуино, то я никогда вообще о таком не слышал, но в любом случае, всё что касается пайки — это очень сильно не ко мне. Я просто очень глупый в этих вещах — это совсем не моё.
В целом подытожу свой спич цитатой
А про Arduino советую почитать. Это такой «конструктор» для взрослых (хотя дети тоже вполне могут освоить). Вообще Arduino представляет собой платку с программируемым микроконтроллером, к которому можно подключать разные модули (сенсоры, кнопки, моторчики и т.д.). На его основе можно собрать миллионы разных устройств — метеостанции, элементы умного дома, роботы на дистанционном управлении… Вообщем, простор для фантазии огромен. Советую посмотреть на ютубе видео (на русском) автора AlexGyver — это самодельщик, который делает правильные DIY видео. Многие свои проекты он делает на базе Arduino и выкладывает в открытый доступ все схемы, чертежи и исходные коды программ на своем сайте. У него также есть отдельный канал, посвященный обучению работы с Arduino. На первых парах можно обойтись даже без паяльника, если компактность и мобильность устройства не сильно важны.
Вообщем, это может стать интересным хобби, у которого довольно низкий порог вхождения — как «интеллектуальный», так и финансовый. Советую хотя бы посмотреть видео на эту тему.