Crusader Kings III: Обзор

Степан Песков 2020-08-31 17:39:53 33

Есть в индустрии видеоигр занятный феномен имени Paradox Interactive: жанр глобальных исторических стратегий, обязанный своему появлению именно шведской компании, до сих пор оккупирован ею же без малейших намеков на конкуренцию.

«Парадоксов» часто ругают за любовь к дроблению своих игр на десятки DLC, за баги, за долгий выпуск патчей, за отсутствие третьей части Victoria, наконец, но их стратегии всё равно боготворят, и выход новинки – это всегда большое событие для любителей жанра. В этом году таким событием должен стать релиз Crusader Kings III, намеченный на первый день осени.

https://youtu.be/hEJZ4EiXRlM

Встречают по одёжке

CKIII красива, и у неё есть свой стиль – персонажей не спутать с героями другой игры на тему Средневековья.

Количество текстовой информации на экране порой зашкаливает, что не может не мешать.



Ещё раз подчеркну – дело не ограничилось лишь заменой двухмерных портретов трёхмерными. Иллюстрация каждого события (эдакие мини-квесты, ставшие визитной карточкой всех стратегий от Paradox) – отдельная сценка с подобранным в тему фоном, а персонажи на ней принимают соответствующие позы и меняют выражения лиц. Если вспомнить ситуацию с подозрением на измену, то сообщение о рождении наследника и случившееся через несколько лет открытие тайны его происхождения будут представлены двумя совершенно разными сценами, где и без чтения текста будет понятно настроение каждой ситуации.

В целом художники CKIII предоставили отличную замену пресловутому «отыгрышу в голове» в той его части, которая касается внешнего вида персонажей. Просто сравните экран персонажа и окошки событий с тем, что было в CKII, – налицо огромный скачок качества в нужном направлении.

Детские болезни

Вассальные договоры теперь заключаются с каждым подданным отдельно.

Чем сложнее, тем интереснее

Из интересного в скудной боевой системе – подробное описание сражения.

«Образ жизни» – аналог прокачки каждого отдельного персонажа.

Романы, ухаживания, любовницы и наложницы – какое средневековье без плотских утех?

Рыцари плаща и кинжала

Разнообразных событий хватает, и повторяться они не спешат, что положительно сказывается на погружении.



Пока играть через интриги даже слишком просто: к примеру, едва научившись проискам с похищением персонажа, можно легко побеждать в любых войнах, захватывая в плен вражеского правителя. Кандалы и темница положительно сказываются на желании врага закончить конфликт на наших условиях! Впрочем, это лишний раз подчёркивает комплексность и взаимосвязь элементов геймплея.

Роль личности в истории



Но вся прелесть CKIII даже не в этом. Да, сложный игровой процесс, да, разные механики переплетены друг с другом, а любое действие в одной области может аукнуться позже в другой, причём самым неожиданным образом. Но важно то, что на первом месте всегда остаются персонажи и история династии, которую игрок пишет своими действиями.

В плане сюжета эта стратегия, пожалуй, может смело соперничать со многими нарративными проектами – настолько интересные истории она порой создаёт. Игра показывает, что развязать войну с соседним правителем можно из-за неосторожно брошенного слова на пиру, что клятва в любви до гроба – порой лишь слова (один из моих королей двинулся умом, когда на старости лет узнал о неверной супруге), а храбрость и отвагу можно использовать в самых корыстных целях.

Наглядная подача непредсказуемо развивающегося сюжета обеспечивается за счёт довольно простой механики – тех самых событий, постоянно возникающих в жизни ваших персонажей и требующих конкретных решений. Ничего кардинально нового разработчики здесь не изобрели, но благодаря паре изящных решений гейм-дизайнеров истории получаются цельными, правдоподобными и взаимосвязанными. Если зависимость выбора от параметров и свойств персонажа используется в играх уже давно, то система стресса позволяет отыгрывать роль достоверно, принимая решения с оглядкой на последствия – как это и бывает в реальной жизни.

ce5cc8dfd7eab6b93db1

Так, игроку часто выгодно совершать всякие гадости, вроде пыток и убийств пленников. Очевидный выбор в тех случаях, когда решение оправдано с точки зрения закона, не даёт штрафа к отношениям, да ещё и позволяет решить некоторые проблемы? Но у каждого персонажа есть свой характер, обусловленный привычками и свойствами личности, – если действия будут идти вразрез с убеждениями, то готовьтесь к повышению стресса. Это порой сулит самые серьёзные последствия – вплоть до приступов агрессии, болезни или даже попытки самоубийства. Система затрагивает и добродетели – например, жадина будет страдать при каждой трате денег «впустую», пусть игрок и не против пожертвовать деньги на благое дело.

Стресс можно уменьшить – опять же, способов для этого уйма, и зависят они от образа жизни и привычек. Пьяница найдёт утешение в вине, а атлет – в занятиях физкультурой. Но и здесь никуда не деться от последствий: во втором примере ждите отрицательный модификатор к отношениям из-за запаха пота.

В итоге каждая личность под нашим управлением выглядит достоверно, а решения, пусть и обусловленные чисто практическими интересами игрока, заметно реже вступают в противоречие с миром игры. С точки зрения отыгрыша роли CKIII даст фору многим RPG – лучшего варианта для погружения в мир этой эпохи я, пожалуй, не назову. Kingdom Come: Deliverance не хватает свободы выбора, Mount & Blade II: Bannerlord всё ещё барахтается в раннем доступе, и обе заметно уступают творению Paradox в количестве контента.

985b6fc11f4809f92718

***



Crusader Kings III – игра хоть и изумительная, но далеко не идеальная. Есть баги (которые, хочется верить, присущи только пресс-версии), где-то хочется большей глубины – в тех же сражениях, например. Далеко не все механики из второй части перекочевали в третью, а заготовки под DLC видны невооружённым взглядом. Тем не менее и сейчас наблюдать за жизнью целой династии под своим управлением необыкновенно увлекательно, особенно если поставить на первое место погружение и отыгрыш роли.

Конечно, можно смотреть на «Крестоносцев» так, как и положено тем самым «малярам», составляющим львиную долю аудитории подобных стратегий, – красить всё подряд, выбивая самые сложные «ачивки» и стараясь завоевать весь мир, начав с захудалого графства. Любители подобного геймплея, особенно из ветеранов серии, вряд ли оценят мои восторги, однако я рискну остаться при своём мнении: перед нами в первую очередь ролевая игра с широчайшим горизонтом возможностей, а уже потом стратегия – но именно этим Crusader Kings III и прекрасна.

Плюсы: внешний вид персонажей; возможности для ролевого отыгрыша; свобода выбора с учётом последствий; комплексный стратегический геймплей; атмосферная музыка.

Минусы: примитивные сражения; баги; непродуманный интерфейс.

Другие новости

Комментарии

Щас бы в рецензии пошаговой стратегии в недостатках указывать «примитивные сражения», а потом ставить изюм.
В игре прям ну очень видно что будут ДЛС, контента по сравнению со второй частью значительно меньше)))
Игра во многом слабее двойки. Не хватает огромного количества механик (особенно не хватает дизайнера правителей). Из того что действительно понравилось могу ответить систему заговоров и создание ересей и новых религий. Но база хорошая и года два спустя можно будет окончательно переходить. И это прям намного лучше отвратного императора.
Ну, вторая часть одна из самых простых игр парадоксов, но третья — действительно идеальный вариант для вхождения в их глобалки.
Боевая системах в стратегиях от Парадокс как правило решалась рандомом, но в них достаточно ньюансов для глубокого построения игры. Я немного играл в СК2, но в Европе Универсаллис сражения с одной стороны примитивны, но надо знать и учитывать достаточно много факторов, чтобы не проиграть. Не удивлюсь, если рандом решает и тут тоже, но будет и пара вещей без учета которых ты будешь проигрывать по КД.
Все комментарии