29 февраля 2020 29.02.20 11 5519

Серия игр «Как достать Соседа» (PC) — Обзор от Хэмилтона | Реквием по былому

+5

Ностальгический обзор целой, но небольшой серии игр, с которой все когда-то начиналось — «Как достать Соседа»! Внимание: в обзоре присутствует «фирменный юмор» автора, а также, по вине автора, упущены некоторые важные геймплейные элементы, просьба не кидаться тапками! Приятного просмотра/чтения!

 

Текстовая версия обзора

В предыдущем выпуске (точнее статье, если вы читаете текстовую версию), который был по игре «Tomb Raider: Legend», я говорил, что она помогла во многом сформировать мой собственный игровой вкус и стала отправной точкой в моей видеоигровой легенде, но при этом я так же упомянул, что играл и в другие видеоигры до нее, просто она произвела на меня наиболее хорошее впечатление в отличие от остальных. Так или иначе, а первыми играми, с которыми я познакомился до «Легенды», стали GTA: Vice City, которую я до сих пор обожаю, «Total Overdose» и «Человек-Паук 2» для ПК, обзоры на них я уже делал, кстати, и скажем так не особо качественный мод к игре Doom 3 под «волшебным» названием «Падший ангел». Если вы по какой-то причине вдруг заинтересовались тем, что это вообще такое… Если вкратце, то, по сути своей, он представляет собой обычный коридорный шутер, но без фишек оригинального Doom 3, т.е. без игр с освещением, редких, но метких джампскейров, довольно мрачной атмосферы и т.п. Зато были очень «уместные», по мнению авторов мода, шутки и музыкальное сопровождение. Но, так или иначе, тогда, в 2003 году, я по понятным причинам боялся играть в эту игру, хотя бы потому, что мне было 6 лет, а о прелестях шутеров от первого лица и мрачной атмосфере хорроров я узнал намного позже. И именно поэтому мне приходилось играть в ту самую игру, о которой я до сих пор ничего не сказал, но о которой мы сегодня наговоримся вдоволь, а именно про первую часть серии «Как достать соседа», и для тогдашнего меня она была вполне себе неплохой и довольно забавной.

Но… стоит ли вообще вспоминать о ней, как об игре, за которой можно скоротать пару вечеров, или как о той, которая сможет подарить вам хорошее впечатление от прохождения, мы и попытаемся выяснить по ходу данного обзора. Ну и т.к. без второй части обзор был бы неполным, мы поговорим и о ней в том числе. Да, вы не ослышались, сегодня мы разберем сразу 2 игры и попытаемся сравнить их между собой и выяснить, что разработчики смогли улучшить, чтобы вторая часть стала лучше, а что не смогли. Итак, обзор на игру «Как достать Соседа»!

Итак, летом 2003 года на просторы игровых магазинов выходит первая часть этой небольшой серии игр. Разработчиком и издателем выступила ныне несуществующая австрийская студия JoWood Entertainment, которая в целом разработала не так уж много игр, а именно серию игр «Industry Giant!», представляющую собой экономически-стратегический симулятор с элементами логистики, игру «Railroad Pioneer», являющаяся RTS, и серию игр «Как достать Соседа», насчитывающая сегодняшние две игры. Тут стоит отметить, что многие игроки того времени частенько сталкивались с мнимыми продолжениями этой серии, выходивших много позже оригинальных игр и отличающихся стилистически и немного геймплейно, и этому есть вполне разумное объяснение. Видите ли, инициатором сего безобразия выступил один из локализаторов и издателей оригинальных игр, а именно студия «Руссобит-М», в сотрудничестве с малоизвестной питерской студией «VZlab», под четким руководством которой и были созданы все остальные «клоны» серии. Примечательно, что на западе эти игры выходили под заголовком «Pranksterz», когда как у нас студия наживалась на имени этой замечательной, на мой взгляд, но небольшой серии игр.

Скриншот из игры «Как достать Соседа 3: В офисе»

Более того, еще одним клоном, вышедшим из-под дистрибуции уже другого издателя, а именно «Буки», стала игра «Как достать студента: переполох в общаге», вышедшая летом 2007 года и разработанная студией «Astar Games», которая в целом не отличалась стилистически и геймплейно от вышеупомянутых клонов. Из всех этих игр я играл только в оригинальную серию «Как достать соседа» и в «Как достать студента», и опять же, тогдашнему мне эти игры даже нравились, во всяком случае, первые две уж точно.

Сюжет у серии «Как достать соседа» довольно простой и в целом не играет особой роли в происходящем, а только служит толчком к действиям главного героя. Собственно, наш главный герой по имени Вуди на протяжении многих лет терпел издевательства от своего соседа по имени Винсент Ротвейлер, самого сварливого и самого противного старикана на всем белом свете, хотя я таких в жизни, слава богу, никогда не наблюдал. Так или иначе, а долгие переговоры с Соседом не увенчались успехом, и в какой-то момент Вуди решил отомстить, да так, чтобы весь мир знал о его мести, а посему им была приглашена телестудия, которая и транслировала все происходящее в доме Соседа на большие экраны, сделав самое настоящее реалити-шоу. Собственно, именно поэтому игра представляет собой двухмерную аркаду, основной локацией в которой и является неприлично огромная хата Соседа, и теперь, после долгого предисловия и краткого разбора сюжетной составляющей первой части, мы переходим непосредственно к геймплею этой замечательной игры.

«Что может представлять собой геймплей?» — спросите вы. Ну, на самом деле ничего хитрого, а именно 14 полноценных уровней одиночной игры, где основной целью является сделать жизнь Соседа настоящим кошмаром, а значит, что нам, в лице Вуди, предстоит перемещаться по дому Соседа и творить разнообразные пакости, дабы эти ваши зрители могли словить лулзов, сидя перед этим вашим зомбоящиком.

Основным элементом управления в игре является мышка, с помощью которой главный герой будет выполнять все наши команды, а именно передвигаться, находить предметы и совершать пакости. Собственно, а что еще нужно в простенькой мультяшной аркадке? Да, в общем-то, ничего. Кроме того, в игре есть три обучающих уровня, если вдруг вам предстоит впервые запустить эту игру, хотя и без них, я уверен, новичок сможет разобраться, что к чему.

Проводить же все основное время в игре Вуди будет в доме Соседа, который, как я уже говорил, до неприличия большой. Причем открываются все комнаты этого трехэтажного особняка не сразу, а постепенно с прохождением игры. На первых уровнях, хотя я бы назвал их сериями, т.к. это все-таки телешоу, будет доступно всего 2 этажа, затем пара комнат третьего этажа, а после дополнительная комната на третьем этаже и подвал, и все это разделено по системе «дверь внизу – дверь наверху». Вместе с появлением дополнительных комнат в доме увеличивается и сложность уровня, повышая количество требуемых пакостей и наполняя дом разной живностью в виде попугая и собаки, которая порой мешает герою передвигаться по дому, отчего приходится ходить на цыпочках. Впрочем, даже если они вас спалят, вы легко сможете уйти от них в другую комнату, главное – не наткнуться на Соседа, который помчится на шум, потому что встреча с Соседом, который двигается, кстати, по определенному маршруту из уровня в уровень, приведет к моментальному проигрышу и рестарту уровня. Благо в случае чего всегда можно куда-нибудь спрятаться, например, в шкаф или под кровать, главное – убедиться, что там все чисто.

При успешном окончании уровня нам будет выставлен рейтинг получившийся серии, и максимальным рейтингом, а вместе с тем и целью игрока, выступают 100%. Но не стоит проходить каждый уровень идеально, если вам этого не хочется! Закончить уровень всегда можно после определенного процента выполненных пакостей, и вы от этого не сильно пострадаете. «Для чего же тогда нужен рейтинг?» — спросите вы. А для того, чтобы по истечению сезона вам выдали одну из трех статуэток за вашу работу, которая как бы подтверждает, что шоу «Как достать Соседа» популярно и востребовано. На самом же деле эта статуэтка никому, скажем так, не вперлась и всю игру можно закончить на средних показателях рейтинга, потому что у сюжета здесь нет логического завершения, и игра представляет собой набор уровней разной степени сложности.

Однако даже у способа набора рейтинга есть свой небольшой нюанс. Видите ли, чтобы набрать 100% рейтинга недостаточно просто пакостить соседу, а необходимо сделать так, чтобы пакости шли друг за другом и создавали так называемую цепную реакцию, которая прибавляет +3 рейтинга каждой пакости в этой реакции. Проще говоря, если после пакости произойдет еще одна пакость, то к стандартному количеству рейтинга, которую мы должны за нее получить, прибавится еще 3 пункта, например, было семь процентов, а стало десять. Но при этом нужно еще грамотно рассчитать то, в каком порядке вы будете проводить пакости, чтобы не только создать цепную реакцию, но еще и набрать 100% рейтинга. А все потому, что иногда при завершении миссии вы можете не собрать 3 или 6 процентов рейтинга и закончить игру с 97 или 94 процентами соответственно. Однако, опять же, это не критично, если вы не 100%фил. Ну и последнее, о чем хотелось бы упомянуть, так это о том, что в игре есть таймер, который отводит определенное количество времени на каждый уровень, и если вам не хочется особо торопиться, то его можно смело отключить, как и «отчет о пакостях». Лучше его отключить задолго до начала игры. Он раздражает.

Хм, кажется это… все детали геймплея первой части. И они уместились на полутора листах с 14 кеглем. Впрочем, чего еще следовало ожидать от простенькой мультяшной аркадки, так ведь? Давайте же оценим теперь остальные элементы игры, и начнем, как водится, с графики, и давайте я сразу озвучу одну очевидную мысль: ребят, это 2003 год и не особо крупная австрийская студия, чего вы ждете от нее?

Ну т.е. как по мне здесь графика очень даже к месту и разработчики буквально выжали из нее максимум. Она приятная, проработанная и очень стильная. Я уже два раза до этого говорил, что игра мультяшная, и это ей очень к лицу. Анимация для такого проекта так же на уровне, как по мне. Единственный недостаток: игра идет по умолчанию в очень маленьком разрешении и невозможно его сменить, оттого на современных системах игра идет растянутой на весь экран, а если запустить ее в оконном режиме – то придется играть в окне 800х600.

Теперь о звуковой составляющей. Она здесь также неплоха, на мой скромный субъективный взгляд. Да, игра хоть, по сути, и наполнена тремя полноценными мелодиями, т.е. главной темой и двумя темами, которые играют во время прохождения, однако они имеют по две переделанных версии, тихой, в моменты, когда игрок крадется, и быстрой, когда заканчивается время или сосед бежит к источнику шума. Но ведь это и хорошо. С обычным звуковым наполнением, будь то шум телевизора, шаги и т.п. тут все тоже в порядке, особенно доставляет озвучка самого Вуди, в частности его смех, явно и частично позаимствованный у твоего пернатого тёзки, а также озвучка Соседа, выполненная выше всяких похвал. Ну и закадровый смех добавляет небольшую достоверность идее о реалити-шоу.

Отдельно мне бы хотелось поговорить про уровень юмора в игре, если оценивать его по современным критериям, но давать поблажку ввиду возраста, ведь игре уже почти 17 лет. В целом, как по мне, уровень гэгов здесь довольно приемлемый и даже местами заставляет улыбнуться. Например, пакости в ванной соседа в последней серии первого сезона. Таких вот моментов в игре хватает, и за это игра в свое время мне очень полюбилась, но при этом я держу в голове тот факт, что кому-то этот юмор может не прийтись по вкусу.

Подводя итог всему вышесказанному, плюсами игры можно считать простой, но увлекательный геймплей, графику, звук и уровень юмора. Из минусов, причем довольно незначительных, что я и указал, это отсутствие сюжета, репетативность, ибо все-таки приходится делать одно и то же в одном и том же месте. Ну и продолжительность, так как если особо сильно не заморачиваться или наоборот, заморочиться и пройти игру на 100%, вы проведете в ней от силы часа 2-3, в целом все. Из всего этого можно сделать вывод, что для своих размеров и своего времени игра очень и очень неплоха. Единственный недостаток игры в том, что сейчас, а именно в 2020 году, эта игра никому не нужна. Ну т.е. серьезно, никому. Однако если вдруг так случилось, что конкретно вам, зрителю, больше 20 лет или у вас есть дети младшего дошкольного возраста – эта игра подойдет вам идеально! И не обращайте внимания на излишнюю жестокость или какие-то пошлые в бытовом понимании элементы в игре, это все можно списать на трудности жанра.

А мы, тем временем, и не думаем останавливаться, ведь в 2004 году, спустя год после выхода первой части, в свет выходит сиквел под названием «Как достать соседа: Адские каникулы». И вышел он, скажем сразу, неплохим, даже в какой-то степени лучше оригинала, а в чем именно – это мы и постараемся выяснить!

Итак, по сюжету, который в этот раз более проработан, Сосед буквально сбегает от Вуди и его проделок в кругосветное путешествие. Но т.к. шоу прет по полной, а рейтинги уже выше Эвереста, нужно брать быка за рога и бежать за Соседом, попутно захватив с собой съемочную группу, что Вуди и делает. И да, каждое изменение игры в сравнении с первой частью я буду помечать этим значком (!) и указывать, что именно было изменено. Ну и давайте не будем терять времени и сразу начнем разбирать предлагаемый геймплей.

Сразу стоит отметить, что особых изменений геймплей не потерпел, но они есть. Основная игра так же состоит из 14 уровней сюжетной кампании, однако проходят они отнюдь не на одной локации (!). Да, теперь локаций, которые мы посетим, станет больше. Это уровни на круизном лайнере, в Китае, Индии и Мексике. При этом в Китае и Индии локации представлены сразу в двух видах. Сам же процесс сотворения пакостей почти не потерпел изменений. Герою так же нужно ходить по нескольким уровням локации, именно уровням, потому что этажами это сложно назвать, искать предметы, следить за распорядком действий Соседа, строить козни и ловить лулзы. Изменения претерпел лишь способ добычи предметов, в котором теперь иногда нужно сыграть в мини-игру «Удержи предмет в области» (!), после которого герой и получит то, что ему необходимо. Ну и порой приходится комбинировать один или два предмета, чтобы добыть третий, и использовать некоторые предметы по нескольку раз. Такое было и в первой части, когда Вуди мог использовать маркер сразу в двух местах, но там это встречалось один-два раза за игру, а тут – это вполне частое явление.

Изменению подверглась и система рейтинга в игре, которую… просто убрали (!). Теперь на каждом уровне за выполненную пакость дают медаль, а в конце выводится итоговое количество очков, собранное из нескольких пунктов. При этом особую награду, а именно статуэтку Золотого Соседа, игрок сможет получить только после доведения соседа до крайне нестабильного состояния, проще говоря, до ручки. Однако сделать это не так то и легко, потому что порой, замешкавшись или выбрав неправильный порядок пакостей уровень может буквально чуть-чуть не дойти до желаемой отметки. В целом для прохождения это не особо существенный недостаток, т.к. игру все еще можно пройти при неполном проценте выполненных пакостей, и проблема с получением статуэтки будет стоять только у 100%филов. Цепная реакция, кстати, была немного переработана (!). Мало того, что за нее не дают дополнительные баллы, потому что тут их вообще нет, так еще и работает она именно так, как и должна. Т.е. реакция создается только при условии, что было проведено несколько пакостей подряд за несколько секунд, иначе говоря, была составлена целая комбинация.

Пример лично моей любимой комбинации с первого уровня в Индии

Что до самого передвижения по локациям, то тут изменилось только одно (!), а именно – пропала возможность ходит на цыпочках, не смотря на то, что иногда нам нужно ходить буквально перед носом у Соседа или его Мамаши, которую волей сюжета занесло в игру. Не сказал бы, что игра от этого много потеряла, наоборот, стало немного проще проходить уровни из-за того, что не приходится проводить много времени в комнате, чтобы собрать один предмет или подстроить пакость. Также упростили и вероятность проигрыша на уровне (!). Если в первой части игрок мог проиграть из-за того, что попался Соседу единожды, то тут у Вуди появился счетчик жизней, и каждая встреча с Соседом или его Мамашей закономерно отнимает у нас одну жизнь и перемещает в другую часть локации. Иногда бывало так, что встретившись с Соседом, ты получал от него на орехи, а затем летел в локацию с его Мамашей, где также страдал. Именно поэтому играть стало в какой-то степени сложнее, потому что приходится действовать быстро, но аккуратно. Хорошо, что система «спрячься у всех на виду путем залезания в какую-нибудь щель» никуда не делась, а наоборот расширилась, и Вуди всегда может залезть в трубу, корзину или вообще лечь на шезлонг и нормально отдохнуть, вместо того, чтобы как умалишенный бегать и строить козни.

И как ни странно, но на этом геймплейная часть ролика о сиквеле игры «Как достать соседа» закончена и, как и в первый раз, она заняла полторы страницы. А значит, пора поговорить о графике, которая, если честно, особо с первой части не изменилась, но стала лучше в плане проработки.

Анимацию как Вуди, так и Соседа немного доработали, чем сделали игру сочнее, анимации Соседа при нервном срыве чего стоят, особенно та, где он плачет, просто моя любимая анимация в игре. Тот факт, что добавили и других персонажей в игру – тоже, несомненно, плюс, т.к. теперь не кажется, что мир пустой. Кроме Мамаши Соседа, которая выглядит по всем стандартам радикальных феменисток, в игру добавили Ольгу, крупную деваху, которая при особом раскладе дает Соседу смачных люлей. Ее сына, который то и дело что-то копает из песка и является объектом травли Соседа, ну и различных людей на локациях, например шефа из китайской забегаловки или бармена. Сами локации стали довольно проработанными и даже появились немногочисленные отсылки, например скелет Индианы Джонса в Мексике, над которым на хлысте раскачивается Сосед и напевает его тему. Короче, графика все еще топ.

Звук, как и в первой части, так же неплох. В плане музыки, конечно, не особо разнообразен, как и в первой части, но если там было 2 композиции, у каждой из которых были две вариации, то тут композиции четыре, по одной на каждую страну и тема корабля. Сами звуки также неплохо проработаны, учитывая, что тут пришлось добавлять озвучку Мамаши, Ольги и ее сына. В общем, и со звуком проблем практически нет. Единственное, что стоит отметить тут, так это то, что в Стим-версии второй части отсутствует закадровый смех, который, напоминаю, служит этаким элементом реалити-шоу, чем игра по идее и является. Благо умельцы с просторов интернета, в частности, из руководств ко второй части, давно решили эту проблему, так что всем заинтересовавшимся в игре – имейте это ввиду.

«Я был бы поосторожнее с этим парнем, либо жиром измажет, либо в гонг даст!» ©

Отдельно стоит поговорить о локализации обеих частей, которую сделала уже упомянутая раньше студия «Руссобит-М», и, черт возьми, она хороша. Ну т.е. она переведена везде, где это надо, и сделано это качественно и без всякой отсебятины, как по мне. С другой стороны, сделать полный перевод текста для двух относительно маленьких игр и я бы смог, так что тут нечем восхищаться. Другое дело, что во вторую часть завезли пусть и не особо проработанный, но цельный сюжет, и это ох как хорошо. У игры есть начало и конец, какое-никакое развитие и это сделано неплохо. Концовка, конечно, доставляет, и все, кто прошел вторую часть, не дадут соврать.

Что до юмора, то здесь он, как по мне, стал более пошлым, хотя все еще на уровне и заставляет улыбнуться. Про гэг с собачкой я уже упоминал, и таких гэгов много, например, момент, когда Сосед прыгает с трамплина на свою Мамашу, или эффектные люли от Ольги, которая та раздает Соседу на то же уровне. А так, пукающие звуки, которых в первой части было не сильно много, кстати, и элементы слэпстик-комедии, выражающаяся в гипертрофированной жестокости по отношению к Соседу, никуда не делись.

К плюсам игры можно приписать более проработанный геймплей, графику, звук, сюжет, который есть, и все еще доставляющий юмор. К минусам можно приписать только то, что игра все еще репетативна и коротка, но т.к. она маленькая, то и минусы незначительные. Из всего этого можно сделать вывод, что вторая часть не просто не ударила в грязь лицом по сравнению с оригиналом, но и стала лучше в некоторых местах. И я все еще считаю, что и эта игра, и первая часть будут идеальны для людей, у которых есть дети, потому что она веселая и в какой-то степени обучающая, во всяком случае, быстро думать и принимать решения, пусть и незначительные, заставляет.


Neighbours From Hell

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | NDS | GC | NSW | iOS | Android | Stadia
Жанр
Дата выхода
20 июня 2003
863
4.2
618 оценок
Моя оценка

Neighbours from Hell 2: On Vacation

Платформы
PC | Mac | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android | Stadia
Жанр
Дата выхода
27 февраля 2004
508
4.1
395 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Помню, в далеком 2006 (или 2007?), моему однокласснику подарили одну из игр этой серии (не вспомню сейчас какую именно), и для меня, в то время, это был верх юмористического интерактивного развлечения. Аж слезы ностальгии навернулись… Сейчас, наверное, легального способа поиграть в эту игру и не найдешь?
Прошу прощения, действительно пропустил этот момент. Наверное, слезы ностальгии заволокли мои глаза)
Благодарю! А вы планируете обзор остальных частей?
Занятно, но в компутерном клубе у нас в селе «Как достать соседа» был практически также популярен, как ЖТА и ЦС 1.6.
Хорошо, понял. Кстати, текст не такой уж и большой и вовсе не нудный)
Именно поэтому я и сказал, что конкретно сейчас, в 2020 году (плюс-минус 3 года до) никому не нужна. Она не привлекает жадных до чумового экшна, красивой картинки или захватывающего сюжета игроков.
Друг, если ты внимательно читал статью, то там есть упоминание о Стим-версии второй части, с которой связана одна проблема. Как думаешь, о чем это говорит?
Ничего страшного)
Желаю приятной игры!
WARNING: большой и нудный текст

Не вижу в этом смысла по нескольким причинам:

1. Я и так сделал обзор на обе части оригинальной серии, что, в целом, было не особо трудно.
2. Остальные части серии — всего лишь дешевые клоны оригинала, сделанные русскими разработчиками лишь для того, чтобы нажиться на имени оригинала (что я и указал мельком в обзоре). Я, конечно, не знаю, может быть они вполне неплохие, я в них все-таки не играл, но как «остальные части» я их не воспринимаю, а потому смысла в их обзоре я не вижу.
3. Если следовать доводу, что я не играл в остальные игры, кроме «Как достать студента: переполох в общаге», то делать обзоры на эти игры нет смысла вдвойне. Видите ли, я в рамках «Реквиема по былому» стараюсь затрагивать те игры, в которых сам проводил кучу времени когда-то давно, так или иначе стараясь сравнивать личный опыт тех лет с эмоциями и геймлеем непосредственно сейчас, и делаю, в первую очередь, для себя вывод, стала ли игра хуже или лучше лично для меня, стал бы я играть в нее или советовать пройти подрастающему поколению или тем, кто по каким-то причинам эти игры не застал. С другой стороны, сделать обзор этих игр отдельно от всего в рамках другой рубрики — вполне реально, если я когда-нибудь захочу этим заняться, но пока желания такого у меня нет, да и в планах еще куча других игр, про которые хотелось бы рассказать.
Читай также