Всплеск интереса к известной настольной вселенной The Dark Eye в видеоиграх развивается строго циклично. В 90-х годах прошлого века выходила крайне популярная серия Realms of Arkania, развивавшая и продолжавшая традиции RPG в духе Might & Magic и Wizardry. Следующая качественная ролевая игра по The Dark Eye вышла только через 10 лет, в 2008-м году, — речь, понятно, о Drakensang: The Dark Eye. Это уже была партийная RPG в лучших традициях Neverwinter Nights. Потом опять наступило затишье — если не считать релиза нескольких дополнений к Drakensang. А в позапрошлом году начался новый всплеск. Сначала Daedalic Entertainment выпустила несколько неожиданный квест The Dark Eye: Chains of Satinav. Потом до релиза добрался многострадальный долгострой Demonicon — этакая вариация на тему Gothic. И наконец, в минувшем январе все та же Daedalic выпустила Blackguards — на этот раз не квест, а пошаговую RPG, чем-то напоминающую первые Fallout.
Прямо во время драки на оружие можно наносить смертельный яд.
Как известно, The Dark Eye — это такая немецкая версия Dungeons and Dragons: с глубокой ролевой системой, где есть не только боевые, но и социальные, разговорные навыки; интересными сражениями; обилием рас; драконами и разнообразными фэнтези-мирами. Главное в этом предложении — словосочетание «глубокая ролевая система», которая как раз определяет увлекательность и сложность битв. Для поклонников особенно важно, чтобы компьютерная RPG по мотивам максимально дотошно воспроизводила эти правила. И если та же Demonicon во многом отступила от них, предложив обычный экшен, то Blackguards, наоборот, очень близка к оригиналу.
Настольные традиции
Механика во многом напоминает сеанс игры в настолку. Вы создаете своего героя (или выбираете уже готового), а потом вместе с ним и присоединяющимися к партии напарниками перемещаетесь по карте между точками выполнения заданий. Если там нужно драться (а это происходит чаще всего), то загружается трехмерная арена, где ваши подопечные пошагово разбираются с врагами. Если это город, то вы увидите статичную картинку, изображающую торговцев, лекарей, кузнецов и квестовых персонажей. Кликая по ним, вы, соответственно, идете в магазин, лечитесь или загружаете кат-сцены и диалоги, чтобы получить новое побочное задание или продвинуться дальше по сюжету.
Ролевая система при этом очень близка к оригиналу. У персонажей есть тонны различных навыков и показателей. Тут и стандартные характеристики вроде «Силы», «Интуиции», «Харизмы», «Живучести» или «Сопротивления магии»; и всевозможные заклинания, которые тоже нужно «прокачивать» и разучивать за очки опыта; и активные или пассивные боевые умения (особенно мощный удар, прицельный выстрел из арбалета, искусство ношения тяжелой брони); и навыки владения различными видами оружия. А еще есть умения, позволяющие эффективно лечить раны в бою, обнаруживать ловушки на поле брани или, например, противостоять различным неприятным эффектам вроде отравления и обездвиживания.
Пожалуй, единственный интересный напарник — это эльфийка-наркоманка.
Как вы уже, наверное, догадались, боевая система в Blackguards получилась достаточно сложной, навороченной и опять же близкой по механике к оригинальной настолке. Во-первых, игра постоянно бросает виртуальный кубик, проверяя вероятность нанести критический удар, уклониться от атаки, получить травму, даже просто попасть по врагу. Во-вторых, очень важно грамотно использовать местность и предметы окружения: можно заманивать недругов в лужи, где они поскользнутся и пропустят ход, или в какой-нибудь узкий проход, где ваш дварф с тяжеленным молотом будет по одному избивать противников. Кроме того, разрешено расставлять ловушки, загораживать проходы бочками или ящиками, а потом поджигать их — в таких «горячих» местах враги будут постоянно получать урон от огня.
Наконец, многие сражения отягощены особыми условиями. Где-то нужно пробиться на другой конец карты, минуя ловушки и активируя рычаги. Где-то — успеть за несколько ходов перейти мост. Где-то — вовремя спасти окруженного злодеями персонажа. Или поскорее уничтожить кристаллы, восстанавливающие здоровье всем противникам.
Тяжело в учении — тяжело в бою!
Играть в Blackguards действительно сложно. Драться приходится постоянно, и каждый раз это испытание. Заклинания у магов срабатывают через раз, мана (точнее, астральная энергия) тратится быстро, восстанавливается медленно (или вовсе не восстанавливается, если вы нарядили колдуна в металлическую броню), «танки» и лучники регулярно промахиваются. И постоянно всего не хватает: хорошей экипировки, зелий, стрел для лука, припасов для ночлега (хороший сон восполнит силы изрядно потрепанной партии). И денег на покупку всего этого.
Можно выбирать нужные действия из кругового меню, но лучше повесить их на клавиши.
Некоторые сражения переигрываешь часами — особенно если они разбиты на несколько этапов, между которыми вам не дают отдохнуть. Приходится откатываться назад и пробовать другие варианты развития и экипировки партии. «Прокачка» в Blackguards действительно точечная, не прощающая ошибок или промедлений. Очки опыта прибывают постоянно, и вы в любой момент можете потратить их на улучшение того или иного навыка, параметра, заклинания. Или на покупку у учителей новых спецумений. Но на что именно? Стоит ли копить на «прокачку» базовых характеристик или лучше спустить все на заклинания? Или лучше обучить вашего героя новому финту со шпагой? Над этими вопросами тут можно размышлять опять же часами.
Без лишних разговоров
Однако по той же Drakensang мы прекрасно знаем, что The Dark Eye — это не только виртуальные кубики и тяжелые драки, но и приключения, увлекательный сюжет, нелинейность, общение с напарниками и моральный выбор. И если с приключениями в Blackguards все более-менее в порядке — в игре достаточно много побочных квестов, встречаются разные интересные испытания и загадки, — то с остальным есть проблемы. Сюжет вроде бы предполагает скандалы, интриги и расследования: мы играем за человека, который был несправедливо обвинен в убийстве, попал в рабство и стал гладиатором. Периодически случаются флэшбеки, и действие переносится в прошлое главного героя. Есть и колоритные напарники вроде любвеобильного восточного мага или вспыльчивого дварфа.
Но на практике все реализовано достаточно примитивно. Сюжет линеен и долгое время развивается как почтовые перебежки из точки в точку, режиссура слабенькая, диалоги просты. Практически все разговорные навыки (например, знание этикета) были вырезаны. Остался параметр «Харизма», но он на диалоги почти не влияет: все индивидуальные реплики сопартийцев, которые они могут вставлять во время беседы, прописаны заранее.
Сами напарники проработаны слабо и сотканы из штампов. Свободно общаться с ними нельзя — только по сценарию, да и там это редко на что-то влияет. Ситуации морального выбора случаются, но они крайне скучны: убить кого-то или пощадить, попытаться спасти женщину или сбежать, взять у купца квест на убийство его собственного брата или презрительно отказаться, и все в таком духе.
Лично побегать по большому городу, как в Drakensang, тут не получится.
Впрочем, ролевых игр с голливудской режиссурой и сложным моральным выбором сейчас и без того хватает. А вот действительно дотошных и по-хорошему хардкорных CRPG мало. Либо их еще только разрабатывают на деньги, собранные через Kickstarter. Поэтому всем любителям таких развлечений, а особенно тем, кто обожает настолки и хочет что-то подобное попробовать на компьютере, мы крайне рекомендуем Blackguards. Несмотря на свои квестовые корни, Daedalic Entertainment создала действительно увлекательный и глубокий проект. Пусть до уровня Drakensang он и не дотягивает.
Плюсы: сложные сражения; глубокая ролевая система; множество квестов. Минусы: не самые удобные управление и интерфейс в драках; слабая озвучка и постановка; примитивный моральный выбор; линейность.
Играть-то можно, но уж больно эти игры для игроков новой школы(так скккзатьь) неудобны и не красивы.Хотя, с другой стороны, и вкусы у людей разные, может кому-то и понравиться.
Товарищи, кому не сложно, озвучьте плиз свои любимые пошаговые игры (не обязательно РПГ), которые вам понравились, а то в инете достойный список найти не могу( Сам я фанат XCOM и Кодекса войны, в детстве рубился в Фалаут.