Кен Левайн (Ken Levine) дорожит своей репутацией. Он тратит на разработку ровно столько времени, сколько ему потребуется. Кен не приемлет сиквелы — пусть в его играх используются схожие идеи, но обвинить этого человека в самокопировании мы бы не осмелились. Пока 2K Marin возилась с BioShock 2, подопечные Левайна из Irrational Games благоразумно решили оставить подводный город Rapture и пустить развитие бренда BioShock в несколько другом направлении. Именно бренда, а не вселенной, ведь оригинал с новой, еще не вышедшей игрой связывает лишь название да использование схожей концепции «утопии, потерпевшей крах».
Вороны в BioShock Infinite бывают неплохими помощниками.
Только самое лучшее
BioShock Infinite вызывает справедливое любопытство. Еще бы — дебютный трейлер с парящими небоскребами, массивными аэростатами и таинственной незнакомкой, протягивающей герою руку, продуцировал в голове одно важное умозаключение — такого мы раньше еще не видели. Кен Левайн особенно гордится выбором эпохи, в которой будет разворачиваться действие нового «Биошока». Если мы сейчас применим классическую тему вступления, то это будет выглядеть приблизительно так: «1912-й год, город-призрак Колумбия, где-то высоко в небесах…»
По здешней легенде, весь этот ансамбль из разукрашенных тематическими плакатами высоток, бурлящих примитивными моторами дирижаблей и высокоскоростной узкоколейки, которая опоясывает весь означенный периметр своими причудливо выгнутыми рельсами, был выстроен во имя амбициозной цели Соединенных Штатов. В начале двадцатого века индустриализация страны шла громадными темпами, люди верили, что с течением времени умы изобретателей явят миру такие шедевры техногенного искусства, рядом с которыми даже проект летающего города Колумбия будет казаться привычным делом. Правительство не пощадило средств на разработку первого действующего образца. Запуск в небо такого левиафана должен был стать демонстрацией превосходства Нового Света над остальным миром.
Еще пять секунд назад этот бодрый мужчина слева курил сигару и попивал виски за стойкой. Чем мы ему не угодили — непонятно.
Впрочем, как это уже принято у Левайна, что-то пошло не так. Из живой, самодостаточной и внушительной демонстрации сил главных «разносчиков демократии» Колумбия превратилась в мрачную легенду, навсегда скрывшись высоко в облаках как от рядовых обывателей, так и от избранных представителей конкурирующих государств. Что произошло с самими жителями воздушного замка — еще большая загадка. Сотрудники Irrational Games крайне неохотно делятся информацией о том, почему поселенцы города-мечты вдруг, если объяснить совсем просто, в одночасье сошли с ума. Кен Левайн лишь осторожно намекает, что нынешняя ситуация — следствие затяжного международного конфликта. А вот что именно там произошло — уже предстоит узнать нам.
Быть главным действующим персонажем BioShock Infinite вызвался Букер ДеВитт, некогда успешный детектив. На Колумбии он не присутствовал изначально. Разумеется, в город попал с посторонней помощью. Основная сложность заключалась ведь не только в том, как суметь «запрыгнуть» на плавучий крейсер с небоскребами, но и где его искать. О реальном местонахождении города земные жители давно не имели ни малейшего представления — значит, без влиятельного помощника дело не обошлось. Таинственный заказчик, нанявший Букера, без труда указал детективу актуальные координаты местонахождения «призрака» и поручил нашему исследователю важную миссию по спасению девушки — таинственной и очаровательной особы с прекрасным именем Элизабет.
Он и онаНашему детективу Букеру точно не будет скучно во время опасных странствий по Колумбии. В помощники к нему сразу напросится та самая Элизабет, ради которой герой и отправился в долгое путешествие по городу-призраку. История жизни сей особы вызывает вполне справедливую горечь — малышку с раннего детства держали в заточении, а освободить ее вызвался только наш герой. Вместе они работают очень слаженно и почти безупречно — используют телекинез на пару, прикрывают спины друг другу и неустанно общаются. Только посредством диалога с самым адекватным жителем города удастся узнать подробности здешней мрачной истории. Такой тандем нам видится ничем не хуже, чем классическая команда «Гордон и Аликс». А почему мы употребили выражение «почти безупречно»? Да потому, что в самый разгар трогательной беседы между Букером и Элизабет в помещение обязательно ворвется, ломая на ходу несущие конструкции, большая смертоносная тварь. Детективу только остается вновь и вновь спасать свою спутницу.
Собственно, уже видны кардинальные различия между первой BioShock и продолжением от Кена Левайна (вторую часть мы, уж простите, вообще рассматривать не будем). Если в оригинале игрока долго держали в неведении, темноте и с давящим чувстве одиночества, то Infinite предлагает изначально заданную четкую цель (спасение девушки), общество не сошедших окончательно с ума людей, а также солнце, голубое небо и кучу разноцветных вывесок вокруг — никаких предпосылок для развития клаустрофобии и боязни воды. Впрочем, новая фобия у вас все-таки может появиться — не забываем, что все действо происходит высоко над землей.
О каждом умершем создании, будь то человек, собака или даже лошадь, Элизабет долго скорбит.
«Звезда смерти» имени Кена Левайна
Было бы неправильно утверждать, что BioShock Infinite — игра светлых помыслов с постановкой чистоты и простоты детского предновогоднего утренника. Как только вы незаметно для себя примете окружающую действительность за обычный городок, предпразднично украшенный и обставленный всеми необходимыми флажками, жизнерадостными плакатами и тележками с фейерверками (жители собирались отмечать Четвертое июля; поисковики вам в помощь, если еще не знаете, что это дата значит для Штатов), обязательно случится нечто из рук вон выходящее. Жители игнорируют любые проявления смертельной опасности, которые могут быть у них прямо под носом. Им безразличны плачи соседей, крики жертв убийц и воров из соседней улочки. Они могут со спокойным видом отставного генерала, пережившего инсульт, прибираться у себя на приусадебном участке, пока за спиной разгорается пожар невиданного масштаба.
Одно радует — далеко не все поселенцы Колумбии относятся к главному герою враждебно. Большинству их них на телодвижения Букера абсолютно наплевать. По ходу действия настроение жильцов может изменяться, но главную угрозу представляют вовсе не они. Летающих грифонов (явно не природного происхождения), враждебно настроенных великанов и других уродцев, будто сошедших со страниц произведений жанра стимпанк, хватит до самого конца.
Очень скоро вы поймете, что за подкупающей красотой и величественным убранством архитектурных сооружений скрывается некая страшная проказа, поработившая всех жителей города. Последние могут улыбаться вам в лицо, а через пару мгновений собраться стаей, окружить, злобно помигивая светящимися глазами-огоньками (да, такое тут тоже в порядке вещей), и атаковать без предупреждения. Пусть Колумбия по-своему красива, но она никогда не подарит вам положенного чувства комфорта и спокойствия. Игрока на протяжении всей истории будут разрывать две абсолютно противоположные субстанции — навязчивое ощущение грядущего великого праздника для всех и беспрерывное ожидание, будто кто-то в спину вонзит нож.
Пустой взгляд у всех жителей, упавшие праздничные растяжки, горящие лавки — Колумбия, как видите, крайне гостеприимный город.
Букеру есть что ответить на тщетные попытки злых обывателей лишить его жизни. На первый взгляд, основные постулаты механики боя со времен первой части изменились не очень сильно. Герой попеременно пользуется привычным «огнестрелом» и сверхъестественными способностями. Если с возможностью убивать шальными пулями беспечно разгуливающих жителей все понятно, то с особыми дарами дело на этот раз обстоит более масштабно и бесконечно зрелищно. Букер одной левой (в самом прямом смысле этого выражения) вызывает себе на подмогу стаи бесстрашных воронов, разворачивает выпущенные в него пушечные ядра обратно к пушкам и не гнушается «подвешивать» в воздухе целые толпы обезумевших поселенцев с помощью телекинеза. Пока сложно сказать о природе таких способностей детектива. Перед своими фокусами он щедро накачивает себя каким-то чудодейственным пойлом из бутылки — это все, что известно. Отсюда, кстати, закрадывается маленькое предположение о причине глобального конфликта, случившегося в Колумбии. Неужели нас снова ожидает некий аналог «Адама»?
Сами бои в BioShock Infinite воспринимаются несколько иначе, чем это было в первой части. Во-первых, количество противников, одновременно нападающих на ДеВитта, существенно возросло. Порой приходится вести бой с десятью, а то и с пятнадцатью безумцами одновременно. Во-вторых, эти самые нарушители спокойствия не стесняются использовать предметы окружения себе во благо. Так, в одном из эпизодов нам удалось увидеть горстку психопатов, удирающих от героя по рельсам. Помимо оружия и необычных способностей, в арсенале еще будет крайне полезное устройство — крюк, позволяющий использовать узкоколейку, «развешанную» по всему городу, так, как это делает наш Эцио с канатами в новой Assassin’s Creed.
Пока вы вчитываетесь в заголовки газет, которыми обклеена эта повозка, обратите внимание на то, что далеко не все колеса на месте. Но извозчику все равно.
BioShock Infinite уже заочно уготована безупречнейшая судьба. Кен Левайн на правах идеолога процесса разработки, очень свежий сеттинг, правильно подобранная временная эпоха и, как всегда, безупречное следование стилю… Испортить такую игру просто невозможно.