Классика бессмертна, с завидной регулярностью утверждают ретрограды, когда речь заходит о литературе и кинематографе. Как ни странно, они правы — сколько бы ни выходило новых прекрасных книг, шедевры уровня «Графа Монте-Кристо» с нами навсегда. Они не исчезнут со страниц истории. Они не станут хуже. Тем печальнее, что с видеоиграми всё иначе: не ровен час обожаемый критиками хит, обладатель десятков премий и пафосных титулов в духе «„Гражданин Кейн“ всея индустрии», выйдет из моды — а потом и вовсе устареет так сильно, что мама не горюй. Проверку временем (и гейм-дизайном) выдерживают лишь лучшие из лучших, среди которых оказываются порой весьма неочевидные вещи. Например, Onimusha: Warlords, мистический слэшер, покоривший миллионы геймеров на заре эпохи PlayStation 2. Что такого особенного в приключениях отважного Саманоске Акети и как один из первых бестселлеров PS2 чувствует себя почти 20 лет спустя?
Летопись
Ace Attorney. Devil May Cry. Mega Man. Monster Hunter. Street Fighter — что ни говори, а у Capcom найдутся релизы на любой вкус и цвет. Но какими бы жанрами ни баловалась именитая корпорация, у абсолютного большинства сине-жёлтый логотип ассоциируется с сериалом Resident Evil.
Легендарный хоррор едва ли кто-то отважится назвать абсолютно инновационным: оригинальностью байки о таинственных особняках и обитающих в них монстрах не отличаются, да и с переносом знакомой темы в 3D японцы опоздали на пару-тройку лет. Зато детищу Синдзи Миками (Shinji Mikami) удалось сделать для индустрии больше, чем иным куда более оригинальным проектам: его невероятный успех вдохновил других творцов.
История Onimusha: Warlords началась в 1997-м, когда продюсеру Ёсики Окамото (Yoshiki Okamoto) пришла в голову идея так называемого Sengoku Biohazard — необычного спин-оффа, повествующего о схватке благородных ниндзя и жутких демонов в самый разгар периода Сэнгоку. Задумка попахивала бредом, однако в глазах её автора, заядлого поклонника лент Акиры Куросавы (Akira Kurosawa), Эпоха воюющих провинций с её сложными конфликтами и неоднозначными действующими лицами была идеальным фоном для кинематографичного приключения в багряных тонах. Лишь геймплей первоисточника слегка переработать, заменив огнестрельное оружие катанами с сюрикенами, и бестселлер готов! Долго убеждать руководство Capcom не пришлось.
Хотя предыдущий хоррор компании дебютировал на PlayStation, новый проект собирались делать эксклюзивно для N64 и её аксессуара 64DD. Увы, плохие продажи последнего поставили на планах жирный крест — так экшен сменил прописку с консоли Nintendo на первую PlayStation. Но на этом катавасия с платформами не кончилась: где-то на полпути программистов настолько впечатлили мощь и возможности маячившей на горизонте PS2, что они решили начать разработку с чистого листа. На память остались лишь ранние трейлеры — и надежда, что в старом офисе где-то в Осаке сохранился играбельный билд исходной версии самурайского хита.
https://www.youtube.com/watch?v=FvOFYZ5Cm2I
Страшно представить, как подобная чехарда с платформами отразилась на бюджете, однако компания всё равно вливала деньги в тёмную лошадку. Так, по просьбе тогда ещё легендарного композитора Мамору Самураготи (Mamoru Samuragochi) она наняла целый оркестр для записи саундтрека — сравнительно редкое и отнюдь не дешёвое явление по тем временам. А если учесть, что авторы задумали целую трилогию и запустили производство сиквела ещё до релиза первой части, Capcom явно рассчитывала на успех.
Уверенность в успехе легко объяснить. Аж со времён разработки на PS1 у команды был туз в рукаве — Такеси Канесиро (Takeshi Kaneshiro), актёр, певец, а также геймер в завязке, любезно предоставивший внешность и голос главному герою мистического эпоса. Благодаря музыкальной карьере и фильмам Вонга Кар-Вая (Wong Kar-wai) у Канесиро к тому моменту уже сформировалась армия поклонников, поэтому его участие гарантировало хотя бы какой-то интерес общественности к новинке, если та внезапно не найдёт своего покупателя.
Вышедшая в январе 2001 года Onimusha: Warlords быстро пошла в народ. Несмотря на очевидные и не всегда лестные сравнения с Resident Evil (ругали главным образом «танковое» управление да камеру), критики высоко оценили исторический слэшер, а геймеры обеспечили ему почётное место в Книге рекордов Гиннесса. Удивительно? Отнюдь: что тогда, что сейчас игре есть чем зацепить.
Самурайская баллада
Япония, лето 1560-го. В битве при Окэхадзаме сходятся войска Имагавы Ёсимото и Оды Нобунаги — легендарного полководца и будущего политического лидера, который посвятит жизнь объединению Страны восходящего солнца. После неравной схватки и хитрого тактического манёвра армия клана Ода одерживает верх над превосходящими силами Ёсимото. Увы, триумф был недолог: в горло победителя вонзается стрела. Едва вкусив победу, безжалостный Нобунага захлёбывается в собственной крови.
События первой части Onimusha начинаются год спустя. Саманоске Акети получает письмо от принцессы Юки — вокруг бесследно пропадают люди, и бедняжка чувствует, что вот-вот попадёт в беду. Не зря. Прибыв на место, Саманоске и его боевая подруга Каэде обнаруживают, что опоздали: Юки уже схватили внезапно наводнившие окрестности монстры.
Бравый меченосец бросается на выручку и даже находит похищенную, однако ему, простому смертному, не под силу сразить сверхъестественных чудищ — после непродолжительной схватки те уносят девушку в замок Инабаяма, а «спасителя» оставляют умирать. В ситуацию вмешивается третья сторона — демоны расы Они, заклятые враги устроивших разруху порождений тьмы. Выбрав самурая в качестве своего воина, причудливые создания даруют ему магическую перчатку, способную по воле хозяина поглощать души противников. Теперь хоть король подземного царства, хоть возрождённый Ода Нобунага — никто и ничто не остановит Саманоске на пути к принцессе.
Как можно понять по краткому пересказу завязки, сюжет до смешного прост. Есть герои — смелые, неглупые, статные, за друзей и близких готовые неприступную гору покорить. Есть злодеи — коварные, изворотливые, ради хитрых планов готовые пожертвовать кем угодно, даже невинным ребёнком. Есть конфликт, который по сути недалеко ушёл от игр с NES или даже Atari 2600. Предсказуемо — а ругать не тянет. Сложно критиковать сценарий, в котором нет ничего лишнего.
Комичный английский дубляж только добавляет происходящему старомодного шарма.
Но это не единственная причина, по которой простую фабулу язык не поворачивается упрекать в излишней примитивности. Дело в том, что Onimusha, при всей её кажущейся банальности, — толково написанная интерактивная былина. Студия Flagship умело почерпнула вдохновение из литературных эпосов и тематических лент, после чего вплела в слэшер знакомые ещё со школы элементы — от расхожих архетипов до темы борьбы народного воина с иноземными захватчиками. Недаром Саманоске помогают японские духи, а противостоят технически подкованные демоны с именами из «Гамлета» — так Capcom изобразила противостояние Востока и Запада на необычный манер.
Контекст периода Сэнгоку тут тоже отнюдь не для красоты. Как подобает древним сказаниям, в Onimusha откровенный вымысел переплетается с фактами: реально существовавшие личности общаются с выдуманными персонажами, а задокументированные события вроде взлёта Нобунаги переписываются и обретают совершенно фантастические объяснения. Каким образом самый известный Ода из провинции Овари обрёл свою мощь? Продал душу демонам, разумеется, подобно Чингисхану за несколько столетий до него! Бред, но бред в меру изобретательный и яркий, а в приключенческом экшене это главное.
Историческая подоплёка благотворно влияет не только на восприятие сюжета — она украшает игру в целом, придаёт ей неповторимый экзотический окрас. Демоны в касах, бамбуковые сады, крепости с высоченными лестницами и узкими коридорами — декорации Японии XVI века превращают, казалось бы, заурядное приключение в неповторимое зрелище, эдакий парк аттракционов на тему Страны восходящего солнца. Так что, даже будь экшен скучным и кособоким, опасное путешествие по замку Инабаяма нашло бы, чем поразить неподготовленного зрителя. К счастью, геймплей Onimusha: Warlords таит в себе немало приятных сюрпризов.
Восточная сталь
Как отмечалось выше, Onimusha затевалась как ответвление Resident Evil — первая её версия даже разрабатывалась на движке того самого хоррора. Уже один этот факт создаёт слегка искажённое впечатление о самурайском боевике: воображение тут же начинает рисовать нудные загадки, беготню туда-сюда-обратно в поисках ключей, ограниченный инвентарь, «танковое» управление в худших его формах. Дела обстоят куда лучше: разработчики толково обновили знакомые с 1996 года механики, убрав почти все намёки на хоррор и акцентировав внимание на экшене.
Что, признаться, поначалу тоже звучит пугающе — достаточно вспомнить, насколько неудобно воевать с зомби и прочими монстрами в особняке Спенсера и на улицах Раккун-Сити. И это с подспорьем в виде огнестрела! Но бояться нечего: Саманоске Акети — опытный воин с рядом уникальных трюков.
Во-первых, герой всяко подвижнее любого спецназовца S.T.A.R.S. У него есть уникальная стойка, которая работает как наведение на цель (и при этом позволяет двигаться); его блок отражает атаки с любого направления; а ещё Саманоске умеет парировать выпады и наносить критический урон (это два отдельных навыка!). Даже без прелестей ремастера (о которых ниже) такой арсенал приёмов отлично компенсирует «танковое» управление и позволяет играючи управляться с демонами без насилия над пальцами. Да, боевая система проста, зато работает как часы.
В узких коридорах замка куда сподручнее размахивать мечом, чем долго целиться из ружья
Во-вторых, у самурая есть перчатка Они. Если в Resident Evil стычки с противниками призваны истощать запасы и чудищ желательно избегать, то в Onimusha всё наоборот: враги — это ресурсы! Убийство монстров приносит души, которые можно тратить на улучшение оружия, прокачку магии и усиление ключей для открытия сюжетных (и не очень) дверей. И пусть гадов очень много (и они то и дело возрождаются в некоторых зонах), авторы не перегибают палку со сложностью: пройти кампанию не составит труда даже с одной лишь катаной первого уровня. Главное — не лезть на рожон.
Слэшер в целом сделан по уму. Утомляющий бэктрекинг по пустым локациям в поисках ключей? Его свели к минимуму: возвращаться куда-то далеко приходится, как правило, ради побочных предметов. Ограниченный инвентарь? Забудьте — у самурая широкие штаны, подбирайте всё, что плохо лежит. Бестолковые головоломки? Их толком-то и нет — и абсолютное большинство совершенно опциональны.
Разве что обязательная задачка с водой может поставить в тупик. Главное — не растеряться.
От игрока даже не требуется применять аптечки, ведь из демонов то и дело вылетает целебная магия — это мотивирует биться до конца и избавляет от безвыходных ситуаций. Даже битвы с боссами, худшие в геймплейном отношении моменты многих боевиков с фиксированной камерой, и те вызывают азарт благодаря внятной боевой системе и толковой кинематографии. Если не считать битвы с Осриком: там виртуальный оператор выбрал отнюдь не лучшие ракурсы съёмки.
К сожалению, при всех её достоинствах, шедевром первую часть Onimusha не назвать. И проблема, как ни странно, не в управлении и не в камере. Подкашивает экшен количество контента: его до обидного мало, возможно из-за скачков с платформы на платформу в самый разгар разработки. Безусловно, сюжетная линия только выигрывает от подобной лаконичности, только после прохождения заняться особо нечем: бонусный режим Oni Souls с разбиванием горшков убог и до смешного краток, а дополнительных костюмов мало — как и поводов возвращаться в замок Инабаяма. Здесь бы пригодились переиздания в духе любопытного порта на Xbox с новыми механиками и локациями, но не судьба.
https://www.youtube.com/watch?v=fnwMsACc77Y
После премьеры Onimusha: Dawn of Dreams и её слабых финансовых показателей Capcom фактически бросила цикл на произвол судьбы. Многих удивило подобное отношение компании к некогда успешному сериалу: где релизы на новых платформах, авторы Street Fighter II и Resident Evil 4? Однако теперь всё позади: после 13 лет забвения Onimusha вернулась в магазины в 2019-м. И о «новинке» стоит сказать отдельно — уж больно любопытным вышло переиздание первой части.
Как вино
На первый взгляд оно не слишком впечатляет — просто ещё один ленивый ремастер от NeoBards Entertainment, создателей Devil May Cry HD Collection (второй версии, для PC, PlayStation 4 и Xbox One). Как положено, команда обновила интерфейс, почистила текстуры и фоны, а также добавила возможность пройти игру в широкоформатном разрешении путём обрезки кадра. Словом, ничего особенного, если не считать переработанного управления и уникального музыкального сопровождения.
Здраво рассудив, что движение при помощи крестовины уже давно не в моде, разработчики ввели поддержку левого аналогового стика — Саманоске способен двигаться в любую сторону как угодно, без необходимости разворачиваться, словно танк. Кроме того, теперь для смены оружия не требуется заходить в меню — достаточно нажать R2. Новшества заметно преображают динамику экшена, и смотрятся очень к месту: можно подумать, будто в Onimusha дела так обстояли изначально.
С музыкой немного сложнее. Как выяснилось в 2014-м, Мамору Самураготи был тем ещё аферистом — все шедевры «японского Бетховена» на самом деле писал другой человек, так что использовать их заново не комильфо. Проблема? Ещё какая, но у неё нашлось решение: во внезапном порыве щедрости Capcom заказала абсолютно новый саундтрек. Его сочинил композитор Okami и Fire Emblem: Three HousesРей Кондо (Rei Kondoh). Стоит отдать должное маэстро: он и его ассистенты постарались на славу. Тем не менее превзойти исходные мелодии не удалось, и фанаты моментально почувствуют разницу в настроении отдельных сцен. Например, финальное противостояние прибавило в пафосности, однако утратило искру эпохи PS2. Зато для арены в Тёмном измерении подобрали достойное сопровождение.
Весьма толковый набор призов мотивирует близко ознакомиться с практически каждой механикой.
К сожалению, на этом все новинки издания закончились — контент Genma-релиза для оригинальной Xbox умельцы из NeoBards оставили за кадром. Остаётся только гадать почему: неужели у Microsoft эксклюзивные права на новые доспехи и демона-куклу?
Есть ли смысл ознакомиться с незаслуженно забытым бестселлером сегодня? Ещё бы. Даже если история Японии не вызывает трепет, а «закосы» под Resident Evil кажутся порождением сатаны, Onimusha: Warlords вполне способна подарить приятные 4-5 часов вечером выходного дня. Как оказалось, Саманоске Акети ещё хоть куда — вот бы увидеть его в абсолютно новой игре!
Плюсы: увлекательная кампания; толковая боевая система с неочевидными нюансами; обилие инновационных по меркам 2001 года идей; незатасканный сеттинг; удобное управление (даже без учёта новшеств ремастера) и запоминающийся саундтрек.
Минусы: откровенный недостаток контента; временами неудачные ракурсы статичной камеры; неудобная и в целом бесполезная стрельба; простой сюжет способен огорчить своей прямолинейностью.
Помню, проходил на эмуле 2 Соньки её, действительно, хоть и интересная, но очень короткая и возвращаться не сильно тянет, в отличии от того же Резидента. А вот в третью, помню, залипал конкретно так. Вот бы и её ремастернули.
А я не пропускал. Давно, лет 10 назад прошёл на ПК. Была ещё Dawn Of Dreams, но это чуть ли не единственная игра, в которой жёсткие баги текстур на эмуле PCSX2:-(