«Анабиоз» — приостановка жизнедеятельности организма с последующим восстановлением её при благоприятных условиях.
The Last of Us Part II — это невероятно кошерная игра, вокруг которой случился совершенно не кошерный срач. Аргументы, доводы и корректные аналогии пали первыми жертвами той адской бойни в силу того, что, по большей части, недовольство достаточно крупного сегмента игрового сообщества было вызвано не качеством сценария игры, а их собственными неоправдавшимися ожиданиями и взглядами.
С сюжетом новой части Последних из Нас нет никаких объективных проблем. Он абсолютно последовательно, логично и весьма умело рассказывает несколько драматичных историй о горечи утраты, цене мести и последствиях слепой пропитанной идеологией и догмами ненависти. Одна из главных претензий – смерть Джоэла. В своём повествовании я возьму её за центральный поинт, от которого буду отталкиваться в разборе всех остальных моментов, вызвавших недовольство игрового сообщества.
Смерть Джоэла
Этот момент ещё на этапе «слива сюжета» в интернет за несколько месяцев до релиза игры вызывал бурное негодование. До официального релиза игры обсуждение такого сюжетного поворота, как смерть полюбившегося в первой части персонажа не имело никакого смысла, так как он был вырван из контекста.
Но теперь, когда у нас в руках есть весь сюжет нового The Last of Us, который позволяет понять каким смыслом наделено это событие и какую роль оно играет для развития дальнейшей истории, появляется и смысл в его более подробном анализе. Нет, Джоэла не «слили» в самом начале игры.
Мрачная, безжалостная и к персонажам, и к игрокам, невероятно жестокая расправа над Джоэлом задаёт тон всей игре. Используя интригу, она подготавливает игроков к тому, что вторая часть пересматривает образ «героя» из первой части. Ведь теперь ужасные поступки Джоэла, которые он совершал для выживания и достижения желаемого, кажутся спорными с точки зрения человеческой морали из-за того, что игрок уже не привязан к Джоэлу как к главному герою на эмоциональном уровне.
Теперь у этих поступков есть весьма закономерные последствия и жертвы, позволяющие рассмотреть действия Джоэла с совершенно иного ракурса. Теперь игрок имеет возможность смотреть с позиции жертв, которым в дальнейшем мы будем сопереживать.
Ирония в том, что несмотря на смерть главного героя первой части игра всё ещё в определённой степени наполнена взаимоотношениями Элли и Джоэла. Вторая часть содержит несколько весьма объёмных флешбеков, которые рассказывают нам о том, как герои переживали вскрывшийся факт обмана Джоэла.
То есть проблематика отношений Элли и Джоэла, за которую многим игрокам полюбилась первая The Last of Us, из игры никуда не делась. Она присутствует в вышеупомянутых флешбеках и играет значительную роль в финале истории.
Гибель Джоэла идёт наперекор ожиданиям многих игроков, но это не делает саму смерть сценарной «дырой», которая напрямую влияет на качество истории. Более того, смерть Джоэла нельзя назвать обманом с позиции официального курса продвижения игры. Нам сразу сообщили о том, что играть мы будем за Элли и новых персонажей.
Бугурт из-за смерти Джоэла ничем, кроме эмоций и неоправдавшихся ожиданий игроков, в которых виноваты лишь сами игроки, не мотивирован. Его смерть отлично вписывается в происходящее.
Эбби, её руки-базуки и прочее
Эбби, которая буквально выросла в желании отомстить человеку, отнявшему жизнь у её ближайшего родственника в преследовании своих эгоистичных целей, с закономерной жестокостью расправляется с этим человеком. Она долго, жестоко и мучительно лишает Джоэла жизни. У неё железная мотивация.
Нет, перед нами никакой не Халк, не мутант и уж тем более не трап. Просто накаченная девушка. С точки зрения реалистичности, всё окей. В нашем мире существуют и просто сильные женщины, и женщины-бодибилдеры, например. Такая мускулатура у представителя женского пола явление, возможно, не самое популярное, но от того не менее естественное или правдоподобное.
О боже мой, вы только посмотрите! Пропаганда добралась до реального мир… Так, паддажи!
Но, даже если перед нами было бы нечто абсолютно нереалистичное, это не играло бы никакой роли, поскольку The Last of Us Part II – это художественное произведение, а не документалка про сильных и независимых девушек, которая обязана строго придерживаться фактов из реального мира. Куда важнее, какое значение визуальный образ Эбби имеет для истории. И тут всё тоже в полном порядке.
Образ Эбби – это образ человека, буквально пропитанного жаждой мести. Начало её арки раскрывает нам то, как её детская травма, связанная с потерей отца, оказывает влияние на формировании личности Эбби. Перед нами не просто замкнутая в себе, скрытная и безэмоциональная девушка. Перед нами человек, чьё желание отомстить буквально отравляет как ее собственную жизнь, так и жизнь людей вокруг.
Вспомнить хотя бы сцену в океанариуме, когда Эбби не может быть с любимым человеком из-за того, насколько она одержима своей местью…
Когда арка Эбби подходит к концу, и девушка принимает решение разорвать порочный круг ненависти и жажды мести, она будто бы физически расслабляется. Её мускулы чисто визуально становятся менее внушительными и мощными.
Её образ становится более дружелюбным и привлекательным. То есть, даже если мы допустим мысль о том, что большую часть времени Эбби выглядит как «терминатор в женском теле», то с этим всё ещё нет никаких проблем, поскольку эта визуальная гипербола оправдана сюжетной линией.
Эбби, в целом, не обязана с первого взгляда вызывать положительный отклик. Ее образ очень хорошо сочетается с ее личностью и поведением. Она жестоко расправляется с Джоэлом, демонстрирует крайнюю зацикленность на своей мести, она прибывает в полной моральной деградации. В сумме все эти факторы призваны вызывать отторжение у игрока.
Лишь во второй половине игры персонаж Эбби раскрывается нам в другом свете. То есть отторжение, которое вызывает Эбби в начале – это не баг, а фича. Это не объективная проблема сценария, а проработанная манипуляция с эмоциональным восприятием конкретного персонажа, к которому история нас весьма грамотно и умело подводит.
Лев, трансгендеры и «повестка»
С тем, что своенравный ребёнок сбегает из тоталитарно-религиозной секты из-за его внутреннего протеста против догм жесткого, традиционного, закрытого сообщества, нет абсолютно никаких проблем. Именно так игра преподносит нам Серафитов. А своенравный, жесткий и местами жутко упёртый характер Льва достаточно полно раскрывается нам в его сюжетной арке. Всё закономерно и логично.
Стоит отметить, что еще меньше в этой игре проблем с какой-то жуткой лево-либеральной пропагандой. Про причины побега Льва есть пара фраз в одном диалоге, которые можно пропустить, если не вовремя зевнуть или моргнуть. Если коротко – он девочка, которая чувствует себя мальчиком. Но на этом источники мотивации побега не заканчиваются. Льва хотят выдать замуж за одного из старейшин. Естественно, против воли самого Льва. От таких традиций человек любой сексуальной ориентации даст дёру.
В игре есть «нетолерантные сендвичи». Пропаганда подобралась оттуда, откуда не ждали!
Во-вторых, арка Льва необходима для развития образа Эбби. Спустя некоторое время после убийства Джоэла, Эбби и сама понимает, что, возможно, она перегнула палку. Возможно, она устроила Джоэлу слишком жестокую смерть. Возможно, она сама опустилась до уровня человека, которому хотела отомстить.
Осознание собственного морального упадка дает ей возможность избавится от тяготеющих прошлых обид и продолжить дальнейшее развитие. Эбби встречает людей, которым может помочь. Она видит возможность сделать нечто, что, возможно, вытянет её из «морального анабиоза», о котором мы говорили выше. И она этой возможностью пользуется, хватается за этот самый луч наежды, который для многих персонажей в мире игры давно исчез.
Связь Эбби и двух сбежавших шрамов приводит к тому, что герои застают пик конфликта между Волками и Серафитами. Эбби становится свидетелем ужасной и в тоже время бессмысленной бойни, которая является единственным возможным исходом непрекращающейся ненависти и вражды. Эта бойня чуть не лишает Эбби жизни и лишает Льва сестры.
Этот момент сильнейшим образом влияет на внутренний мир персонажей. С горящего острова Серафитов Эбби возвращается человеком, освободившимся от тянущих вниз, ослепляющих и парализующих ее обид. Она полностью открывается Льву, более не скрывает своих эмоций и демонстрирует свою заботу о нём. Его защита и опека – это новая цель, новый смысл жить дальше для Эбби. Это некое новое, светлое чувство, которое занимает место отравляющей жажды мести в её душе.
Именно это чувство даёт Эбби возможность разорвать порочный круг ненависти и мести в их конфликте с Элли. Она почти убивает своего, казалось бы, заклятого врага, но при взгляде на Льва героиня находит в себе силы оказаться выше этого. Это не просто эмоциональный момент, это момент личностного роста и морального перехода на новый, более высокий уровень для Эбби.
Неожиданное смещение акцента на историю Эбби и Льва во второй половине игры оказалось чем-то неожиданным для многих игроков. Да, это слом ожиданий. Да, это не самый стандартный подход к рассказу историй о мести и ненависти. Однако сюжет не страдает из-за этой неожиданности, поскольку персонажи хорошо прописаны, имеют огромное сценарное значение и работают на раскрытие главных тем игры.
Месть Элли
Убийство Джоэла также начинает арку о мести Элли. Как минимум, половина истории строиться на том, что Элли переходит все возможные границы в погоне за местью. И именно эта половина является причиной конфликта Элли и Эбби, который раскрывает одну из центральных «проблем», освещаемых в игре — цена мести.
Все действия Элли в игре, весь её личностный «анабиоз» и подъём, всё её развитие как персонажа напрямую связаны с гибелью Джоэла. Её месть мотивирована тем, что ей кажется, будто бы она буквально потеряла всё, что имела. И, по факту, это так. Джоэл был для девочки всем, даже после его вскрывшегося вранья про вакцину и Цикад.
Одним из последствий желания Элли отомстить в какой-то момент становится убийство беременной женщины, например…
Более того, этот конфликт Элли и Джоэла является одним из основных мотивов Элли желать отмщения. Героиня просто не может отпустить как в общем Джоэла, так и конфликт с ним в частности, его смерть и, даже, возможно, некоторое извращённое чувство вины перед ним.
Всё это не только толкает Элли на множество спорных поступков, но и остаётся с ней буквально до самого конца истории, являясь одним из объяснений того, почему в финале игры Элли между условной счастливой жизнью и местью выбирает последнюю попытку отомстить/отпустить ситуацию с Джоэлом.
Концовка, которую мы заслужили!
И тут мы переходим к финалу. Нет, он не всратый и не «слитый». Он закономерно продолжает события из предыдущей части сценария, логично, красиво и разумно завершая историю. Если Эбби осознаёт ужас всего того, что она натворила и собиралась натворить, и у нее получается пересилить тот моральный груз обид, который она несла на протяжении всей жизни, то Элли далеко не сразу после случившегося в театре приходит к принятию того, что произошло.
Элли мучают флешбеки с умирающим Джоэлом и панические атаки, она буквально не может жить со своим прошлым, никак не попытавшись бороться. Перед нами персонаж, который не может остановится в своём стремлении отомстить. Это демонстрация обратной стороны/альтернативного способа разрешения проблемы цены мести, которую уже демонстрировали в истории Эбби.
Обычно, нам показывают, что персонажа останавливает перспектива того, что он может потерять/чем может стать в том случае, если не остановится, не возьмёт себя в руки и себя не пересилит. Это уже классика.
Но история Элли – это история персонажа, которого ужасная перспектива цены за собственную месть не останавливает. Это ярко демонстрирует сцена прощания Элли и Дины, когда Элли отказывается от своего условного счастливого будущего, от своей семьи и от близкого человека.
В финале Элли в самый последний момент всё же сохраняет Эбби жизнь, поскольку находит в себе силы принять смерть Джоэла, смириться с ней и с нынешним положением вещей, которые уже сформировались и исправить их вряд ли возможно. Это демонстрируется нам через вкрапления в жестокую сцену драки кадров с Джоэлом.
Если раньше во флешбеках Элли он представал перед ней в свои последние секунды жизни, то теперь героиня видит его живым и здоровым, сидящем на крыльце своего дома. Джоэл более не прибывает в агонии, теперь его образ – это воплощение спокойствия и умиротворения. Но несмотря на это, Элли всё-таки в этой истории остаётся наглядным примером того, к чему приводит нежелание останавливаться в желании мстить. Ведь если уцелевшая Эбби уплывает в лодке со Львом, то Элли что в сцене на берегу, что в сцене в доме остаётся одна.
Подводя итоги…
Эмоциональное и иррациональное отношение к смерти Джоэла, которое потом выливается в ревьюбомбинг – это в целом очень символично для описания всей ситуации вокруг хейт-скандала, связанного с The Last of Us Part II. Всем нам неприятно, когда наши ожидания не оправдываются. Так уж мы устроены.
Но ожидания бывают разными. Одно дело, когда ты ждёшь качества, не получаешь его, и из-за этого негодуешь. Тут уместно говорить об объективных недостатках, аргументируя свои тезисы. Ведь эти самые аргументы у тебя будут.
8-ой сезон Игры Престолов — хороший пример того, о чём я говорю
Другое дело, когда ты ждёшь чего-то конкретного, не получаешь этого, и негодуешь, несмотря на качество того, что ты в итоге получил. И вот тут все твои претензии сводятся к субъективному восприятию, которое не может служить основанием для того, чтобы поливать говном художественное произведение без явных объективных недостатков лишь по причине того, что конкретно тебе оно на эмоциональном уровне не зашло.
Новая часть The Last of Us – это редкий представитель авторского сиквела. Это не стандартное продолжение, которое работает по формуле «увеличить количество того, что понравилось в первой части в два раза, а от того, на что жаловались, избавиться от слова «совсем»». Две части The Last of Us – это две разные истории. И, да, это определённо не совпадает с ожиданиями многих игроков, но, нет, это не делает игру, которую мы все с вами в итоге получили, хуже.
Это очень важно понимать, это отражение нашего с вами общего уровня культуры потребления. Чем этот уровень ниже, тем больше потенциально интересных произведений наше общество может пропустить лишь по той причине, что мы банально не умеем адекватно реагировать на нечто новое, плохо разбираемся в вопросах объективной критики, своих ожиданий, и т.д.
Давайте же будем умнее :)
Лучшие комментарии
Мне вот интересно, почему этот момент преподносят именно в таком ключе. Элли не знала, что женщина беременна. Да и сама беременная не в уголке сидела, а с ножиком бросалась.
— не это ли пресловутая часть повестки, а также синтаксический оксюморон.