The Thaumaturge: Обзор RPG от создателей «Ведьмака»

Разработчики из Fool’s Theory (а это, на минуточку, ветераны CD Projekt RED) по давней традиции польского геймдева не раз переносили свою новую игру: сначала — с декабря на февраль, потом — с февраля на март. И вот долгожданная The Thaumaturge наконец вышла. Давайте разберёмся, что в итоге получилось у студии, которую основал Якуб Рокош (Jakub Rokosz) — старший дизайнер квестов в The Witcher 2 и The Witcher 3. Fool’s Theory делает ещё и ремейк первого «Ведьмака», так что ожидания от «Тауматурга» более чем высоки. Тем более что это уже не первая полноценная работа команды: она набила руку на Seven: The Days Long Gone и наверняка учла все огрехи проекта… По крайней мере, в это хотелось верить.

Песни западных славян

Действие The Thaumaturge происходит в начале прошлого века, в 1905 году. Главный герой — Виктор Шульский, потомственный тауматург (к этому ключевому для игры термину я вернусь чуть позднее). У него есть бойкая сестра-близнец, суровый отец-поляк и русская мать, о которой мы знаем только то, что она живёт во Франции. Детство Виктор провёл в Варшаве, но потом вынужден был уехать и долго скитался по миру, развивая свои необычные способности.

За несколько лет до игровых событий герой захворал: он попробовал поймать дикого салютора (читай: демона), но дело обернулось неудачей. Мало того что создание не соизволило браться живьём и отказалось пополнить коллекцию Виктора, так тот ещё и начал терять связь со своим первым салютором, упырём. Думаю, у вас уже начал вырисовываться образ того, что же такое тауматург, но я немного дополню его: это маг, который ищет потусторонних существ (тех самых салюторов) и людей, в кого они вселились. Обычно носители отмечены каким-то изъяном: гордыней, честолюбием, горячностью — именно негативная черта притягивает демона. Тауматурги её находят, выводят наружу и забирают вместе с карманным бесом.

Вот и получается, что главный герой у нас этакий охотник на монстров, но монстры эти невидимы глазу и обитают в головах людей, так что Виктора можно назвать в какой-то мере психотерапевтом, разбирающимся с внутренними демонами. Правда, методы работы у него весьма своеобразные.

Прибыв в прологе в Закавказье, Шульский ищет помощь не абы у кого, а у самого Григория Распутина. И тот действительно помогает Виктору: он снова начинает видеть своего упыря и даже обзаводится новым демоническим питомцем. Но мы недолго радуемся — из Варшавы приходят дурные вести о смерти отца протагониста, а значит, пора садиться на поезд и уезжать из деревни в большой город. Туда, где и пройдёт вся остальная часть игры.

Ах, как хочется вернуться…

Сразу, с вокзала, хочется отметить, как же хороша и живописна Варшава 1905-го. Город поделён на районы, и каждый из них уникален. Один включает в себя рынок и лачуги бедняков, другой — порт. Естественно, есть районы с барами, шикарными гостиницами и доходными домами, районы со сквериками и церквями. Где-то лежит плитка, где-то повсюду грязь и лужи, в центре же ведётся активная стройка. Не забыли польские разработчики и про достопримечательности Варшавы — выйди The Thaumaturge на несколько лет раньше, я обязательно бы уделила ей время в «Игровой географии» Польши.

С каждым актом открываются новые районы города, но я бы не сказала, что он поражает размерами. Думаю, здесь будет уместно сопоставление с Ревашолем из Disco Elysium — по масштабам нас ожидает примерно такое же путешествие в отдельно взятом населённом пункте. Правда, перемещаться своим ходом из одного района в другой не получится — для этого существует общественный транспорт. По городу вовсю ходят трамваи и конные экипажи, водители которых сетуют на новомодную технику по заветам Утёсова.

Но мы, вообще-то, сюда не любоваться Варшавой приехали, а решать дела: вести мелкие расследования, помогать сестре и другу детства, и главное — выяснить, кто же стоит за смертью отца, ведь недоброжелателей у того было предостаточно.

Следствие ведут тауматурги

Как же Виктор занимается делами? Да очень просто: прислушивается к своим чудо-способностям! Мы постоянно прожимаем местный аналог ведьмачего чутья, осматриваем предметы, на которых появилась мерцающая красная пыльца, и ходим за алой нитью, ведь она обязательно приведёт нас либо к важной сюжетной вещи, либо к персонажу, владеющему этой самой вещью и нужной нам информацией.

Тауматурги могут считывать человеческие мысли и намерения с предметов (то есть видеть что-то вроде их ауры и по ней уже понимать характер хозяина), а также ментально влиять на окружающих. Но чтобы повлиять на человека, сперва нужно разузнать его секреты, делая наблюдения, из которых потом складываются заключения (довольно очевидные, но притом очень сочно написанные).

Для того чтобы считывать ауру с предметов, нужно развивать грани тауматургии — сердце, деяние, слово и разум, но порог у проверки обычно невысокий.

И вот Виктор ходит, осматривает предметы и делает заключения — от игрока никакого самостоятельного выбора в расследовании не требуется. Собираем мы информацию о человеке зачастую, чтобы потом на него повлиять. Но это влияние — просто волшебное мгновенное убеждение, в результате которого получается диалог в стиле:

— А почему бы вам не передумать и не сделать то, что я прошу?
— И в самом деле… Я передумал, сделаю как говорите.

И я сейчас даже не утрирую. В таком взаимодействии с NPC по умолчанию нет никаких доводов — мы узнали слабые места места собеседника и будто за кадром на них надавили. Вот вам пример из самого начала игры. Извозчик ни в какую не хочет вести Виктора на кладбище — дескать, устал. Мы, конечно, верим, но проводим своё расследование. Осматриваем лежащую рядом тряпку с потом. И правда — устал, похоже. Затем внимательно изучаем колесо телеги и лопату: они все в грязи, бедняга все силы потратил на то, чтобы выбраться из земляного месива. Что ж, пришла пора разговора. Именно того, что был процитирован выше. Никакая полученная информация нам в диалоге не пригодилась — мы просто заставили его передумать и отвести нас в нужное место, сняв усталость одной кнопкой. Вероятно, так и работает тауматургия, но со стороны это выглядит не очень убедительно и совсем не интересно.

К счастью, не всё общение построено на таком вот «гипнозе». Есть диалоги, в которых нам предлагается выбор. Вот только, как продемонстрировало мне второе прохождение, выбором он оказался лишь на словах. И теперь уже Виктор мог почувствовать себя на месте того бедного извозчика. Нет, нам не внушали ничего другие тауматурги (хотя они в игре тоже имеются), но выбора зачастую не оставляли даже простые смертные. Например, нельзя отказаться от пьянки с приятелем детства: если скажешь ему нет, он ответит, что не отстанет, и начнётся такая же кат-сцена, как если бы ты согласился.

В одном из разговоров есть выбор: сказать про свою сестру Лигию или не упоминать её. Кликаешь второй вариант, и Виктор демонстративно молчит, но буквально через пару секунд выпаливает: вообще-то, у него есть сестра-близнец. Но самое обескураживающее впечатление на меня произвёл разговор с человеком, с которым герою предлагают или сотрудничать, или высказать сомнения. Я предпочитаю не доверять, но в итоге мне за этот выбор ещё и извиняться пришлось, потому что сотрудничество было сюжетно необходимо, а персонаж обиделся!

В общем, настоящих развилок в The Thaumaturge мало. Зато есть несколько сюжетных линий, связанных с квестами конкретных героев. Например, история всё того же приятеля детства, Абауриция: выполнив его задания, в концовке получаешь связанный с ним эпилог в картинках — тут всё по заветам RPG старой школы. Ну и есть выбор практически в финале, спасибо игре хотя бы за это. Но, конечно, мне бы хотелось получить концовку, которая бы складывалась из совокупности моих поступков по ходу сюжета. Вы можете сказать, что я слишком много хочу и вообще мои ожидания — мои проблемы, но должна же я чего-то ожидать от игры, официальное описание которой кичится «детективными элементами» и «непростыми моральными дилеммами», а также заявляет, что «The Thaumaturge даёт вам свободу выбора, однако будьте готовы к непредсказуемым последствиям». Похоже, готовилась я зря!

И взял он меч

Тауматурги не только наделены острым восприятием того, что скрыто от других, но и могут предугадывать действия врагов — и это пригодится в бою. Сражения тут больше всего напоминают уже не о классических компьютерных RPG, а о пошаговых японских. Мои первые ассоциации — это Grandia II с её временной шкалой, на которой видно все действия участников битвы, и серия Final Fantasy, а именно тамошние эйдолоны, защитные стражи, астралы… призывные существа, иначе говоря. В The Thaumaturge их роль выполняют демоны-салюторы, часть которых мы получаем по сюжету, а другую часть нужно находить. У каждого из них — свои способности, выполнение которых занимает разное время, и это важно учитывать.

В отличие от JRPG, бои тут не такие частые, да и в целом обошлось без рандомных встреч. Но хоть драки тут не случайные, затевая разговор с прекрасными дамами на улице, стоит держать в уме, что и эта беседа может закончиться потасовкой с проходящими мимо работягами, которым не понравился ваш внешний вид.

У героя есть несколько видов атаки: быстрая, медленная, ментальная, специальная и усиленная, для выполнения которой нужно соблюсти определённое условие. Навыки собираются в цепочки (под конец игры все три атаки одного вида всё равно будут разными), и чередовать навыки для повышения эффективности было весьма увлекательно.

Так как мне нравятся пошаговые битвы, в сражения я ввязывалась с большим удовольствием. Но на среднем уровне сложности они показались мне простоватыми — только финальный босс действительно задал жару, но и там есть лазейка, как одолеть его практически без усилий; вопрос только в том, пользоваться ею или нет.

Навыки, которые Виктор применяет в бою, следует улучшать, вкладывая в пустые ячейки дополнительные способности. Эти улучшения можно менять перед каждой схваткой, но мне это не пригодилось: собрав единожды билд под себя, я так и дошла с ним до самого конца, открывая только новые виды атак и развивая исключительно их.

Враги редко нападают поодиночке. У каждого из них ещё и есть особые черты (например, 80 % урона по противнику не проходит), связанные с гранями тауматургии, которые уже упоминались выше. Такую защиту можно на время убрать, например атаковав подходящим салютором. Вообще, салюторы — незаменимые помощники в бою, они, как и герой, обязательно делают ход и даже выступают вместо аптечек (никаких расходников в игре нет).

Прогулки с салюторами

Чем ещё заняться на улицах Варшавы кроме драк с работягами и солдатами? Например, можно делать мелкие квесты — находить разные места по отрывкам чужих писем и газетным вырезкам. Для того чтобы обнаружить такое особенное место, надо отыскать несколько улик, а дальше Виктор сам сложит два и два и выдаст адрес, к которому нас приведёт тауматургское чутьё. Таким образом можно попасть на дегустацию кофе, заглянуть на урок танцев или демонстрацию фотосъёмки. Но не ждите от этих местечек особой кат-сцены: Виктор просто сделает в своём альбоме набросок события. Но, надо признать, рисует наш герой чертовски хорошо.

В начале обзора я уже хвалила то, как здорово полякам удалось показать Варшаву. Её было интересно изучать даже мне, человеку, который там никогда не был. Не представляю, какой восторг город вызовет у тех, кому довелось его посетить, чего уж говорить о местных жителях. Та любовь, с которой воссозданы варшавские улочки, оживляет город и делает его полноценным героем игры.

При этом мир The Thaumaturge — место крайне неприветливое: там сложно найти милого и доброжелательного человека, все пытаются как-то приспособиться, чтобы выжить. В игре много мата, в том числе русского: герои не стесняются смешивать языки в своей речи. Говорят они, правда, с акцентом, но звучит всё это дело очень живо и колоритно.

В Варшаве живут люди из разных социальных групп: и богема, прожигающая время на приёмах в дорогих отелях, и бедные рыбаки с незамысловатой философией «Река дала — река взяла», и немцы, обвиняющие польских работяг в алкоголизме, и девушки, мечтающие об образовании, и дерзкие социалисты, и бунтари куда более радикальных взглядов. Получился самый настоящий срез эпохи, обнаживший кучу наболевших вопросов и тем, одна из которых — независимость Польши.

Не буду скрывать, что в игре есть реплики, которые сейчас могут восприниматься острее, чем раньше: к русским тут относятся настороженно. Но мир The Thaumaturge суров ко всем: даже ключевые для сюжета тауматурги большой популярностью там не пользуются. Самого Виктора, при всей его харизматичности, сложно назвать откровенно положительным персонажем, но в наших силах попытаться сделать жизнь окружающих его людей чуточку лучше, хотя бы в тех рамках, что предлагают разработчики.

В целом после прохождения The Thaumaturge у меня осталось приятное послевкусие. Да, я всё ещё возмущаюсь, что игра часто водила меня за нос, изображая, что даёт мне выбор, — но во время первого прохождения я думала, что действительно его делаю. Ну и детективная часть, на мой взгляд, недожата.

С другой стороны, у меня язык не повернётся сказать, что в The Thaumaturge мало расследований. Буквально каждая сюжетная задача требует детективного вмешательства, да и необязательные квесты тут тоже с налётом тайны. В игре нет традиционных для RPG однотипных заданий — за каждым стоит маленькая, но уникальная история. Чувствуется, что к «Тауматургу» приложил руку старший дизайнер квестов «Ведьмака» — все они запоминаются и наполняют мир игры колоритными деталями.

Очевидно, Fool’s Theory стремилась создать игру, в которой на первом месте были бы история, незатасканный сеттинг и харизматичные герои. И у студии это получилось. Правда, заметно, что ей хотелось большего размаха, но либо денег не хватило, либо времени: ближе к финалу даже анимации кажутся совсем скудными, а концовки — сумбурными. На необязательные квесты в последней трети игры тоже поскупились — при таком-то многообещающем начале! И опять же пресловутая вариативность. Ну не хотите вы делать разветвлённую игру, да и бог с вами! Вон JRPG, у которых была позаимствована боевая система, в массе своей отлично себя чувствуют и без вариативности. Просто тогда не делайте выбор из реплик, которые всё равно сводятся к одному.

Плюсы: неизбитый сеттинг; интересная история, написанная богатым и образным языком; стильные пошаговые бои; игра в целом выглядит живописно, а отдельные детали, вроде рисунков главного героя, только добавляют ей шарма.

Минусы: по большей части линейное повествование, которое пытаются прикрыть псевдовыбором; есть ощущение лёгкой недоделанности, хромые анимации и безобидные баги.

Другие новости

Комментарии

Короче понятно: очередная игра с красивым фантиком (визуал), Г… м внутри (сюжет)
Забавно и печально, ничего не поменялось за последние и 150 лет.И нет бы задуматься, а вдруг, вдруг!, с той стороны говорят правду. Не могут же все вокруг быть неправы, может и правда что-то не так. Но нет, упорно продолжаем жить в отрицании.
Игра заинтересовала, когда анонсировали. Зашел в стим, почитать описание. Варшава, 1905 год. Город живет под гнетом Российской империи… Ага, спасибо что обозначили сразу, кто будут «плохишами».
Да да, мне белорусу  расскажи еще, что не было угнетения языка.Чтож если все так хорошо было, революция чуть позже была.
100% база 
Все комментарии