Авторские игры ныне в почёте. Хотя индустрия регулярно балует геймеров десятками хитов всех сортов и мастей, наибольший отклик у публики вызывают уникальные произведения с амбициозным творцом (или творцами) у руля. Будь то противоречивая The Last of Us Part II команды Нила Дракманна (Neil Druckmann) или выходящая на бис Death Stranding студии имени Кодзимы (Hideo Kojima), можно не сомневаться: обсуждать их будут дольше, громче и чаще, чем очередной выпуск какой-нибудь Assassin’s Creed.
Даже среди подобного рода «возвышенных» премьер не обходится без аутсайдеров, неминуемо теряющихся на фоне грандиозных собратьев. И вот на сей раз в водовороте блокбастеров практически утонул сиквел Deadly Premonition, одного из любопытнейших триллеров седьмого поколения консолей. Обидно? Слегка, да. С другой стороны, холодный приём у критиков и сравнительное равнодушие масс – отнюдь не главные (и далеко не единственные) проблемы A Blessing in Disguise. Не так ли, Зак?
https://www.youtube.com/watch?v=Mh1HwAGOaxI
Ах как хочется вернуться
2004-й был удивительным временем для поклонников интерактивных развлечений. Doom 3 и Half-Life 2, Vampire: The Masquerade – Bloodlines, Burnout 3: Takedown, Grand Theft Auto: San Andreas и Katamari Damacy – что ни новинка, то очередной шедевр. Во всяком случае, именно таким рисуют тот год воспоминания и тематические материалы. Увы, правда жизни далека от гламура, описываемого прессой: ведь, пока гении творят шедевры, простые ремесленники старательно пытаются выделиться из толпы и раз за разом терпят крах. И эта история началась с одного такого провала. Имя ему – Spy Fiction.
«Провал», правда, громко сказано: не так уж много шума наделал этот причудливый «убийца Metal Gear Solid» от малоизвестной Access Games. Вышел, попылился на полках, а потом тихонько канул в Лету, так и не разойдясь сколько-нибудь достойным тиражом.
Но если геймерам до игры и её продаж не было дела (куда там, Snake Eater на носу), то вот авторов во главе с начинающим режиссёром-сценаристом Хидэтакой Суэхиро (Hidetaka Suehiro), он же SWERY, неудача выбила из колеи. Что же пошло не так? Почему приключения Билли Бишопа и отряда S.E.A. не нашли отклика у публики? И главное, что делать дальше? Поиски ответов заняли много месяцев – но лишь скоропостижная отмена сиквела шпионского боевика внесла ясность в ситуацию. Вместо попыток угодить всем и вся (включая жадного до блокбастеров издателя), Суэхиро и компания решили посвятить себя произведению как можно более оригинальному – интерактивному детективу в декорациях американской глубинки. Именно так родилась Rainy Woods. Или, как её знают сегодня, Deadly Premonition.
Однако путь от формирования концепции до релиза оказался долог и до боли тернист. Годами Access вынашивала свой удивительный триллер, меняя масштаб (с PSP-эксклюзива до хоррора на Xbox 360), тестируя Shenmue-подобные механики и продумывая каждую мимолётную деталь вашингтонского города Гринвейл. Даже неожиданная отмена разработки в 2007 году не остановила команду: проект кое-как дособрали пару лет спустя, пускай и с набором правок в сценарии и гейм-дизайне. Беды и неурядицы самого разного характера преследовали авторов всю дорогу – и получившаяся в итоге солянка не нашла понимания у некоторых критиков.
Что пресса только не хаяла: устаревшую картинку, кособокий экшен а-ля Resident Evil 4 (навязанный издателем в последний момент), вождение, QTE, ворох гейм-дизайнерских промахов… Тем не менее с руганью одних журналистов каким-то образом переплелись и восторги других – в адрес сюжета, персонажей, стилистики и в целом изобретательности людей у руля.
Так что же, шедевр? Или провал? С разбросом оценок от 2 до 10 сам чёрт не разберёт. Парадоксальность ситуации пленила, амбициозность игры обезоруживала – и сбитая с толку публика дала неказистому приключению шанс, чисто из любопытства. Дальнейшее, как говорится, уже история. Всего за пару лет благодаря Интернету и сарафанному радио Deadly Premonition обрела культовый статус, попутно превратив имя Хидэтаки Суэхиро в бренд. На небосклоне индустрии внезапно зажглась новая звезда.
И вот «это происходит снова»: после пары спорных попыток закрепить успех Суэхиро вернулся к своему величайшему творению. Повод для радости, казалось бы, – кто откажется от нового шанса провести пару часов в компании агента Йорка после стольких лет разлуки?
Где всё просто и знакомо
Новый Орлеан, 2019 год. Во время обыска продуктового склада сотрудники ФБР обнаруживают замороженное тело Лизы Кларксон – девушки, зверски убитой 14 лет назад. Хотя следствие давно завершилось, находка вынуждает Бюро заново открыть таинственное дело. В поисках ответов и ценных ниточек специальный агент Аалайя Дэвис отправляется в Бостон, чтобы лично допросить человека, который раскрыл преступление – профайлера в отставке Фрэнсиса Моргана.
Новый Орлеан, 2005 год. Во время путешествия по югу США Фрэнсис Йорк Морган делает остановку в неприметном городишке Ле-Карре – отдохнуть, попробовать местный кофе и, если повезёт, выйти на след поставщика таинственного наркотика Saint Rouge. Отпуск, впрочем, приходится отложить до лучших времён: под одним из мостов местные обнаруживают расчленённое тело Лизы, наследницы четы Кларксон. Охочий до загадок Йорк с энтузиазмом берётся помочь шерифу в поисках преступника – турист ещё не знает, что именно это расследование изменит его жизнь навсегда.
Ритуальные убийства в захолустье и эксцентричные спецагенты в поисках изворотливого маньяка. Знакомая завязка – и под стать ей узнаваемо причудливый геймплей. Подобно оригиналу, A Blessing in Disguise представляет собой ядрёную смесь жанров и механик: тут и экшен, и открытый мир с обилием побочных заданий, и хоррор, и даже некое подобие интерактивного кино. В целом суть мало изменилась со времён релиза первой части на Xbox 360, и фанаты сразу почувствуют себя как дома. Хотя не обошлось и без пары любопытных перемен.
Стена со всеми действующими лицами A Blessing in Disguise – вещь занятная, но пользы от неё ноль.
Например, Йорк теперь принципиально отказывается водить машины – вместо них он предпочитает кататься на своём верном скейтборде. Удобное и полезное средство передвижения, особенно если разучить пару полезных трюков у местного Тони Хоука. С арсеналом тоже теперь всё непривычно: на сей раз одиозный профайлер пользуется лишь пистолетом с резиновыми снарядами да собственными кулаками. Компенсируется откровенный недобор стволов магическими апгрейдами: при помощи различных бус (крафтятся в особом магазине) и вудуистского алтаря герой способен произвольно менять характеристики пушки, как в какой-нибудь JRPG. Ядовитые пули с увеличенной точностью – самое оно для охоты на аллигаторов, собак и неупокоенных духов.
Хотя по факту это скорее излишества: расчехлять оружие в сиквеле приходится гораздо реже, чем раньше. Совсем уж без стрельбы, понятно, не обойдётся (по ходу расследования агенту предстоит схлестнуться с несколькими боссами, которых добрым словом не возьмёшь), но она ощущается как довесок, не более того. Гораздо больше времени придётся провести, гуляя по солнечному Ле-Карре и помогая местным жителям решать местечковые проблемы от нечего делать. Кто бы мог подумать, что починка душа окажется настолько трудозатратным занятием!
Приводить одежду в порядок можно и без химчистки, равно как и избавляться от неприятного запаха теперь позволяют без похода в ванную.
«То же самое, но чуточку лучше» – именно так тянет описать Deadly Premonition 2: A Blessing in Disguise на первых порах. Куда ни кинь, всюду мелкие улучшения, яркие диалоги и персонажи – всё как любят фанаты. Шутки? Есть. Отсылки к кино? Хватает. А уж уморительные баги, без них просто жизнь не мила! Но энтузиазм быстро иссякает. Не проходит и пары часов, как повторяющиеся в случайном порядке монологи Йорка приедаются, как и катание туда-сюда по квадратному новоорлеанскому городку. Наваждение рассеивается: чем дольше гуляешь по улицам в поисках мусора, чем больше вникаешь в интригу, тем очевиднее становится горькая правда о новинке от SWERY – она плоха. Плоха как игра, как история, как продолжение.
Где нет зависти и злости
За прошедшие 10 лет у Deadly Premonition сформировалась немного обманчивая репутация как в прессе, так и среди геймеров. Очень часто её называют одним из худших релизов XXI века и сравнивают с «Комнатой»Томми Вайсо (Tommy Wiseau), да и вообще, дескать, если творение Access Games и любят, то иронически, иначе никак. Так ли это? Отнюдь. «Настолько ужасно, что даже прекрасно!» в данном случае – просто глупый мем.
Не устаревшая графика превратила оригинал в локальную сенсацию. Не дурные экшен-сцены с танцующими лимбо духами обеспечили Хидэтаки Суэхиро статус подающего надежды сценариста и режиссёра. Они, безусловно, придали триллеру уникального шарма, однако секрет успеха заключался в другом. Народ покорило то, что за неказистым фасадом бюджетного треша скрывалась увлекательная детективная драма, а мир игры со всеми его условностями казался по-настоящему живым.
И если с сюжетом всё более-менее понятно без лишних пояснений (хорошо выстроенное повествование, интересные повороты, запоминающийся финал), то второй пункт стоит раскрыть поподробнее. В Гринвейле обитали люди. Немного карикатурные и своеобразные, как подобает японскому релизу, но вместе с тем фактурные, человечные, со своими причудами и проблемами. По утрам они отправлялись на работу, вечером зависали в баре, и где-то между делом у всех приключались маленькие казусы, решать которые приходилось Йорку/Игроку. Маньяк маньяком, конечно, а кто будет для мамы шерифа цветы под дождём собирать или очаровательной Эмили Уайатт с готовкой помогать? Сущие мелочи, да, но они работали на погружение, превращали угловатую декорацию в нечто большее, нечто близкое и почти родное. И это не просто случайная находка, в правдоподобии американской глубинки была вся суть!
Сиквел же на этом фоне не просто удручает – он вызывает искреннее недоумение. Ле-Карре мёртв. Пуст. Бессмысленен и беспощаден на фоне своего вашингтонского предшественника. Да, по улицам бесцельно шатаются десятки безликих NPC, а из рек и озёр то и дело вылезают аллигаторы, но какая разница, если город кажется картонной декорацией с бестолковыми мини-играми в духе ранних Grand Theft Auto?
А всё потому, что нет в Новом Орлеане по версии SWERY интересных людей, ярких личностей, с которыми хочется познакомиться, подружиться, общаться. Вместо них тут скучные раздатчики MMO-поручений, от примитивности которых поначалу оторопь берёт. Убей 30 пчёл! Прикончи 30 собак! Забей 30 демонов! Принеси 5 бусин, которые можно получить только в награду за другие (не менее примитивные) квесты! Какая халтура. Оригинал, справедливости ради, тоже сводился к «подай-принеси», но у заданий был любопытный контекст – и полезные награды, ради которых не зазорно было днями и ночами караулить человека около его дома.
Некоторые задания ещё и сформулированы странно: какое время, какой таймер?
Кое-как выправить положение мог бы толковый сюжет – но и с ним у A Blessing in Disguise не задалось. Завязка обещает интересную интригу сразу в двух временных периодах, однако вместо напряжённого триллера в духе «Настоящего детектива» у команд Toybox и White Owls вышла каша, затянутая в плане подачи и слишком скоротечная по существу.
Например, Йорк образца 2005 года даже не расследует преступление с помощью интересных умозаключений или хитрых догадок. О нет, всё гораздо проще: то и дело ему в зеркале является дух и чуть ли не прямым текстом говорит, куда идти за следующей порцией событий. Помните, как в оригинале федерал устраивал городское собрание, следил за подозреваемыми, допрашивал их? Тут такого нет. Именитый профайлер раскидывает мозгами до смешного редко, складывая два и два гораздо позже любого внимательного игрока… и всё равно допускает глупые ошибки, достойные новичка.
Не думай головой, Зак, просто делай по чужой указке!
Сегменты из 2019 года и того хуже – в них вообще нет внятного интерактива, знай себе прокликивай диалоги, выслушивая на редкость заунывные монологи трёх болванчиков в четырёх кирпичных стенах. Ни интересной постановки, ни ярких сценарных находок. С тем же успехом сцены с участием Аалайи Дэвис и её помешанного на пицце напарника могли сделать просто заставками. Только «воды» стало бы меньше.
Впрочем, есть подозрение, что авторы нарочно растягивали действо, чтобы сделать вид, будто история богаче, чем на самом деле. Апогея такой подход достигает во втором эпизоде из четырёх, когда спецагента отправляют на бесстыдно долгие и предельно занудные поиски всячины для очередного деревенского клоуна. И ради чего? Ради барабана с беличьим хвостом. Даже федерал комментирует абсурдность происходящего – а толку-то?
По тому же принципу устроены и экскурсы в параллельный мир, венчающие собой каждую главу. Совершенно одинаковые, простые лабиринты с повторяющимися демонами успевают наскучить уже после первого их посещения – но разработчики не мудрствуя лукаво скопировали их несколько раз, поменяв порядок комнат и взрывоопасных бочек. Оригинал со всеми его проблемами обошёлся без подобных финтов, между прочим, а его делали за две копейки и без каких-либо фанфар!
При этом сам экшен не только примитивный, но ещё и перегруженный цветастой мишурой вроде прокачки оружия. Все эти бусы «+2 к урону» или «+3 к точности», которыми дают увешать свой алтарь, вообще не имеют никакого значения – что боссы, что обычные монстры быстро дохнут под градом самых обыкновенных пуль, а патронов и аптечек так много, что их потом хоть в магазинах после заруб продавай. Хотя и в этом нет нужды – денег-то и так вагон, одних только бонусов за пройденные мили хватит на всю кампанию. Опять же, сплошная пыль в глаза – на первый взгляд стало лучше и богаче, только вот смысла в новинках нет.
Есть в игре ещё функция автоприцеливания – видать, чтобы сделать примитивную стрельбу немного удобнее.
Так ради чего вообще играть в Deadly Premonition 2, если сценарий слаб, город уныл, а персонажи пусты? Судя по всему, ради фансервиса, которым сценаристы и дизайнеры всячески пытаются прикрыть общую бессмысленность A Blessing in Disguise. Эй, помните монологи Йорка про кино во время долгих поездок на машине? Теперь агент чуть ли не в каждой сцене начинает тираду про какую-нибудь известную ленту из 80-х, чтобы мало не показалось. Эй, помните Life is Beautiful? Эй, помните далматинца Уилли? Эй, помните Эмили? Эй, помните D4: Dark Dreams Don’t Die? Эй, эй, эй…
Поначалу забавные, эти подмигивания в какой-то момент откровенно надоедают – не только из-за их навязчивости и очевидности, но ещё и потому, что они лишний раз напоминают о действительно толковой первой игре. Как насчёт порадовать публику свежими находками и запоминающимися моментами, а не паразитировать на образах десятилетней давности?
Кстати, скейт окрашивается в цвет Joy-Con. Какая милая и совершенно ненужная (с учётом всего остального) деталь.
И в качестве последнего штриха к портрету – новинка ещё и отвратительно работает. Образ ленивого, безыдейного сиквела был бы неполным без чудовищной оптимизации, регулярных багов, длинных загрузок и отсталой графики. Зачем вообще городить этот бессмысленный пластмассовый мир и лишний раз насиловать движок Unity, если ничто не мешало сделать линейную, но насыщенную адвенчуру в духе той же D4?
Да просто форма важнее содержания, только и всего. Интернет-публика знает Deadly Premonition как «тот кривой мемный хоррор». Что ж, нет смысла их разочаровывать. Зачем стараться, изобретать, продумывать или развивать главные идеи предшественницы, когда сподручнее просто оседлать волну «Настолько ужасно, что даже прекрасно» и не напрягаться? Теперь баги – это не баги, тормоза – важная составляющая приключения, а откровенно дурной геймплей с часами филлерных недомиссий – это такая хитрая отсылочка «для своих».
Если и хвалить что-то в этом мистическом балагане, так это Патрицию – яркую, забавную, своенравную героиню, которой откровенно тесно в рамках подобного треша. На фоне не по годам взрослой девчушки теряются абсолютно все персонажи, включая обычно харизматичного Йорка: бедняга превратился в уродливую карикатуру на самого себя. Что, к сожалению, можно сказать и про вторую часть в целом. В 2020 году вышло много спорных сиквелов классики, и, к сожалению, Deadly Premonition 2 пополнила их ряды. Что пошло не так? Пожалуй, всё сразу. Во всяком случае, недостатки бросаются в глаза моментально, а вот достоинства приходится искать днём с огнём. И что самое обидное, если авторы таки доведут картинку и оптимизацию до ума с помощью патчей, игра станет в лучшем случае проходной.
Зато есть у второй части как минимум один неоспоримый плюс. В отличие от великолепного оригинала, который своими причудами запоминается на всю жизнь, A Blessing in Disguise выветривается из памяти с удивительной лёгкостью – год-другой, и паранормальный триллер уйдёт в небытие. Где ему самое место.
Плюсы: пара остроумных диалогов; Патриция; несколько номинальных улучшений в геймплее по сравнению с первой частью; слегка доведённая до ума (но всё ещё примитивная) стрельба; адекватный последний босс.
Минусы: не выдерживающая критики техническая составляющая; пустой и скучный город; никчёмная механика улучшения персонажа и оружия; убогие побочные задания; плоские персонажи; скудный арсенал; повторяющиеся лабиринты; очень слабый и щедро разбавленный «водой» сюжет; невнятный саундтрек; беззубый фансервис ради фансервиса.
> Плюс ли? О, плюс, ещё какой, учитывая, насколько всё тут слабо и скучно. Ещё бы 4 одинаковых данжа и 3 дня унылых побегушек по мёртвому городу я бы не выдержал, например.
> Патрисия — не оригинальный персонаж Да естественно, не оригинальный, но на фоне всех остальных она всё равно смотрится выигрышно. Она не тупит (в отличие от Йорка), не раздражает (в отличие от Дэвис или её напарника Саймона), не повторяет одну и ту же «шутку» по 20 раз (как её приёмный отец с этими фразами в духе киношных трейлеров). Типаж узнаваемый, но исполнение приятное, кмк.
У игры есть ещё один плюс — она вдвое короче первой части! … хотя, плюс ли?
п.с. и даже Патрисия — не оригинальный персонаж. Ровно то же самое (своенравный персонаж-ребёнок, ведущий себя порой более разумно, чем взрослый ГГ) было и есть в сонмище японских игр ещё со времён Ace Attorney.
Вообще за последнее время политика «Ниндендо» видимо поменялась. Лет пять назад такую жестокую игру не выпустили бы на своих консолях. Возможно авторы призадумаются и в следующем проекте всё будет намного лучше.