18 февраля 2020 18.02.20 4 1355

Черная полоса неудач Respawn Entertainment

+10

Видео версия блога

 

Введение

В мире существует огромное количество вещей, которые люди хотят поделить на два типа (к самим людям это также относится). И игры тоже не стали исключением. Есть хорошие и плохие игры. Те, в которые хочется играть, и те, что хочется поскорее забыть. Качественные произведения и куски кода, что норовят рассыпаться прямо на экранах мониторов. Подсознательно, мы считаем что хорошие игры должны быть качественными, и чтобы нам хотелось туда возвращаться даже спустя какое-то время. Однако, на деле выясняется, что это не всегда так, если не всегда не так. Разработчики могут корпеть над своим детищем, которое скоропостижно загнется на первых порах релиза. Верна и обратная ситуация: полу-рабочая игра может выстрелить так, что игровые компании судорожно будут пытаться повторить успех неповторимого оригинала. Но если мы, скорее всего, не будем питать теплых эмоций по отношению к темной лошадке, что смогла выстрелить, то качественные игры, у которых не получилось вполне себе вызовут в нас толику обиды. О разработчике именно таких игр и пойдет речь – о Respawn Entertainment.

Основанная не последними выходцами из Infinity Ward, Respawn Entertainment пророчили очень благополучное будущее. Бывшие авторы серии Call of Duty являются мастодонтами жанра шутеров от первого лица, и не удивительно что дебютным, а также и последующими проектами оказались представителями этого жанра. Не учитывая прошлогоднюю Star Wars Jedi: Fallen Order, из под клавиатур Respawn вышли две части Titanfall и Apex Legends. Будучи добротными шутерами с интересными механиками, серия Titanfall имела все шансы стать франшизой на ряду с Battlefield, которая к тому же еще и прямой конкурент Call of Duty. Сегодня эти слова звучат смешно, но в далеком 2013 году, когда была впервые анонсирована Titanfall, надежды были сильны как никогда после. Почему же у Respawn не получилось взорвать индустрию и заставить конкурентов равнятся на себя? Даже на секунду забыв о революции в жанре, почему в определенный момент у компании было все настолько плохо, что надежды о выходе Titanfall 3 рискуют остаться надеждами? Давайте же вместе проследим за черной полосой неудач Respawn Entertainment.

Titanfall

После разрыва отношении с Activision, отцы серии Call of Duty Джейсон Уэст и Винс Зампелла вошли в стан “заклятых друзей” Бобби Котика – Electronic Arts. В течении нескольких лет Respawn Entertainment представила общественности свои новый IP – Titanfall. Игра разрабатывалась как онлайн-шутер от первого лица, активно использующий популярный в те времена “вертикальный геймплей”. Главной же фишкой нового шутера должны были стать те самые титаны, фигурирующие в названии игры. Titanfall позиционировал себя как продукт нового поколения, и вполне вписывался в время, когда некст-ген активно замещал каррент-ген. Ряды тех, у кого были сомнения насчет качества будущего релиза Respawn Entertainment заметно поредели с начала открытой беты. Игроки, попробовавшие себя в роли пилота титанов, были в восторге от зубодробительной динамики и монструозных мехов. Автору также довелось попробовать открытую бету, и я до сих помню свои впечатления от вызова титана с небес. В общем, люди игру ждали, люди игру получили. И что-то пошло не так.

Игра довольно бодро показала себя на старте, и игровые журналисты были щедры на комплименты. Вот только EA не спешила публиковать данные о продажах игры. А если сама компания не хочет открывать карты, она провоцирует поле для догадок разной степени беспокойства. Возможно Electronic Arts посчитала что игра не смогла продаться достаточным количеством копии для того чтобы открывать шампанское. И будучи эксклюзивом Microsoft, игровое отделение мелкомягких возможно опасалось сравнения успехов Titanfall и Infamous Second Son, что вышли в одно время. Попахивает уткой, соглашусь, но факт остается фактом – заявление Respawn Entertainment о 10 миллионов проданных копии не подтверждаются открытыми источниками об игровых продажах. Но даже если не смотреть на финансовую сторону, вполне очевидно что игроки очень быстро наигрались в Titanfall. Малое количество режимов, карт, и титанов сыграли свою роль. Не спасло даже то что эти аспекты были сделаны на высоком уровне – в то время, от о всюду можно было услышать о том какая Titanfall получилась классной. Вот только, по моим ощущениям, люди с большим энтузиазмом хвалили игру чем действительно играли в нее.

С этой точки зрения, к первому блину Respawn Entertainment можно относиться как к прощупыванию потенциала. Вряд ли на новое IP будет выделено огромное количество ресурсов, поэтому и готовый материал будет скромнее, чем если бы создавался сиквел. Но даже новую игру можно поддерживать, на что и надеялись люди, купившие Titanfall за фулл-прайс. Естественно, игра получала патчи, и вместе с ним был анонсирован сезонный абонемент, который включал в себя 3 контентных дополнения. Точнее сказать, 3 набора карт. Каждый стоимостью 10 долларов по отдельности, и 25 долларов на весь сезонный абонемент. Общественность уже тогда со скепсисом смотрела на сделку что им предложила Electronic Arts. Все бы ничего, если бы новые карты привносили разнообразие в геймплей, но журналисты сошлись во мнении что дополнения к Titanfall и близко не стоят той цены, которую за них просит издатель. Через год после релиза, EA тоже согласилась с журналистами, и раздала сезонный абонемент бесплатно. Что обычно подталкивает на не самые оптимистичные мысли. В мире где дополнения к Call of Duty Modern Warfare 2 (игра 2009 года) до сих пор стоят фулл-прайс, такой аттракцион невиданной щедрости не появляется из ниоткуда. Благо, сиквелу Titanfall дали зеленый свет, и к сожалению, мы уже знаем чем это закончилось.

Titanfall 2

Скажем честно, как нам запомнился Titanfall 2? Я сейчас говорю об игроках, которые напрямую не играли в сиквел, но следили за новостями что сопровождали новую игру Respawn. Делаю это, потому что сам являюсь таким игроком. Анонс Titanfall 2 не взорвал общественность, как например первый показ Fallout 4. Предрелизная маркетинговая кампания отыгрывала стандартную программу – добавим больше карт, больше титанов, вот вам показ геймплея, записываться на бета-тест сюда, предзаказы оформлять туда. Первым сюрпризом стало то, что у Titanfall 2 не будет никакого сезонного абонемента. Сегодня, на горьком опыте Star Wars Battlefront II, мы знаем чем оборачиваются такие щедрости. Но если мы на секунду забудем о жадных до денег корпорациях, такой шаг был более чем логичным. Так как платные DLC к первой части не сыграли большой погоды в финансовом плане, да еще и привлекли к себе не самое позитивное внимание, цепляться за уходящий поезд Season Pass, словно какая нибудь Activision, было бы не самым разумным решением.

Второй важной особенностью сиквела была полноценная сюжетная кампания, к которой изначально тоже не придавали особого значения. Конечно, хорошо что её анонсировали, но на тот момент это еще воспринималось как должное. И аккурат перед релизом мало кто подозревал что сюжет в онлайн-шутере про больших роботов будет мягко говоря лучше чем типичная проходная затычка для сессионной игры-сервиса. А если серьезно, после релиза все только и говорили о том как их приятно удивила история новоиспеченного Titanfall 2. Приключения Джека Купера и его ручного титана BT так сильно запали в душу журналистам, что можно было забыть о том, что игра изначально затачивалась под многопользательский геймплей. О нем же, тоже не забывали упомянуть, хваля Respawn Entertainment за ожидаемые нововведения – карт больше, титанов больше, ну и так далее. Казалось, бы – идеальный сиквел. Прессе нравится, народу нравится, Эндрю тащи лопаты, будем деньги разгребать. Только вот, где деньги?

На первый взгляд, финансовый провал Titanfall 2 возник из ниоткуда. EA ожидала что продажи игры будут выше, и сообщила общественности что Titanfall 2 не смогла оправдать их ожиданий. Издатель по какой-то причине (довольно очевидной) не опубликовал данные о продажах сиквела, так что нам остается опираться на сторонние ресурсы. Так, например, Morgan Stanley сообщает что в первые месяцы релиза, Titanfall 2 купили около 4 миллиона раз. Эта цифра сама по себе довольно маленькая для ААА проекта, а сравнив её с продажами игр, вышедших в это же время, то 4 миллиона кажутся крошечными. Так, Battlefield 1 по заверениям тех же Morgan Stanley, разошелся почти в четыре раза лучше – 15 миллионов копий. Все вот это приводит нас к очень парадоксальной ситуации – всем игра нравится, но покупать ее никто не спешит. Все знают что сюжетная кампания вышла добротной не потому что сами прошли её, а потому что слышат это из всех новостных порталов и социальных сетей. Если в первый раз проблемный запуск игры можно было объяснить тем что это новое IP, да и к тому же еще и эксклюзив, то во второй раз такая отмазка не сработает. К тому же, первый Titanfall чувствовал себя на старте даже лучше чем его продолжение, хотя и не имел такого количества контента на старте как вторая часть. Как же так вышло?

18 карат невезения? Да нет, просто игра была нечестная…

Достаточно посмотреть на дату выхода второго Titanfall, чтобы возникли вопросы насчет маркетинговой политики Electronic Arts. Мало того что игра выходила осенью – традиционно жаркий месяц для игр, к тому же и неделю спустя релиза еще одного шутера от Electronic Arts (Дата релиза Titanfall 2: 26 октября 2016; Battlefield 1: 21 октября того же года). Можно еще как то поспорить, мол, у этих игр совершенно разная аудитория: в Battlefield играют люди привыкшие к большим картам, военной техники, и масштабными боевым дествиям на 64 человека, а Titanfall – это его полная противоположность: карты поменьше, игроков на сервере еще меньше, да и те предпочитают динамический геймплей размеренному тактону Battlefield. Даже если мы допустим, что складывать все ААА яйца в один месяц это вполне себе рабочий план (нет), то остаются и другие не менее важные факторы. Ведь EA не единственная компания, что выпускает платные сессионные онлайн шутеры в принципе. И EA об этом прекрасно знает, ведь уже с добрый десяток лет она сталкивается со своим прямым конкурентом – Activision. Которые каждый год представляют новую итерацию своего шутера Call of Duty, собирая абсурдное количество денег, несмотря на качество конечного продукта.

2016 не стал исключением. Нельзя сказать, что Бобби Котик без объявления войны выкатил Call of Duty Infinite Warfare – об этом было известно достаточно давно. И как назло, выходила новая Колда через неделю после Titanfall 2. И разделяя между собой не только жанр, но и схожесть игровых механик, можно с уверенностью предположить что аудитория Titanfall до этого на протяжении долгого времени была аудиторией Call of Duty, и по прежнему ей и остается. И это не было откровением что вскрылось постфактум после релиза Titanfall 2. Игроки и журналисты в один голос критиковали и показывали пальцем на айсберг Call of Duty навстречу которому неизбежно плывет корабль Respawn Entertainment. Эндрю Уилсон же разводил руками, и делил игроков на три типа: те кто купят Battlefield, те кто купят Titanfall, и те кто сможет осилить обе игры, что стоят по 60 долларов каждая. Говоря это, он забывал (или хотел бы забыть) о том что люди, которые думают купить Titanfall, также думают о еще одной покупке, только по отношению к Call of Duty. И в этой битве за потребителя, Давид вышел почти нагишом, тогда как Голиаф был облачен в доспех из 12-летнего цикла последовательных релизов мегапопулярного шутера с огромной базой игроков, что попросту привыкли играть в новую часть Call of Duty каждый год, и привычкам своим изменять не собираются. Результат немного предсказуем – Call of Duty бьет новые рекорды, а о Titanfall 2 забывают быстрее чем о ее предшественнице.

Череда этих явных провалов, а именно быстро наскучившая первая часть, блеклые дополнения, и гениальное в своей тупости решение выпустить сиквел не самой популярной серии между гигантами, что привыкли к рыбе покрупнее, смогла серьезно подкосить добротно сделанную игру. И возможно, сейчас я бы зачитывал некролог в честь умершей серии, если бы не луч в конце туннеля, коим стал Apex Legends. Все что было не так с издательской политикой Titanfall, наконец-то послужило уроком, и EA смогла избежать очередных граблей. Масштабность карты Apex Legends позволяет ей не надоедать игроку с той же скоростью что и компактные трехлинейные карты. Игра поставляется бесплатно, и работает из коробки. И в жанре королевских битв, где борются две крайности из неудобного PUBG и слишком мультяшного Fortnite, Apex Legends смогла найти золотую середину. Если к геймплею PUBG и Fortnite надо очень долго привыкать людям, что пришли прямиком из традиционных сессионных шутеров, то Apex – это по сути своей и есть гибрид удобного геймплея Respawn Entertainment и суперпопулярного тогда режима королевских битв. Поэтому и нельзя говорить о прямой конкуренции между этими играми – будучи одинаковыми в своих кор механиках, привлекают они все же разных людей. И единственный на то время прямой конкурент Apex Legends, а именно режим Blackout из Call of Duty Black Ops IIII заочно проиграл баттл роялу от Respawn Entertainment – он продавался за полную стоимость, тогда как Apex раздавался бесплатно без каких либо серьезных подвохов.

Заключение

Успех Apex Legends был настолько громким, что эффект от него эхом раздался на другую игру серии Titanfall. За три года простаивания, на сервера Titanfall 2 хлынуло огромное количество игроков, возможно впервые попробовав шутер, о котором они когда то слышали, но руки у них так до него и не дошли. А с успешным релизом Star Wars Jedi: Fallen Order мы с уверенностью можем сказать что череда неудач для Respawn Entertainment в кой-то веки подошла к концу. И это о чем-то да и говорит. В такой быстроразвивающийся индустрии как игровая индустрия даже матерым ветеранам игростроя может выпасть 18 карат невезения. И что еще обиднее, в невезении часто виноваты факторы на которые сами игроделы не могут никак повлиять. Остается надеяться что будущие тяжелые времена для игровых студии будут заканчиваться так же хорошо, как они закончились для Respawn Entertainment…


Теги

Titanfall

Платформы
PC | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
11 марта 2014
996
4.2
830 оценок
Моя оценка

Titanfall 2

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
28 октября 2016
2.5K
4.4
1 913 оценок
Моя оценка

Apex Legends

Платформы
PC | PS4 | PS5 | XONE | XBOXSX | NSW | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
4 февраля 2019
2K
3.8
1 649 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Классный пересказ событий.
*штрульнул в коленку «Bolatzhenis» из «Плюс-о-лашникова».
Мля, он маслину поймал. Обходи, обходи этого ShopCat!
Читай также