21 июня 2017 21.06.17 10 35K

Conarium: Обзор

Делать ужастики по Говарду Филлипсу Лавкрафту (Howard Phillips Lovecraft) — это, как говорится, и дар, и проклятие. С одной стороны, всё вроде бы уже придумано за вас и до вас, есть сюжеты, персонажи, мотивы и армия поклонников его творчества. С другой — нужно удержаться от соблазна заполнить игру дешёвыми «скримерами» и, наоборот, сделать всё выдержанно, атмосферно, интеллигентно, по-лавкрафтовски — иначе эта же армия поклонников отправит вас на свидание с Ктулху. Студия Zoetrope Interactive справляется с этим экзаменом уже в третий раз — после дилогии Darkness Within она выпустила свой новый хоррор по Лавкрафту, Conarium.

В видениях всё порой куда страшнее, чем наяву.
В видениях всё порой куда страшнее, чем наяву.

Холодные эксперименты

Впрочем, строго говоря, Conarium — это игра не по Лавкрафту, а в духе его творчества, а именно книги «Хребты безумия». Пересечения с ней очевидны, но в целом авторы рассказывают оригинальную историю. Действие также разворачивается на исследовательской станции в Антарктике, что расположена почти у самого Южного полюса. Мы играем за одного из учёных, Фрэнка Гилмэна, который просыпается и обнаруживает себя в полном одиночестве — все коллеги куда-то исчезли, а сам он толком ничего не помнит.

Находя различные записи, мы постепенно понимаем, что на станции проводились какие-то эксперименты, в ходе которых учёные с помощью странных приборов и веществ погружались в гипнотический сон. Так они хотели приобщиться к тайнам и знаниям древней инопланетной расы Старцев, чьи пещеры как раз находятся под станцией. Там члены экспедиции обнаруживают странные устройства, настенные надписи, камни с рунами, неизвестные растения, блокирующие проход в некоторые области, а также саркофаги с мумиями рептилоидных существ, что пришли на смену Старцам.

А ещё Фрэнк, и мы вместе с ним, нутром чувствует, что здесь есть кто-то или что-то ещё — странное, опасное, непонятное и оттого ещё более страшное…

Хребты безумия

Это, однако, не значит, что нам придётся постоянно убегать и прятаться от каких-то монстров и шарахаться от «скримеров». Такие ситуации, конечно, возникают, но очень дозированно — авторы делают ставку на вдумчивое исследование локаций и постепенно нарастающее напряжение.

Мы находим и изучаем всевозможные документы, слушаем аудиозаписи, периодически пытаемся связаться с остальными, видим события прошлого и проваливаемся то ли в воспоминания, то ли в сон — постепенно грань между настоящим и прошлым стирается, и вот уже непонятно толком, где тут сон, галлюцинации, а где реальность.

У этой истории может быть две концовки — выбор в финале за вами.
У этой истории может быть две концовки — выбор в финале за вами.

Переход между разными состояниями сознания в Conarium сделан очень точно и тонко. Вот мы видим какой-то цветок и сидящего рядом кота, тень от которого падает на стену, а вот уже цветок вдруг начинает разрастаться на глазах, охватывая щупальцами-лепестками всю комнату, а голова кота приобретает странную форму, увеличивается, искажается, он поворачивается… Брр. В данной ситуации это пугает куда эффектнее, чем какое-нибудь очередное «бу», — выглядит по настоящему безумно, по-лавкрафтовски.

Страшнее всего даже не тогда, когда периодически перед взором мелькают странные тени или приходится убегать от чего-то жуткого, накатывающегося на вас первобытным ужасом, а когда в самом финале мы понимаем, к чему привели эксперименты учёных, какую цену они заплатили за попытку прикоснуться к тому, чего человек касаться не должен. Логика повествования подсказывала, что именно к этому всё и придёт, но всё равно, когда вы впервые видите последствия этих экспериментов и понимаете, что на самом деле случилось с Фрэнком и его коллегами, это производит очень сильное впечатление…

Загадки истории

По сравнению с дилогией Darkness Within в Conarium стало меньше сложных, отвлечённых головоломок. Поначалу всё вообще кажется примитивным — найти ключ, залить бензин в генератор и запустить его, выбить дверь после нескольких ударов, подобрать предмет и использовать в нужном месте.

Потом ещё придётся разрушать каменные перекрытия топором и заряжать специальные кристаллы энергией, чтобы они помогли убрать растения, перекрывающие путь. В какой-то момент даже надо сесть за штурвал подводного аппарата и в несколько аркадном стиле поплавать под водой, стараясь не врезаться ни во что — у аппарата всего три «жизни».

Конечно, периодически появляются более традиционные пазлы, когда нам нужно, например, правильно настроить радиоволны или в нужной последовательности разместить монеты с символами на каменном постаменте. Но и там ничего особенно сложного нет — подсказка всегда найдётся где-нибудь рядом или в дневнике Фрэнка, куда он аккуратно записывает и зарисовывает все найденные заметки и документы.

Это не значит, что игра превратилась в нечто лёгкое и местами даже аркадное. Просто авторы на этот раз решили сосредоточиться на последовательном, связном рассказе, отвлекать от которого какими-то заковыристыми головоломками было бы слишком опасно для тщательно выстраиваемой атмосферы.

Игра переведена на русский, но шрифт выбран не очень удачный.
Игра переведена на русский, но шрифт выбран не очень удачный.

Conarium — это, на самом деле, игра «для своих», для преданных поклонников творчества Лавкрафта, которые найдут тут массу отсылок к любимым произведениям. Авторы не пытаются произвести какую-то революцию в жанре и до смерти запугать игрока, а вместо этого рассказывают очень увлекательную, напряжённую и атмосферную историю. Жаль только, очень короткую.

Плюсы: увлекательная история; истинно лавкрафтовская атмосфера; масса отсылок; симпатичная графика; аутентичная музыка.

Минусы: игра очень короткая; пазлы по сравнению с Darkness Within стали проще.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Conarium

Платформы
PC | Mac | Linux | PS4 | XONE | NSW
Жанр
Дата выхода
6 июня 2017
95
3.5
62 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Игра очень хорошая. Великолепная атмосфера. Очень понравилось, что тупых пугалок и банальных пряток от монстров очень мало.
Насколько я помню, там всего 1 подобный момент за игру, и это действительно радует.
«а сам он толком ничего не помнит.»

доколе?
В пенумбре ещё можно было убивать врагов закидывая их подручными средствами.
Как я помню последней хоррор игрой где можно было дать отпор врагу это первая часть Пенумбры. Там тоже было страшно, не плохая атмосфера и возможность забить киркой вражину (хоть и с большим трудом).
Потом уже пошли прятки за ящиками и прочая хрень (.
Действительно хорошая игра, побольше бы таких! Жаль, что такая короткая… с учётом того, что я жутко тупил с головоломками (они действительно простые, и мне стыдно даже, lol), прошёл игру максимум часа за 3,5-4.
Хорошо, что выходит на PS4. Надеюсь сабы туда завезут. Мое погружение в литературу как раз началось с творчества Лавкрафта.
Посмотрим ка что это такое)
Игра понравилась! И мне не кажется, что короткая игра это является минусом. Лично я не люблю долгие игры и здесь для меня это является плюсом
о, не играл в эту игру. Надо будет затетсить )
Читай также