25 марта 2016 25.03.16 0 20K

Бэтмен против Супермена: что не поделили идолы вселенной DC?

Не секрет, что задолго до съёмок фильма Зака Снайдера (Zack Snyder) оба супергероя то дружили, то ссорились на страницах комиксов издательства DC. Хотя вопрос, кто кому порвёт трико в случае драки, отчасти наивен, об этом до сих пор спорят многие — от гиков с комикс-шабашей до персонажей «Теории большого взрыва». С одной стороны, у криптонского пришельца гораздо больше шансов: он может сжечь «ушастого» лучами из глаз, расплющить ручищами, дунуть-плюнуть и вообще продырявить человечишку ниспадающим на лоб вороным локоном. Но и Тёмный Рыцарь не пальцем делан: во всех сражениях он предпочитает силе ум, а чтобы догадаться использовать против Супермена криптонит, не надо быть академиком. Так что не у всех ссор этой парочки был предсказуемый финал, а как оба докатились до жизни такой — детально рассказывают истории в картинках.

Они слишком разные

Пусть никого не смущает то, что Супермена с Бэтменом роднят положительное амплуа и некоторые параллели биографий (например, оба сироты). Персонажи вроде и по одну сторону баррикад, но мотивы и методы у них всё-таки различаются. Человек из стали — инопланетянин, вобравший в себя столько мифологических и культурных цитат, сколько, наверное, нет ни в одном другом вымышленном герое. Попав на Землю ещё младенцем, крепыш с неблагозвучным, но переводящимся с иврита именем Кал-Эл так до конца и не понял людей. В своём истинном обличии он сочится тестостероном и воплощает идеалы республиканской партии США, чему не мешают даже трусы поверх штанов. Зато его альтер-эго, журналист Кларк Кент, — то, какими он видит нас, то есть беззащитный мямля с плохим зрением. Способы, которыми Супермен решает проблемы людей, можно свести к поговорке «лес рубят — щепки летят».

Главное в супергеройстве — эффектное появление!
Главное в супергеройстве — эффектное появление!

Бэтмен же, как и послужившие его прообразами Док Сэвидж и Фантом, — человек из плоти и крови, миллионер Брюс Уэйн, карающий преступников в костюме летучей мыши, не отменяющий при этом школьного курса физики. В отличие от Супермена, он не пародирует тех, кого защищает, ведь ему до боли близки беды обычных граждан — чего стоит психологическая травма от гибели его родителей в результате ограбления. Отсюда маниакальный гуманизм Бэтса. Не в пример другим вигилантам, предпочитающим суду совести суд Линча, он оставляет жизнь даже самым отъявленным негодяям и блюдёт не букву, но дух закона. Пришелец в сине-красном костюме вряд ли видит разницу между первым и вторым.

Оба героя дебютировали на страницах журналов почти синхронно: созданный Джерри Сигелом (Jerry Siegel) и Джо Шустером (Joe Shuster) Супермен начал свои подвиги с первого номера Action Comics в июле 1938-го, а годом позже, в Detective Comics №27, появился Бэтмен, придуманный Бобом Кейном (Bob Kane). Долгое время атлеты в трико были если не закадычными друзьями, то точно коллегами — да и далеко ли от Метрополиса до Готэма? Издатели не мудрствовали лукаво, прежде чем свести героев в одном журнале. Оба засветились в седьмом и двадцать четвёртом номерах All-Star Comics (в 1941-м и 1945-м годах соответственно — знакомые даты?), но выступили там на правах «свадебных генералов» Justice Society of America, этакого зародыша Justice League. И только в «Супермене» №76 1952-го года Бэтс с криптонцем поучаствовали в первом совместном деле.

Да что вы вообще понимаете в спойлерах?
Да что вы вообще понимаете в спойлерах?

Сюжет — святая простота. Кент и Уэйн путешествовали в одной и той же каюте теплохода, но вот до них донёсся крик журналистки Лоис Лейн. Мужчины сразу поняли, что к чему, и, выключив свет, принялись переоблачаться, однако зарево устроенного злодеями пожара выхватило из тьмы два наряда. Так герои узнали друг в друге супергероев. Будучи истинными джентльменами, они не стали мериться плащами, а сразу умчали карать плохишей и спасать Лоис. На тот же лад стряпались и другие встречи супергероев (с 71 выпуска Finest Comics в 1954-м они стали ежемесячными), пока наконец художник Фрэнк Миллер (Frank Miller) не донёс до фанатов элементарную истину — Супс и Бэтс слишком разные для работы в одной команде.

Маски долой!

В 80-е боссы DC как раз затеяли перезапуск вселенной, поэтому миллеровская тетралогия Batman: The Dark Knight Returns 1986-го года отнюдь не спутала карты, а, наоборот, придала персонажам рельефный характер, лишённый наивности и элементов клоунады. По сюжету постаревший Брюс Уэйн вынужден снова надеть костюм мыши, чтобы разобраться с бандами мутантов, терроризирующих Готэм. А Супермен наконец-то понял, что ему никогда не стать одним из людей, поэтому выбрал, как ему кажется, меньшее из зол — поступил в услужение президенту США, внешне и повадками похожему на Рональда Рейгана (Ronald Reagan).

Когда ты тоже из стали…
Когда ты тоже из стали…

На этом разнобое мотивов и строится вся интрига. По указке американского правительства Человек из стали крушит советскую армию, но СССР прибегает к последнему аргументу спора — ядерному оружию. Пытаясь остановить ракету, Супермен перенаправляет её подальше от Земли, так что взрыв ничего не разрушает. Зато электромагнитный импульс обесточивает Америку, включая Готэм, а самого супергероя лишает сил. Последнее, как оказалось, легко поправимо — Кент берёт энергию у растений: «ромашки спрятались, поникли лютики», но пришелец вернул былую упругость бицепсам. С «блэкаутом» — другая история, уже серьёзнее: массовые беспорядки вынудили Бэтса включить «плохого полицейского» и напомнить всем, что добро бывает с кулаками. Естественно, сильные мира сего не оценили прекрасного порыва и науськали качка-инопланетянина угомонить «ушастого» пенсионера.

Чтобы не портить впечатление, не будем вдаваться ни в детали схватки, ни в её пафосную развязку — ознакомьтесь сами. Кому неохота читать буквы в облачках, могут посмотреть мультфильм Джея Оливы (Jay Oliva). Скажем только, что Бэтс здесь орудует в силовой броне, а в битве фигурирует стрела с наконечником из криптонита. Когда у твоего оппонента лишь одна уязвимость, с выбором средств борьбы не особо-то разбежишься. Главное в истории то, что стиль Миллера и психологизм, с которым автор подал конфликт персонажей, здорово повлияли на дальнейшее развитие комиксной вселенной. Недаром перезапуск серии фильмов, предпринятый Тимом Бёртоном (Timothy Burton) в 1989-м году, вышел если не мрачным, то уж точно серьёзным. И киноленты Кристофера Нолана (Christopher Nolan) и Batman v Superman: Dawn of Justice Зака Снайдера тоже не блещут оптимизмом.

 

Опять скрипит потёртое трико

Пример Миллера вдохновит других художников и сценаристов, да и сам маэстро повторно рассорит двух персонажей (The Dark Knight Strikes Again 2002-го года). Героев, которым, по идее, нечего делить, сталкивали лбами не раз, и не два, и даже не двадцать. Джеф Лоэб (Joseph Loeb), известный телезрителям по «Тайнам Смолвиля», построил сюжет одного из эпизодов Batman: Hush (2002 — 2003) на том, что Супермен спятил от спор Ядовитого Плюща. Здесь, как и в «Возвращении Тёмного Рыцаря», Бэтмен готовится дать отпор загодя, изготавливая оружие на основе того же криптонита. Лоэб развил тему в эпопее Superman/Batman, по сути реанимирующей традиции Finest Comics: Человек из стали и Человек-мышь действуют здесь то врозь, то сообща, но так до конца и не избавляются от взаимного недоверия и осуждения методов друг друга.

В Lex Luthor: Man of Steel (2005) Лютор делает Брюсу Уэйну предложение, от которого сложно отказаться (оба расценивают Супермена как угрозу для всего человечества), а собраться с мыслями Бэтсу помогает короткая и болезненная стычка с криптонцем. В рамках сюжета Superman: Sacrifice (2005) последний, пребывая под гипнозом Максвелла Лорда, вообще подкарауливает и избивает Уэйна в Бэт-пещере, чтобы, придя в себя, долго сокрушаться над койкой в реанимации. Вот что бывает, когда Бэтмен не готов ко встрече с летающим громилой. О степени готовности Супермена речи вообще не идёт: хотя по легенде он наделён исключительным умом, его интеллектуальные усилия почему-то всегда за кадром. А в кадр попадает как раз «ломание дров». Так, в Justice League: Origin (2011) он при первой же встрече колотит Бэтмена просто так, на всякий случай, толком не разобравшись, враг перед ним или союзник.

Зелёный Фонарь спасает Бэтса от «фонарей» синего цвета.
Зелёный Фонарь спасает Бэтса от «фонарей» синего цвета.

Но наиболее экстравагантно противостояние двух идолов DC подано в арке Superman: Red Son, выпущенной в 2003-м году сценаристом Марком Милларом (Mark Millar). В мире «Красного сына» младенец Кал-Эл приземлился вовсе не в Канзасе, а посреди украинского колхоза в СССР времён правления Сталина и дружит не с Ланой Лэнг, а с Ланой Лазаренко — оцените красоту фантазий. Одарённого мальчика партия тут же пристроила к делу, да так основательно, что США стало не по себе. Бэтмен в версии Миллара остался в амплуа народного мстителя, только его родителей убил не уличный грабитель, но агенты КГБ. Хотя Тёмный Диссидент облачён в черкеску а-ля барон Врангель, главное здесь не фасон костюмов (пусть и бесподобный), а способ, которым Человек-мышь ослабил противника. Не трогая набивший оскомину криптонит, он имитирует свет звезды Криптона. Подробности схватки описывать не стоит — наравне с The Dark Knight Returns Миллера, этот комикс достоин отдельного прочтения.

Итак, есть ли тут подвох? Ведь кроме вселенной Injustice: Gods Among Us (которая не только файтинг, но и комиксы), где Супермен открыто превращается в злодея, цели у пары заводил Лиги Справедливости одинаковы. Только идут они к ним разными путями — чем не повод разобраться, чьё кунг-фу правильнее? К тому же побудить Супермена с Бэтменом мять друг другу бока — в этом есть и творческий каприз, и желание оживить одномерные образы из комиксов. Раз уж конфликт — движущий фактор драмы, оба супергероя в выяснении отношений выходят за рамки привычного «дзюдоист-калькулятор в чёрном на подхвате у летающего мачо в сине-красном». И это, согласитесь, хорошо.


Поддержи Стопгейм!

Лучшие комментарии

Читай также