19 июня 2020 19.06.20 30 7694

Слоны уходят умирать — куда пропал «Осторожно Модерн»

+66

Я ВАС КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРИВЕТСТВУЮ

И еще раз категорическое приветствие всем. По золотой традиции, начало блога отведено под мой стариковский бубнёж, который все равно придется прочитать, дабы добраться до интересного. Не прошло и двух лет, а Денис снова возвращается в строй — постаревший, уставший, женившийся, все еще некрещёный и не отсидевший, но тем не менее готовый трясти стариной во все стороны света. Соскучился я по этому делу? Безусловно. Соскучились ли вы? Судя по всему очень даже да.  И довольно приятные комментарии под прошлым блогом не только это доказывают, но и наполняют мое сердце благостной благодатью благодетели, ведь как я уже где-то говорил, ничто так не тешит самомнение ленивой нарциссической свиньи, как различного рода похвальбы. А можит вы все врети, чтобы я потом заплакаль. А если серьезно, то спасибо всем, кто жамкнул плюсик и оставил комментарий, это действительно очень мотивирует.

Возможно для кого-то это станет откровением, но я безумно невнимательный и рассеянный молодой человек, подверженный такому страшному недугу, как «Отвлекаться от написания блогов при любой удобной возможности» (ОНБЛУВ — очень серьезная болезнь, между прочим). И не так давно болезнь снова дала о себе знать — на просторы интернета выкатился русификатор крайне гениальной игры «Yakuza: Zero», на который ваш покорный слуга набросился, аки голодная до азиатских вкусняшек чайка. И вот тут то и пришел на помощь пользователь AdamValentine, он же Casul, он же Дим Юрич, он же «Человек настолько подозрительно звучащий как Мэддисон в свои лучшие годы, что у меня закрадывались смутные подозрения». Дим Юрич, невзирая на мои ожесточенные протесты, храбро оттащил меня от восточной забавы и заставил сконцентрироваться на главном — написании данного блога. Валентинкин, спасибо тебе. Возможно ты не считаешь, что сделал что-то важное, однако я очень ценю подобные жесты. Ты потрясающий человек, еще более потрясающий писатель текстов руками, а твои чувство юмора, харизма и участливость покорили меня окончательно и бесповоротно (но хома, чисто бэдбойс стайл отношения). Если и есть человек, с которым я готов пойти в разведку и сесть в одном поле делать дела, то это ты. Мужественный чмок тебе в лоб.

Собственно, давайте определимся с тем чем мы сегодня здесь занимаемся. Не думаю, что погрешу против истины, если скажу, что каждый побывал в подобной ситуации: в далеком девичестве у всех нас было любимое телевизионное шоу, которое мы могли смотреть запоем, забыв обо всем на свете. У кого-то это был «Каламбур», у кого-то «Осторожно модерн», у кого-то «Озорные анимашки», а некоторые места себе не находили без свежей серии «Бетмена будущего». Однако, в какой-то страшный момент эти шоу просто совершенно бессовестно и неожиданно пропадали из сетки вещания, или начинали грешить бесконечными повторами уже показанных выпусков, что несомненно заставляло расстраиваться и недоумевать юного телезрителя. Ведь если шоу такое классное, то как оно могло закрыться? Вопрос этот был обречен остаться без ответа. Интернета в те неспокойные времена не было, а потому оставалось лишь жить дальше, временами с тоской вспоминая светлые минуты, проведенные за просмотром любимой передачи, которая уже никогда не вернется. Но вот почему она не вернется? Что произошло? Именно об этом мы и будем говорить в придуманной мною (Сам придумал, между прочим, горжусь) рубрике — «Слоны уходят умирать».  Для меня это эксперимент не только в плане рубрики, но и в плане подачи, ибо стояла задача не только сделать хи-хи, ха-ха про кинцы, но и попытаться в некий АНАЛИЗ (Прям так вот, прям анализ. Худой, кривой, но голова прям работала, честно), так что держитесь.

Признаюсь честно — название играет с настолько неочевидными материями, что я сам не до конца понимаю как подобное мне пришло в голову. Следите за руками — где-то очень давно я слышал, что когда мамонт становится очень старым, он уходит от своих пацанов куда-то прятаться и пропадает навечно, встречая смерть в каких-нибудь дремучих лесах, снегах, вулканах. Но камон, «Мамонты уходят умирать» — не звучит. От слова вообще. А вот со слонами благозвучнее. Слоны, это те же мамонты, только не волосатые. Ну и тип вот также с передачами, они тип пропали и тип никто не знает куда. Вооооот.ТАК ЧТО НЕ ПРИДИРАЙТЕСЬ, КЛАССНОЕ НАЗВАНИЕ, Я САМ ПРИДУМАЛ, Я МОЛОДЕЦ.

 Первый выпуск я решил посвятить шоу, которое близко именно мне. «Осторожно Модерн», это, не побоюсь этого слова, именно тот телевизионный продукт, который буквально сформировал моё чувство юмора, да и в принципе манеру говорить смешные вещи на годы вперед. Даже не до конца понимая юмор шоу, я с огромным удовольствием, будучи ребенком, смотрел «Модерн» каждый вечер с отцом, воспринимая его не только как развлечение, но и как редкую возможность провести время вместе с папой, который много работал и не мог так уж много времени уделять мне. И именно эти вечерние посиделки стали одним из самых теплых моих воспоминаний о детстве. Мы много смеялись, папа подтрунивал надо мной, когда «Осторожно Модерн» шутил на темы совсем не подходящие для маленьких детей, мама шутливо ругалась на нас, ибо что это такое мы тут смотрим, и все это времяпрепровождение было наполнено каким-то совершенно искренним семейным теплом, из за чего воспоминания о нём живут со мной и по сей день. Иронично, но выходить в эфир местного телеканала «Осторожно модерн» перестал в день, когда отца не стало. Совпадение конечно, но достаточно символическое, если оглянуться в прошлое. Однако, не будем о грустном, будем о околовеселом, с нотками разочарования в конце. Заряжайте чаикофеикакавушкичифиры, вам предстоит услышать рассказ об одном из самых одиозных комедийных шоу в истории российского телевидения и его стремительном падении в пучины тьмы. И помните, вы всегда можете отблагодарить автора за довольно скромные труды следующими способами:

  1. Поставить жирный плюс блогу. Нет, правда, поставь, будь мужиком\бабой\трансгендером\боевым вертолетом
  2. Написать околооскорбительный комментарий на тему моего нерегулярного желания что-то делать.
  3. Попросить Мц Кунгыра вернуться в кинологи, ибо ну почти как Ануар, только не кумыс #кунгурвернисмывсепростимяжиногдасмотрелкинологовнеточтобычастонобывало
  4. Заспойлерить концовку «Саги о Винланде», мне лень досматривать.
  5. Купить мне знатную извращенскую хентайную новеллу с элементами хорошей игры, а ля «Hunie Pop», чтобы никто не подумал что я изврат, знающий толк в знойных онеме-тянках. Или третью борду, тоже сойдет, я слыхал там онеме есть.
  6. Просто сказать пару приятных слов, это очень поддерживает желание что-то делать, ибо я нарциссическая скотина с обостренным чувством собственной важности
  7. Ну и отпишитесь че там как по формату рубрики, все таки в первый раз тестирую

Ну и уже ставшее классикой — музыка, олицетворяющая блог (Да, уже классика, и да, к блогу отношения трек не имеет, просто палю годноту, отстаньте)

Слоны уходят умирать — куда пропал «Осторожно Модерн»

 Конец девяностых-начало двухтысячных, это удивительное время для российского телевидения. Распад СССР имел далеко идущие последствия для страны, однако важным для нас здесь является одно единственное - государственная цензура уходит в прошлое. Хорошо это или плохо — вопрос спорный и достойный отдельного блога (Бэдконина вон до сих пор волком воет о том, что советское кино великим делала именно цензура. И в чем-то он и прав, правда мы здесь не о том.), но деятели культуры получили золотую возможность создавать контент не оглядываться на злого партийного чиновника. Телевидение начало неумолимо меняться. Становиться дерзким, способным удивлять зрителя, единственной отдушиной и околоандерграундом для которого раньше был разве что «Взгляд».  Теперь у руля встали новые люди, люди с видением незашоренным советской школой телевидения, которых уже не мог остановить партийный аппарат в стремлении показывать что-то новое и непривычное для бывшего советского гражданина. Стало можно говорить и творить все что придет в голову. Много маленьких телевизионных революций произошло тогда (О чем мы когда-нибудь обязательно поговорим), люди увидели «Куклы», «Городок», «Денди: Новая реальность», «От винта» и многое другое, что сейчас у насмотренного зрителя вызовет скорее усмешку, однако не забывайте, что в те времена все было в новинку и каждая новая передача становилась не просто развлечением на час, а настоящим открытием и окном в другой мир. Вспомните, как вы сами смотрели какой-нибудь «Каламбур» и будто бы выпадали из нашей реальности на ближайшие полчаса оказываясь во власти удивительной силы креатива людей, старавшихся сделать ярко и необычно.

— В те годы никто не знал, что такое продюсер, слов «сезон» и «ситком» на телевидении просто не было. Как делать программы и сериалы, никто не понимал, пробовали методом тыка. Не было индустрии, каналы не заказывали контент. Любой мог прийти и сказать: «Я хочу делать передачу, у меня есть на это деньги».

Андрей Балашов

Сценарист и режиссер «Осторожно, модерн!» с 1995 по 2004 год, а также проектов «Осторожно, Задов!» (2004–2006) и «Zадов in Rеалити» (2006–2007)

В 1995-ом году, два локально известных питерских радио-диджея, Дмитрий Нагиев и Сергей Рост задумали создать предтечу комедийного фрик-шоу, в будущем ставшего настоящей легендой отечественного телевидения. Тогда еще не было никакого прапорщика Задова, Пети Тракторенко и других культовых персонажей, было только желание снять «Что-то смешное». А началось все с радио «Модерн». Андрей Балашов, будущий продюсер «Осторожно Модерн» видел, что Нагиеву банально тесно в рамках радио-вещания, поэтому когда появился вариант с телевидением, все понимали, что это классная возможность выйти на новый уровень. Никто не представлял, сколько стоит труд режиссера, оператора, монтажера, актеров, но все хотели участвовать и сниматься. Назвали это дело «Полный модерн» и тихо выпустили на региональном питерском канале, дабы прощупать аудиторию. Подмечаю важный момент — в блоге разговор пойдет в основном про «Осторожно Модерн» и «Осторожно модерн 2», как про передачи наиболее сильно повлиявшие на автора, да и на всю страну в принципе. Первые выпуски «Полный модерн» представляли из себя довольно стандартный придаток к радио-передаче, по типу тех, что вы могли видеть на раннем MTV: Дмитрий Нагиев с напарницей по говорению Аллой Довлатовой показывали свежие на тот момент клипы и комментировали их, разбавляя зрелище интервью с известными музыкантами. Интересно, но ничего более, плюс Нагиев банально не сработался с Аллой, которая перетягивала одеяло на себя. Спустя пару выпусков Дмитрий привел в передачу Сергея Роста, кардинально переделавшего концепцию шоу. Вместо показа клипов — юмористические скетчи, несвязанные единым сюжетом. Концепция оказалась на удивление популярной, народу нравилось смотреть за забавными кривляниями набирающих популярность будущих знаменитых шоуменов и шоу продержалось 40 выпусков. На мой скромный взгляд, «Полный модерн», это именно что предтеча будущих свершений. Скетчи в меру забавные, но без каких либо откровений, идейно «Полный модерн» не сильно отличался от того же «Городка» — выпуски представляли собой не столько самостоятельные истории, сколько экранизацию средней паршивости анекдотов, а то и одной единственной шутки, нещадно растягивающейся на 30 минут. Чистейший андерграунд не для всех. Если уж на то пошло, то кто даже из вполне себе фанатов «Осторожно Модерна» помнит это шоу? Вот именно. Сейчас смотреть это стоит разве что из энциклопедического интереса, дабы понять откуда у уже более концептуального «Осторожно Модерна» растут ноги. С другой стороны, не зажравшемуся на тот момент зрителю это все прекрасно заходило и он с нетерпением ждал новых серий. Которых не последовало, ибо шоу было благополучно закрыто по типично отечественной причине. В какой-то момент к создателям пришел большой и страшный русский чиновник с пачкой денег и простой просьбой — снять в одной из серий его дочь. Чиновник был послан, за что затаил сильную обиду на создателей и, потянув за пару рычагов, поставил их в безвыходное положение. «Региональное телевидение», на котором транслировалось шоу высказало свое веское слово под давлением обидчивого слуги народа: начинайте нам платить за показ «Модерна» или валите на мороз. Недолго думая, создатели ушли на мороз, ибо у шоу за полторы бутылки пива банально не было средств на оплату времени вещания телеканалу. Тут бы и блогу конец, но не все так просто. Шоу перекочевало на довольно известный на тот момент «Шестой канал», где поменяло название на уже всем известное «Осторожно Модерн» (Далее «ОМ», и прочие производные), было доработано и уже в несколько новом виде было выпущено в эфир 23 апреля 1996 года. И вот здесь мы остановимся поподробнее.

Осторожно Модерн (1996 — 1998)

В младом девичестве первый «Осторожно Модерн» воспринимался мной достаточно прохладно, не в последнюю очередь благодаря тому что на тот момент уже во всю гремел по всей стране «Осторожно Модерн 2». Непонятные шутки, странные сюжеты и вообще «Нипанятна где смеяться» отпугивали молодого меня, но, пересматривая «ОМ» в уже сознательном возрасте я словил самый настоящий культурный шок. Если быть еще точнее, то тут имеет место самая настоящий «ПАРАДОКС ВТОРОГО ТЕРМИНАТОРА» (DenisBolshakovTM).

Классический «Парадокс второго терминатора»- выведенная в 2045 году знаменитым киноведом, писателем и историком культуры начала двухтысячных Большаковым Денисом Сергеевичем закономерность. Позже формула с парадоксом была отправлен в прошлое на помощь глупым гоям. Обозначает парадоксальное изменение тян-вольтометра в древоконтинуумном образовании Легда-Мартинянского. Более простое определение — будучи ребенком, индивиду очень нравился фильм «Терминатор 2», однако после интенсивного взросления индивид понимал, что настоящий шедевр, это «Терминатор 1», а второй так, блокбастер для веселого вечера. Возрастное интеллектуальное развитие индивида подчеркнуло достоинства предшественника, которые ранее он понять не мог. Торговая марка «ПАРАДОКС ВТОРОГО ТЕРМИНАТОРА» принадлежит DenisBolshakovTM.

Забегая немного вперед: Если «Осторожно Модерн 2», это стопроцентно чистокровная дистиллированная комедийное передача (Что вообще ни разу не плохо), сконцентрированная именно на желании рассмешить зрителя любого возраста, то его предшественник немного из другой лиги. Забавно, но не понимал я «Осторожно Модерн» в детстве ровно по одной причине: это целиком и полностью сатирическое шоу для взрослой аудитории, ОЧЕНЬ ВАЖНО, понимающей как жил человек в то время, человек уже не советский, но еще не российский, если вы понимаете о чем я. Скажу больше, «ОМ» не столько заставлял меня смеяться, сколько сквозь легкую улыбку грустить. За время своего существования передача успела высмеять и обыграть чуть ли не все злободневные темы того времени, остающиеся, на удивление, в большинстве своем акутальными и сейчас. Продажные чиновники, служба в армии, социальное неравенство, обыдление населения, невозможность самоидентификации в идущей на всех парах в Ад стране, СЪЕМКИ КИНО (Серьезно, посмотрите серию про «Красную шапочку», словите себя на мысли, что кино подобным макаром снимается до сих пор) все это, и много больше, было высмеивалось в максимально жесткой форме. На грустные мысли наводит то, что даже 22 года спустя премьеры не так уж и много и поменялось. Высмеиваемые проблемы не только остались, но и катастрофически углубились не столько в жизни страны, сколько в головах проживающих в ней людей. При всем своем юмористическом замысле, «Осторожно Модерн», это глубоко трагикомичное шоу, которое вроде бы и веселит, но как то не то что бы и очень. Шутка ли — в местных сюжетах хэппи-энд, это скорее исключение из правил, чем данность. Но опять же, очень важно, это не Быковская чернуха с «Надежды нет, мы все пропали», это ироничный и бесконечно горестный взгляд со стороны на нашу жизнь. Надежда еще есть, но начинать менять страну нужно с самого себя. Возможно я преувеличиваю всю гениальность местной сатиры, но пересматривая первый «Модерн» я постоянно ловил себя на мысли о том, насколько же точно авторы подмечают какие-то вроде бы совершенно очевидные, но ставшие уже страшной действительностью мелочи. В конце концов, пришли вы сюда за моим мнением (Я надеюсь), так что смиритесь, сердце ёкало чуть ли не от каждой серии.

В юморе нельзя ерничать и отстраняться. Ну, если дурак, то дурак по-честному. Всегда ведь понятно, точное попадание или нет. В этом и заключался секрет «Осторожно, модерн!»: мы часто попадали. Для русского человека, наблюдающего легкое безумие ежедневно, это узнаваемая норма.

Анна Пармас

Режиссер и сценарист «Осторожно, модерн!» с 1995 по 2004 год

И все это держалось на таланте Дмитрия Нагиева и Сергея Роста. Здесь, без лишней скромности скажу, что их дуэт по настоящему гениален. Не столько потому что они какие-то уж очень смешные, а скорее из за того насколько органично они друг с другом работают. Их игра в кадре, это не перетягивание одеяла, а потрясающая актерская синергия, в которой один дополняет другого и наоборот. В «Осторожно Модерн» не могло быть просто Дмитрия Нагиева или просто Сергея Роста, они всегда были вдвоем — Дмитрий Нагиев и Сергей Рост, будто бы созданные друг для друга артисты. Актёры чудесным образом дополнили друг друга — Сергей, будучи главным сценаристом передачи, отличается тем, что умеет мыслить глобально и еще на моменте идеи видит конечный результат. Дмитрий же мыслил более точечно — он с лёгкостью вставлял в сценарий недостающие детали и учитывал все мелкие, но очень важные нюансы разыгрываемых ситуаций и персонажей. В серии могло не быть хорошего сценария в плане сюжетной линии, достойных съемочных локаций, но игралось всё всегда с настолько большой самоотдачей, что не влюбиться в их дуэт было положительно невозможно.

Несмотря на откровенную дешивизну и временами проходные серии (Забавный факт — все вот такое проходное и совсем уж неформатное много позже было заделано фанатами в отдельный сезон под названием «Осторожно Модерн 0»), творение Нагиева и Роста получило огромный отклик в сердцах зрителей и даже сейчас вполне себе смотрибельно. Даже ходит байка о том, что в свое время «Осторожно Модерн» отправляли на соискание «Эмми», но дальше списка возможных номинантов он не продвинулся. Популярность популярностью, однако в какой-то момент идея начала изживать себя. Все что можно было высмеять было высмеяно, плюс создателям стало не хватать формата «Одна серия — одна история», хотелось чего-большего, полноценного сериала с долгоиграющими героями. Первой ласточкой стала перезагрузка «Полного Модерна», случившаяся в конце 1999 года. Было решено снять полноценный сезон, поделенный между двумя сюжетными линиями: первая половина сезона являлась рассказом о жизни семейства миллиционера Рылова (Который позже благополучно переедет в «Осторожно Модерн 2»), вторая была отдана на откуп истории двух сценаристов, пишущих сценарий для сериала про больницу. Стоит понимать — как «Полный Модерн» 1995 года был предтечей «Осторожно Модерн», так и его перезагрузка 1999 года стала точно таким же пробным шаром, который позже вырастет в «Осторожно Модерн 2». И, как и в случае с предшественником 1995 года, расскажу о перезагрузке вскользь, ибо ну не о том ты тут говорим. В принципе, получилось приемлемо. Сатира отошла на задний план, шутки приближены к тому, что мы чуть позже увидим в «ОМ2», однако ощущается при просмотре все это как не более чем забавная безделушка, которая наговаривает что-то на фоне, пока вы занимаетесь своими делами. При этом безделушка безобидная, все 14 серий смотрятся махом, не оставляя после себя какой-то пиши для размышлений, как в случае «Осторожно Модерн», но и не вызывая ярко выраженного негатива. Средний по всем параметрам ситком, быстро выветривающийся из памяти, важный лишь в контексте будущих свершений. «Полный Модерн» задал вектор движения франшизе (Какой никакой, но все же франшизе. Далеко не каждый сериал переживает три перезагрузки.) в сторону цельного произведения, имеющего свою проработанную вселенную. Неудивительно, что в эфире «Полный Модерн» продержался всего 14 выпусков, а закрыт был по тем же причинам, что и предшественник 95-го года: телеканал стал завышать требования к создателям в связи с политической обстановкой, а потом и вовсе отказался выделять деньги на съемки. И во второй раз вот тут то бы блогу и закончиться, ОДНАКО «Осторожно Модерн» всегда славился поразительной живучестью. Почти сразу же после закрытия, создателям поступило предложение от телеканала СТС, который на момент 2001 года расширял сетку вещания оригинальными проектами. Создателям была дана творческая свобода и простая задача — сделать смешно. Буквально за сутки отсняв пилот, команда будущего хита представила его дирекции СТС и те остались в восторге, дав добро на работу над полноценным сезоном. 4 февраля 2001 года в эфир вышел первый эпизод «Осторожно Модерн 2» — и произвел эффект разорвавшейся бомбы.

Осторожно Модерн 2 (2001-2004)

Все мы знаем непоколебимое и твердое как серп и молот правило сиквелов: они всегда оказываются хуже оригинала. Я всегда связывал это с тем, что создатели пытаются сделать тоже самое, хотя по хорошему надо двигаться дальше и развивать достигнутое, а не топтаться на месте. Рабочая команда «Осторожно Модерн 2» возможно думала точно также, потому и произвели на свет не просто достойное продолжение, а одно из лучших комедийных шоу начала двухтысячных, если не лучшее. При всей моей любви к первому «Осторожно Модерн» за его отличную сатиру стоит признать, что сиквел удачнее именно с позиции юмора. Он тоже время от времени позволяет себе шпильки в сторону общественных веяний, но больше сконцентрирован на желании рассмешить, развлечь зрителя. И видит Бог, «Осторожно Модерн 2», это гомерически смешной сериал. Не в последнюю очередь из за точно выбранного антуража. Сериал повествует о жизни многоквартирного питерского дома по давно ставшему мемом адресу «Улица Красивых Молдавских партизан, дом 26». Три семьи — Задовы, Тракторенко и Сморковичевы живут в состоянии постоянного закипания страстей. Они ругаются, смеются, выясняют отношения и непрестанно попадают в идиотские ситуации. Смешно это не в последнюю очередь потому что каждый персонаж, это буквально чуточку абсурдный стереотип одного из ваших соседей, точный настолько, насколько это возможно. Кто из нас не видел на лестничной клетке своего личного Степана Сморковичева — запойного алкаша\мастера на все руки? А прапорщика Задова — истеричного дебила-военного, который дальше своей военной части не соображает? Да в конце концов, моя тётя, это вылитая Зина Тракторенко — супер суровый врач и домашний тиран. В этом и прелесть. Все показываемые сериалом типажи настолько бьют в точку и так сильно похожи на окружающих нас (а может и на нас самих) людей, что не смеяться невозможно. Не просто так тот же прапорщик Задов стал настолько знаменит, что вошел в анналы мемов видимо навсегда. Да и сам сериал и по сей день популярен, а многие цитаты оттуда ушли в народ (Мы, старичье, узнаем друг друга именно по знанию мемов из «Осторожно Модерн 2»).

Отмечу, что по моему мнению именно в «Осторожно Модерн 2» синергия пары Нагиев-Рост начала работать в полную силу. Умение Роста писать сюжеты про смешную бытовуху идеально ложилось на способность Нагиева рождать диалоговые перлы чудовищной юмористической силы (Все эти «Живите по правде» и «Чучу намандрючу» — импровизации Нагиева. Умение это он будет успешно эксплуатировать в будущем, доведя до апогея в «Физруке»), привязка забавных реплик Нагиева к определенным персонажам лишь усиливала комичный эффект. Удивительно, что и по сей день «Осторожно Модерн 2» смотрится свежо. Как человек, успешно отсмотревший чуть ли не 200 серий всего что связано с «ОМ», ответственно заявляю — если по поводу просмотра предшественников «Осторожно Модерн 2» еще можно сомневаться (С современными веяниями первый «Модерн» буквально практически утратил весь юмор, но странным образом нарастил сатирический потенциал), то сам сериал смотреть можно смело. Это все еще смешно и как-то по русски обаятельно. «По русски» я говорю ровно потому что представить себе ремейк этого шоу где нибудь в другой стране невозможно. «Осторожно Модерн 2», это то самое «исконно наше», в нем есть тот самый «культурный код», о котором с таким упоением рассказывал Сарик Андреасян в интервью к «Защитникам». Возможно потому что эта передача, это по сути показ русского человека в разрезе гиперболизации его образа. Для меня «Осторожно Модерн 2» навечно останется уникальным образцом русского телестроения, безумное и бесконечно обаятельное дитя бурных двухтысячных.  И не забудьте про совершенно крышесносное музыкальное сопровождение. Всевозможные музыкальные направления — от серф-рока до электронной музыки, от Горана Бреговича до The Ventures и Макса Раабе, ребята в звуковом сопровождении оторвались по полнойПо ссылке ниже я оставлю архивный ютуб канал, на котором совершенно бесплатно можно посмотреть все что так или иначе связано с «Осторожно Модерном». Если есть желание — ознакомьтесь, я с удовольствием провел множество часов за просмотром, ностальгируя и подмечая детали, которые раньше в глаза не бросались. Возможно и вы откроете для себя старое комедийное шоу с новой стороны.

Собственно, без смс и регистрации

Если «Осторожно Модерн» просто обратил внимание общественности на Роста и Нагиева как талантливых актеров, то его сиквел буквально сделал их суперзвездами. 94 серии, три года одиозная пара артистов развлекала всю Россию. Но, отсняв в 2004 году кроссовер с кучей звезд первой величины «Осторожно Модерн 2004: Барская Усадьба» (Смотреть который необязательно, ибо это типичный для того времени новогодний капустник), создатели тихо и без лишнего шума закрыли «Осторожно Модерн 2».  Почему? Зачем закрывать одно из самых рейтинговых шоу в истории российского телевидения? Здесь мы ступаем на очень скользкую дорожку, ибо версии о закрытии разнятся, создатели говорят разное и очень неохотно, но кратко расскажу обо всех существующих (Мы ж не Спидинфо, чтобы размусоливать желтушную ругань), а вы уж выберите ту, которая выглядит для вас наиболее правдоподобной.

Актерская пара — она как супружеская, такие же взаимоотношения и разговоры на уровне «кто в семье главный?». История с Нагиевым и Ростом была не то чтобы конфликтная, но всегда остренькая, тепленькая.Какое-то время нам удавалось сглаживать углы, но напряжение ощущалось с самых первых выпусков.

Анна Пармас

Версия номер 1: Разрыв Роста с Нагиевым был двойным — профессиональным и человеческим. Дмитрий Нагиев быстро становился звездой всенародного масштаба. Сверхпопулярные «Окна», еще более популярный «Осторожно Модерн 2», участие в самых топовых телепередачах России, Дмитрий очень быстро взобрался на медиа-Олимп, а Сергей Рост в какой-то момент остановился, перебиваясь в основном театром и работой шоуменом. На этой почве, видя, как его обходят, у него накопилось недовольство, в паре Нагиев-Рост в какой то момент первый стал главнее второго. Далее у Сергея случился серьезный конфликт с Нагиевым, Рост требовал повышения гонорара, на что не согласилась съемочная группа и он просто хлопнул дверью. Продолжать сериал без Роста не имело смысла (Хотя они и пытались, о чем позже), потому решение закрыть «ОМ2» вполне себе логично. Данной версии придерживается Андрей Балашов, сценарист сериала и дирекция канала СТС.

Версия номер 2: Вторая же версия не так уж и сильно отличается от первой, только вот она диаметрально противоположная. В какой-то момент Дмитрий Нагиев, видя что он становится одним из главных медийных лиц страны, решил двигать шоу дальше. По его задумке, следующий сезон шоу должен был быть сделан по лекалам новогодней «Барской усадьбы» — много звезд в кадре на гостевых ролях и никакого Роста. Сергею были предложены большие деньги, чтобы он покинул пост ведущего актера и остался в шоу как сценарист вместе с Анной Пармас. Того такой вариант не устроил, ибо «Модерн» — это их общее детище. Это версия Роста. Итог тот же — Рост хлопнул дверью, забрав с собой Анну Пармас.

Кто прав — выбирайте сами. Я же могу сказать, что это уже ставший стереотипом пример того, как слава и большие деньги заставляют ссориться даже самых преданных друг другу творцов. Если хотите поиронизировать вместе со мной, посмотрите пророческую 52 серию «Осторожно Модерн» про музыкантов. Собственно, вот она. Реальные актеры разошлись по схожим причинам, только без шанса на воссоединение. Конфликт был настолько мощный, что они не разговаривают до сих пор, а Нагиев до сих пор отказывается об этом разговаривать. Где правда каждый выбирает сам. Лично я на стороне Роста, ибо его версия выглядит правдоподобной, в те годы многие упрекали Нагиева за чрезмерное самомнение. Но опять же — мы здесь с вами не для того чтобы копаться в грязном белье, так что быстренько бежим дальше.

А что было дальше?

А дальше было очень грустно. Слышали ли вы хоть что-нибудь об «Осторожно Модерн» после 2004 года? И я нет. А что если я вам скажу, что с конца 2004 по 2007 год вышло еще две перезагрузки сериала? Об «Осторожно Задов» и «Zадов in reality» мало кто слышал и не просто так. Если второе, это просто откровенное паразитирование на прапорщике Задове, смотреть которое не стоит ну вот совершенно ни при каких обстоятельствах (Серьезно, даже не пытайтесь, этот ад, снятый на уровне региональных комедийных выпуков бывших квнщиков того не стоит), то «Осторожно Задов» — экспонат поинтереснее. На первый взгляд, это та самая нагиевская идея — в кадре только он и куча звезд шутят шутки. На второй же взгляд становится понятно, что с уходом Роста магия куда-то ушла. В сериал на первый план вышла половая жизнь Прапорщика Задова, что выглядит поначалу просто неловко, а потом описывается только молодежным словечком «Кринж» и шутки строятся именно вокруг этой животрепещущей темы. Там, где Рост писал о в меру реалистичных бытовых проблемах любого россиянина, новые сценаристы начали городить отбитые околофантастические истории, окончательно загубив не самую плохую идею спиноффа про Задова. Да и сам Нагиев здесь выглядит устало, натужно проговаривая уже давно всем знакомые меметичные фразы и не сочась былой энергией. Очевидно, из за катастрофически низких рейтингов оба сериала были закрыты и благополучно забыты. Заслуженно? Определенно. Смогли ли они опорочить славу без пяти минут гениального оригинала? Немного омрачить, и то только для тех двух с половиной анонимусов, которые этот тихий ужас видели.

К середине 2000-х появился новый телеюмор. Ниша, которую мы занимали, стала уходить, пришел гламур. У людей происходил удивительный разрыв шаблона. Вроде бы те же подъезды, та же грязь, те же алкоголики вокруг, смешные прапорщики за стенкой, но это перестало быть в тренде на телевидении.На всех каналах вдруг победила теория, что все устали от чернухи, и всем нужен бурлеск. Всё должно быть ярко и необычно, как во сне. Мы оглянулись по сторонам и решили, что выработали запас реактора. Огламуривать Задова было бессмысленно. Юмор ушел куда-то не туда и перестал быть народным.

 

Андрей Балашов

А что было еще дальше?

А еще дальше все было в меру интересно. Иронично (Сколько раз я уже это говорил?), но уход Роста в буквальном смысле уничтожил все. Дмитрий Нагиев довольно быстро пошел на дно, сначала потрепыхавшись в роли Задова, потом снявшись в паре неудачных фильмов, а после и вовсе стал «Свадебным генералом», появляясь в камео в фильмах Сарика Андреасяна. По сути, до 2014 года Нагиев прозябал в безработице, карьера его не пошла на дно только благодаря прошлым заслугам в «Модерне». Но как мы все знаем, в 2014 году случился «Физрук», ребутнувший карьеру Дмитрия настолько мощно и стремительно, что вот уже 6 лет прошло, а Нагиев не сходит с телеэкранов. Сергей Рост же так и не смог привести свою карьеру хоть в какое-нибудь приемлимое состояние. Он изредка играет в кино и театре, особо нигде не светясь, но вроде бы у него все хорошо, если судить по немногочисленным интервью. Факт остается фактом — развал дуэта Нагиев-Рост оказался катастрофой для обоих актеров. Закрытие же самого шоу стало большой утратой для фанатов, до сих пор грезящих воссоединением актеров.

Итоги

Почему же все таки шоу пропало из эфира: «Осторожно модерн» погубили его же создатели. Неважно кто из них был инициатором, кто прав, а кто виноват, суть одна — из за внутренних дрязг мы потеряли буквально жемчужину нашего телевидения. «Осторожно Модерн» был совершенно уникальным явлением для нашей страны, ничего подобного у нас не было до и видимо не будет и после. Великолепное комедийное шоу, способное удивить и сейчас, в первую очередь отличительное крепкой сценарной работой и выдающимися актерскими работами ведущих (И единственных, лол) актеров.

Плохо ли то что шоу так неожиданно закрылось: Спорный вопрос. Последние серии «Осторожно Модерн 2» были откровенно слабее предыдущих из за усиливающегося конфликта Нагиева и Роста. Здесь не было варианта, при котором конфликта можно было бы избежать, по словам самих создателей случившийся исход в любом случае был вопросом времени, к тому времени соперничество переросло в откровенную неприязнь и долго так продолжаться не могло. Скажем так, учитывая обстоятельства, нет, не плохо. Просто по человечески жалко, что какие-то внутренние дрязги погубили один моих самых нежно любимых проектов.

Стоит ли смотреть сейчас: «Осторожно модерн» — определенно, если вы уже старенький, грустный и разочарованный в жизни и себе (Как я). «Осторожно Модерн 2» — определенно стоит ознакомиться даже сейчас. Остальное по желанию, но если пропустите, то ничего не потеряете.

И финальный и главный вопрос:

Ушел ли слон умирать?

Ушел...

Странное ощущение. Блог написан. Он более менее большой, я старался и чувствую себя молодцом. И мне хорошо. Друзья, я надеюсь вы получили от прочтения блога столько же удовольствия, сколько я получил при его написании. В любом случае — спасибо вам за уделенное время. С вами был Денис Большаков, он же Джин Grey, он же imelman, он же космический кот-пират. До скорых встреч, я планирую вернуться конкретно и надолго. Не, правда планирую, честна, я замотивирован, как знаменитый тягатель гири понарошку Игорь Вайтенко. Всех люблю, вы классные. И еще раз ОГРОМНОЕ спасибо за прочтение. Чмок.


Лучшие комментарии

Совсем с ума сошел, так еще и про Балабанова допишет, а там вообще черт его знает что начнется. Х)
Ну это просто бомба, осторожно модерн навсегда останется одним из самых уморительных шоу на отечественном ТВ. Странно выходит, не смотря на большое количество ширпотреба, особенно в рамках комедийного жанра, с форматом скетчей на российском тв по большей части выходило неплохо, те же «6 кадров» или «наша Russia» и близко с осторожно модерн не валялись, но все равно держали мало мальски задранную планку. Короч отличная работа, с чистой совестью отпускаем тебя забавляться с курицами в yakuza, заслужил!
1) Ты все правильно сделал
2) Слава богу я все сделал за тебя, и уже сам себя обругал, ибо мог и лучше
3) Когда-нибудь мы, простые пролетарии, все таки заманим шестнадцать на девять сюда и заставим ответить по всей строгости кинологиного закона, возможно даже твичовый партбилет изымем.
4) Хоть кто-то откликнклся, слава богам. Просто я начал познавать «Синдром одиночки» и как то неожиданно проникся им настолько сильно, что ну вообще не до викингов. Но запал досмотреть ты во мне зародил. Хотя онеме все равно для гоев
5) ПОЧЕМУ НИКТО НЕ РАССКАЗЫВАЛ МНЕ ПРО SAKURA WARS? (томные звуки онеме-вожделения)
6) Очень может быть, но в ближайшие дни я казах-гопник, играющий в бильярд и наблюдающий получасовые катсцены разговоров рестлероподобных мужичин в костюмах
Именно после таких игр мальчик становится мужчиной
По блогам Дениса можно отследить график его отпусков.
Энивей, хоть я не совсем в своё время прониклась передачей (я даже не помню, чтобы я смотрела первый ОМ, помню смутно только стсовский), но блогом я прониклась. В сознательном возрасте я видела только несколько серий (которые ты же мне и показывал, хе), но даже в них есть какая-то… Не знаю, очень грустная сатира с ядреным постперестроечным духом. Не знаю, почему, но после ОМ овладевает достоевская тоска.
Ты большой молодец и передал все, что ОМ передали во время выхода. И, кмк, передача чертовски вовремя закончилась, не успев скатиться в известно куда.
Твое желание писать ценю но все таки перехвалил сериал, похвалу нужно было оставить для итога, в тексте ее многовато.

«По русски» я говорю ровно потому что представить себе ремейк этого шоу где нибудь в другой стране невозможно. «Осторожно Модерн 2», это то самое «исконно наше», в нем есть тот самый «культурный код», о котором с таким упоением рассказывал Сарик Андреасян в интервью к «Защитникам».


Ден-н-и-ис не увлекайся ты так, приём, приём. Хотя, это могут быть мои тараканы так как уже на ютюбе, вк, или ДТФ привык видеть что человека который что-то сильно хвалит обзывают необьективным фанбоем.

И, как и в случае с предшественником 2995 года, расскажу о перезагрузке вскользь, ибо ну не о том ты тут говорим.


Огоу. Такс, у нас пока еще не 3000 на пороге.

А про себя могу сказать что хоть у нас модерн и шел по ICTV в 7-8 утра, я не особо то его и смотрел. Дело было в старой хате, антена была на дереве, а смотрел я в основном модерн по ТV осенью или зимой, когда работы особой не было. Немного удивлялся тому что происходит, но смешило, особенно серия где устроили армию в хате этого носатого генерала. Правда были странные серии, вроде той где пародировался реальный фильм в котором дочь влюбилась в отца, который бросил её с матерью. Странная серия, чё она мне так запомнилась.

А вообще и сам подумывал сделать своё шоу, чтобы со своими персонажами да анимация да на ютюбе и чтобы юмор как раньше без особого треша. Но-о-о, с финансами не очень, так еще и настроение не боевое, жаль.

Такс, чё грустишь? У тебя же есть ковбойский пистолет и шляпа!!!

Да ну камооооооон, дтф, эт для пусек, норм пацаны пишут там, где их возможное фанбойство никому не мешает, и даже забавляет. И дэ, я фанбой модерна, каюсь, шоу моего детства и все дела. Очень возможно что не обьективный. Но обьективно — за что его ругать? Только если за дешманистость, да и то нищебродское исполнение скорее добавляло шарма. Тип я имел ввиду, что вот это «ПО РУССКЕ» означает то, что шоу в его нынешнем виде невозможно представить еще где то, ибо оно четко и точно попадает в реалии именно нашей страны и топит именно юмор, по большей части понятный только жителям вот собсна раиссии.

И я не грустный, я старый, ибо меня называют олдом сг (КОГДА ЭТО УСПЕЛО ПРОИЗОЙТИ?? Я ТОЛЬКО НЕДАВНО ПЕРВЫЙ БЛОГ НАПИСАЛ, ПОСТАВЬТЕ ПЛЮС, ЭТЛ МОЙ ПЕРВЫЙ РАЗ). А года исправил, дэ, не пали, что я из будущего прилетел.

Энивей, за такой большой клевый коммент тебя чмоки в пупоки. #ноухома
Я так и знал, что не я один в детстве фанател от топ-вайфу Вики Прутковской. Её незабываемое «ДА ВЫ ШО?» до сих пор проскакивает в моем лексиконе, как ультимативная фраза, доказывающая несостоятельность аргументов оппонента. Ребенок смотревший это уже никогда не будет прежним…
И помните, вы всегда можете отблагодарить автора за довольно скромные труды следующими способами:

1. Плюс я конечно поставил. Труды должны быть вознаграждены. Но «Осторожно Модерн» точно смотреть не буду))

2. Я и сам редко пишу, поэтому пусть оскорбляют другие.

3. Мц Кунгыра слушает только свою свиту)

4. Очень даже зря. Годное аниме. В конце первого сезона Аскелат убивает короля Викингов и жертвует собой, чтобы принц захватил власть. Теперь у нашего белобрысого Саске новая цель для мести. Ждём второй сезон.

5. У Вас есть «Yakuza», там извращений хватает, серия большая) Если будет мало — купите «Sakura Wars».

6. Хорошо поработали, а теперь — следующий КИНОЗОР;)
В целом, Модерн закончился вполне логично. Лучше уйти в лучах славы, чем бесславный конец на паразитировании.
Здесь бы я и чуть всплакнул от умиления и щемящей сердце радости (Ибо Валентинкин это космос), но дабы не выдавать свою нежную и чуткую натуру — спасибо. (Сказано с суровым лицом Рона Свонсона) Курицы и гопники из подворотен активно избиваются, ибо благодаря якудзе я хоть где то могу побыть двухметровым шкафом с пудовыми кулаками, разбавляя эти неандертальские радости зависанием в караоке.
А пусечки пусичные. Но не такие пусечные КАК ТЫ, БАМ, ВСЕ ЕЩЕ НОУ ХОМО, НО УЖЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНО
Если не учитывать задовские спиноффы, то есть такое, да, скатиться не успели. И можно их и не учитывать, ибо ну кто кроме меня этот ад видел?
6) Очень может быть, но в ближайшие дни я казах-гопник, играющий в бильярд и наблюдающий получасовые катсцены разговоров рестлероподобных мужичин в костюмах

Кстати, одобряю!
Первое шоу, которое я посмотрел в относительно сознательном возрасте, это телепузики. 20 лет прошло, а я до сих пор без запинки могу пропеть их песенку, помню всех телепузиков как живых и имею мнение, что пузиблинчики еще станут едой для аристократов х)
По блогам Дениса можно скорее отслеживать его духовный настрой х) но пазеба, совершенно незнакомый мне пользователь сайта
Раз уж пришло время постыдных историй, то в околодевичьем возрасте я буквально около года говорил чуть ли не сугубо цитатами из «Моей прекрасной няни», повергая в ужас всех меня окружающих, ибо я был прям фанат. До сегодняшнего времени дожила только привычка временами шокать и опять же временами говорить с ярко выраженным одесским акцентом для придания фразе комичности. Золотое было время, вот честное слово, аж заностальгировал.
Из детства только второй Модерн помню, видать постарше был, запомнился, но родители у меня и первый смотрели. И вот помню, что второй модерн был смешной и угарный, но до пересмотра в сознательном возрасте я до него так и не добрался. Первый Осторожно Модерн я пытался смотреть, отсмотрел выпусков может 10, и вот неуловил я тогда всю сатиричность, но понял, что вот абсолютно сейчас это не смешно и не увидел смысла смотреть его дальше. И ребут Полного Модерна я видел, и хочу сказать, что серии про мента Рылова ваще огонь и стоят просмотра. А вот вторая его часть, да, уже тухленькая вышла.

Но как по мне, одну из своих целей блог выполняет, посмотреть «Осторожно Модерн 2» сейчас прям вот захотелось. (ОМ1 все же вряд ли я смогу оценить по достоинству даже сейчас).

И кстати, «Осторожно Задов» я видел. Помню оттуда только какой-то один момент, как он с каким-то слоновым бивнем бегает всю серию. Ирония?? Но да, смотреть это было уже тогда, в моем малолетнем возрасте, невозможно. Там уже во всю Моя Прекрасная Няня правила балом)
Дмитрий Нагиев довольно быстро пошел на дно

Вот с этим я, кстати, не согласен, если даже просто зайти в его филмографию на вики, видно, что он постоянно где-то снимался, даже во время Модерна.
Уже в 2005-м на 1-м канале начались «большие гонки» где он был ведущим с 1 по 9-й сезоны, что уж провалом или забвением назвать ну никак нельзя. Плюс до физрука была «Кухня» где отличный сериал хорошо сочетался с игрой самого Дмитрия и нельзя было бы сказать, что его тащил только Нагиев, т.к. в общем серила довольно хорошо написан, но и сейчас трудно представить, что кто-то кроме Нагиева смог бы так колоритно сыграть владельца ресторана (ну и по совместительству самого себя) и это тоже довольно неплохо повысило его популярность на тот момент.
А я из нашего телевидения помню разве что «Серебряный апельсин», «АБВГдейку» и «Городок». Но я возрастом, помельче, конешн. Нынче уже телик никто не смотрит, не то что в нааааше время /сыпет песочком/
Читай также