Разработчики из Fool’s Theory (а это, на минуточку, ветераны CD Projekt RED) по давней традиции польского геймдева не раз переносили свою новую игру: сначала — с декабря на февраль, потом — с февраля на март. И вот долгожданная The Thaumaturge наконец вышла. Давайте разберёмся, что в итоге получилось у студии, которую основал Якуб Рокош (Jakub Rokosz) — старший дизайнер квестов в The Witcher 2 и The Witcher 3. Fool’s Theory делает ещё и ремейк первого «Ведьмака», так что ожидания от «Тауматурга» более чем высоки. Тем более что это уже не первая полноценная работа команды: она набила руку на Seven: The Days Long Gone и наверняка учла все огрехи проекта… По крайней мере, в это хотелось верить.
Действие The Thaumaturge происходит в начале прошлого века, в 1905 году. Главный герой — Виктор Шульский, потомственный тауматург (к этому ключевому для игры термину я вернусь чуть позднее). У него есть бойкая сестра-близнец, суровый отец-поляк и русская мать, о которой мы знаем только то, что она живёт во Франции. Детство Виктор провёл в Варшаве, но потом вынужден был уехать и долго скитался по миру, развивая свои необычные способности.
За несколько лет до игровых событий герой захворал: он попробовал поймать дикого салютора (читай: демона), но дело обернулось неудачей. Мало того что создание не соизволило браться живьём и отказалось пополнить коллекцию Виктора, так тот ещё и начал терять связь со своим первым салютором, упырём. Думаю, у вас уже начал вырисовываться образ того, что же такое тауматург, но я немного дополню его: это маг, который ищет потусторонних существ (тех самых салюторов) и людей, в кого они вселились. Обычно носители отмечены каким-то изъяном: гордыней, честолюбием, горячностью — именно негативная черта притягивает демона. Тауматурги её находят, выводят наружу и забирают вместе с карманным бесом.
Вот и получается, что главный герой у нас этакий охотник на монстров, но монстры эти невидимы глазу и обитают в головах людей, так что Виктора можно назвать в какой-то мере психотерапевтом, разбирающимся с внутренними демонами. Правда, методы работы у него весьма своеобразные.
Прибыв в прологе в Закавказье, Шульский ищет помощь не абы у кого, а у самого Григория Распутина. И тот действительно помогает Виктору: он снова начинает видеть своего упыря и даже обзаводится новым демоническим питомцем. Но мы недолго радуемся — из Варшавы приходят дурные вести о смерти отца протагониста, а значит, пора садиться на поезд и уезжать из деревни в большой город. Туда, где и пройдёт вся остальная часть игры.
Сразу, с вокзала, хочется отметить, как же хороша и живописна Варшава 1905-го. Город поделён на районы, и каждый из них уникален. Один включает в себя рынок и лачуги бедняков, другой — порт. Естественно, есть районы с барами, шикарными гостиницами и доходными домами, районы со сквериками и церквями. Где-то лежит плитка, где-то повсюду грязь и лужи, в центре же ведётся активная стройка. Не забыли польские разработчики и про достопримечательности Варшавы — выйди The Thaumaturge на несколько лет раньше, я обязательно бы уделила ей время в «Игровой географии» Польши.
С каждым актом открываются новые районы города, но я бы не сказала, что он поражает размерами. Думаю, здесь будет уместно сопоставление с Ревашолем из Disco Elysium — по масштабам нас ожидает примерно такое же путешествие в отдельно взятом населённом пункте. Правда, перемещаться своим ходом из одного района в другой не получится — для этого существует общественный транспорт. По городу вовсю ходят трамваи и конные экипажи, водители которых сетуют на новомодную технику по заветам Утёсова.
Но мы, вообще-то, сюда не любоваться Варшавой приехали, а решать дела: вести мелкие расследования, помогать сестре и другу детства, и главное — выяснить, кто же стоит за смертью отца, ведь недоброжелателей у того было предостаточно.
Как же Виктор занимается делами? Да очень просто: прислушивается к своим чудо-способностям! Мы постоянно прожимаем местный аналог ведьмачего чутья, осматриваем предметы, на которых появилась мерцающая красная пыльца, и ходим за алой нитью, ведь она обязательно приведёт нас либо к важной сюжетной вещи, либо к персонажу, владеющему этой самой вещью и нужной нам информацией.
Тауматурги могут считывать человеческие мысли и намерения с предметов (то есть видеть что-то вроде их ауры и по ней уже понимать характер хозяина), а также ментально влиять на окружающих. Но чтобы повлиять на человека, сперва нужно разузнать его секреты, делая наблюдения, из которых потом складываются заключения (довольно очевидные, но притом очень сочно написанные).
И вот Виктор ходит, осматривает предметы и делает заключения — от игрока никакого самостоятельного выбора в расследовании не требуется. Собираем мы информацию о человеке зачастую, чтобы потом на него повлиять. Но это влияние — просто волшебное мгновенное убеждение, в результате которого получается диалог в стиле:
— А почему бы вам не передумать и не сделать то, что я прошу?
— И в самом деле… Я передумал, сделаю как говорите.
И я сейчас даже не утрирую. В таком взаимодействии с NPC по умолчанию нет никаких доводов — мы узнали слабые места места собеседника и будто за кадром на них надавили. Вот вам пример из самого начала игры. Извозчик ни в какую не хочет вести Виктора на кладбище — дескать, устал. Мы, конечно, верим, но проводим своё расследование. Осматриваем лежащую рядом тряпку с потом. И правда — устал, похоже. Затем внимательно изучаем колесо телеги и лопату: они все в грязи, бедняга все силы потратил на то, чтобы выбраться из земляного месива. Что ж, пришла пора разговора. Именно того, что был процитирован выше. Никакая полученная информация нам в диалоге не пригодилась — мы просто заставили его передумать и отвести нас в нужное место, сняв усталость одной кнопкой. Вероятно, так и работает тауматургия, но со стороны это выглядит не очень убедительно и совсем не интересно.
К счастью, не всё общение построено на таком вот «гипнозе». Есть диалоги, в которых нам предлагается выбор. Вот только, как продемонстрировало мне второе прохождение, выбором он оказался лишь на словах. И теперь уже Виктор мог почувствовать себя на месте того бедного извозчика. Нет, нам не внушали ничего другие тауматурги (хотя они в игре тоже имеются), но выбора зачастую не оставляли даже простые смертные. Например, нельзя отказаться от пьянки с приятелем детства: если скажешь ему нет, он ответит, что не отстанет, и начнётся такая же кат-сцена, как если бы ты согласился.
В одном из разговоров есть выбор: сказать про свою сестру Лигию или не упоминать её. Кликаешь второй вариант, и Виктор демонстративно молчит, но буквально через пару секунд выпаливает: вообще-то, у него есть сестра-близнец. Но самое обескураживающее впечатление на меня произвёл разговор с человеком, с которым герою предлагают или сотрудничать, или высказать сомнения. Я предпочитаю не доверять, но в итоге мне за этот выбор ещё и извиняться пришлось, потому что сотрудничество было сюжетно необходимо, а персонаж обиделся!
В общем, настоящих развилок в The Thaumaturge мало. Зато есть несколько сюжетных линий, связанных с квестами конкретных героев. Например, история всё того же приятеля детства, Абауриция: выполнив его задания, в концовке получаешь связанный с ним эпилог в картинках — тут всё по заветам RPG старой школы. Ну и есть выбор практически в финале, спасибо игре хотя бы за это. Но, конечно, мне бы хотелось получить концовку, которая бы складывалась из совокупности моих поступков по ходу сюжета. Вы можете сказать, что я слишком много хочу и вообще мои ожидания — мои проблемы, но должна же я чего-то ожидать от игры, официальное описание которой кичится «детективными элементами» и «непростыми моральными дилеммами», а также заявляет, что «The Thaumaturge даёт вам свободу выбора, однако будьте готовы к непредсказуемым последствиям». Похоже, готовилась я зря!
Тауматурги не только наделены острым восприятием того, что скрыто от других, но и могут предугадывать действия врагов — и это пригодится в бою. Сражения тут больше всего напоминают уже не о классических компьютерных RPG, а о пошаговых японских. Мои первые ассоциации — это Grandia II с её временной шкалой, на которой видно все действия участников битвы, и серия Final Fantasy, а именно тамошние эйдолоны, защитные стражи, астралы… призывные существа, иначе говоря. В The Thaumaturge их роль выполняют демоны-салюторы, часть которых мы получаем по сюжету, а другую часть нужно находить. У каждого из них — свои способности, выполнение которых занимает разное время, и это важно учитывать.
В отличие от JRPG, бои тут не такие частые, да и в целом обошлось без рандомных встреч. Но хоть драки тут не случайные, затевая разговор с прекрасными дамами на улице, стоит держать в уме, что и эта беседа может закончиться потасовкой с проходящими мимо работягами, которым не понравился ваш внешний вид.
Так как мне нравятся пошаговые битвы, в сражения я ввязывалась с большим удовольствием. Но на среднем уровне сложности они показались мне простоватыми — только финальный босс действительно задал жару, но и там есть лазейка, как одолеть его практически без усилий; вопрос только в том, пользоваться ею или нет.
Навыки, которые Виктор применяет в бою, следует улучшать, вкладывая в пустые ячейки дополнительные способности. Эти улучшения можно менять перед каждой схваткой, но мне это не пригодилось: собрав единожды билд под себя, я так и дошла с ним до самого конца, открывая только новые виды атак и развивая исключительно их.
Враги редко нападают поодиночке. У каждого из них ещё и есть особые черты (например, 80 % урона по противнику не проходит), связанные с гранями тауматургии, которые уже упоминались выше. Такую защиту можно на время убрать, например атаковав подходящим салютором. Вообще, салюторы — незаменимые помощники в бою, они, как и герой, обязательно делают ход и даже выступают вместо аптечек (никаких расходников в игре нет).
Чем ещё заняться на улицах Варшавы кроме драк с работягами и солдатами? Например, можно делать мелкие квесты — находить разные места по отрывкам чужих писем и газетным вырезкам. Для того чтобы обнаружить такое особенное место, надо отыскать несколько улик, а дальше Виктор сам сложит два и два и выдаст адрес, к которому нас приведёт тауматургское чутьё. Таким образом можно попасть на дегустацию кофе, заглянуть на урок танцев или демонстрацию фотосъёмки. Но не ждите от этих местечек особой кат-сцены: Виктор просто сделает в своём альбоме набросок события. Но, надо признать, рисует наш герой чертовски хорошо.
В начале обзора я уже хвалила то, как здорово полякам удалось показать Варшаву. Её было интересно изучать даже мне, человеку, который там никогда не был. Не представляю, какой восторг город вызовет у тех, кому довелось его посетить, чего уж говорить о местных жителях. Та любовь, с которой воссозданы варшавские улочки, оживляет город и делает его полноценным героем игры.
При этом мир The Thaumaturge — место крайне неприветливое: там сложно найти милого и доброжелательного человека, все пытаются как-то приспособиться, чтобы выжить. В игре много мата, в том числе русского: герои не стесняются смешивать языки в своей речи. Говорят они, правда, с акцентом, но звучит всё это дело очень живо и колоритно.
В Варшаве живут люди из разных социальных групп: и богема, прожигающая время на приёмах в дорогих отелях, и бедные рыбаки с незамысловатой философией «Река дала — река взяла», и немцы, обвиняющие польских работяг в алкоголизме, и девушки, мечтающие об образовании, и дерзкие социалисты, и бунтари куда более радикальных взглядов. Получился самый настоящий срез эпохи, обнаживший кучу наболевших вопросов и тем, одна из которых — независимость Польши.
Не буду скрывать, что в игре есть реплики, которые сейчас могут восприниматься острее, чем раньше: к русским тут относятся настороженно. Но мир The Thaumaturge суров ко всем: даже ключевые для сюжета тауматурги большой популярностью там не пользуются. Самого Виктора, при всей его харизматичности, сложно назвать откровенно положительным персонажем, но в наших силах попытаться сделать жизнь окружающих его людей чуточку лучше, хотя бы в тех рамках, что предлагают разработчики.
В целом после прохождения The Thaumaturge у меня осталось приятное послевкусие. Да, я всё ещё возмущаюсь, что игра часто водила меня за нос, изображая, что даёт мне выбор, — но во время первого прохождения я думала, что действительно его делаю. Ну и детективная часть, на мой взгляд, недожата.
С другой стороны, у меня язык не повернётся сказать, что в The Thaumaturge мало расследований. Буквально каждая сюжетная задача требует детективного вмешательства, да и необязательные квесты тут тоже с налётом тайны. В игре нет традиционных для RPG однотипных заданий — за каждым стоит маленькая, но уникальная история. Чувствуется, что к «Тауматургу» приложил руку старший дизайнер квестов «Ведьмака» — все они запоминаются и наполняют мир игры колоритными деталями.
Очевидно, Fool’s Theory стремилась создать игру, в которой на первом месте были бы история, незатасканный сеттинг и харизматичные герои. И у студии это получилось. Правда, заметно, что ей хотелось большего размаха, но либо денег не хватило, либо времени: ближе к финалу даже анимации кажутся совсем скудными, а концовки — сумбурными. На необязательные квесты в последней трети игры тоже поскупились — при таком-то многообещающем начале! И опять же пресловутая вариативность. Ну не хотите вы делать разветвлённую игру, да и бог с вами! Вон JRPG, у которых была позаимствована боевая система, в массе своей отлично себя чувствуют и без вариативности. Просто тогда не делайте выбор из реплик, которые всё равно сводятся к одному.
Плюсы: неизбитый сеттинг; интересная история, написанная богатым и образным языком; стильные пошаговые бои; игра в целом выглядит живописно, а отдельные детали, вроде рисунков главного героя, только добавляют ей шарма.
Минусы: по большей части линейное повествование, которое пытаются прикрыть псевдовыбором; есть ощущение лёгкой недоделанности, хромые анимации и безобидные баги.