Меню
StopGame  Блоги Блог daurian Историчечкие прототипы Волка в Sekiro:Shadows Die Twice

Самое актуальное

  • Resident Evil 3: Видеообзор
  • Симулятор владения языком / Лучшие моменты на StopGame
  • «Инфакт» от 30.03.2020 — Ранний выход Mount & Blade II, тайны G-Man'а, пистолет в DOOM Eternal, экранизация Dragon’s Lair…
  • Panzer Corps 2: Обзор
  • Что там с Lineage 2 в 2020?
  • Скрытый контент и все секреты BioShock Infinite за кадром
  • Живые эмоции от Half-Life: Alyx
  • CONTROL. Контроль фундамента
  • Roller Champions: Превью по альфа-версии
  • Блоги. Космический самородок | Обзор игры Alien: Isolation
  • Блоги. Трудности перевода имен боссов в Dark Souls III
  • История смерти серии Driver
  • StopGame #4. Я девушка, меня заставили, но мне понравилось
  • CALL OF DUTY: WARZONE. Гулаг — наш дом родной
  • Iron Danger: Видеообзор
  • Persona 5 Royal: Обзор
  • Кто такой Немезис?
  • Тестируем мультиплеер Doom Eternal
  • DOOM ETERNAL. Eternal KEK
  • HALF-LIFE: ALYX. Ждуны, на старт!
  • Doom 64: Обзор
  • «Одни из нас». История создания | The Last of Us
  • Гайд по VR: что нужно знать, что выбрать, во что играть
  • История Monolith. F.E.A.R. [Страшно, вырубай!]
  • Weakless: Обзор
  • Iron Danger: Обзор
  • Моды Fallout 4 — лучше, чем у Skyrim [Модификации Fallout 4]
  • Блоги. ДЬЯВОЛЬСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ | Обзор игры Diablo
  • Блоги. Игры — это искусство? Рассуждения искусствоведа
  • Шлемы VR, актуальные прямо сейчас

Историчечкие прототипы Волка в Sekiro:Shadows Die Twice

+22


Игра от FromSoftware Sekiro: Shadows Die Twice всколыхнула в памяти давно забытое чувство “ниндзямании”. И хотя с момента пика популярности фильмов о синоби прошел не один десяток лет, те образы и мифы, которые впитала в себя массовая культура, живы и сегодня. Самый живучий из которых это противостояние самураев и ниндзя, дескать самураи это гордые воины, которые живут и сражаются только по кодексу Бусидо (кстати, единого документа с таким названием не существует), а синоби это изгои, которые не чураются грязной работы.
Однако, как написано в древнекитайском трактате “Искусство войны”, который был отлично известен в Японии, “Война — путь обмана”, и самураи не брезговали ничем, лишь бы победить врага. Засады, обманные маневры, засылка шпионов, особый размах это приобрело в период Сенгоку, в тот самый когда разворачивается действие игры.
В одном из авторитетных изданий про ниндзя, дается меткое определение: “самурай это сословие, ниндзя — профессия”, ведь самурай, как и современный военнослужащий, проходил подготовку, которая включала не только воинские дисциплины, но и литературу, философию, историю, стратегию, верховую езду, бег, плавание, и многое другое. И если у клана существовала своя традиция (рю-ха, что можно трактовать как школа) нин-дзюцу, то самурай осваивал и ее.
Если в клане такой традиции не было, прибегали к найму кланов которые специализировались на шпионаже, самыми известными были кланы из провинций Кога и Ига. Услугами ниндзя из Ига пользовался Сегунат, по сути, сделав их государственными синоби, на которых, кстати, охотился Иссин Асина в образе лесного духа Тенгу, в этот момент Иссина тоже можно назвать синоби, так как действует он тайно, скрывая личность.

В общем смысле, синоби это любой человек, посланный с тайной миссией, в не зависимости от пола, возраста, социального статуса и профессии. Это может быть посол, в задачи которого входят “закулисные” переговоры, и сборщик трав отправленный в соседнюю провинцию для разведки дорог, и странствующая монахиня несущая секретное послание. Но поговорим мы сейчас конечно не о них, а о профессиональных ниндзя, которые долгое время учились искусству шпионажа и диверсиям. Дальше, мы разберем все атрибуты синоби которые были в игре и сопоставим с реальными прототипами и узнаем насколько бережно FromSoftware обошлись с наследием ниндзя.

Синоби на службе клана Асина

На службе у Асина есть два отряда синоби; первые это возглавляемые великим синоби Укондзаэмоном Усуи по прозвищу Филин, вторые — клан Полуночников, это те ниндзя которые атакуют Волка на крышках замка Асина, и носят накидки из перьев и маски тенгу.
Вероятно, что Филин выходец из клана Полуночников, об этом говорит его накидка из перьев, но будучи назначенным на должность главного синоби клана Асина, он создал свой отряд, из людей не подконтрольных клану Полуночников.

Клан Полуночников


Историческим прототипом синоби Полуночников скорее всего были горные отшельники — ямабуси, последователи синкретической религии сюгендо, объединяющий в себе культ Синто, мистический Буддизм и местные верования.
Благодаря своим суровым практиками, которые порой приводили адепта на грань жизни и смерти, долгой жизни аскета в горах, ямабуси приобретали невероятную закалку тела и духа, прекрасно ориентировались в горах, разбирались в различных травах. В глазах простых крестьян такие люди обладали воистину мистическими силами, они могли изгонять демонов и злых духов, лечить болезни, вызывать дождь и насылать порчу, а завершив дела без следа растворяться в лесу.
Вероятно что ямабуси оказали сильное влияние на миф о Тенгу, духах с бледными лицами и длинными носами, чьи маски носят синоби Полуночники в игре.
В период гонений и попытки официальных властей искоренить сюгендо, ямабуси начинают активно осваивать единоборства, благо среди них хватало воинов оставивших свое ремесло, но поскольку тягаться с правительственной армией в открытом противостоянии они не могли, то основу тактики ямабуси заняла партизанская война, превратив их в синоби.
Вероятно, что на землях Асины было поселение, или монастырь ямабуси ( не путать с будийским монастырем Сэмпо), и лидеры клана наняли их на службу в качестве синоби, в замен, освободив их от налогов, или предложив иную форму оплаты их труда.




По сравнению с синоби из отряда Филина, Полуночники обладают менее изощренной техникой боя и более грубым оружием, что подчеркивает их связь с горными отшельниками, которым не доступны передовые разработки в области военного искусства и оружия ввиду их географической изоляции. Подробнее о оружии, боевых искусствах и инструментах синоби поговорим дальше, а сейчас обратим внимание на вторую часть ниндзя Асины.

Отряд Филина

Ниндзя из этого отряда уже менее похожи на классический образ синоби, они не прячут лиц за масками, Филин и Волк пользуются вполне самурайскими мечами, они не носят черных балахонов, зато под верхней одеждой надета кольчуга, рукава и горловину которой можно заметить, но о их внешнем виде и соответствию его историческому канону мы поговорим позже, сейчас разберем их историчность как отряда.
Создание подобных отрядов можно отчетливо проследить вплоть до XII века, когда в войне между кланами Минамото и Тайра, у полководца Минамото Ёсицунэ был человек по имени Исэ Сабуро Ёсимори. Впрочем, история не сохранила его настоящего имени, зато мы с большой долей достоверности можем сказать что Сабуро был начальником разведки в войсках Минамото, и в его распоряжении был свой отряд выполнявший тайные поручения.
Естественно что такая практика распространилась повсеместно, и даже сегун имел в своем распоряжении отряд синоби. В частности сегуну Токугаве Иэясу, в качестве главы ниндзя служил не без известный Хаттори Ханзо. Одновременно являясь главой клана Ига, Ханзо руководил государственными шпионами по всей Японии, добывая самую сокровенную информацию для своего сюзерена.
Помимо ниндзя из Ига, сегуну служили синоби князей Сагара, которые вели негласный контроль за торговлей с Западом (которая была запрещена, но все же велась), и были личной охраной сегуна, одновременно исполняя обязанности надзора за другими кланами ниндзя.
Князя Асина, имея в своем распоряжении большие по площади владения и множество врагов, тоже испытывали потребность в создании личного отряда синоби, который, подчинялся только главе клана Асина, и привлекался для решения наиболее деликатных задач, которые нельзя поручить наемникам, например охрана Божественного Наследника.
Поэтому Филин сформировал небольшой отряд из Леди Бабочки, Волка, и по всей видимости Орангутанга, которого перевербовали из государственных ниндзя.
Вероятно что в этот отряд входило больше синоби чем мы видим в игре, но из-за войн и бедственного положения клана значительная часть синоби погибла. Некоторые говорят что Эмма тоже была синоби, и ее тоже нужно вписать в этот ряд, но ее навыки фехтования это не доказывают. Женщины самурайского сословия обучались владению оружием чтобы защитить себя и дом в отсутствии хозяина, а в лоре игры ясно указано что владению мечом ее обучил Догэн, личность весьма таинственная, но все же не синоби.
Обратите внимание, что настоящее имя мы знаем только у Филина, остальные известны только по прозвищам, это еще один аспект нин-дзюцу, который называется мугэй-мумэй-но дзюцу -”искусство жизни без искусства, и имени”, это значит что настоящий шпион не должен раскрывать свою биографию, имя и свои настоящие навыки.

Разобравшись с историческим фоном можно перейти к таким вещам как, внешнему виду, оружию и боевым искусствам, инструментам и магии синоби.

Внешний вид Волка


Сразу проведу черту, анализировать мы будем только костюм главного героя, во первых: потому что его костюм, в общих чертах, похож на костюмы других синоби из отряда Филина; во вторых: разбирать костюмы других ниндзя, а это Полуночники и синоби бакуфу (бакуфу в общем смысле правительство Японии того времени) отняло бы много времени; в третьих: костюму главного героя было уделено больше внимания со стороны разработчиков, а значит он наиболее интересный.
Первое что привлекает внимание в костюме Волка, так это то, что костюм не похож на привычный нам костюм ниндзя даже отдаленно. Привычный нам синоби это закутанный в черное с ног до головы тип, с торчащим из-за спины мечом, крюком на поясе и прочими атрибутами, которые ясно скажут нам что перед нами матерый ниндзя.
Подобный образ не безоснователен, ведь описание костюма синоби есть в некоторых источниках, и такие костюмы экспонируются в музее ниндзя в Японии, но есть один нюанс, вернее не один.
Первое: описание такого костюма датируется началом XIX века, а действие игры разворачивается в эпоху которая закончилась в XVII веке; Второе: такие костюмы никогда не окрашивались в черный цвет, а были различных оттенков коричневого или серого цвета, то-есть, говоря современным языком, имели защитно-маскировочный цвет, что логично для снаряжения человека проникающего в стан врага. Черный цвет, мало того что выделяется днем, ночью будет смотреться как сгусток тьмы, на фоне неоднородного сумрака.
Черная окраска пришла из национального кукольного театра Бунраку, где кукловод стоя прямо за куклой, будучи облаченным в черный костюм, часто на фоне черного занавеса, был практически невидим для зрителя. Дальше, этот образ “человека-невидимки”, закрепился как театральный язык, черное на сцене стало обозначать невидимость, и чтобы подчеркнуть незаметность персонажа синоби на сцене, его костюм сделали черным. И черный костюм закрепился за образом ниндзя сначала в сознании японцев, а потом перекочевал и на Запад.


В любом случае Волк не облачен в специальный костюм — синоби-сёдзёку, а носит вполне рядовую одежду, но его хаори, верхняя накидка, окрашена в каноничный, коричневый цвет, а остальной костюм в грязно-серый.
В пользу того что это обычное облачение говорит тот факт что на его штанах — хакама, есть складки, подобные складки совершенно не характерны для штанов шабакама, которые были у синоби-сёдзёку.
Еще непременными атрибутами костюма ниндзя были маска — дзункити, и пояс — додзиме, которые предстовляли из себя длинные, до 120 см, и узкие до 12 см, полосы ткани, и если посмотреть на Волка то легко заметить эту самую ткань, обернутую вокруг шеи, и пояса.

Но пожалуй самая главная деталь, которая противоречит устоявшемуся образу ниндзя, это доспех надетый под верхней одеждой, в данном случае кольчуга — намбан-гусари, и наручи котэ.
Кольчуга как полноценный доспех попала на острова в XVI веке, в месте с первыми европейцами, до этого кольчужное плетение использовалось только для скрепления пластин доспехов ёрой, и для заполнения в них промежутков.


Подобное ношение доспеха не было чем то необычным, многие аристократы надевали таким образом доспех во время путешествий, или если не были уверены в своей безопасности, таким же образом доспех могли носить полицейские, которым частенько приходилось “вязать” разбушевавшихся самураев и вооруженных бандитов. Естественно что синоби, жизнь которых постоянно подвергалась риску быть проткнутым мечом или копьем, не обошли стороной кольчугу, которая не стесняла движений и была относительно легкая, а значит хорошо подходила под предъявляемые требования.

На голени тоже видна броня, это поножи — сари-сунатэ, которые состояли из кольчуги нашитой на тканевую основу, кстати и намбан-гусари имела тканевую основу, поскольку кольца такой кольчуги были скреплены не только между собой, но и закреплены на ткани, это решало проблему утраты отдельных колец, и делало доспех менее “шумным” чем классический, европейский вариант. Сари-сунатэ могли носится под полами хакама, но тут они, дополнительно выполняют роль кяхан — обмоток, которые фиксируют широкие полы штанов плотно привязанными к голени.


На ногах у Волка надеты носки таби, с отдельным большим пальцем, а сами носки застегиваются на крючки или завязываются шнурками, такие носки это обычная часть японского гардероба, носки у синоби, в редких случаях могли отличаться только тем, что на подошве была пришита стелька наполненная ватой, для снижения шума от шагов. Обувь, тоже обычная — соломенные сандалии варадзи. Варадзи быстро изнашивались, и поэтому солдаты часто плели их себе сами, известно много способов плетения такой обуви, например ниндзя, могли вплетать в подошву таких сандалей кусочки твердой коры, что бы обезопасить стопу от острых камней и различных шипов.


В общем, внешний вид Волка, как и остальных синоби Филина, не только максимально приближен к историческому образу ниндзя, но и имеет совершенно непримечательный вид, мало чем отличающийся от внешнего вида обычного наемника-солдата, и именно такой костюм делал синоби незаметным при проникновении во вражеский замок, помогая ему смешаться с толпой, а не магические трюки или чудеса ловкости.

Оружие и единоборства


Как мы уже поняли, синоби, внешне ничем не отличался от обычного воина, а раз так, то и основным оружием у него был меч — катана.
Широко распространен миф о том что меч — тати (то есть меч вообще), могли носить только самураи, это не совсем так, купить и носить тати мог любой, а вот право на дайсё, комплект из катаны и вакидзаси (большого и малого меча) имели право только самураи.
Еще более живуч миф о специальном мече синоби — ниндзя-то или синоби-гатана, коротком, прямом тати, в черных ножнах и различными дополнительными приспособлениям а-ля мультитул, но вот незадача, подобных клинков нет ни в музеях, ни в частных коллекциях, ни в одном из письменных источников относящихся к синоби их тоже не описано. Такие поделки не более чем выдумка кинематографистов 70-х — 80-х годов XX века, тем страннее видеть такое оружие в фильмах претендующих на историчность.
Мечи, которые были атрибутированы как принадлежавшие синоби описываются как обычная катана с укороченным клинком, гарда — цуба более широкая и толстая, ножны такого меча были несколько длиннее клинка, что позволяет прятать в полости специальные инструменты или тайные донесения, и шнур — саэго, которым ножны крепились к поясу, был длиннее обычного, таким шнуром можно было связать противника. То-есть с первого взгляда обычный меч, но даже такие экземпляры единичны, вполне возможно что подобная оправа для мечей была изготовлена относительно недавно, примерно в XVIII — XIX веках, а в большинстве случаев синоби использовал обыкновенный комплект дайсё.
Что касается того что ниндзя часто действовали в замкнутых пространствах и им нужен был короткий меч, то тут все просто, недаром самурай носил на поясе два меча, длинный — катана, и короткий — вакидзаси, а значит мог, при необходимости, комбинировать оружие, подбирая клинок в зависимости от условий.
Мало носить меч на поясе, им надо было еще уметь пользоваться, и несмотря на то что основными задачами синоби были шпионаж и диверсии, то есть миссии в духе “незаметно пришли, незаметно ушли”, продолжительность жизни, в то неспокойное время, порой напрямую зависела от навыка владения оружием.
Для своей подготовки ниндзя использовали ту школу (рю-ха), которая была “под рукой”, чаще всего это были те же школы кен-дзюцу и дзю-дзюцу которые были распространены в месте где проживал клан, либо синоби мог пойти в додзё к известному мастеру чтобы научиться его школе.
Например Тонами Матабэй Торииси, ниндзя из Ига, прежде чем начать преподавать свой стиль, который отдельные исследователи атрибутируют как синоби-дзюцу, изучил вполне “самурайский” стиль Тюдзё-рю, а в “учебной программе”, широко известной школы Катори Синто-рю, которая существует и по сей день, преподаются такие дисциплины как: владение коротким мечом, сюрикен-дзюцу — метание лезвий, и иай-дзюцу, техника при которой извлечение клинка из ножен и удар выполняются в одно движение. Синоби князей из Сагара, о которых говорилось выше, в качестве рукопашного боя вообще использовали китайское кемпо, которое там преподавал бывший китайский пират.

Демонстрация Катори Синто-Рю, много техники в «нижнем» уровне, много ударов без замаха, чем не техники ниндзя

Таким образом получается что ниндзя не владел какой то особым стилем единоборств, потому что все потребности, которые могли возникнуть у синоби в процессе боя, вполне удовлетворяли традиционные школы бу-дзюцу, которые за долгое время существования в условиях постоянных конфликтов, выработали стройную и полноценную систему обучения которая включала все то что было необходимо для выживания не только на поле боя, но и в бытовых столкновениях. В то время, школа которая не давала “работающих” навыков была обречена на вымирание, вместе со своими адептами которые просто гибли в бою от рук более умелых воинов.
Такое положение дел очень схоже с современным, при котором военнослужащий/сотрудник спецназа не обладает какими-то сверхъестественными навыками стрельбы из автомата, а использует те-же принципы и навыки что и любой другой стрелок, спецназовца спецназовцем делает не его умение стрелять, быстро бегать или высоко прыгать а весь объем знаний, умений и навыков, которым не располагает простой солдат.

В игре Волк получает новые навыки находя рукописи о тайных стилях, три основных: “Тайное учение стиля Асина”, “Тайное учение стиля Сэмпо” и “Тайное учение стиля Синоби”, с последним разработчики оказались в плену мифа о том что самураи и синоби это принципиально разные касты, написав в аннотации к стилю синоби что “самураи никогда бы не стали учиться таким трюкам”, как уже стало ясно самураи учились всему что могло бы помочь выжить и победить.
Такие рукописи были широко распространены в Японии и назывались мокуроку, по сути это был каталог техник который получал на руки каждый прошедший обучение в качестве памятки, научиться по такому каталогу было невозможно, а секретные приемы и техники передавались только устно — кудэн “от сердца к сердцу”.

Наконец настало время поговорить об основной особенности боевой механики Sekiro — концентрации. Многие говорили что переводить английское posture как концентрация не правильно, но тут наши локализаторы, то ли зная наверняка, то ли случайно ухватили за хвост важную вещь классических японских единоборств.
Иероглифы которые используются для обозначения этого параметра в японской версии имеют значение “человек” и “стержень”, что можно трактовать как устойчивое положение тела, так и как устойчивость духа, слово posture то же многозначно, и может значить как положение тела в пространстве, то есть стойку, так и расположение духа. И то и другое в японском будо имеет важное значение и удержанию правильного положения тела и состоянию духа в бою отдается первостепенное значение, и то и то достигается посредством концентрации сознания.
Чтобы победить, стойка и дух должны быть прочными, если лишить противника сосредоточенной стойки и сосредоточенного сознания можно нанести решающий удар.
На этом принципе построено современное кен-до, японское спортивное фехтование, где стремительная атака должна заставить соперника двигаться, тем самым лишить устойчивой стойки, а громкий крик смять волю, лишив противника ментальной устойчивости.

Типичные поединки в кен-до

Теперь кратко посмотрим на то оружие которое Волк носит в протезе: это кинжал — аигути Сабимару, веер, копье, топор и сюрикены, остальные предметы относятся к инструментам синоби и подробнее мы их разберем в следующей части.

Сабимару представляет их себя кинжал аигути, относительно короткий кинжал, от своего более известного собрата танто, отличается только тем что у аигути нет гарды. По традиции аигути носили самураи ушедшии в отставку, когда как танто был признаком находящегося на службе воина.
Наличие яда на клинке Сабимару вполне вероятный, хоть и избыточный сценарий, в арсенале синоби было множество различных ядов с разной степенью летальности, но наносить яд на кинжал который в умелых руках сам по себе смертельно опасен это бессмысленная трата яда.


Копье — яри, широко распространенное оружие пехоты, характерной особенностью у такого копья является наконечник хо-саки который мог не только колоть, но и рубить. Поскольку обычные пехотные копья были слишком длинными, то для боя в помещениях использовались укороченные варианты называемые тэ-яри.
Копьем пользовался один из самых известных в мире синоби — Хаттори Ханзо, его копье можно увидеть в экспозиции музея в Синдзюку, примечательно оно еще тем что имеет собственное имя “Копье, разящее демонов”.


Топор — в Японии топор как оружие не получил массового распространения, в основном топором пользовались как инструментам для прокладки дорог в лесах, в частности им пользовались уже известные нам горные отшельники ямабуси, размеры такого топора — оно могли достигать до 1,8 м., а лезвие закрывалось отдельными ножнами.


Ямабуси во время ритуала с топором

Сюрикены и кунай — метательные звезды это непременный атрибут любого произведения о синоби, однако ни один источник не описывает какой то специфической техники их метания, а в известных нам наставлениях для ниндзя (да, письменные источники о нин-дзюцу существуют и они не являются тайной) сюрикены вообще не описаны. Судя по всему сюрикен был весьма распространенной вещью, и о техники его метания были осведомлены многие. Сюрикен-дзюцу в переводе означает “искусство метания лезвий”, так что форма сюрикена могла быть совершенно любой, от 4-х конечной звезды и небольшого метательного ножа, до различных подручных средств, например куная.
С кунаем история обстоит еще интереснее, кунай в переводе с японского это “орудие для копания” и применялся как средство для преодоления крепостных стен, а во время Второй Мировой войны, кунаи служили колышками для палаток, впрочем, по воспоминаниям японских ветеранов, эти колышки часто применялись и в рукопашном бою.

Демонстрация техники сюрикен-дзюцу, одной из «новодельных» школ

Веер — веер весьма распространенная деталь гардероба в Азии, в Японию он попал скорее всего через Китай, и часто служил показателем статуса, например командиры среднего звена носили складной веер гунсэн, а старшие военачальники обладали большим жестким не складным веером, изготовленным из железа или лакированной кожи, такой веер назывался гумбай-утива.
В складном веере ребра могли изготавливаться из металла, тогда такой предмет мог служить оружием, и часто носился там где ношение меча или кинжала было запрещено. Однако в игре веер это магический артефакт и связан скорее с магией синоби чем с оружием.
Инструменты ниндзя, магия и фармакология
Теперь перейдем к тем вещам которые и делают из синоби — синоби, ведь боевые искусства, оружие и некоторое снаряжение были доступны для любого самурая, но были и специальные знания, доступные только узкому кругу посвященных.

Инструменты синоби
Каки или огненные средства, широкий круг взрывчатых и горючих средств, для создания паники или устройства диверсий.
Протез Волка снабжен петардами и “огненным клапаном”, однако арсенал ниндзя вмещал в себя гораздо больше различных предметов позволяющих использовать силу огня в своих нуждах, однако подробнее мы остановимся только на трех группах: 1) огненные средства как оружие; 2) средства поджога; 3) бомбы и гранаты; так как имеющиеся в арсенале Волка средства можно описать этими тремя категориями.


Первые фитильные ружья на острова попали в месте с европейцами в XVI веке, и через небольшой остров Танегасима, куда попали три незадачливых португальских купца, аркебузы быстро распространились по всей Японии.
Японские кузнецы довольно быстро освоили массовое производство нового оружия, и даже внесли в его устройство некоторые модификации, а из-за того что в этот момент в стране бушевала война, дайме быстро оценили возможности нового оружия и начали массово вооружать им своих солдат.
Появилось большое количество различных модификаций огнестрельного оружия, от крупнокалиберных аркебуз и пистолетов, до потайного оружия, например замаскированного под письменный прибор пистолета, или пистолета трубки, из которой можно было не только стрелять но и курить.
Подобное шпионское оружие получит новый толчок во времена Второй мировой и Холодной войны, например Управление Стратегических служб США будет оснащать своих агентов “стреляющими авторучками”, а по заказу КГБ СССР, известный конструктор Стечкин создаст “стреляющий портсигар”.


В мокуроку синоби приводятся описания “деревянной пушки” и “пушки из папье маше” — мокухо и харинуки-дзуцу, однако из боевое применение весьма сомнительно, с другой стороны из вполне можно было использовать в качестве средств имитации или для создания шума, то есть средств введения врага в заблуждение, а также для запуска сигнальных ракет.
Гораздо интереснее в этом плане содэцуцу — “рукавные трубы”, металлическая трубка-ствол которую можно легко укрыть в рукаве, сокреевсего содэцуцу и стало прототипом для “огненного клапана” Волка.

Скорее всего порох был известен в Японии и раньше XVI века, как минимум с порохом жители островов должны были познакомиться во время неудавшихся монгольских завоеваний в 1274 и 1281 годах, однако после их провала и долгом отсутствии серьезных внешних и внутренних угроз порох не стал основной силой на поле боя.

Но тем не менее порох хоть и ограничено но применялся, в основном по “китайским рецептам” например в различных сигнальных и зажигательных ракетах, например известна конструкция дайкоку-хия — “огненная стрела великой страны”, великая страна это прямое указание на Китай, этот снаряд имея примитивный пороховой двигатель, на полном заряде, мог пролететь немногим более километра, чего с лихвой хватало чтобы перебросить снаряд через стены замка и устроить пожар.
Известно несколько рецептов приготовления зажигательных жидкостей, в том числе горящих в дождь и даже под водой
Были и различные варианты ручных гранат и бомб, и даже мины замедленного действия, однако последние вызывают ряд сомнений у исследователей.
Способы изготовления горючих смесей и пороха долгое время держался в секрете и рядовые самураи не были посвящены в эти тайны, с другой стороны им попросту это не было нужно, так как на поле боя того времени такие средства были мало эффективны, поэтому и оставались принадлежностью тех в чьи задачи входили диверсии и тайные убийства.

Яды и лекарства
Арсенал и того и другого невероятно обширен, и включает средства которые можно назвать безусловно работающими, так и те что скорее относятся к суевериям и магии.
Ниндзя располагали широким ассортиментам средств различной степени ядовитости например нэмуриби — “усыпляющий огонь” средство после поджога которого его дым оказывает усыпляющий эффект, или кусагамэ — “вонючий кувшин” средневековый аналог гранат со слезоточивым газом, а уж в разнообразии летальных ядов было из чего выбрать.
Тут и удушающие газы из бомбы фуё-ноо ооги, и яды замедленного действия типа гёкуро который можно было подмешать в чай и человек умирал после долгой болезни, были яды с небольшим промежутком действия, а уж среди ядов мгновенного действия можно было и потеряться, тут и контактные яды, которые убивают проникая через кожу, и безвкусные которые можно было подсыпать в еду или питье, и те которыми смазывали наконечники стрел и игл для метания, и даже отдельные яды для собак, чтобы заранее отравить сторожевого пса перед проникновением в жилище.
Применялись различные средства для расстройства психики, средства вызывающие зуд и чувство страха, временную слепоту и беспричинный смех.
Поскольку такие средства держались в секрете не посвященные верили в то что это часть темной магии синоби, тем самым усугубляя страх перед воинами ночи.
Но не только ядами были сильны ниндзя, известно большое количество лечебных и тонизирующих средств, например питательные пилюли хёроган, высококалорийный продукт не занимающий мало места способный поддерживать силы ниндзя сидящего в засаде, или косицукэ эммёган — “пилюля продлевающая жизнь” ее прямой аналог в игре лечебное драже.
Было и большое количество всевозможных лечебных снадобий, мазей, и средств против ран, воспалений, переломов и различных болезней.
Вероятно что большая часть этих рецептов пришла в Японию с континента, в месте с проникающими из Китая Буддизмом и Даосизмом, не будем забывать что свой вклад в развитие нин-дзюцу сделали горные отшельники ямабуси, которые были осведомлены о методах лечения на континенте.
До сих пор в буддийских храмах, особенно тибетского направления, значительная часть монахов — лам, занимается изготовлением лекарств и традиционной медициной, так что любой желающий, может прикоснуться к древней азиатской медицине в любом дацане.

Магия
Магия ниндзя зародилась как продолжение буддийских ритуалов, и в основном, состояла из чтения мантр и склаывания особых знаков из пальцев — мудр. Волк в игре, используя различные благословленные леденцы, не только складывает пальцы особым образом, но и встает в определенную ритуальную позу. С точки зрения веры, подобная вещь работает примерно так: через благословленный леденец, чтение особой мантры и особой позы, герой призывает определенного духа или одного из будд (коих более двух тысяч) который благословляет героя и дает ему какую то силу.
Например в исторических источниках есть описание магии невидимости в котором необходимо было призвать на помощь бодхисаттву Каннон.
Были и различные магические артефакты, дарующие тот или иной эффект, например мазь помогающая видеть духов, или заклинания против проникновение в жилище.
Однако практически во всех дошедших до нас свитках относящихся к ниндзя магия является третьестепенной вещью, и расчитнаной на укрепление веры в собственные силы, и на запугивания простых смертных, сами авторы свитко указывают что магия несет в себе исключительно практический смысл без эзотерического подтекста.
К сожалению, значительная часть материалов по магии синоби либо утеряна либо еще не найдена, однако, в то время магия была неотъемлемой частью веры, и справедливо будет сказать что ниндзя были готовы поставить себе на службу любой ритуал который давал бы им нужный эффект.

Заключение
Тема синоби далеко как и тема игры гораздо глубже чем описано в этой статье, я не коснулся культурологической составляющей, исторического контекста эпохи Сэнгоку, социальных рамок и различных ритуалов, военной тактики, литературы и фольклора, а все это нашло свое место в Sekiro, и именно поэтому мир игры выглядит таким интересным, в нем чувствуется глубина.
Если у вас будет желание узнать об этой тебе больше, то я могу подготовить пост со списком литературы который поможет вам самостоятельно проникнуться этим вопросом.

P.S.
скрытый текст
Статья написана благодаря одному картавому стримеру, который во время стрима проронил фразу “… синоби и ниндзя это одно и тоже?”, за одно он дал мне мотивацию все таки пройти эту игру.


Для тех кто осилил
скрытый текст
Комментарии (16 шт.)
Предлагаю к ознаКомлению!
За такую статью, грех не поставить плюс, ну а за такой шикарный позитиватор, как любитель шибари, я не мог не поставить второй плюс.
Такая шикарная статья заслуживает видео, хотя я прекрасно понимаю, что это ещё тот геморрой но, 21 век, люди в основном потребляют видеоконтент, статью прочитал, было очень интересно, пошёл всё таки проходить Sekiro дальше ))
комментарий удален
я не против если кто нибудь «экранизирует» эту статью, главное ссылку на меня оставили )
мне казалось, что эмму обучал иссин, а не доген.
перепроверил себя в вики, там тоже написан иссин.
в остальном не удивлён, что тут мало комментов, блог отличный, что тут писать то)
согласен с Догэном мой «Дубай», но тот факт что Эмму обучил Иссин еще больше подчеркивает мысль — Эмма не синоби
Эмма вероятно Онна-бугэйся или как там их называли в тотале. Я к сожалению, хоть и писал курсовую по самураям, не особо смотрел в это направление, но общий посыл понятен. Или скорее просто дочь в самурайском клане. Они конечно больше использовали нагинаты, но тем не менее. х)
Еще она не очень японка и явно полукровка, ну ваати пусть разбирается.
насколько я понимаю онна-бугэйся это что то вроде женщина воин, то есть та, кто реально участвовала в войне, а если просто женщина из самурайского сословия то букэ-но-онна. так вот Эмма это скорее всего второе, так как ее удочерили в клане, но воевать она не воевала. а насчет того что она не японка, в игре на это отсылок, я не заметил
Узнаю родной стиль брата япониста. Хотя хрен знает, но похоже. Тянет на неплохую презентацию и задел на курсач хД.
А так было бы неплохо освежить знания, так что я вполне за пост со списком литературы.
блог получился равновеликим с моим первым курсачем, разве что писал я его с большим интересом чем курсовую работу )
Спасибо за блог. Люблю игры фромов, но до Секиро пока не добрался. Жду подходящего момента. Если кому интересно про быт самураев почитать могу порекомендовать небольшую книжку Бусидо — душа японии
в соседнем блоке есть список литературы по самураям и Японии
Вероятно что ямабуси оказали сильное влияние на миф о Тенгу, духах с бледными лицами и длинными носами, чьи маски носят синоби Полуночники в игре.Вероятно что ямабуси оказали сильное влияние на миф о Тенгу, духах с бледными лицами и длинными носами, чьи маски носят синоби Полуночники в игре.

А маска ли это Тенгу? Если посмотреть на образ полуночника, можно у видеть явные аллюзии на птиц (они ходят буквально на пальцах, а их стопа поднята и уходит назад, при этом колени сильно выдаются вперёд; они сгорбленны, а локти их уходят далеко назад и находятся параллельно телу; их кисти неестественно согнуты и уходят вниз с далеко выставленным указательным пальцем; и да, они покрыты перьями), а теперь посмотрим на их маску, и на нос Иссина в образе Тенгу они не очень похожи (у него нос — это чють более ровная морковь на месте носа), у них же имеющий покатый верх и ровный низ, подозрительно похожий на клюв, нос и, как по мне, это явно не маска Тенгу, а клюв, подобный клюву чумного доктора. Так с чего ты взял, что это маска Тенгу, мне и в правду интересно!
начнем с того что тенгу — это в принципе лесной дух, с большими допущениями можно сказать аналог лешего, тенгу с птичьем клювом это карас-тенгу то есть тенгу-ворон, в любом случае тенгу остается тенгу.
но, на концепт арте, отчетливо видно что маска изображает именно человеческое лицо с длинным носом и пышными усами (видели усы у птиц?), нос сделан подобным образом лишь для того что бы придать образ маски которая вырезана из одного куска дерева грубыми инструментами, а маска Иссина сделана, скорее всего из папье-маше, более дорогой вариант не доступный горным отшельникам.
в образе самих полуночников конечно есть птичьи мотивы потому как название их клана происходит от птиц — козодоев, в английской версии они называются Nightjar Ninja, отсюда и перья, но маски на них это 100% маска классического тенгу, грубая но вполне узнаваемая
Присмотрелся и увидел ярок выраженный ноздри. Ладно, ёбу дал — был не прав
Для комментирования необходима регистрация.
Прямой эфир «Блоги»
Курилка Тотальной Войны
Блог курилок и длинных разговоров
Какой он, StopGame 2020. Взгляд аудитории. UPD #1
Персональный блог идущего по Бездне
Непредвиденные последствия. Обзор Half-Life
Персональный блог зловещей выпечки
Обзор Doom Eternal
Блог Fantiiik
Наверх ↑