27 сентября 2020 27.09.20 13 90K

Don’t Starve семь лет спустя: что изменилось и почему игра до сих пор актуальна

Don’t Starve вышла больше семи лет назад, обзавелась обзором на StopGame и моментально канула в Лету в глазах игрового сообщества. Оно и понятно, ведь на релизе в DS было весело только первые 15–20 часов – маловато для песочницы, которая должна была затянуть всерьёз и надолго.

С тех пор у Klei Entertainment появилось несколько достойных проектов, в том числе Oxygen Not Included и Griftlands, но любители «выживачей» ассоциируют канадскую студию только с Don’t Starve. В чём причина? Быть может, rogue-like с незатейливой графикой не так прост, как кажется на первый взгляд?

Самое время собраться у костра и послушать…
Самое время собраться у костра и послушать…

Сегодня мы отправимся в недалёкое прошлое, чтобы проследить весь путь «Неголодайки» от релиза до интересного и весьма сложного «выживача», в котором сочетаются продуманный мир, мультяшная графика и бескомпромиссная сложность, ставящая в тупик многих опытных геймеров.

 

Любимое детище Klei Entertainment

Любимчики есть у всех, и, чем бы ни занималась студия, рано или поздно она всё равно возвращается к Don’t Starve. Ознакомившись с другими играми Klei, можно заметить, что только приключение джентльмена науки в мире кошмаров получает настолько сильную творческую отдачу всего коллектива.

За семь лет существования игра обзавелась масштабным мироописанием таинственной Константы, сюжетом, новыми персонажами, полноценным кооперативным режимом и крупными DLC, которые по количеству контента могут состязаться с оригинальной «Неголодайкой».

Каждое обновление, анонс или «реворк» героев обязательно сопровождаются красочной мультипликацией в узнаваемом стиле.

Несмотря на то что Don’t Starve Together пользуется бо́льшей популярностью, именно одиночная версия подкупает уникальными дополнениями, благодаря которым игроки снова и снова в неё возвращаются.

Миссия по спасению

Первым крупным отступлением от стандартной «осенней песочницы» можно считать внедрение нового режима. В нём главному герою, Уилсону Хиггсбери, наконец-то надоедает плясать под дудку злого гения Максвелла, силами которого учёный и очутился в Константе (или Постоянстве), и джентльмен науки решает отправиться домой.

А для этого ему приходится сыграть с безумным миром в длинную и сложную игру, путешествуя через порталы в неизведанные ранее земли. И если поначалу Максвелл насмехается над попытками главного героя, то с приближением Уилсона начинает нервничать, ведь трон короля Константы под угрозой.

Давая герою хоть призрачную, но возможность выбраться, Максвелл явно не рассчитывал на успех пленника.

Задерживаться в сгенерированных мирах, строить базу и планы на будущее не стоит, ведь герой должен целенаправленно продвигаться вперёд. Этому способствуют непригодные для жизни условия. В одном мире царит постоянная зима, в другом – вечная ночь. Вооружившись жезлом поиска, который помогает собирать части портала, Уилсон в конечном итоге добирается до тронного зала Максвелла. И занимает место бывшего иллюзиониста, ведь Постоянству и местным Гру нужен организм, из которого можно черпать энергию.

На этом история Уилсона не закончилась, и вскоре новой королевой Константы стала Чарли, некогда цирковая ассистентка Максвелла, а теперь – главная тёмная сущность в мире Don’t Starve Together. Не закончилась и история мира Максвелла, ведь уже спустя несколько месяцев после выхода игры её «лор» стал обрастать новыми подробностями.

Кабы не было зимы…

…И её ведь действительно не было, как и других времён года. Константа существовала в довольно нейтральной атмосфере с постоянной осенью. И только с выходом обновления A Winter’s Tale впервые появилась зима. Опробовав сложное испытание, игроки напряглись, ведь на горизонте уже маячило первое DLC, которое в разы усложнило пребывание в Константе.

 

Без Reign of Giants сложно представить современную Don’t Starve, а многие выживальщики воспринимают дополнение не как «спортивный утяжелитель» для и так непростой игры, а как обычные условия для жизни. Стабильная и тёплая осень стала сменяться лютой зимой, затем шла такая же бескомпромиссная и вечно дождливая весна, а если героям посчастливилось пережить этот кошмар, то их точно добивало лето.

Не обошлось и без новых персонажей, идеально подходящих для дикого нового мира. И если одни доступны за игровой опыт, то других можно разблокировать только с помощью выполнения «побочного квеста».
Не обошлось и без новых персонажей, идеально подходящих для дикого нового мира. И если одни доступны за игровой опыт, то других можно разблокировать только с помощью выполнения «побочного квеста».

Команда Klei в первый, но далеко не в последний раз бросила игрокам вызов и ждала, пока они не приспособятся к новым условиям. Сложность закаляет характер, и вскоре жители Константы научились балансировать между шапками, зонтиками и снежкомётами, а также были готовы при любом рыке покинуть базу практически без вещей и еды.

С DLC добавились и новые индикаторы. Теперь игроку нужно следить не только за голодом, здоровьем и здравомыслием, но и за температурой и влажностью.
С DLC добавились и новые индикаторы. Теперь игроку нужно следить не только за голодом, здоровьем и здравомыслием, но и за температурой и влажностью.

Вскоре любое обновление «Неголодайки» стало напоминать квест: студия оставляла на сайте небольшие головоломки и таинственные тизеры, одновременно с этим расширяла собственную вселенную и внимательно следила за реакцией сообщества на грядущие изменения в мире Константы.

Стоило добавить недостающую сложность, и выживальщики снова с радостью потянулись в игру, которую ранее изучили до дыр. Don’t Starve стала не просто проектом с небольшим, но сложным сюжетным режимом, а увлекательной песочницей, в которой снова можно было провести положенные 15–20 часов. Остановилась ли на этом Klei? Конечно нет, ведь уже в 2016 году вышло первое крупное DLC, снова бросившее вызов матёрым ветеранам.

Вместо поездки на море

Выживать проще, имея под ногами устойчивую почву, в – рюкзаке шубу, а в холодильнике – вкусные тефтельки. Именно к этому привыкли все одолевшие Reign of Giants, и дополнение Shipwrecked моментально выбило из колеи подготовленных игроков. В новом режиме практически вся карта – это бескрайний океан, по которому можно передвигаться исключительно на лодке (или на доске для сёрфинга – зависит от предпочтений).

 

Вместе с этим в игре полностью поменялась атмосфера. Теперь это не таинственная и мрачная Константа, какой мы привыкли её видеть, а весёлое пиратское приключение с погоней за сокровищами в неизведанных землях. В музыке зазвучали гавайские мотивы, цветовая гамма тоже претерпела некоторые изменения: у песка настолько мягкий и тёплый цвет, что остаться в этом мини-раю хочется навсегда.

Проеденные солью пираты всё равно не очень любят прохлаждаться на суше…
Проеденные солью пираты всё равно не очень любят прохлаждаться на суше…

Иллюзии о приятном отпуске отступают уже через несколько дней: ресурсов на начальном острове мало, так что приходится строить плот и бороздить просторы океана, по пути борясь с акулами и скатами. Так как эта Константа явно была навеяна странами ближе к экватору, на обычную зиму тоже можно не рассчитывать.

Кто не мечтал ловить волны, пафосно стоя на носу пиратского корабля?..

Сезоны ураганов, муссонов, засухи и периодические извержения гигантского вулкана заменили привычные и почти безобидные бедствия из ранней Don’t Starve. И игрокам пришлось заново открывать для себя изученный мир, мириться с правилами Максвелла и Чарли, а также бороться с новыми условиями. Сложности ведь закаляют характер?

Сколько ни путешествуй, всегда приятно найти остров с единомышленниками!
Сколько ни путешествуй, всегда приятно найти остров с единомышленниками!

Как и в Reign of Giants, в Shipwrecked добавили несколько уникальных персонажей, идеально подходящих новому режиму. Сёрфер Валани рассекает волны на собственной доске, пропитый пират Вудлегс отлично даёт отпор залпом пушек со своего красавца корабля, а король обезьян Уилбур имеет власть над всеми несносными и менее разумными сородичами.

Klei сейчас очень привязана к мультиплеерной Don’t Starve Together, но это не значит, что студия забыла про одиночную версию. «Кораблекрушение» – это эксклюзивное дополнение, и даже спустя четыре года не появилось ни одной хорошей модификации, которая бы полностью копировала механики нового режима.

В дополнение можно попробовать сыграть с друзьями, но без багов и вылетов не обойтись.
В дополнение можно попробовать сыграть с друзьями, но без багов и вылетов не обойтись.

Из Shipwrecked в обычную Константу смог выбраться только один новый герой – притязательный шеф-повар из Новой Каледонии, которому Don’t Starve Together обязана переработкой кулинарии. Благодаря Варли кооперативная игра за последний год обогатилась огромным количеством рецептов с разными эффектами.

Океанический мир находится всё в той же Константе: создав нужные порталы, игрок может легко перемещаться между разными воплощениями безумной вселенной. Надоел тропический рай? Можно смело прыгнуть на ближайшую лодочку и отправиться к родным грядкам в лютую сибирскую зиму.

Так как Константа – это некий параллельный мир, порабощённый ужасами (которые захватили сначала Максвелла с Чарли, а потом и Уилсона), только эти существа и устанавливают правила. Именно поэтому в 2019 году, с выходом нового дополнения, выяснилось, что всё это время в облаках существовал ещё один континент.

Славное королевство Свинвилль

Игроки уже были знакомы со свиньями в обычном мире и «Кораблекрушении», но жители облачных земель совсем не похожи на своих отсталых сородичей. Хрюшки из Don’t Starve: Hamlet проживают в роскошных и ухоженных городах, прогуливаются в дорогих костюмах по улочкам и продают полезные вещи в магазинах – словом, вызывают полный когнитивный диссонанс у одичавших пленников Константы.

 

И снова полная перестановка ценностей: теперь гораздо выгоднее остепениться и купить дом, выполнять поручения свиней и зарабатывать хрюнты (местную валюту). Извечные проблемы тоже меняются: еду можно купить в магазине, остальное – добыть в джунглях и руинах, но вот по части шестерёнок и одежды явный дефицит.

Рано или поздно любому герою придётся за деньги стричь кусты и убирать улицы от навоза… Но лучше так, чем жить впроголодь.

Вместе с дополнением в мир заглянули и новые персонажи – принцесса свиней Уилба, которую здесь просто обожают, магическим образом ожившее растение Вормвуд, а также Уилер, местная расхитительница гробниц. В этот же период студия впервые избавилась от уже вышедшего персонажа – джентльмена-охотника Ворбакса.

Сравнить мир Hamlet можно с «Индианой Джонсом» и «Расхитительницей гробниц» – в DLC были добавлены древние руины, ловушки разной степени избитости и старинные тотемы.

В руинах можно найти типичные для жанра приключений ловушки и древние сокровища, которыми интересуются учёные городские свиньи.
В руинах можно найти типичные для жанра приключений ловушки и древние сокровища, которыми интересуются учёные городские свиньи.

Вместо стандартных времён года игроков вновь приветствуют необычные сезоны туманов и цветения, к которым нужно основательно готовиться. Вишенка на торте – Свинопокалипсис, особая пора, которую разработчики добавили как очередной вызов зазнавшимся игрокам. Страшный и сюрреалистический период невозможно перетерпеть – только отменить с помощью гигантского каменного календаря в древних руинах.

Вигфрид совсем не была готова к сезону цветения. Будь проклят тот, кто придумал аллергию…
Вигфрид совсем не была готова к сезону цветения. Будь проклят тот, кто придумал аллергию…

Как и в случае с предыдущим DLC, игроки попытались перенести Hamlet в кооперативную игру. Модификация работает нестабильно, и это ещё один повод возвращаться к одиночной версии, на что Klei и рассчитывала.

Как бы плохо ни работали моды на Hamlet, в компании грабить мэрию гораздо веселее.
Как бы плохо ни работали моды на Hamlet, в компании грабить мэрию гораздо веселее.

Что происходит с Don’t Starve сейчас?

Все силы Klei Entertainment сейчас брошены на кооперативную версию игры, которая постоянно обновляется. В Don’t Starve Together добавляют новых персонажей, делают «реворки» старых, проводят тематические ивенты на праздники, балуют игроков одеждой и новыми скинами предметов.

Разработчики всё обещают перенести платную одежду и облики из кооперативной версии в одиночную.
Разработчики всё обещают перенести платную одежду и облики из кооперативной версии в одиночную.

Студия уже неоднократно заявляла, что прекращает поддержку одиночной версии, но Klei не первый раз лукавит, когда речь заходит о новом контенте к Don’t Starve. Будем ждать анонса нового DLC и надеяться, что самоизоляция не повлияла на работоспособность и творческий полёт мысли сотрудников.

23 июня 2020 года было объявлено, что часть команды совместно со студией Shengqu Games занимается созданием игры Don’t Starve: Newhome для мобильных телефонов. Новый проект выдержан в привычном стиле, а в трейлере показали как уже знакомых, так и новых для вселенной персонажей. Пока что бета-тест отложен на неопределённый срок, но будет любопытно взглянуть на то, как студии переработают механики игры под онлайн-кооператив с быстрыми сессиями.

 

Даже несмотря на то, что Don’t Starve, как ни взгляни, – это песочница, где нужно развлекать себя самостоятельно, в мире Константы всегда есть, чем заняться. Можно задаться целью уничтожить всех боссов, создать огромную базу или просто путешествовать по мирам, ища забавные события. Это генератор случайных ивентов и игра про «превозмогание», которая постоянно держит в напряжении.

Что до Klei, то разработчики всегда отличались лояльным отношением к своей аудитории. Студия каждый месяц выпускает обновления, делится анимационными роликами и деталями о творческом процессе и всегда прислушивается к мнениям игроков. Даже кооператив был добавлен исключительно по просьбе фанатов – авторы считали совместную «Неголодайку» бесперспективной.

Поддержка аудитории и постоянная работа Klei над ошибками принесли свои плоды – если вы пробовали Don’t Starve на релизе, то есть смысл вернуться в неё в 2020 году, ведь игра разительно отличается от первоначальной версии.


Поддержи Стопгейм!

Don't Starve

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | PSV | XONE | XBOXSX | Wii U | NSW | iOS | Android
Жанры
Дата выхода
23 апреля 2013
987
4.0
763 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

И ни слова про добавление пещер, а это ведь один из важнейших этапов становления Don`t Starve. Там контента хватит на целое DLC — несколько уровней пещер, множество противников и предметов, расширенная магия, новые боссы, новые НПС — кролики.
выбирайте хостом человека с хорошим интернетом и пк, и не будет пингов) Вылеты бывают только при обновлении серверов, об этом Клей обязательно сообщает) В остальном вылеты могут быть исключительно из-за конфликтующих модов)
Что-то смотрю на скриншоты и не пойму: это сторонние моды накручены, или вместо нормальной версии на сыче снова выпустили урезанную?
из модов только интерфейс (ну, чтобы индикаторы были хорошо видны, циферки, карта) Мне как бывалому игроку просто больше удобства хочется)
А, все же интерфейс не дефолтный.
у Klei Entertainment появилось несколько достойных проектов, в том числе Oxygen Not Included и Griftlands
А вот сейчас обидно было за Хот Лаву, для меня именно она стала лучшей игрой от этой студии, печалит только то, что судя по тому как редко для игры появляется что то новое, для самой студии эта игра тоже не в приоритете.
Быть может, rogue-like с незатейливой графикой не так прост, как кажется на первый взгляд?

Вот так можно начать очередной срач.
очень нравится стиль игры, пытался играть несколько раз, но сложные выживачи явно не для меня, удовольствия 0
К сожалению мультиплеер в этой игре ужасный. Вечные вылеты, лаги, зависания и пинги. Или я криворукий ????но несколько раз начинали играть с друзьями, но каждый раз фиаско
Don’t Starve вышла больше семи лет назад, обзавелась обзором на StopGame и моментально канула в Лету в глазах игрового сообщества. Оно и понятно, ведь на релизе в DS было весело только первые 15–20 часов – маловато для песочницы, которая должна была затянуть всерьёз и надолго.

На самом деле дальше можно не читать. Автор абсолютно некомпетентен.
А нет, второй абзац еще лучше:
Быть может, rogue-like с незатейливой графикой не так прост, как кажется на первый взгляд?
Обожаю «Don't Starve»!

Но самое главное в ней это — приятные мелочи:
— приятнейшая анимация всего что есть на экране;
— звуковое оформление каждой мелочи.
Как человек наигравший почти 680 часов в дст, могу сказать что игра незаметными шагами угасает, а обновления после добавления мореходства, стали не такими интересными. Возможно это связано с неокупаемостью проекта в последние годы, но надеюсь они смогут держать игру на плаву еще долгое время, радуя игроков новыми ивентами/обновлениями :D
Как я говорил, к игре не имею притензий и виной скорее всего кривые руки( мучали только ванильную версию). Просто факт такой. Может дадим игре ещё шанс)
Читай также