Видеоигры всё больше проникают в современную поп-культуру и становятся её неотъемлемой частью. Обратный процесс тоже не редкость, и в качестве наглядного примера можно привести Life is Strange. История Макс Колфилд, которая вместе со своей подругой Хлоей расследует загадочное исчезновение Рэйчел Эмбер, не стесняясь цитирует фильмы, сериалы, комиксы, книги и видеоигры. Все эти отсылки и аллюзии, с одной стороны, наполняют мир адвенчуры деталями и создают ощущение, что её герои живут в нашей реальности, а с другой — делают Life is Strange ближе к игровой аудитории. И, что немаловажно, многие отсылки не случайны — они упоминаются к месту и порой придают особый оттенок событиям, происходящим вокруг главной героини.
Совы — не то, чем кажутся
Редкой мистической истории о маленьком американском городке, созданной после 1991-го года, удаётся избежать сравнения с «Твин Пиксом» (Twin Peaks), культовым телесериалом Дэвида Линча (David Lynch). Вот и Life is Strange не удалось. Аркадия Бэй, где происходит действие игры, как и Твин Пикс, типичный провинциальный город, в котором все друг друга, казалось бы, знают, но при этом у каждого всё равно есть свои тайны. Дух сериала витает и в закусочной «Два кита» (Two Whales Diner), напоминающей кафе Double R, куда частенько заглядывал агент Купер.
«Through the darkness of future’s past, the magician longs to see. One chants out between two worlds… “Fire… walk with me”».
Другие отсылки уходят корнями в произведение Линча ещё глубже. Провести параллели можно между Рэйчел Эмбер и Лорой Палмер: обе девушки — всеобщие любимицы, которыми гордится школа, они умны, красивы, дружелюбны. Выяснение обстоятельств их исчезновения проходит красной нитью сквозь весь сюжет. Вот только расследованием в игре занимается не агент ФБР, а две совсем юные и неопытные в детективном плане подруги. Красные шторы, отделяющие ВИП-зону клуба «Циклон» на вечеринке «Конец света», напоминают такой же занавес в Чёрном Вигваме. А психоаналитика Нейтана Прескотта зовут доктор Джакоби, точно так же, как и проводившего долгие беседы с Лорой Палмер врача.
Кроме всего прочего, Хлоя водит пикап с номером TWN PKS, причём в случае с автомобилями авторы адвенчуры не стали ограничиваться одним лишь «Твин Пиксом». В номерах остальных машин в игре зашифрованы различные сериалы, часто имеющие прямое отношение к тому, что собой представляет владелец авто. Именно поэтому Хлое, которая расследует пропажу подруги, досталась история с похожим сюжетом.
Друг и помощник Макс по имени Уоррен — владелец автомобиля с номером THXFLS — «Секретные материалы» (The X-Files), отчим Хлои ведёт собственное расследование и ездит на машине TRDTCTV — «Настоящий детектив» (True Detective). Наркоторговец Фрэнк владеет фургоном BRKBD — «Во все тяжкие» (Breaking Bad), а в финале второго эпизода на автомобиле мистера Джефферсона можно разглядеть номер TPFTHLK, отсылающий нас к сериалу «Вершина озера» (Top of the Lake), который тоже связан с поисками пропавшей девушки.
У машин, чьи владельцы нам неизвестны, тоже интересные номера. Вот лишь некоторые из них: QNTMLP — «Квантовый скачок» (Quantum Leap), CRNVL — «Карнавал» (Carnivale), THWR — «Прослушка» (The Wire), TWLGHTZN — «Сумеречная зона» (The Twilight Zone).
Там, куда мы отправляемся, дороги не нужны
Игра, в которой главная героиня умеет снова и снова возвращаться к одним и тем же событиям, не могла не сослаться на фильмы, где герои тоже могут управлять временем. Всё началось с того, что Уоррен присылает на почту Макс список киношедевров, посвящённых путешествиям в разные эпохи. Сам он при этом называет себя Доктором, а в качестве аватара у него выбрана синяя полицейская будка — ТАРДИС, машина времени из сериала «Доктор Кто». «Хотела бы я соорудить себе DeLorean!» — вздыхает не знающая о талантах Макс Хлоя. Со способным переноситься в прошлое автомобилем из трилогии «Назад в будущее» девушка смогла бы многое изменить в своей жизни.
В дневнике Макс тоже можно встретить немало отсылок к кинематографу. «Все события в классе повторились так, как я видела их раньше. „День сурка“, не иначе». «Я посмотрела несколько серий „Доктора Кто“ и „Секретных материалов“, глянула „Стального алхимика“, затем „Быстрее, кошечка! Убей, убей!“ (фильм про очумелых „амазонок“), „Тэцуо“ (настоящее киберпанк-путешествие с крутыми спецэффектами) и „Скотта Пилигрима“ (уже в который раз)».
Макс не только перечисляет увиденное, но и вспоминает сериал «Звёздный путь» и задаётся тяжёлым вопросом выбора: «Помню, в знаменитом эпизоде оригинального Star Trek Кирку пришлось вернуться в прошлое и позволить своей любимой погибнуть, чтобы нацисты не победили в войне… Что это за выбор такой? Что бы произошло, если бы меня не было в том туалете и я не спасла Хлою?» Героиня игры понимает, что если судьба поставит её перед подобным выбором — спасти лучшую подругу или, скажем, город от цунами, — то принять решение ей будет очень нелегко.
Футболка, которую носит Макс в четвёртом эпизоде, может намекать на его мрачную концовку. Ведь принт в виде бабочки с черепом — отсылка к фильму «Молчание ягнят».
Фильмы ужасов тоже не прошли мимо героев игры. «Пахнет „Ведьмой из Блэр“, у меня мурашки», — говорит Макс, заходя в заброшенный сарай. Всё в том же амбаре есть крюк, необходимый для поднятия стогов сена, и героиня сообщает, что уже видела подобный в фильме «Пятница, 13».
Узнав, что анонимные SMS с угрозами приходили от её одноклассника Нейтана, Макс подытоживает: «Так это был ты… Теперь я буду официально называть тебя Билли Лумис». Именно так звали замкнутого и молчаливого школьника из кинокартины «Крик», который скрывался за маской Призрачного Лица. Убийца в фильме преследовал героиню по имени Сидни Прескотт, и точно такую же фамилию носит и сам Нейтан.
Когда героини ночью пробираются в школьный бассейн, они несколько раз вспоминают «Челюсти». Осматривая игрушечную акулу, Макс говорит: «А я только начала думать, что в воде будет безопасно». А находясь в бассейне, Хлоя напевает главную музыкальную тему «Челюстей», поддразнивая Макс, которую по-прежнему бросает в дрожь от этой кинокартины.
Стоит ещё упомянуть, что сама Макс несколько раз называет себя безумной, ссылаясь на название фильма Mad Max. Также девушка говорит о себе: «Максгайвер возвращается», когда с помощью подручных средств находит способ открыть люк в заброшенном сарае. Так незатейливо героиня Life is Strange обыграла фамилию главного героя популярного американского телесериала «Секретный агент Макгайвер», который благодаря своей находчивости решал непростые проблемы.
А вот и Джонни!
В Life is Strange много «пасхалок» не только из фильмов и сериалов, но также и из литературных произведений. Какие-то книги просто вовлечены в повествование — например, ещё до начала игры Макс берёт у своей одногруппницы Кейт сборник рассказов Рэя Брэдбери (Ray Bradbury) «Октябрьская страна».
Постер в комнате Макс очень напоминает обложку «Над пропастью во ржи» Сэлинджера (Jerome Salinger). А фамилия у героини — Колфилд — точно такая же, как у главного героя этого романа.
Чаще всего игра ссылается на книги Стивена Кинга (Stephen King) и фильмы, снятые по их мотивам. За примерами далеко ходить не надо: полное имя Кейт — Кейт Беверли Марш, и если вы читали «Оно», то наверняка помните, что одну из героинь там звали именно Беверли Марш. На стоянке Макс может найти спящую собаку и пошутить, что пёс «выглядит мирно, но стоит ему проснуться… Куджо!», подразумевая подхватившего бешенство сенбернара из романа Кинга.
«Мне хочется убить всех членов „Циклона“, прямо как в фильме „Кэрри“…» — размышляет Макс на вечеринке «Конец света». Довольные жизнью ученики вовсю развлекаются, забыв, как до этого издевались над одноклассницей, поэтому неудивительно, что Макс вспомнила фильм, снятый по мотивам произведения Стивена Кинга, — в нём школьники тоже травили девочку, не подозревая, что у неё есть сверхъестественные способности. В отличие от Макс, Кэрри Уайт не могла отматывать время, но зато умела передвигать предметы силой мысли, что и использовала, чтобы отомстить своим обидчикам.
Остановившись в женском общежитии перед дверью с номером 217, Макс заявляет: «Комната 217? Ни под каким предлогом я не соглашусь войти туда…» На доске у двери написано Redrum, что является анаграммой слова murder («убийство»). Всё это — отсылки к роману Кинга «Сияние», где была комната с таким же номером.
В экранизации Стэнли Кубрика (Stanley Kubrick), кстати говоря, этот номер был заменён на 237, и в игре сделали «пасхалку» именно из книги.
С большой силой приходит и большая ответственность
«Пасхалки» проскальзывают и в речи второстепенных героев игры. Так, наркоторговец Фрэнк называет уже поднадоевших ему Макс и Хлою братьями Харди, имея в виду персонажей серии американских детских детективов. (Мальчишки, кстати, дружат с другой литературной героиней по имени Нэнси Дрю, книги о которой были написаны теми же авторами.) Юные сыщики занимаются расследованием преступлений и вечно суют нос не в свои дела, поэтому неудивительно, что мужчина сравнил с ними Хлою и Макс. Во время одной из их предыдущих встреч тот же Фрэнк недружелюбно приветствовал девушек словами: «А вот и наши Тельма и Луиза», ссылаясь на героинь одноимённого фильма Ридли Скотта (Ridley Scott) о насыщенном событиями путешествии двух подруг по дорогам Америки. Согласитесь, для наркоторговца у Фрэнка довольно-таки образная речь.
Уоррену захотелось «почувствовать себя человеком после недели ультранасилия», ведь всего за несколько дней он успел пару раз подраться, защищая Макс. Правда, до Алекса из «Заводного апельсина» ему, к счастью, ещё очень далеко. К слову, о всё тех же стычках Уоррена — сам он метко назвал себя Халком. Ведь тихий школьник, увлекающийся наукой, действительно кинулся в драку в лучших традициях учёного Брюса Беннера, который, выпуская гнев, перевоплощался в свирепого зелёного монстра. Если остановить Уоррена и не дать ему избить Нейтана, то в SMS парень вспоминает Бэтмена и пишет: «Жаль, что мне не удалось побыть героем, в котором нуждается этот город».
Продолжая тему героев комиксов, Макс в разговоре с Брук перефразирует известную цитату из «Человека-паука»: «С большой силой приходит и большой трындец». В оригинальном комиксе к Питеру Паркеру приходила, конечно, «ответственность» и слова эти были произнесены рассказчиком, то есть Стэном Ли (Stan Lee), но в экранизации Сэма Рейми (Sam Raimi) фразу приписали дяде Бену, и она закрепилась уже за ним. Макс понимает, что время и все махинации с ним — вещь опасная, так что нужно относиться к нему серьёзно, и это очень хорошо характеризует её как ответственного и рассудительного персонажа.
Герои Life is Strange не только читают комиксы и смотрят фильмы, но и играют в видеоигры. Уоррен — заядлый пользователь World of Warcraft, а на страничке Даны в социальной сети упоминается Super Mario Bros. У Хлои на ключах висит брелок в виде робота-панды — отсылка к любимой игрушке Нилин из Remember Me, предыдущей игры Dontnod.
Сидя на качелях на заднем дворе дома Хлои, Макс вспоминает, как в детстве они вместе мечтали о будущем и её подруга говорила, что хотела бы быть такой, как Лара Крофт. Главная героиня серии приключенческих игр упомянута неслучайно, ведь у Tomb Raider и Life is Strange один издатель — Square Enix.
Упоминается здесь и другая франшиза Square Enix — Final Fantasy.
Это далеко не все отсылки, но даже их количество даёт представление о том, как масштабен и разнообразен культурный контекст игры. Life is Strange говорит с нами на одном языке, ведь все эти отсылки к кинематографу, литературе, комиксам близки и понятны современному человеку, а переплетаясь между собой, они делают игру ярким отражением нынешней поп-культуры.