Трудно обойтись без возгласов на тему «не торт» в адрес мероприятия, которое вот уже шестой раз собирает толпы школьников поклонников игровой индустрии, желающих приобщиться к яркому и разноцветному действу. На самом деле, даже на «Игромире 2012» можно было найти, чем себя занять. Много замечательного косплея, красивые девушки, конкурсы с какими-никакими призами вполне способны скрасить полдня стояния в очередях в «Крокус Экспо». Впрочем, кажется, там было еще что-то интересное… Ах, да. Игры.
Онлайн тащит
Первое, что поражало при входе в «Крокус Экспо», — действительно невообразимое количество пустого пространства между стендами. Вторым впечатлением дня становился огромный павильон компании Wargaming.net.
С такой поддержкой просто невозможно не выиграть!
Сложно сказать, что привлекало людей к стенду компании — то ли танки с самолетами, то ли дорогие подарки, которыми ведущие щедро одаривали толпу, то ли сами ведущие — известные в определенных кругах персонажи с телеканала ТНТ. Однако же по количеству собиравшихся ежедневно у стенда Wargaming людей, по площади арендованного участка выставочного пространства можно было с уверенностью предположить, что компания переживает свои лучшие времена. Так что различные «миры военной техники» в ближайшем будущем будут увеличиваться как количественно, так и качественно.
Следующую позицию по уровню крутизны занимал, пожалуй, островок Mail.ru, где постоянно проводились презентации Dragon Nest и Warface. Именно там сосредоточились главные драгоценности «Игромира 2012» — пуфики, на которых можно было сидеть. При этом Wargaming.net и Mail.ru вели активное соперничество за децибелы в духе старорусской народной забавы «кто кого перекричит». Соответственно, находиться в зале, где расположились эти два гиганта MMO-бизнеса, имело смысл только в режиме полной немоты. Желательно — в бирушах.
Тактическое превосходство онлайн-игрушек над всеми прочими бросалось в глаза сразу. Большие павильоны с танцующими красотками и постоянные розыгрыши призов от Mail.ru, Wargaming.net, Innova ярко контрастировали со скромными стендами на десять компьютеров максимум, где можно было, отстояв нехилую очередь, слегка «потрогать» Resident Evil 6, Dishonored или Borderlands 2. Хиты там или не хиты — на роль главного события выставки ни одна оффлайн-игра претендовать не могла. Просто потому, что место главного события было изначально прочно занято турниром по командному онлайн-рубилову Panzar: Forged by Chaos. Миллион рублей призового фонда — штука, которая серьезно подогревает интерес к сражению. Со стороны StopGame этот интерес был даже не то чтобы отвлеченным: мы, конечно же, болели за свою команду.
За StopGame!
И команда не подвела. Четвертьфинал, в котором мы всухую разбомбили ребят, представлявших Kanobu, как бы символизировал превосходство над конкурирующими порталами — да простят автору сих строк беспардонную пристрастность и бессовестную необъективность в этом вопросе. Это, конечно, шутка, но бой выглядел действительно эпично. Наша команда вышла на поле боя в необычном составе — в два техника. Риск оказался вполне оправданным: именно канониры, в сущности, и принесли нам победу.
Мы не будем придираться и настаивать на том, чтобы девушки, представляющие китайскую игру, были китаянками, верно?
Закрепить успех в полуфинале не удалось. Против команды SG играли «Крабы», которые, вопреки своему названию, демонстрируют зашкаливающий «скилл». В свое время на этапе бета-теста обладатели острых клешней обыграли самих разработчиков. Неудивительно, что, несмотря на красивую и слаженную игру, «стопгеймовцы» не смогли добраться до финала. Зато повеселили народ в последнем турнирном сражении, внезапно появившись на поле битвы… голышом. То есть не игроки сидели голышом, конечно, а персонажи разделись, продемонстрировав, что даже проигрывать наша команда умеет оригинально и со вкусом.
От Кореи до Китая…
На фоне других MMO-стендов временная обитель компании Ingamba выглядела скромно. Возле красочного бигборда, на котором был нарисован некий восточный юноша, стояли уже не нарисованные, а вполне реальные девушки в красных кимоно. Они призывали народ опробовать свежую онлайн-поделку под чудесным названием Unparalleled Devil. Чудесным потому, что в сокращенном виде наименование игры выглядит как ud-online. Наводит, знаете ли, на размышления. «Наша игра не какая-нибудь корейская „гриндилка“ — она китайская, а это совершенно другое дело!» — утверждали красавицы. При ближайшем рассмотрении оказалось, что Китай и Корея — весьма родственные друг другу страны. Позаимствованные частично из WoW и Diablo, частично из Lineage элементы прекраснейшим образом складывались в классическую корейскую, то есть, простите, восточноазиатскую мешанину с PvP-уклоном. Благо было с чем сравнить — по соседству с Ingamba расположился павильон Mail.ru с инновационной Dragon Nest для всех желающих приобщиться.
Всем Dragon Nest, пацаны!
Именно такой девиз неоднократно звучал со сцены Mail.ru до, после и, кажется, порой вместо презентации MMO-слэшера Dragon Nest. И в общем, не зря. Игра действительно кажется оригинальной, в основном из-за системы non-target, благодаря которой мы можем не выбирать врага своей целью, а просто «ловить» его в прицел и направлять в правильную сторону свои самые смертоносные атаки. Любителям приватности понравится всеобъемлющая система «инстансов»: все боевые области создаются отдельно для каждой группы приключенцев. Смешные диалоги и ориентация на командную игру делают Dragon Nest действительно веселой забавой. Графика, правда, могла бы быть и получше, даже с учетом MMO-направленности. Да и лица персонажей в стиле «мечта педофила» несколько выносят мозг своей зашкаливающей кавайностью.
Но оставим в стороне поднадоевшее фэнтези и обратим свой взор в сторону брутальных шутеров.
Лара Крофт. Какие же у нее красивые… пистолеты!
Пыльная работенка
Приехавшие на «Игромир» представители исландской студии CCP несколько разочаровали поклонников EVE Online отсутствием каких бы то ни было «игромирных» собыий, связанных с «Евой». Неудивительно: у разработчиков на повестке дня сейчас онлайн-шутер DUST 514, который и был представлен на небольшом стенде на несколько «приставкомест». DUST 514 пока что выходит только на PlayStation 3. Разработчики отказались комментировать возможность грядущего порта с консоли на ПК. Тем не менее проект уже сейчас кажется интересным, ведь все боевые действия в DUST разворачиваются на поверхности планет Нового Эдема — мира, который фанаты EVE знают как свои пять пальцев.
Пока что, правда, общность миров отражается на игровом процессе в незначительной степени. CCP предпочитает «сводить» космическую MMO и шутер в единую вселенную постепенно. Так что на «Игромире» перед нами предстали просто очередные командные пострелушки в красивом космическом антураже.
Верим в кровавые баксы
«Среднее время жизни наемника в бою — 30 секунд! — кричал паренек пляжного телосложения, одетый в майку цвета хаки. — Так не медлите! Замочите их всех! Заберите их деньги!» Под призывы подобного рода двадцать четыре человека, разделенные на четыре команды, истребляли друг друга в онлайновом шутере Shadow Company. Представьте себе Counter-Strike, только в несколько раз безумнее и быстрее. Цель игры — захватить и удержать мешок с деньгами. Четыре команды отстреливают друг друга за вожделенные деньги. Несмотря на то что тактический план в игре реализовать трудновато, без командного единства не победить. Падший товарищ еще секунд десять в предсмертных судорогах корчится на земле. За это время его может или добить противник, или воскресить союзник, подав руку помощи.
Узнав на собственной шкуре среднее время жизни наемника в бою, ваш покорный слуга в расстроенных чувствах собирался покинуть полигон, но накачанный паренек со словами «даже за смерть нужно платить» вручил в руки десять тысяч испачканных кровью долларов. Конечно, с деньгами с надписью «In Bucks we trust» в магазин не сходишь, но пачка приятно шуршит, пахнет, как настоящая, и радует глаз колоритными кровавыми кляксами.
Вот такие зайчики порой пробегают по территориям «Крокус Экспо».
Красота спасет «Игромир»
После тяжелого поединка ничто так не согреет сердце мужчины, как красивые женщины. А женщин ничто так не красит, как «Игромир». Обилие красивых девушек — уже ставший традиционным элемент выставки. Крылатые, с безумного цвета париками, изображающие великих женщин мира игр и просто привлекающие всеобщее внимание — на них отдыхает взгляд геймера, уставшего тестировать новинки. Говорите, пришли на игрушки посмотреть и разработчиков потрогать? Так мы вам и поверили. Не переживайте, свидание с богинями «Игромира» — тоже достойный повод посетить выставку. Тем не менее единственная девушка, с которой хотелось бы повторить свидание, — это, конечно же, Лара Крофт.
Tomb Raider (2013) оставила исключительно положительные впечатления. Площадка, на которой можно было испробовать первые приключения будущей расхитительницы гробниц, была, пожалуй, единственным местом на «Игромире», способным вызвать у игрока эмоциональное включение.
В игре потрясающе передан психологизм происходящего. Лара — совершенно обычная хрупкая девушка, попадающая в жестокие условия хищной природы. Единственный союзник — это инстинкт выживания, и на протяжении игры не прекращаешь верить в это ни на секунду. Пробираясь сквозь джунгли, Лара дрожит от страха и ежится от холода. Ледяной ночной дождь вынуждает ее искать приют в темной пещере. Голод — впервые в жизни взяться за лук и убить оленя. Игрок не просто наблюдает за страданиями героини, а непосредственно переживает их. Атмосфера здесь очень напряженная, безнадежная и мрачная.
Кстати, представитель «1С» на презентации игры с гордостью заявил: «Если вам меньше восемнадцати, даже не думайте играть в Tomb Raider. Знаете почему? Правильно, в игре Лару Крофт пытаются изнасиловать». Лучше рекламы и не придумаешь.
Образ Лары Крофт переосмыслен полностью. Возможно, мы впервые видим перед собой «настоящую» Лару, воспринимая ее не как роскошную фигурку с пушками, а как роскошную фигурку с внутренними переживаниями. Так что пусть фанаты не плюются.
Поросята представляли браузерную игру «Коррупция». Поскольку она браузерная, мы не включили ее в свой репортаж. А поросят включили. Вот такие мы непредсказуемые.
А потом Флэш наносит суперудар. Не, суперожог
К расположившемуся рядом детищу NetherRealm Studios консервативных претензий быть не может. Файтинг Injustice: Gods Among Us разрабатывается в лучших традициях жанра. Только вот набор персонажей не совсем традиционен: между собой схлестнутся разнородные представители комиксов DC. На «Игромире» можно было поиграть за девятерых персонажей. Что ж, игра хороша собой. Бои красивы и динамичны, персонажи разнообразны и владеют уникальными способностями, обещанная интерактивность присутствует. В успехе будущей игры можно не сомневаться. А кто-то ожидал от NetherRealm Studios чего-то иного?
Чужеродные элементы
Впрочем, если драчки супергероев вам не по душе и вам больше импонируют «взрослые» брутальные шутеры и стратегии, прямо за «спиной» главного стенда «1С» можно было опробовать полные версии Dishonored, Borderlands 2 и XCOM: Enemy Unknown. Особого смысла стоять в нехилых очередях и тратить драгоценное время на релизы и без пяти минут таковые не было. Зато чуть правее Aliens: Colonial Marines предлагала выяснить, такие ли уж потемки «чужая» душа, как утверждает русская пословица.
Оказалось, что нет. Инопланетные твари тупы, как бревна, и предсказуемы, как русский футбол. В десятиминутном раунде команда игроков-пехотинцев с легкостью отправляет на тот свет сотню-другую «чужаков», демонстрирующих сверхразумную тактическую деятельность. Враги так гордятся своим умением передвигаться по четырем плоскостям комнаты, что, даже будучи в полуметре от перезаряжающегося воина, вдруг взлетают на потолок, позволяя уже готовившемуся к встрече со Всевышним пехотинцу спокойно себя расстрелять. Тем не менее пускать спинки чужих на ремешки в одиночку не так уж и просто. «Зерги» берут количеством, и отвечать мы им будем тем же. Что же касается арсенала игрока, то после каждой смерти и «респауна» можно выбрать один из четырех вариантов вооружения. К сожалению, большие различия между ними найти сложно: все они — вариации стандартного набора «автомат, дробовик, граната».
Игровые разработки компании Ubisoft в этом году были пространственно разделены на две части. Главный стенд предлагал ознакомиться с двумя наиболее ожидаемыми играми компании на ПК и традиционных консолях — Assassin's Creed 3 и Far Cry 3. Вторая часть игровых проектов была представлена в восточном крыле павильона, где, как может показаться на первый взгляд, творились очень странные вещи. Люди танцевали, махали руками перед экраном, имитировали удары битой в бейсболе. Как вы уже, наверное, догадались, такое многообразие деятельности связано с презентацией новой приставки Wii U.
А немногочисленная женская часть нашей аудитории может восхититься вот этим Джокером. Нет, мужская, конечно, тоже может… платонически.
Я — геймер, я не хочу ничего решать. Я хочу Wii U
Помимо возможности поиграть во всякие приятные, но не сильно замысловатые проекты вроде Pikmin 3, Rayman Legends, Super Mario Brothers U, были выделены специальный танцпол для Just Dance 4 и коробка для «тяжеловесов» — ZombiU, Darksiders 2, Batman: Arkham Сity, Assassin's Creed 3. Что касается танцевального симулятора, можно сказать, что это была приятная физразминка для уставших и затекших от неподвижности частей геймерских тел. Нагловатый ведущий вызывал из толпы четырех добровольцев, которым предстояло схлестнуться друг с другом в танцевальном поединке. Игрокам нужно было повторять движения пляшущих на экране человечков. Тот, кто попадал в движения наибольшее количество раз, оказывался победителем и получал подарок. В общем, уголок Just Dance 4 развлекал уставших от игр геймеров, позволяя продемонстрировать таланты помимо виртуозного изничтожения цифровых монстров.
Контроллер Wii U с сенсорным экраном существенно добавляет атмосферности играм. Так, в ZombiU, отличающейся напряженностью игрового процесса, геймпад превращается в радар, сканирующий местность. А в Arkham Сity, например, при броске батаранга камера основного экрана остается на месте, а не устремляется вслед за гаджетом, поручая это дело маленькому экранчику в руках игрока.
Морской ассасин
Менее положительные впечатления оставила демо-версия морского сражения в Assassin's Creed 3. Не то чтобы в ней обнаруживаются какие-то существенные ляпы: корабли, физика повреждений, море — все выглядит реалистично. Но почему-то не увлекает. Скорее всего, из-за однообразия действий, преследующих игрока на протяжении сражения. Можно выстрелить по врагу одним из четырех боеприпасов на большой дистанции (что нанесет разные виды урона), можно зарядить по нему картечью вблизи, можно приказать команде нагнуться во время выстрела противника. И это все. Сражение сводится к последовательности действий «залп — разворот — залп». Не суждено было сбыться моим мечтам и о яростном абордаже — во-первых, он, похоже, будет возможен лишь с определенными сюжетно значимыми суднами, а во-вторых, демка прервалась в самый интересный момент, когда «великий адмирал» Коннор оторвался от штурвала и бросился резать противников врукопашную…
Эти девушки не имеют никакого отношения к «Аватару». Они просто синие.
Загон для валькирий и мировых владык
Что обычно достается пошаговым стратегиям на празднике жизни? Объедки с барского стола хитовых RPG и шутеров. Даже если речь идет о культовой King's Bounty.
Целых два компьютера выделила «1С-СофтКлаб» на новинку «King's Bounty: Воин Севера». Ни девушки в нарядах валькирий, ни магнитики, которые выдавали в качестве награды каждому поигравшему, не могли компенсировать жесткую нехватку платформ, на которых можно было бы опробовать пошаговую забаву самостоятельно. Однако постоять в очереди стоило: пристойная графика, смешные персонажи и добрые шутки в сочетании с отточенной механикой серии — что еще нужно истинному любителю жанра? Может быть, чуть больше инноваций разве что — уж слишком «Воин Севера» напоминает все предыдущие выпуски King's Bounty, начиная с «Легенды о рыцаре».
Все в том же маленьком закутке расположились Torchlight 2, мало кому интересный стенд с The Witcher 2: Assassins of Kings, буквально на днях дождавшаяся релиза RPG Of Orcs and Men и еще одна пошаговая стратегия — «Эадор. Владыки миров». Поскольку эта игра, в отличие от прочих, находится сейчас на стадии создания, «пощупать» ее задолго до выхода было особенно интересно.
В целом впечатление от превью-версии осталось приятное. В проекте есть некая самобытность, которая явственно отличает «Эадор» от классики жанра. Это и карта, разделенная на сектора, и концепция плавающих в пространстве осколков тверди, которые необходимо объединить нашему протагонисту — владыке миров. Привлекательнее всего выглядит концепция кармы, самым радикальным образом влияющей на то, как повернутся события для нашего героя. Наконец, «Эадор», безусловно, хардкорнее, чем та же King's Bounty или Heroes of Might and Magic.
Только расисты станут возражать против фиолетовых волос. Особенно когда к этим волосам прилагается такое… остальное.
«1С»: квест не удался
Еще более хардкорным, а также бессмысленным и беспощадным оказался «квест» от «1С-СофтКлаб». Издательство выпустило специальный каталог с перечнем наиболее интересных игр, намеченных к выходу под патронатом компании в ближайшее время. В этой книжице была, в частности, страничка с купоном, дающим право на участие в лотерее, но не просто так, а только в том случае, если участник предварительно опробовал с десяток новинок, представленных на «Игромире». В ходу была простая схема: поиграл на стенде — можешь подойти к работнику «1С», чтобы тот поставил штамп в поле с соответствующим «свежачком». Счастливцу, собравшему все штампы, предоставлялась возможность крутануть колесо фортуны и получить гарантированный приз.
Вот только в первый же открытый день выставки призы закончились значительно раньше, чем участники, выполнившие квест. Поэтому на следующее утро хмурые сотрудники «1С», явно выслушавшие от начальства много теплого и лампового, печати ставили с явной неохотой. А в некоторых случаях даже чинили откровенные препятствия посетителям. Например, за час до окончания лотереи практически все компьютеры с Aliens: Colonial Marines были плотно заняты ребятами в фирменных «один-эсовских» футболках. Без объяснения причин. Гигантская очередь, естественно, негодовала.
Если вам не хватило девушек — вот вам еще девушки.
Однако в конечном итоге, несмотря на организационные недочеты, несмотря на отсутствие Blizzard и EA на выставке в этом году, несмотря на горестные вздохи «нетортовцев», «Игромир» по-прежнему остается ярким событием для всех отечественных поклонников игровой индустрии. В конце концов, девушки здесь по-прежнему красивые.