По итогам КРИ 2011 мы имеем: два ящика пива, гарнитуру, 27 маек, флешку, повязку на голову с логотипом Страны восходящего солнца, надпись «стопгейм» в «Зомби ферме», шесть медалек «снайпер» на пресс-аккаунте World of Tanks, снятый про нас репортаж от MTV, две фотографии с наградой «Лучшая зарубежная игра 2011» и сорванные голоса от грегорианского пения. Что вообще происходило два дня в гостинице «Космос» и возле нее — в нашем отчете с Конференции Разработчиков Игр 2011.
После кризисного 2009-го года КРИ хорошенько встряхнуло. Множество стендов исчезло, разработчиков поубавилось, добротных игр практически не осталось. Жюри сократило количество наград, «1С» переехала в крошечный стенд у входа, «Новый диск» так и до сих пор не возвращается на конференцию.
Два года мы не совсем понимали, что происходит с КРИ. То она просто выглядела как больная старуха на предсмертном одре, которая созвала всех детей и внуков, дабы они хоть в трагической обстановке, но собрались вместе. Возможно, в последний раз. То на смену «старухе» пришла какая-то юная девица с широко раскрытыми глазами и желанием лучше понять правила нового мира: по «Космосу» бегали сотни создателей игр для социальных сетей и искали-искали-искали ответ, как же заработать миллион. Сергей Орловский им говорил, что, мол, поздно — кто уже начал, тот заработал, а все, кто спохватился только-только, идут курить дружно на завалинку.
Что будет в этом году, мы не догадывались. Лишь схема экспозиции, что лежала на сайте, давала понять: ждать десятков интересных проектов, потрясающих докладов и феерического шоу смысла нет. Этого точно не будет. Весь оффлайн сжался до микроскопических размеров, воплотившись в скромном стенде «1С» да еще одного-двух героев прошлого. Старые времена, когда деревья были высокими, удары по мордасам мягкими, а игры не сплошь онлайновые, прошли, мы в очередной раз окунулись в бездонное море неведенья и темных предчувствий.
Москва встретила участников КРИ 2011 хмурой серостью неба, то и дело подмачивая окрестности гостиницы «Космос» легким дождиком. Зато все вспоминали, как классно и тепло было год назад, как сидели на зеленой травке и щурились от яркого солнца. Дождь исправно сгонял всех под козырек над входом, в этом даже чувствовалась нотка уюта и какой-то сплоченности, настроение задавали работники компаний-участников. После дня и ночи сборки стендов, подготовки докладов и мероприятий (а для многих еще и приезда из других городов) они пылающим от драйва взором согревали неожиданно холодное майское утро… и прожигали слоняющихся без дела журналистов.
В этот раз в первый день нас было очень много. Кирилл, Ярослав, Глеб и Максим подъехали первыми, вскоре появились Игорь и блогер Bazozoo (фотограф), а еще через минут десять подошел и Константин (поскольку финальную правку этого текста осуществляет он, цифра со временем может быть изменена до неузнаваемости и выйдет, что опоздали и вовсе все остальные). Уже и так изрядно продрогнув и даже немного впитав влаги, что падала из свинцовых московских туч, мы выразили Косте еще больший анреспект, когда он, как оказалось, не достал бейджики нам за день до начала. Но мы стали ждать.
После десяти минут потрясающего ожидания под дождем и ветром мы вошли внутрь. Внутрь удивил нас. Очередь! На КРИ очередь! Да такая, что край уходил аж в другой зал, где не было конференции, зато была целая куча непонимающих ничего иностранцев. В эту секунду Константин был проклят, но вскоре прощен. Стоять вместе со всеми не пришлось — помогло то, что Глеба случайно не аккредитовали и, в общем, бейджики были у нас почти сразу. Костя хватанул их прямо со стойки регистрации со словами «А, это же наши!». И был таков. Настроение девятой по счету КРИ пришло и к нам, вытеснив все негативные последствия стрима по Mortal Kombat.
Ну и первое, что делает каждый, кто получил бейдж и готов к работе, — разведывает местность. Вот и мы, как обычно, оглянемся и посмотрим на КРИ. В этом году выставка не уменьшилась, но и больше не стала. Потому если правильно встать, то можно увидеть абсолютно все стенды с одной позиции. Пройти же конференцию от начала и до конца можно за 2 минуты 43 секунды.
Собственно, через 4 минуты Максим уже шел в сторону метро. Для него КРИ 2011 закончилась. Аплодисменты.
Через 40 минут Константин тоже шел в сторону метро. Для него КРИ 2011 закончилась. Еще аплодисменты.
Остальные же решили оглядеться повнимательнее. Чуть слева от входа стенд «1С». Три монитора, один пивной кран. Три пиарщика, один бармен. Пока на заднем плане говорят про «Смерть шпионам 2», прям перед нами наливают пиво. Бармен тем не менее скучает; пиво «1С» выпивалось с опаской, хотя было вовсе не плохое, светлое — Глеб не жаловался.
Делаем два шага вперед, и мы уже у стенда Wargaming.net. У нее он самый большой. И выглядит… как бар. Точнее — это бар и есть. Стойка, стулья, пиарщики наливают тем, кто садится поиграть, на стене надпись «Wargaming.net Bar».
Даша все два дня смешивала коктейли. По конференции даже ходили слухи о ее навыках. Картина маслом: сидим на докладе Орловского во второй день, а сзади перешептываются: «Ты что, еще не пил “зомби”? Ну ты даешь, считай, на КРИ и не был!»
Возле Wargaming.net Bar стояло чудо техники от Gaijin — SkyDive, работающая с Kinect. Огромный телевизор, пьедестал, а на экране человечек в аэрокостюме и бескрайние завораживающие просторы — занесенные снегом горные пики, зелень деревьев и лабиринты речушек. Игроку же нужно балансировать так, чтобы «летчик» остался хотя бы не слишком покалеченным. Задача не из сложных, управление простое — руки чуть вверх, чуть вниз… Отлично на мини-стенде смотрелся огромный телевизор, а близость бара Wargaming.net вдвойне была на руку. Погонял в «Танки», выпил пару крепких коктейлей и пошел летать. Алкогольный эффект погружения весь день активно соперничал с магическими возможностями Kinect.
В первом «холле» больше ничего примечательного. Двигаемся дальше: какой-то непонятный стенд и наливают, весьма понятный стенд и тоже наливают, Prime World (наливают и внутри стенда и в зале, который арендует Nival), еще чуть-чуть вперед, там «Зомби ферма» (о том, что наливают, стало ясно во второй день), в глубине, по старинке, ярмарка проектов. Перед ней стенд Mental Games, там готовят самогон. Компания притащила целый аппарат и прямо на глазах всем желающим сцеживала напиток. Мы еще туда зайдем, на ярмарку же проектов заглядываем для проформы, в поисках чего-то интересного, но с большими сомнениями. Тут, поговаривают, вообще не наливали. Впрочем, если бы даже здесь открылся филиал Hennessy, мало кто сюда пришел бы… Почему — поговорим об этом во второй части.
После такой недолгой прогулки мы все еще окончательно не поняли, что же происходит с КРИ, и потому решили просто поработать. Глеб и Игорь уже активно вместе записывали стендапы, готовили материалы для будущих видеоинтервью, ну а Кирилл с Ярославом… вернулись к стенду Wargaming.net. Первое интервью Кирилла запланировано на час дня, а пока было начало одиннадцатого. И как ни рвись ты в бой, единственное, что можно сделать, — просто подождать. И мы решили подождать на Т-54 и Panther II.
И подождали. Ноутбуки MSI неплохо справились с «танчиками», Интернет тоже обрадовал. В итоге мы засели за штурвалы аж втроем — так и катались во взводе Ярослав, Кирилл, Андрей. «Пантера», «Першинг», Т-54, золотые снаряды, кто-то сбоку попивает разбавленный колой четырнадцатилетний виски… После пары коктейлей игра у Кирилла наладилась, Андрей и Ярослав же оставались отвратительно трезвыми. Андрей пить отказался, Ярослав и рад бы не отказываться, но буквально с минуты на минуту начнется эфир из стенда Wargaming.net (о том, как мы проводили там время, можно посмотреть в видео, что находится у нас в блогах).
И подготовка к эфиру, на самом деле, была не менее напряженной, чем сам эфир. У «варгеймингов» плотный график. Каждую секунду кто-то берет интервью, даже 15-ти минут нет, чтобы настроить оборудование, «стрим», просто элементарно установить все нужные программы.
Но Виктор Кислый о нашей проблеме не знал, а потому держал внутри стенда всех журналистов до последней минуты. Рассказывал им о победоносном движении танков, об успехах на западном фронте, о планах по захвату Востока. Мы плакались пиарщикам компании, чтобы все случилось побыстрее, они предлагали расслабиться, выпить и прийти завтра все настроить.
Позже Даша согласилась ментально посылать команды другим журналистам, чтобы они заканчивали интервью и… она с задачей справилась. Вскоре мы уже были внутри стенда и спортивно, модно, молодежно все успели, трехминутную задержку в самом начале и попавшую в кадр область чуть пониже спины списываем на форс-мажоры, плохую погоду и влияние звезд. Еще через минуту Виктор Кислый (генеральный директор Wargaming.net) устроился вместе с Кириллом Орешкиным на белом диване, позже Виктора сменил Сергей Буркатовский (свою должность он охарактеризовал так: «Негласно меня называют “хозяином игры”»), и тут мы начали уже беседовать конкретно о танках, танках и еще раз танках. Узнали, почему Т-54 не гнет в бараний рог, что произойдет с «Пантерой», и что просил Винни-Пух без хлеба.
Запись этого мероприятия уже лежит на сайте. Там можно посмотреть, как StopGame.ru трудится в полевых условиях.
И как только закончился эфир, мы побежали на турнир. Да-да, на КРИ проходил настоящий турнир. Где-то в середине дня нам сказали, что по Prime World будет вечером чемпионат. Приз — ящик пива.
Prime World, напомним, — новая игра от Nival, где PvP-сражения проходят по немного модифицированным DotA-правилам. То есть бои пять на пять, три линии, бегают компьютерные солдатики, стоят башни, фонтаны лечат… Короче, Кирилл загорелся. Дома он по три часа ежедневно проводил за Heroes of Newerth, клоном «Доты», а потому победить других журналистов и разработчиков — это просто как экзамен. Если продуть, дома пацаны засмеют и не простят. Что сделают пацаны на КРИ, даже представить страшно.
Ярослав тоже быстро подхватил идею. Он старый «дотер», руки-то помнят, хоть сейчас и не играет. Но победить в первом турнире, да еще и получить приз — как тут не воспылать праведным гневом и не возжелать врагам своим гибели?!
Но вообще, проблемы были. Пока Кирилл и Ярослав ходили и угрожающе смотрели на всех, кто бродил мимо (тяжелый сверлящий взгляд воровал души и силы у каждого, кто мог быть потенциальным соперником), в головах у них постоянно крутилось: «Где взять еще троих?»
Отступление. 14:00. ОбедаемКирилл: Нам нужен тот, кто играл в «доту». Будем участвовать в турнире.
Глеб: Я не играл, но могу, мне бы хотелось.
Кирилл: Нет.
Глеб: Тут же главное, чтобы весело было…
Кирилл: НУ УЖ НЕТ, «НЕДОТЕРЫ» МОГУТ БЫТЬ СВОБОДНЫ!
Зато вот Bazozoo был хорошо знаком с Heroes of Newerth, и он получил билет в команду, которая должна была обязательно выиграть ящик пива. Но оставалось найти еще двух человек. Задача непростая, мягко говоря…
По итогам поисков: в Wargaming.net «дотером» был только Виктор Кислый, его звать мы не решились; в «Акелле» нам предложили зарубиться в Counter-Strike; на ярмарке проектов на вопрос о DotA начинали рассказывать о своих играх. В общем, было сложно. В конце концов мы нашли тех, кто модификацию для WarCraft 3 никогда и в глаза не видел… Альфа-тестеров Prime World. Пришлось, правда, попотеть, дабы из тысяч посетителей найти двух, которые уже играли в новинку от Nival. Но это было лишь первым испытанием.
Второе же — это просто ознакомиться с Prime World. На стенде была версия, но там управляемый персонаж оказывался чуть ли не бессмертным, вдобавок еще и суперсильным. И единственное, что мы смогли сделать, это просто разобраться с умениями героев и в целом глянуть, как тут и что. Увы, провести разминочный матч нам не удалось. Даже вдвоем сразиться не получилось. Зато «боты» отхватили по первое число, а Ярослав определился, что будет играть Человеком-горой. И типаж ему близок, и сам по себе боец отличный, и здоровья у него так много, что даже лечиться бегать никуда и не нужно.
В пять часов начался сам турнир. Был он не очень крупный — по сути, участвовала наша команда и команда противника. Кто победил, тому и ящик пива. Все просто и поэтому втройне интригующе, ведь поражение в простых условиях — это ж позор! Кирилл, дабы прощупать почву, сразу стал расспрашивать «новичков» о тактиках, как вообще сражаются в Prime World. Ребята, правда, не совсем понимали, что он от них хочет, а некоторые вопросы и вовсе заставляли их переглядываться и ненадолго замолкать. Но в итоге мы решили поступить так: два альфа-тестера идут вместе на центральную линию, где один будет героем поддержки, а второй специализируется на нанесении огромного урона. Ярослав пошел с Bazozoo — сам он взял «танка», а Кирилл выбрал для нашего фотографа очаровательную девушку-лекаря. Сам Орешкин отправился один на нижнюю линию и взял героя, который специализируется на контроле и на уроне по площади. У него на где-то 12-13-м уровне появляется крутое умение, обездвиживающее врага — так вот надо было его побыстрее получить. Ну и плюс опыт Heroes of Newerth легко позволял стоять одному против двоих, не особенно напрягаясь.
Начали бодренько. Первая кровь пролилась почти сразу. Убили Глеба. Он играл за команду противников и, по всей видимости, просто пошел до нашей базы. Ну так, воздухом подышать. У Ярослава проблем никаких вообще не было. Герой с огромным количеством здоровья может сам себя лечить, плюс его постоянно оберегала стройная девочка с исцеляющими заклинаниями. У альфа-тестеров все было и вовсе прекрасно, ну а Кирилл спокойно стоял против двоих. Можно было даже атаковать врагов, пока они пытались разобраться, что им вообще делать.
По заверению разработчиков и мимо проходящих людей, играла наша команда ярко. Орали так, что после боя к нам подошел журналист с MTV и сказал: «Спасибо, помогли сделать репортаж с КРИ. Кирилл будет там главным героем». Мат, просто вопли, попытки кооперироваться и громкий шепот до срыва голоса (соперники сидят в этой же комнате, но надо перекричать толпу и одновременно не выдать собственные планы) и — победа. На бой ушло почти 25 минут. На 27-й мы уже праздновали. Увидеть то, как мы воевали, можно в блогах. Там есть небольшой ролик — смотрите.
Как и обещала компания Nival, нам дали ящик пива. Правда, исчез он буквально через мгновение, успев пару раз вознестись над головами триумфаторов. Мы активно делили приз на всех, фотографировались и даже давали интервью. Так команда StopGame.ru стала первым чемпионом первого турнира по Prime World.
Между строк. Разумеется, ящик пива — не главное. Приз вообще не был важен. Просто так сложилось в индустрии, что часто игровые журналисты — это те, кто в игры-то почти и не играет. Запустил, прошел, ярко описал, забыл. Важно было доказать (и не только окружающим, но и в первую очередь себе), что мы не такие. Что игры для нас штука важная, что мы не просто пишем тексты и снимаем видео – мы еще и играем, причем делаем это умело. Именно потому Кирилл и Ярослав весь день ходили по конференции и всем говорили, что сегодня ящик пива заберут они. Так-то!
Вместе с победой на турнире подкрался вечер. Как-то уж сложилось, что на доклады в этом году мы не ходили. Они выдались сплошь технического характера. Управление бизнесом, инновации, программирование, звук… в общем, все те не очень-то романтические аспекты, которые делают из сопливого школьника Васи с набегающими эльфами настоящего разработчика с болящей головой от миллионов вопросов. С другой стороны, КРИ всегда была конференцией сугубо профессиональной, чего жаловаться… Послевыставочная веселуха в этот раз у нас вышла по-другому. Так-то мы обычно двигали во «Двор», что у входа на территорию «Космоса», а там уже встречали дружную компанию Wargaming.net, после чего вечер превращался в наклонную горку, по которой мы съезжали в полную темноту. Стоит вспомнить хоть «ИгроМир 2010», когда активное празднование от темы собственно выставки перешло к философии и коктейлю «Б-52» под пиво…
Первый вечер после КРИ 2011 собрал пеструю компанию: все выжившие StopGame.ru, большая банда «Акеллы», капелька от Nival, щепотка от MTV и Леня в кепке. И как-то сразу задалось все — ни секунды вялости, даже без бодрящих напитков беседа пошла. А через час полилась и песня — «Акелла» решила поразить нас грегорианским пением. И знаете, поразила. «Мне малым малом спалось» звучало так, что официантки подходили послушать. А потом были танцевальные сражения, в которых Глеб чувствовал себя гораздо убедительнее, нежели в Prime World. Затем прошел ряд дуэлей, где надо было тем самым «местом, что ниже спины» в прыжке откинуть как можно дальше оппонента. Победитель не получил ящик пива, зато на проигравшем остались отпечатки его булочек. Но эту историю уже обволакивает мрак, цензура и здравый смысл.
А завтра… Завтра нас ждала лекция Орловского. Об этом — во второй части отчета. Можно, кстати, начать угадывать, кто же таки слушал о новинках в Prime World, а кто тем временем сладко спал дома.
Лучшие комментарии