Не секрет, что задолго до съёмок фильма Зака Снайдера (Zack Snyder) оба супергероя то дружили, то ссорились на страницах комиксов издательства DC. Хотя вопрос, кто кому порвёт трико в случае драки, отчасти наивен, об этом до сих пор спорят многие — от гиков с комикс-шабашей до персонажей «Теории большого взрыва». С одной стороны, у криптонского пришельца гораздо больше шансов: он может сжечь «ушастого» лучами из глаз, расплющить ручищами, дунуть-плюнуть и вообще продырявить человечишку ниспадающим на лоб вороным локоном. Но и Тёмный Рыцарь не пальцем делан: во всех сражениях он предпочитает силе ум, а чтобы догадаться использовать против Супермена криптонит, не надо быть академиком. Так что не у всех ссор этой парочки был предсказуемый финал, а как оба докатились до жизни такой — детально рассказывают истории в картинках.
Они слишком разные
Пусть никого не смущает то, что Супермена с Бэтменом роднят положительное амплуа и некоторые параллели биографий (например, оба сироты). Персонажи вроде и по одну сторону баррикад, но мотивы и методы у них всё-таки различаются. Человек из стали — инопланетянин, вобравший в себя столько мифологических и культурных цитат, сколько, наверное, нет ни в одном другом вымышленном герое. Попав на Землю ещё младенцем, крепыш с неблагозвучным, но переводящимся с иврита именем Кал-Эл так до конца и не понял людей. В своём истинном обличии он сочится тестостероном и воплощает идеалы республиканской партии США, чему не мешают даже трусы поверх штанов. Зато его альтер-эго, журналист Кларк Кент, — то, какими он видит нас, то есть беззащитный мямля с плохим зрением. Способы, которыми Супермен решает проблемы людей, можно свести к поговорке «лес рубят — щепки летят».
Бэтмен же, как и послужившие его прообразами Док Сэвидж и Фантом, — человек из плоти и крови, миллионер Брюс Уэйн, карающий преступников в костюме летучей мыши, не отменяющий при этом школьного курса физики. В отличие от Супермена, он не пародирует тех, кого защищает, ведь ему до боли близки беды обычных граждан — чего стоит психологическая травма от гибели его родителей в результате ограбления. Отсюда маниакальный гуманизм Бэтса. Не в пример другим вигилантам, предпочитающим суду совести суд Линча, он оставляет жизнь даже самым отъявленным негодяям и блюдёт не букву, но дух закона. Пришелец в сине-красном костюме вряд ли видит разницу между первым и вторым.
Оба героя дебютировали на страницах журналов почти синхронно: созданный Джерри Сигелом (Jerry Siegel) и Джо Шустером (Joe Shuster) Супермен начал свои подвиги с первого номера Action Comics в июле 1938-го, а годом позже, в Detective Comics №27, появился Бэтмен, придуманный Бобом Кейном (Bob Kane). Долгое время атлеты в трико были если не закадычными друзьями, то точно коллегами — да и далеко ли от Метрополиса до Готэма? Издатели не мудрствовали лукаво, прежде чем свести героев в одном журнале. Оба засветились в седьмом и двадцать четвёртом номерах All-Star Comics (в 1941-м и 1945-м годах соответственно — знакомые даты?), но выступили там на правах «свадебных генералов» Justice Society of America, этакого зародыша Justice League. И только в «Супермене» №76 1952-го года Бэтс с криптонцем поучаствовали в первом совместном деле.
Сюжет — святая простота. Кент и Уэйн путешествовали в одной и той же каюте теплохода, но вот до них донёсся крик журналистки Лоис Лейн. Мужчины сразу поняли, что к чему, и, выключив свет, принялись переоблачаться, однако зарево устроенного злодеями пожара выхватило из тьмы два наряда. Так герои узнали друг в друге супергероев. Будучи истинными джентльменами, они не стали мериться плащами, а сразу умчали карать плохишей и спасать Лоис. На тот же лад стряпались и другие встречи супергероев (с 71 выпуска Finest Comics в 1954-м они стали ежемесячными), пока наконец художник Фрэнк Миллер (Frank Miller) не донёс до фанатов элементарную истину — Супс и Бэтс слишком разные для работы в одной команде.
Маски долой!
В 80-е боссы DC как раз затеяли перезапуск вселенной, поэтому миллеровская тетралогия Batman: The Dark Knight Returns 1986-го года отнюдь не спутала карты, а, наоборот, придала персонажам рельефный характер, лишённый наивности и элементов клоунады. По сюжету постаревший Брюс Уэйн вынужден снова надеть костюм мыши, чтобы разобраться с бандами мутантов, терроризирующих Готэм. А Супермен наконец-то понял, что ему никогда не стать одним из людей, поэтому выбрал, как ему кажется, меньшее из зол — поступил в услужение президенту США, внешне и повадками похожему на Рональда Рейгана (Ronald Reagan).
На этом разнобое мотивов и строится вся интрига. По указке американского правительства Человек из стали крушит советскую армию, но СССР прибегает к последнему аргументу спора — ядерному оружию. Пытаясь остановить ракету, Супермен перенаправляет её подальше от Земли, так что взрыв ничего не разрушает. Зато электромагнитный импульс обесточивает Америку, включая Готэм, а самого супергероя лишает сил. Последнее, как оказалось, легко поправимо — Кент берёт энергию у растений: «ромашки спрятались, поникли лютики», но пришелец вернул былую упругость бицепсам. С «блэкаутом» — другая история, уже серьёзнее: массовые беспорядки вынудили Бэтса включить «плохого полицейского» и напомнить всем, что добро бывает с кулаками. Естественно, сильные мира сего не оценили прекрасного порыва и науськали качка-инопланетянина угомонить «ушастого» пенсионера.
Чтобы не портить впечатление, не будем вдаваться ни в детали схватки, ни в её пафосную развязку — ознакомьтесь сами. Кому неохота читать буквы в облачках, могут посмотреть мультфильм Джея Оливы (Jay Oliva). Скажем только, что Бэтс здесь орудует в силовой броне, а в битве фигурирует стрела с наконечником из криптонита. Когда у твоего оппонента лишь одна уязвимость, с выбором средств борьбы не особо-то разбежишься. Главное в истории то, что стиль Миллера и психологизм, с которым автор подал конфликт персонажей, здорово повлияли на дальнейшее развитие комиксной вселенной. Недаром перезапуск серии фильмов, предпринятый Тимом Бёртоном (Timothy Burton) в 1989-м году, вышел если не мрачным, то уж точно серьёзным. И киноленты Кристофера Нолана (Christopher Nolan) и Batman v Superman: Dawn of Justice Зака Снайдера тоже не блещут оптимизмом.
Опять скрипит потёртое трико
Пример Миллера вдохновит других художников и сценаристов, да и сам маэстро повторно рассорит двух персонажей (The Dark Knight Strikes Again 2002-го года). Героев, которым, по идее, нечего делить, сталкивали лбами не раз, и не два, и даже не двадцать. Джеф Лоэб (Joseph Loeb), известный телезрителям по «Тайнам Смолвиля», построил сюжет одного из эпизодов Batman: Hush (2002 — 2003) на том, что Супермен спятил от спор Ядовитого Плюща. Здесь, как и в «Возвращении Тёмного Рыцаря», Бэтмен готовится дать отпор загодя, изготавливая оружие на основе того же криптонита. Лоэб развил тему в эпопее Superman/Batman, по сути реанимирующей традиции Finest Comics: Человек из стали и Человек-мышь действуют здесь то врозь, то сообща, но так до конца и не избавляются от взаимного недоверия и осуждения методов друг друга.
В Lex Luthor: Man of Steel (2005) Лютор делает Брюсу Уэйну предложение, от которого сложно отказаться (оба расценивают Супермена как угрозу для всего человечества), а собраться с мыслями Бэтсу помогает короткая и болезненная стычка с криптонцем. В рамках сюжета Superman: Sacrifice (2005) последний, пребывая под гипнозом Максвелла Лорда, вообще подкарауливает и избивает Уэйна в Бэт-пещере, чтобы, придя в себя, долго сокрушаться над койкой в реанимации. Вот что бывает, когда Бэтмен не готов ко встрече с летающим громилой. О степени готовности Супермена речи вообще не идёт: хотя по легенде он наделён исключительным умом, его интеллектуальные усилия почему-то всегда за кадром. А в кадр попадает как раз «ломание дров». Так, в Justice League: Origin (2011) он при первой же встрече колотит Бэтмена просто так, на всякий случай, толком не разобравшись, враг перед ним или союзник.
Но наиболее экстравагантно противостояние двух идолов DC подано в арке Superman: Red Son, выпущенной в 2003-м году сценаристом Марком Милларом (Mark Millar). В мире «Красного сына» младенец Кал-Эл приземлился вовсе не в Канзасе, а посреди украинского колхоза в СССР времён правления Сталина и дружит не с Ланой Лэнг, а с Ланой Лазаренко — оцените красоту фантазий. Одарённого мальчика партия тут же пристроила к делу, да так основательно, что США стало не по себе. Бэтмен в версии Миллара остался в амплуа народного мстителя, только его родителей убил не уличный грабитель, но агенты КГБ. Хотя Тёмный Диссидент облачён в черкеску а-ля барон Врангель, главное здесь не фасон костюмов (пусть и бесподобный), а способ, которым Человек-мышь ослабил противника. Не трогая набивший оскомину криптонит, он имитирует свет звезды Криптона. Подробности схватки описывать не стоит — наравне с The Dark Knight Returns Миллера, этот комикс достоин отдельного прочтения.
Итак, есть ли тут подвох? Ведь кроме вселенной Injustice: Gods Among Us (которая не только файтинг, но и комиксы), где Супермен открыто превращается в злодея, цели у пары заводил Лиги Справедливости одинаковы. Только идут они к ним разными путями — чем не повод разобраться, чьё кунг-фу правильнее? К тому же побудить Супермена с Бэтменом мять друг другу бока — в этом есть и творческий каприз, и желание оживить одномерные образы из комиксов. Раз уж конфликт — движущий фактор драмы, оба супергероя в выяснении отношений выходят за рамки привычного «дзюдоист-калькулятор в чёрном на подхвате у летающего мачо в сине-красном». И это, согласитесь, хорошо.
Лучшие комментарии