1 марта 2020 1.03.20 47 3788

Книги которые стоит прочитать: «Мы» Евгений Замятин [обзор книги]

+23

Здравствуйте дорогие друзья! От русской литературы переходим к литературе советской. Произведение Евгения Замятина «Мы», это знаковая вещь, так как именно она стала первопроходцем в жанре антиутопии, еще до того, как Оруэл, Хаксли и Бредбери написали свои нетленные «1984», «О Дивный Новый мир» и «451 градус по Фаренгейту» соответственно. Обзор будет без зоны спойлеров, так как сам роман достаточно короткий и легко читается за пару-тройку вечеров.

 

Произведение было написано в 1920 году, спустя 3 года после великой октябрьской революции и о нем вряд ли бы узнали наши соотечественники, если бы в 1924 году этот роман не был опубликован на английском языке. В нашей стране произведение не издавалось довольно большое время, по весьма понятным причинам – считалось, что подобная история не соответствует генеральной линии страны по установлению социализма, более того сам Замятин был подвергнут жестокой критике от литературного сообщества того времени. В 27 году произведение было издано в сокращенной редакции Нью-Йоркским издательством имени Чехова, а в 52 году была выпущена полная версия романа. В СССР роман официально появился только в 1988 году, спустя больше чем 50 лет после смерти писателя. Давайте же посмотрим, что же эта антиутопия собой представляет.

Через 120 дней заканчивается постройка ИНТЕГРАЛА. Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение Вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах – быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия мы испытываем слово.

Отрывок из произведения

Далекое будущее, примерно 32 век нашей эры, судя по некоторым обрывочным фразам. Люди живут в обществе, где царствует логика и математика. Сделано все, чтобы нивелировать разное социальное положение и уровнять всех и каждого в правах. Одинаково бритые головы, одинаковая одежда, так называемая юнифа. Одинаковый распорядок дня и одинаковые комнаты для проживания, со стеклянными стенами. Одинаковая еда и одинаковый быт. Каждый трудоустроен и приносит пользу системе в четко заданных рамках. По сути роман фантазирует на тему, как выглядело бы общество, если бы идея Тейлоризма использовалась бы на самом деле.

Тейлоризм — одна из теорий управления или научная организация труда, проанализировавшая и обобщившая рабочие процессы. Её основной целью было повышение экономической эффективности, особенно производительности труда. Использование данного подхода было одной из первых попыток применить науку для конструирования процессов и управления. Основоположник теории — Фредерик Уинслоу Тейлор

Имена тоже упразднены, вместо них используются так называемые нумера, которые разделены по половой принадлежности с помощью букв в начале идентификатора, Согласные буквы для мужчин и гласные для женщин. Например, главного героя идентифицируют по номеру Д503. Социальный институт семьи тоже претерпел изменения. Моногамии больше не существует, и все имеют право по специальным розовым талонам провести сексуальный час с любым понравившемся ему нумером. Дети так же принадлежат государству и обучаются роботами, понятие мать и отец как таковые не существуют. Таким образом система контролирует отсутствие привязанностей и любви, в угоду эффективности каждого жителя. Вся пища синтетическая и одинаковая, недостатка в ней нет. Государство по факту обуздало два самых мощных инструмента управления нумерами – голод и любовь, стирая индивидуальность каждого с помощью Часовой Скрижали – расписания, которое регулирует практически все время жителей. В одну и ту же минуту все просыпаются, в одно и то же время засыпают. Работают, едят, занимаются сексуальным часом, обучаются в лекториях – все расписано. Но главный герой произведения, о которым я расскажу чуть позже, признает, что Скрижаль не совершенна – в ней присутствуют часы, когда нумер предоставлен сам себе, и может проявить своеволие, которое сделает его менее счастливым. В понимании государства конечно же.

Я – перед зеркалом. И первый раз в жизни – именно так, первый раз в жизни – вижу себя ясно, отчетливо, сознательно – с изумлением вижу себя, как кого-то «его». Вот я – он: черные, прочерченные по прямой брови; и между ними – как шрам – вертикальная морщина (не знаю, была ли она раньше). Стальные, серые глаза, обведенные тенью бессонной ночи: и за этой сталью… оказывается, я никогда не знал, что там. И из «там» (это «там» одновременно и здесь, и бесконечно далеко) – из «там» я гляжу на себя – на него, и твердо знаю: он – с прочерченными по прямой бровями – посторонний, чужой мне, я встретился с ним первый раз в жизни. А я настоящий, я – не – он…

Отрывок из произведения

Главным героем произведения, как я уже упомянул ранее является математик и главный инженер космического корабля под названием «Интеграл». В рамках его строительства было предложено всем желающим внести свой вклад, написав свое послание жителям далеких планет. Послание, естественно должно быть напичкано агитацией политического строя общества и не допускать иного трактования. Как сознательный нумер Д503 начинает вести мемуары, которые он и хочет использовать как вклад в общее послание. Поэтом готовьтесь, стиль романа близок к эпистолярному, то есть состоит практически полностью из выдержек тех самых мемуаров главного героя. Манера подачи текста – соответствующая. Каждая глава названа «Записью» и имеет в своем названии различные, казалось бы, не связанные между собой слова. Например, «Запись 2-я Конспект: Балет. Квадратная гармония. Икс». Нечто подобное было использовано в «Таинственном острове» Жюля Верна, где в названии главы частично закладывалось краткое ее содержание. Так и тут – эти слова, это отражения мыслей главного героя, под впечатлением от определенных событий, которые он и описывает. Раз мы затронули стиль романа, еще немного хочу уделить внимание и тем литературным приемам, которые автор мастерски использует для воссоздания строгой математической картины будущего. На сайте Fantlab.ru приведена достаточно любопытная аналитика, которая меня заинтересовала.
Лингвистический анализ
Так вот, автор сознательно писал роман сухим математическим, лишенным эмоций языком, что сказалось на его однообразии. На 10 тысяч слов приходилось чуть более двух тысяч уникальных, доля диалогов составляла всего одну пятую от романа, а средняя длина предложения на двадцать знаков была короче среднестатистической. О чем это говорит? О том, что автор намеренно упростил манеру повествования, для того, чтобы передать образ мыслей человека, который живет в строгой математической реальности. Совсем небольшое количество ярких эмоциональных прилагательных, восклицательных знаков, общая нейтральность повествования – все это играет на руку атмосфере. Вообще, стиль, в котором написан этот роман достаточно самобытен, и я не припомню аналогов в других произведениях. Но давайте вернемся к главному герою истории, нумеру Д503.

Звонок. День. Все это, не умирая, не исчезая, – только прикрыто дневным светом; как видимые предметы, не умирая, – к ночи прикрыты ночной тьмой. В голове – легкий, зыбкий туман. Сквозь туман – длинные, стеклянные столы; медленно, молча, в такт жующие шароголовы. Издалека, сквозь туман потукивает метроном, и под эту привычно-ласкающую музыку я машинально, вместе со всеми, считаю до пятидесяти: пятьдесят узаконенных жевательных движений на каждый кусок. И, машинально отбивая такт, опускаюсь вниз, отмечаю свое имя в книге уходящих – как все. Но чувствую: живу отдельно от всех, один, огороженный мягкой, заглушающей звуки, стеной, и за этой стеной – иной мир…

Отрывок из произведения

Главный герой, проходит очень интересный путь развития. Читатель, через призму его мемуаров получает возможность познакомиться с обществом, в котором он обитает, и понять его законы и правила. Д503 с каждой новой записью в дневнике знакомит нас с различными аспектами того мира, будь то Часовая Скрижаль, рассказ о системе образования или пояснения об управлении чувствами через сексуальный час. Несмотря на то, что он считает себя крайне эффективной единицей системы, внутри него есть зародыш бунтарства, но на ранних этапах развития истории это выражается только в предпочтении одной и той же особы для сексуального часа. Это с одной стороны не возбраняется, но с другой стороны имеет предпосылки к возникновению привязанности и любви, что уже является нарушением закона.

В его жизни все меняется, когда появляется I-330 и переворачивает все с ног на голову. У них завязывается общение, которое регулярно заставляет героя идти, сначала на мелкие, а потом довольно крупные нарушения правил и законов общества. Примерно в это же время повествование в романе становится более человечным и менее математическим. Все больше общаясь с I-330 и влюбляясь в нее герой начинает сомневаться в тех устоях, которые сформировались в обществе. По факту он пытается понять, как соотносится счастье и свобода. Законы общества построены на простых качелях – чем меньше у человека свобод, тем больше он счастлив и наоборот. Эта идея не лишена смысла и вполне находит отражение даже в нашем с вами современном мире. Куда именно приводит главного героя общение с таинственной и странной I-330 я вам не буду рассказывать. Вы можете это узнать, прочтя непосредственно роман, благо, как я говорил ранее он небольшой. Могу только сказать, что концовка романа шокирует своей простотой и бескомпромисностью. Пару слов я бы хотел сказать и о названии произведения. Слово «Мы» как нельзя лучше передает некоторые контекстозависимые вещи, и это тоже автором сделано мастерски. В разных эпизодах романа, с помощью этого слова подчеркивается определенное единство, но каждый раз с разными составляющими и даже разной эмоциональной окраской. То с восхищением, принадлежности к обществу, то наоборот с неприятием. За счет этого приема автор регулярно фокусирует читателя на тех важных вещах, которые он пытается донести и могу сказать, что название подобрано очень точно и выполняет эту функцию целиком и полностью. О романе можно много еще рассказать, что осталось за кадром – о людях ренегатах, о куполе, окружающем город, в котором живет главный герой, о старом доме – осколке прошлого. Но тогда обзор превратится практически в детальный пересказ сюжета, что я не хочу делать.

Мир Замятина необычен. Я не могу назвать его уникальным и выдающимся произведением, но стоит отдать ему должное, так как именно роман «Мы» послужил толчком к написанию «Скотного двора» и «Дивного Нового Мира», и по сути явился прародителем жанра антиутопии.

Рекомендую ли я его прочесть – да определенно, знать классику нужно. Ниже приведены несколько ссылок на критические статьи, посвященные более глубокому разбору этого произведения – кому интересно, пользуйтесь:

О сошедшем с ума разуме. К пониманию контрутопии Е.И. Замятина «Мы»

Критика о Замятине

Интересные факты и секреты романа Евгения Замятина»Мы»
А на этом все! Читайте хорошие книги – всем пока!


Лучшие комментарии

Я не интересовался у преподавателя откуда она берет литературу на лето, но вплоть до окончания школы у нас были обязательные списки литературы и список для внеклассного чтения (попросту говоря «для себя»). Так вот, основные списки совпадали с теми, что были и в других школах, у моей подруги тогда тоже был очень похожий список литературы (плюс-минус пара книг). Что было потом не сильно интересовался, но в новостях мельком читал, что вроде бы упразднили обязаловку (о чем вы и написали). Я правильно интерпретировал ваши слова?)
Согласен с тем, что нам, людям которые не крутятся в этой среде, не стоит углубляться в это. Разве что дети пойдут учиться). Спасибо за ссылку, почитаю на досуге, чтобы разницу знать.
После «Острова Крым» я сделал зарок не касаться антисоветской литературы. Никогда не забуду чувство флюстрации, когда ты читаешь книгу и пытаешься понять, за что и какого хера её вообще включили в школьную программу и ты можешь не ту книгу вообще скачал?
Ты где учился, Бэтмен?) В какой школе включена антисоветчина в программу была?))
Да обычная гимназия.
Хотя это был конец 90-х — начало 00-х возможно это как-то повлияло. Либо выбор учителя. Она нам в доп. программу даже Пелевина включала. Видимо считала, что перед вступлением во взрослую жизнь, нам необходимо уяснить разницу между творцами и криейтерами с точки зрения востребованности на рынке труда.)))
Дааа прогрессивный учитель, ничего не скажешь) Надеюсь по грибы гулять не водила, с конечной остановкой на вершине Вавилонской башни..)
Вот и вы подтверждаете мои предположения). По поводу того, что именно преподаватель назначал подобного рода произведения. Вот, может быть, наш и подумал, что мы еще не доросли.
Я вот школу закончил в 2010 и тогда не было ни Оруэлла, ни Замятина, ни Хаксли, ни Брэдбери (разве что только вино из одуванчиков, по моему). Тогда было много русской классики, да стихов. Сейчас ситуация похуже будет, в некоторых регионах РФ. Еще многое от учителя зависит, конечно, от его личных рекомендаций. У нас, например, советовала не сильно много иностранной литературы.
Спасибо за обзор! Все никак не могу добраться до Замятина, давно уже интересуюсь его произведением, но святую троицу (1984, О дивный новый мир и 451 градус) я прочитал давно и не без удовольствия)
в течение года в планах Ник Перумов

Не лезь, оно тебя сожрёт!
А если серьёзно, то ранние циклы («Кольцо тьмы» и «Летописи Хьёрварда») вполне бодрые, а вот «Летописи Разлома» (а это, на секундочку, пятнадцать книг) со второй половины скатываются в графоманию.

На стыке фантастики и социальной повестки, настоятельно рекомендую (если ещё не) Роберта Хайнлайна: «Звёздный десант», «Луна — суровая хозяйка», «Пасынки вселенной» и «Свободное владение Фарнхэма».
Насколько я понимаю систему, обязательных произведений на уровне минобра нынче просто нет. Есть удовлетворяющие ФГОС программы (набор учебников и сопроводиловки к ним), по которым учителем составляются учебные планы. И даже если в программе предусмотрено некое произведение, то в учебный план оно всё равно может не входить. ФГОС именно в такой итерации существует года с 2010, но началось всё сильно раньше.
Про Перумова верно — именно Хроники Разлома и я знаю объем, читал же уже) не пугает, а желание есть (к тому же обзор будет частями)
Десант читал, не впечатлило (хотя классика), остальное возьму на заметку, спасибо!
Конкретно «Звёздный десант» перегружен политической повесткой, как по мне. Это ведь, по сути своей, рассуждение автора на тему равных политических прав. А сам автор, будучи «дядей самых честных правил» (проще говоря консервативным расистом и сторонником патриархата) всю книгу двигает мысли, что политические права должны быть не у всех подряд, а только у тех, кто заслужил их служа на благо Родины.
Рекомендую ли я его прочесть – да определенно, знать классику нужно.

А «Мы» разве больше не входит в школьную программу?
У нас входило в дополнительную только, не в обязательную, например. Как сейчас дела обстоят не знаю
За пределами России — нет. Ну, может в некоторых странах… но точно не во всех.

К тому же, школьная программа — штука такая. Её не все выполняли))
Благодаря ФГОС туда может входить (или не входить) практически всё, что угодно. Сам чёрт ногу сломит в учебных программах.
Не упразднили обязаловку — а разрушили единообразие (хоть и заявляется целью обратное). Это большая разница. Можете ознакомиться. Насколько я понимаю, это и есть весь стандарт.
Если кратко — в соседних учреждениях, скорее всего, будут одинаковые учебники и программы, но это не обязательно потому, что именно эти программы больше нравятся учителям (хотя и такое бывает). Так проще друг у друга копипастить бумажки. Да и денежный вопрос по закупкам может решать (такой интересный момент, что «лучших» выбирают не специалисты, а маркетинг). А вот в другой области может преобладать другая программа. А экзамен у всех общий. И в целом эти программы напрямую не ложатся на учебный процесс, их надо перелопачивать (хотя бы поурочный план). И за их строгим соблюдением никто всё равно не следит. То есть стандарт вроде есть, но как бы и нет. И вроде некое единообразие получается, но далеко не всегда соблюдается.
Очень много нюансов. Но это надо учителей спрашивать. Я так, только с боку стою, но мне и такого видения за глаза хватает. Я в этот бардак сильно углубляться не хочу.
Я просто точно помню, что читал его в старших классах. А вот по обязательной или дополнительной программе сейчас уже не скажу.
Читай также