Урожайное выдалось время для поклонников военных симуляторов от Bohemia Interactive. Небольшие ролики-«завлекалочки» ArmA 3 выходят все чаще, E3, на которой обещают рассказать об игре подробнее, уже близко, а там и альфа-версия не за горами. Внезапный успех модификации DayZ, бьющей все рекорды популярности и давно вышедшей за рамки развлечения «для своих», — уже сейчас видно, что у этой концепции большое будущее. Впрочем, о чернорусских зомби мы уже рассказывали; теперь же вернемся к суровым военным будням. Речь пойдет об Iron Front — еще одной глобальной переделке единственного в своем роде симулятора войны.
Идея — перенос места действия игры во времена Второй мировой — совсем не нова для серий OFP и ArmA. Один из самых популярных модов для Operation Flashpoint, Liberation 41—45, посвящен именно этому. Для ArmA 2 тоже выходили подобные модификации, но особой популярности они не снискали. А год назад анонсировали даже не дополнение, а отдельную игру. Проект заинтересовал многих: «тридцатьчетверки», «Юнкерсы», «Катюши» — уже на первых показанных скриншотах все выглядело очень и очень привлекательно. В конце концов, «Арма» в антураже Великой Отечественной — мечта едва ли не каждого поклонника творений Bohemia Interactive; даже странно, что подобный анонс появился лишь спустя два года после выхода второй части ArmA. Впрочем, нельзя сказать, что проект заинтересовал лишь серьезное «арма»-комьюнити, которое в любом случае не прошло бы мимо: к примеру, большинство из тех игроков Red Orchestra, кто остался недоволен второй частью, начало присматриваться к Iron Front — а вдруг именно там найдется все то, чего так не хватает в Heroes of Stalingrad?
Выхода игры ждали многие, в том числе и я, — уж слишком вкусно все выглядело на скриншотах и роликах. Дождались — один из самых многообещающих проектов на тему Второй мировой наконец-то вышел.
Танки теперь не всегда взрываются при уничтожении. Попадание может убить экипаж, повредить движок или ходовую — модель повреждений техники проработана довольно неплохо.
В августе 44-го
Лето предпоследнего года Второй мировой. Красная Армия бьет противника на всех направлениях, во Франции открыли второй фронт союзники, вермахт теряет город за городом — конец войны уже не за горами. Немецкие войска продолжают отчаянно сопротивляться, надеясь кто на «сверхоружие», которое вот-вот должны разработать ученые Рейха и которое сможет повернуть ход войны вспять, кто на крепость духа гитлеровских войск — свою землю им отдавать очень не хочется. Сражения столь же ожесточенные, как и раньше, — судя по воспоминаниям ветеранов, охотников сдаться в плен неумолимо наступающим русским было не так уж много, наоборот — все больше немцев дралось с решимостью фанатиков. Советские войска готовят форсирование Вислы — начинается Львовско-Сандомирская операция, один из «десяти сталинских ударов».
Именно этот отдельно взятый эпизод Великой Отечественной стал временем действия событий, происходящих в Iron Front. Две сюжетные кампании — одна за Красную Армию, другая за вермахт. Главные герои в немецкой форме до сих пор редкость — если в стратегиях или симуляторах принимать под свое командование гитлеровские войска приходится достаточно часто, то в шутерах это скорее исключение из правил. Да, я в курсе, что ArmA и Iron Front — не боевик, а скорее смесь симулятора и стратегии. Но непосредственно управляем мы одним персонажем, отождествление себя с главным героем все же имеет место. Кому-то, может быть, подобное и не понравится — действительно, мало радости даже играть за солдата в форме, пожалуй, самого главного врага за всю нашу историю. С другой стороны, столь серьезно относиться к этому факту я бы не советовал — лично у меня куда большее отвращение вызвал сюжет недавней Sniper Elite V2, где главный герой вовсю стреляет по советским солдатам, несмотря на то что играем мы за снайпера «союзников». А здесь мне игра за немцев даже понравилась чуть больше — персонажи смотрятся живее, в первую очередь из-за ужасной озвучки советской кампании.
Обратите внимание на прорисовку обмундирования солдат. Ремешки, пряжки, погоны — все выглядит достоверно и весьма симпатично. В этом плане Iron Front впереди планеты всей.
Всего десять заданий на каждую сторону. Немного, но разнообразия хватает. Есть и пехотные бои, и танковые сражения, но самое, пожалуй, интересное — разведка в тылу врага. Можно было бы сделать кампании и побольше, хотя и то, что есть, проходится совсем не быстро, особенно если играть на «Эксперте». Зачем сделали две практически одинаковые обучающие миссии (первые в сюжетной линии за каждую сторону) — непонятно. Да, игра сложная, разобраться во всех нюансах будет нелегко, особенно тем, кто совсем незнаком с серией OFP, но зачем повторять одно и то же по два раза? Пропустить «учебный лагерь» нельзя — проходить придется всем, даже «старичкам» ArmA, знающим все тонкости. Уж лучше сделали бы отдельную миссию: хочешь — проходи курс молодого бойца, хочешь — отправляйся с ходу в бой.
Нет-нет, про новичков я не забыл, но что до них, то бояться им следует совсем другого.
В лучших традициях
Так уж повелось, что игры от Bohemia Interactive, как правило, никогда не скупились на всевозможные «баги» и ошибки. Ситуация порой складывалась такая, что игроку после релиза выдавали, казалось, не полноценный продукт, а бета-версию, за которую еще и приходилось платить. Впрочем, такое предположение недалеко от истины — VBS, которую «богемцы» продают за куда большие деньги военным, выглядит гораздо стабильнее, чем ArmA, за счет которой и вычищаются основные недоработки в движке. Но «баги» рано или поздно исправляются, и те из игроков, кто сумел перетерпеть долгий процесс лечения патчами, получают в свое распоряжение ни с чем не сравнимый симулятор солдата. На мой взгляд, то богатство возможностей, которое предоставляет движок Real Virtuality, все же перевешивает все недостатки. Однако нет предела совершенству — даже сейчас в ArmA 2 очень много ошибок и недоработок.
Не обошло стороной это проклятие и Iron Front. Хорошо, все причуды движка можно опустить: все же они достались в наследство от ArmA, требовать их исправления глупо — разработчики-то совершенно другие. Но что помешало перед релизом отладить и досконально оттестить игру, особенно ту ее часть, что касается кампании и одиночных миссий?
Горе-танкист — я потерял всю свою технику и теперь вынужден воевать трофейным «панцершреком» против четырех вражеских танков.
Уже с первого задания начинается «веселье». Пушка, которую нельзя прицепить к грузовику, стопор миссии после выполнения одной из задач и прочие радости. Как достойное завершение всего этого багодрома — нас отправляют в атаку без единого патрона. «Одна винтовка на троих» — в лучших клюквенных традициях Голливуда. Ну, лично для меня это не стало большой проблемой — оружия на карте хватает, стоит только поискать. Но откуда об этом узнать новичку, для которого Iron Front — первая подобная игра? И какие впечатления у него останутся после нескольких безуспешных попыток заставить игру работать нормально? Понятно, что недоработки будут всегда, но ведь можно вычистить хотя бы самые очевидные, да еще на таком важном этапе, как обучение.
Подобных ошибок с несрабатывающими как надо скриптами хватает в обеих кампаниях. Готовьтесь либо превозмогать не только врагов, но и «баги», либо ждите патчей. Или — третий путь — играйте по сети.
Плечом к плечу
На самом деле, лучшее, что есть в Iron Front, — это именно мультиплеер. Я вообще стараюсь рассматривать эту игру (да и все остальные игры на движке ArmA) как площадку для создания пользователями собственного контента. Будь то миссии, карты или модификации, добавляющие новую технику и интересные «фишки», повышающие реалистичность (вроде той же A.C.E., некоторые идеи которой нашли применение и в Iron Front). И применять этот контент лучше всего при игре по сети. Да, устраивать эпичные сражения с ботами весело, но куда круче выглядят бои вместе с живыми людьми.
И здесь, правда, не обошлось без неприятностей. Выделенных серверов пока не наблюдается, все «хосты» создают сами игроки. Думаю, не стоит объяснять, к каким последствиям это приводит. В полной мере насладиться сетевой игрой пока не получается. Хочется верить, что это все временные проблемы и рано или поздно появятся и выделенные сервера под большое количество игроков, и отдельные ресурсы и сообщества, посвященные Iron Front. Во всяком случае, все предпосылки для этого имеются — и еще какие!
Хотя самолеты здесь нарисованы не хуже танков, летать не так весело, как воевать на земле, — масштабы не те.
Самое, пожалуй, главное — это отличные карты. Большие, до мелочей порой повторяющие реальную местность, с большим количеством «входибельных» зданий, что для ArmA редкость. При должном умении на этих просторах можно воссоздать великое множество разнообразных игровых ситуаций. Форсирование реки, высадка в тыл врага, встречный танковый бой, штурм города — это только то, что с ходу приходит в голову. Пока, конечно, мультиплееру не хватает организованности, люди играют «как придется», но даже подобные сражение увлекают не на шутку. Первый же сетевой бой оказался настолько захватывающим, что заставил просидеть за игрой до утра.
Цепляю к «Студебекеру» пушку и еду к условной линии фронта, дабы замаскировать орудие в кустарнике и подкараулить парочку фашистских танков, что в пух и прах разносят нашу оборону. По пути наталкиваюсь на вражеский БТР, с трудом убегаю от него, бросив машину на дороге. С подоспевшим на помощь товарищем закидываем гранатами броневик, едем дальше. Устанавливаю пушку, с помощью бинокля навожу напарника на цель — враг горит! Ухают минометы, совсем рядом свистят пули, виртуальное солнце, кажется, печет по-настоящему… Эпичность происходящего зашкаливает, даже нелюбимый мной «респаун» и постоянные подкрепления не делают из игры пародию на реальный бой, как, на мой взгляд, происходит в стандартных сетевых режимах ArmA 2. Ощущения схожи с теми, что были при игре в Red Orchestra 2, — будто смотришь отличный военный фильм с собой в главной роли. Только в Iron Front совершенно иные масштабы происходящего.
Жаль только, что желающих повоевать пока не очень много, хотя игру, насколько я знаю, ждали многие — наверное, все остальные сражаются с «багами» в кампании.
Удачная засада. Вражеский танк горит, экипаж уничтожен. Скриншот, конечно же, не передает напряжения, которое испытываешь в подобных ситуациях. Ради таких моментов в мультиплеере игре можно простить все что угодно.
Игра оставляет неоднозначные впечатления. Множество ошибок, мешающих нормальной игре, повышают и без того немаленький порог вхождения. Трудно, да, но где еще найдешь подобное богатство — отличные модели техники и оружия, огромные, проработанные до мелочей карты, увлекательный сетевой режим?
Если рассматривать Iron Front как конечный продукт, то она не вынесет никакой критики — хочется куда большего. Больше карт, больше бронетехники и самолетов, партизан и гражданских в качестве игровых фракций, больше миссий… Только нормальных, которые не придется перезапускать несколько раз из-за ошибок авторов. С другой стороны, если разработчики не забудут про свое творение и смогут оперативно исправлять ошибки, то со временем все будет — благодаря патчам или, что даже более вероятно, модификациям от самих игроков.
Решение трудное, но я рискну предположить, что пациент скорее жив — как полигон по созданию собственного контента для серьезных игр на тему Второй мировой Iron Front пока вне конкуренции, несмотря на имеющуюся (к счастью, вполне исправимую) кривизну.
Плюсы: не имеющий аналогов конструктор сражений в антураже WWII; разнообразные и интересные сетевые режимы; проработка и отрисовка техники. Минусы: огромное количество «багов» — как доставшихся в наследство от ArmA 2, так и своих собственных; нестабильная работа игры; безвкусная озвучка русских персонажей.