До чемпионата Европы по футболу осталось больше месяца. Но уже в конце апреля вышла посвящённая турниру игра — UEFA Euro 2016. Точнее, это всего лишь расширенная версия последней PES, оформленная в стиле континентального первенства. Однако и у Евро-2012 не было полноценной игры. В честь такого события мы решили вспомнить, как выглядели интерактивные версии главного футбольного турнира Старого Света (да простят меня фанаты Лиги чемпионов).
Евро-1992: длинная скамейка
Впервые компьютерное и консольное воплощение чемпионат получил к своему девятому розыгрышу, проходившему в Швеции. Англоязычная «Википедия» утверждает, правда, что Gremlin Interactive выпустила игру про Евро-88, но никаких её следов в Сети найти не удалось. Также нельзя отыскать хотя бы один случайный снимок экрана Euro '92 от тех же «гремлинов». Учитывая, что даже более ранние и менее популярные симуляторы запросто находятся на сайтах типа gamefaqs.com, эти два факта значат лишь одно: таких игр не было.
Зато вот European Championship 1992 от Tecmo совершенно точно существовала. Вышедшая для компьютеров под DOS и систем Amiga интерпретация турнира позволяла рубиться не только за восьмёрку финалистов, но и ещё за семнадцать команд. В их числе и сборная СНГ. Но вот различить футболистов было невозможно — во всех командах они выглядели как братья-близнецы. Действие на поле было очень простым, в духе 8-битного футбола, разве что голы легче всего забивались из удивительных мест, отдалённых от штрафной, за шиворот вратарям.
Так как игра Tecmo не являлась официальной и эксклюзивных прав на издание ни у кого не было, использовать мотивы Евро могли и другие студии. И Krisalis Software, известная по ряду спортивных симуляторов, сделала свой чемпионат, с блек-джеком и Джоном Барнсом (John Barnes) — звездой «Ливерпуля». John Barnes European Football, в отличие от European Championship, во-первых, получила версии только для Amiga и Atari ST, обойдя стороной PC, во-вторых, была очень хардкорной.
Особенно запомнились невероятно запутанные штрафные удары, где назначался путь не только мяча, но и забегающих напарников. В-третьих, ситуация с составами и числом сборных оказалась прямо противоположной по сравнению с игрой Tecmo. То есть мастера дриблинга, пусть и не все, получили реальные фамилии, но вот национальных команд осталось лишь восемь. И среди них не оказалось будущего победителя — датской сборной. Вместо неё можно было завоевать серебристую «чашку» за югославов, которых в реальном мире исключили по политическим причинам.
И наконец, выходила ещё и третья, консольная, игра про шведский чемпионат. Появилась она на устаревшей на тот момент платформе Sega Master System, называлась Champions of Europe. Запомнить в ней можно было не столько футбол — тот напоминал знаменитую Sensible Soccer, — сколько экзотические коллективы, включённые в ростер: Сан-Марино или Уэльс в роли лучшей европейской сборной смотрелись очень забавно. Удивительно, но именно эта игра стала официальной, и на её обложке красовался талисман — кролик по имени… Кролик.
Евро-1996: пас в офсайд
В реальности турнир 1996-го года стал первым, где собрались сразу шестнадцать команд. В мире виртуальном игра UEFA Euro '96 стала первой, где использовались трёхмерная графика и комментарии настоящего журналиста. Нашим соотечественникам чемпионат в Англии запомнился безумно плохим выступлением сборной Олега Романцева. А вот российские геймеры официальную (и уже единственную) игру про Евро в Англии, скорее всего, не видели. Потому что британцы из Gremlin Interactive сосредоточились на версии для непопулярной у нас Sega Saturn, хотя и на MS-DOS игра тоже пожаловала.
Если брать непосредственно футбол, то студия из Шеффилда просто переупаковала свою Actua Soccer, динамичную, но не очень приличную внешне даже для середины 90-х. Впрочем, осуждать за это англичан не стоит — впоследствии все UEFA Euro делались примерно так.
Евро-2000: большие деньги
На рубеже веков франшизу подобрала Electronic Arts, чья FIFA на тот момент была самым популярным виртуальным футболом. Большие деньги большой компании позволили добавить в Euro 2000 полноценный отборочный турнир — там можно было отомстить Андрею Шевченко за злосчастный гол Филимонову в «Лужниках». Полсотни сборных, доработанный движок от последней FIFA, Пол Окенфолд (Paul Oakenfold) с целым саундтреком и выход на PlayStation в зените её популярности — неудивительно, что игра стала первым серьёзным хитом среди цикла UEFA Euro и даже возглавляла британские чарты.
Если вы думаете, что мощная в те времена SEGA после двух эксклюзивных игр легко смирилась с потерей прав на Евро, то это не так. В Sega Worldwide Soccer 2000 Euro Edition для Dreamcast нашлось место для режима Euro Championship с подозрительно знакомым набором команд. Впрочем, как и все спортивные проекты Silicon Dreams тех лет, это было странное зрелище — с тяжёлым управлением и неправдоподобными футболистами. И тягаться с FIFA, где были, например, расширенные составы сборных, SWS 2000 просто не могла.
2004: проверенная схема
Как известно, Electronic Arts очень любит проверенные схемы. Поэтому её вторая «виртуализация» европейского чемпионата была сделана по принципу успешной первой. За основу вновь взяли актуальную версию FIFA, добавив мастерства искусственному интеллекту. Предложили пятьдесят с лишним команд в отборочном цикле и отправили на те платформы, где можно было ожидать продаж, то есть на PS2, Xbox и PC. Последние две версии вдобавок впервые в истории позволили соревноваться с другими людьми по Сети.
Ещё UEFA Euro 2004 совершенно точно стала первой из игр, где футболисты получили фотореалистичную (по меркам того времени) внешность. Из нашей команды этой чести удостоились всего несколько человек, но и заслуги сборной Ярцева были, действительно, невелики.
2008: вершина карьеры
Австрийско-швейцарские баталии — высшая точка не только для российской сборной, взявшей тогда бронзовые медали, но и для сериала — в финансовом плане. Игра посетила сразу четыре консоли, в том числе получив некстген-версию для PS3 и X360, и даже вышла на NTSC-территориях, в итоге собрав, по неподтверждённым данным, самую большую для симуляторов Евро кассу.
Хотя сама по себе игра была совершенно стандартно сделана: отборочный турнир плюс несколько необычных режимов, поумневшие компьютерные спортсмены, никакой изюминки. Комментаторы тогда впервые в симуляторах Евро заговорили по-русски, но Георгия Черданцева среди них не было. Поэтому кричать: «Колодин, добрый вечер!» — приходилось самостоятельно.
2012: Евро и немного нервно
Пересказывать в третий раз подряд, по какому принципу EA Sports сварганила свой релиз к Евро, я не стану. Сосредоточимся на внезапно возникших проблемах. Прежде всего, заполучить UEFA Euro 2012 можно только в скачиваемом виде, причём только если у вас была основная игра — FIFA 12 для PS3, Xbox 360 или PC. Дополнение стоило денег. Другой проблемой стали лицензии — даже обе сборные-хозяйки, Украина и Польша, оказались не совсем настоящими. За жовто-блакитных и вовсе выступали футболисты с вымышленными фамилиями, самой правдоподобной из которых была Томащук.
Совершенно ненатуральной получилась и российская сборная, особенно её форвард Александр Кержаков. В отличие от себя настоящего, он не умел «кержаковить», то есть мазать из любой убойной позиции.
2016: новые хозяева поля
И наконец, грядущий чемпионат во Франции обрёл сразу два варианта официальной игры. Все обладатели PS3 и PS4, покупавшие PES 2016 до 21 апреля, получили бесплатный дополнительный контент. После этой даты игра стала доступна для приобретения уже полностью брендированной к Евро. И в том и в другом случае, правда, на месте лишь пятнадцать полностью лицензированных сборных; остальные, в том числе Россия, выходят на поле пусть и с настоящими людьми в составах, но без реальных комплектов форм. Отборочного турнира тут нет, равно как и всех стадионов, поэтому переход сериала в руки Konami можно признать скорее неудачным.
Да и сама последняя PES получилась довольно проблемной, и лишь несколько пакетов улучшений сделали игру гораздо приятнее, поправив неработающее судейство, слишком мощные подкаты и «мёртвых» вратарей и вообще сведя сам футбол в центр поля, как это и происходит в жизни. Все прелести этих патчей можно опробовать в комплекте с чемпионатом Европы, и, пожалуй, для фанатов футбола оно того стоит.
Виртуальная версия европейского футбольного праздника прошла большой путь и в этом году вернулась к истокам — к формату небольшой игры, делающей ставку на финальный турнир. Хорошо это или плохо и какой из Евро вам больше всего запомнился? Ждём мнений в комментариях.
Лучшие комментарии