Heavy Rain — странная игра. Нельзя сказать, что она беспощадно плоха. Но проблемы у нее имеются. Статья анализирует сюжетные повороты, поэтому спойлеры, спойлеры и снова спойлеры.
Лично для меня ключевой проблемой оказался сюжетный поворот с личностью убийцы. Здесь кроется большое количество странностей и нестыковок. Об этом и поговорим.
В игре параллельно действует четыре персонажа: Итан Марс, Скотт Шелби, Норман Джейден, Мэдисон Пэйдж. Все они занимаются поисками серийного убийцы по прозвищу Мастер Оригами. Убийца этот похищает детей (только мальчиков), запирает жертв в колодце, постепенно наполняющемся водой, и позволяет им умереть. Отцы похищенных мальчиков получают от убийцы сообщения с подсказками, где спрятаны их сыновья.
При первом прохождении у игрока появляется возможность определиться, кто из основных героев ему наиболее симпатичен. В центре внимания находится Итан Марс — отец, у которого похитили ребенка. Более того, за пару лет до этого Итан потерял еще одного сына, погибшего под колесами автомобиля. Событие это сильно повлияло на Итана. Он меланхоличен, подавлен, склонен к депрессии. После потери первого сына Итан разводится с женой, не может вернуться к полноценной жизни. Игрокам редко нравятся подобные натуры. У горя Итана есть веские причины, но людям нравиться играть за сильных духом персонажей. Итан слаб, но в тоже время готов на что угодно, чтобы спасти своего последнего сына. Второй такой потери он просто не переживет. В начале игра кидает игрокам приманку: у Итана бывают провалы в памяти, неясные видения, после которых он обнаруживает в руке фигурки оригами. Сам несчастный отец приходит к выводу, что «Мастер Оригами» — его злобное альтер-эго. Версия эта оказывается ложной и никак в дальнейшем не объясняется. Мол, просто подразнили, и хватит.
Мэдисон Пейдж — представительница распространенного в фильмах-книгах-играх типажа «журналистка». Молодая женщина, которая одержима идеей написать книгу/раскрыть дело/донести правду. Олицетворение общественной совести. Мэдисон неоднократно спасает Итана и помогает ему на протяжении игры. Она сильна характером и может дать по башке, если требуется. При определенном прохождении Мэдисон может раньше всех раскрыть личность убийцы. У Мисс Пэйдж есть некие психические проблемы, связанные с манией преследования. Возможно, в прошлом она была жертвой насилия. Но подробнее этот аспект ее личности так и не раскрывается.
Норман Джейден — любопытный персонаж. Молодой и чудаковатый агент ФБР, такая помесь Фокса Малдера и Дейла Купера. Джейден страдает от наркотической зависимости и одержим своей работой. Местная полиция встречает Нормана прохладно и даже с издевкой, но это ничуть не снижает его энтузиазм в поиске преступника. Джейден мог бы стать любимым героем для многих, он собирает и анализирует улики, допрашивает подозреваемых. Но на протяжении игры ему уделяется не так много времени.
Скотт Шелби — частный сыщик, словно сошедший со страниц нуарного детектива. Бывший коп, немолодой, имеющий проблемы со здоровьем, уставший от жизни и хлебнувший всякого, но упорно идущий по следу погибших детей. При определенном прохождении Скотт вообще становится самым крутым персонажем в игре. Он спасает владельца магазина от грабителя, защищает проститутку от агрессивного клиента, предотвращает самоубийство молодой матери, заботится о маленьком ребенке. Сюжетная ветка Шелби кажется наиболее интересной. Детектив идет по следу подозреваемого — отвратительного богатого сынка местного криминального авторитета. Папины деньги помогают негодяю избежать правосудия, но Шелби неумолим и неподкупен. Одна из ярчайших сцен в игре — это перестрелка в особняке криминального босса, где Скотт кладет толпу охранников и выбивает правду из подонка, покрывающего преступления порочного сынка. Шелби может позволить умереть преступнику или сохранить ему жизнь, эпично удалившись из разгромленного особняка. При первом прохождении я с нетерпением надеялся, что Шелби пересечется в процессе расследования с Джейденом (ну да, в итоге они пересекутся), переживал, что Скотт, скорее всего, погибнет в финальной битве с маньяком. Я оказался наивным человеком. Потому что главный сюжетный твист — Скотт Шелби и есть Мастер Оригами. Эх… Я не лезу в геймплей, но с сюжетом здесь явно что-то не так. И вот здесь займемся нашим запоздалым анализом.
Сам прием, когда один из главных героев оказывается убийцей, давно и широко используется. Эта фишка применяется для реализации более широкого негласного принципа «убийца тот, на кого ты никогда не подумаешь». Соблюдение этого правила позволяет детективу быть интересным и удивлять читателя/зрителя/игрока сюжетной развязкой. Принцип этот стараются соблюдать еще со времен английских классических историй о похождениях Шерлока Холмса. Ты должен удивляться либо личности убийцы, либо обстоятельствам убийства, получая в финале логичные объяснения и удовлетворяя свое любопытство.
Но ребята из Quantic Dream слишком увлеклись попыткой шокировать игрока. Шок ради шока и шоком погоняет. Что же за маньяк получился из Скотта Шелби?
На протяжении всей игры Мастер Оригами создает для отца, пытающегося спасти жизнь своего сына, ряд испытаний. Итан и его сын Шон — не первые жертвы маньяка. Оригами постоянно дорабатывает свою систему, патчит баги и все такое. Например, один из предыдущих отцов (владелец магазинчика) не понял послания маньяка и не принял участия в его жестокой игре. Вот я и произнес слово «игра». С кем можно сравнить Мастера Оригами? Правильно, с Джоном Крамером. У них обоих есть некая жестокая «игра» с испытаниями для ее недобровольных участников. Кровавые ловушки, жестокая философия, объясняющая происходящее.
Джон Крамер смотрит на Мастера Оригами как на… Неодобрительно, вообщем, смотрит.
Я никоим образом не восторгаюсь Джоном Крамером, он убийца и все такое. Но у «Пилы» действительно есть некие правила. Если участники игры соблюдают их, то они могут выжить. Правда, остаться при этом без руки или ноги. Что же мы видим у Мастера Оригами? Если Итан Марс преодолевает все испытания и находит сына, Шелби сам лично является, чтобы убить несчастного отца. То есть в игре Оригами нельзя выиграть, потому что он мухлюет. Шелби приходит, чтобы подло застрелить Итана. Человека, который тронулся в рассудке, потеряв первого ребенка, и отдал все, чтобы спасти второго. После убийства Итана, Шон, по задумке Мастера Оригами, должен медленно и мучительно захлебнуться водой. Если есть на свете какое-то зло за гранью зла, то это как раз его пример.
То, что Шелби является невероятно жестоким злодеем, ничуть не мешает ему быть жалкой нюней и размазней. Опять вспомним «Пилу». Джон Крамер, будучи смертельно больным, демонстрировал крайнее пренебрежение к собственной смерти и своеобразную мужественность. Он даже сделал свою смерть важным элементом одной из «игр». Мастер Оригами жалуется и скулит, как ему тяжело живется. Он умудряется поныть даже в разговоре с Итаном, на которого он наставил пистолет, настолько убийце нужна хотя бы щепотка сочувствия. Разработчики даже отказали злодею в праве достойно уйти в мир иной. В одной из возможных концовок, находясь на краю гибели, Шелби умоляет Нормана спасти его, до последнего цепляясь за подобие жизни. Если же Норман внемлет мольбам маньяка, то Шелби воспользуется моментом и сам лишит жизни наивного фэбээровца. Складывается ощущение, что кто-то из команды разработчиков люто ненавидит нуарные детективы и частных сыщиков. Нужно очень постараться, чтобы запихать в одного персонажа столько озверелой жестокости и запредельной подлости.
Так кто же такой Скотт Шелби? Хладнокровный техноманьяк со своей нездоровой философией? Точно нет. Пространные разговоры о том, что «я долгие годы искал отца, который пожертвует всем ради сына» плохо вяжутся с попыткой убить отца и сына, несмотря на то, что они выполнили все условия и прошли все испытания. Тогда философия не важна, убийства ради убийств? Кровожадный сумасшедший, живущий в плену собственного безумия? Тоже нет. Нам никак не демонстрируется его психическое расстройство. Нечеловеческая жестокость поступков Мастера Оригами странно сочетается с отсутствием садистских наклонностей непосредственно в поведении убийцы. Он расчетлив, старается действовать продуманно и обезопасить себя. Шелби не пытается намеренно причинить боль своим жертвам. Убивая, он больше озабочен тем, как замести следы и не попасться.Тогда, может он психопат, скрывающий за личиной приятного человека свое звериное нутро? Хорошая версия, но она разработчиками никак не раскрывается. При желании можно покопаться и найти у Скотта отдельные признаки психопатии, но это уже додумывание и притягивание фактов. Мастер Оригами по итогам игры — лоскутный персонаж, набор взаимоисключающих факторов. Трудно рассматривать его как цельного злодея. В своей погоне за неожиданными поворотами разработчики загубили потенциально интересного героя, никак не раскрыв его переход на темную сторону. Да, есть история с братом и жестокость отца, но эти отдельно взятые факты просто швыряются игроку в лицо, а устанавливать между ними причинно-следственные связи приходиться самостоятельно.
Пусть лично для меня Скотт Шелби останется усталым и надежным служакой, который слишком стар для всего этого ..., в которое его окунули. И проблема не в том, что именно он оказался маньяком. Создатель имеет право превратить героя в злодея. Или наоборот. Проблема в том, каким Шелби оказался маньяком. И почему он им оказался вообще.
Лучшие комментарии