Пока истинный злобный Хранитель мрачных подземелий томится где-то в глубочайших недрах, прикованный издателями и рынком к своей клетке, его многочисленные подражатели каждый по-своему пытаются следовать традициям серии Dungeon Keeper. И если авторы War for the Overworld сделали ставку на максимальную схожесть с оригиналом (жаль только, игрой это пока назвать сложно — скорее бета-версией), то, например, разработчики Impire и Dungeons хотели достаточно серьезно пересмотреть каноны. Скажем честно, получилось не очень. Однако немцы из Realmforge Studios в Dungeons 2 провели хорошую работу над ошибками, хотя и от экспериментов с форматом не отказались.
Былое и думы
В первой Dungeons, вышедшей в 2011-м, из-за этих экспериментов от классического «Хранителя подземелий», по сути, осталась только сама идея: «Я злой, и я управляю собственными мрачными чертогами, чтобы сражаться с ненавистным и скучным Добром». Да, многие элементы были на месте: например, горе-работнички (на этот раз маленькие гоблины), которые по нашему приказу добывали золото, прорубали новые коридоры и расчищали место под разные помещения — мастерскую, библиотеку, пыточную или тюрьму.
Последняя, понятно, предназначалась для добрых героев, которые точно так же периодически спускались в наше подземелье, пытаясь дотянуться своими светлыми ручками до его черного сердца. Встречали их, как и положено, ловушки и разные монстры, призванные нами.
Однако кроме них — и это было первое новшество Dungeons — в сражениях активно участвовал и сам Хранитель. Это вам не просто заклинание вселения: его Злейшество тут было приравнено к герою среднестатистической RPG, который бегает, убивает, «прокачивается», бросает заклинания, разучивает умения и применяет их в бою.
Кроме того, игра превратилась в этакий симулятор отделки мрачного подземелья — мы всячески украшали свои чертоги, расставляли сундуки с золотом и строили мастерские с библиотеками лишь для того, чтобы поднять свой престиж и разжечь интерес у приходящих сюда добряков. А чем больше было огня в глазах пойманного в эту ловушку героя, тем больше он вырабатывал специальной энергии душ, тоскуя в тюрьме или корчась от боли в пыточной.
Все это было бы забавно, если бы не было так скучно. Игра быстро скатывалась в рутину. Во многом потому, что наши приспешники, разные монстры на службе зла, были лишены индивидуальности, характера и потребностей — это лишь пушечное мясо, призванное из пентаграмм, чтобы избивать проходящих мимо героев. Да и подавалось все слишком серьезно, в духе мрачного фэнтези.
Плюрализм и гласность!
Разработчикам понадобилось четыре года, чтобы признать: классический ироничный формат Dungeon Keeper подходит для такой игры все-таки лучше. Поэтому в Dungeons 2 больше нет бегающего по темным коридорам Хранителя, энергии душ, престижа подземелья и «кормежки» героев. А главное, нет бессмысленных и беспощадных существ, застывших на одном месте, — есть только злые и порой весьма капризные.
Играть можно за одну из двух фракций — за демонов или за орду. Мы возводим помещения, которые нужны не для привлечения героев, а для наших собственных целей и для наших существ. Оркам, например, нужна пивоварня — иначе они просто откажутся служить. Испытывающий жажду зеленокожий увалень хуже сражается и чуть что бежит к заветному бочонку. Демонам нужен зал восхищения — удовлетворять там свое тщеславие. Представителей орды можно тренировать и занимать на арене, а, например, демоническая Госпожа лучше всего чувствует себя в пыточной. Иначе и те, и другие, заскучав, будут в лучшем случае прибивать какие-нибудь доски к стенам подземелья, в худшем — начнут избивать безответных несчастных растяп или импов, выполняющих всю черновую работу. А если у вас в казне нет денег, то существа и вовсе объявят забастовку.
Кроме того, есть всякие мастерские, кузницы, лаборатории, где изучаются новые помещения и «апгрейды», заклинания, ловушки, изготавливаются материалы для них, и так далее. Можно также делать, расставлять, открывать и закрывать разные двери, причем у демонов они обязательно будут с щупальцами.
Здесь же — возможность подгонять болезненными шлепками ленивых подопечных, глобальные заклинания (от общего сбора и ударов молнией по врагу до магии массового поражения) и особые способности некоторых «юнитов» — например, гоблины-убийцы могут на время стать невидимыми и наносить из этого состояния чудовищно мощные удары.
Выйти из сумрака!
Конечно, Dungeons 2 не поспеть за War for the Overworld в том, что касается правильного, полноценного воспроизведения механики Dungeon Keeper, — не хватает глубины, разнообразия, существ и комнат. Зато у игры есть два неоспоримых преимущества.
Во-первых, это интересная сюжетная кампания, выдержанная в пародийно-юмористических тонах. Униженное и оскорбленное Абсолютное Зло (тут его так и называют), разобранное Светлыми на части и заключенное в подземной темнице, постепенно восстанавливает былое могущество и собирается мстить — а «мстя» его, понятно, будет ужасна. В процессе мы ищем новых союзников и постепенно уничтожаем обидчиков, славных добрых героев, которые разгуливают по паркам в компании фей и декламируют до отвращения трогательные стишки.
Все происходящее иронично-пафосно комментирует забавный рассказчик. Периодически он обращается к нам («мы правильно понимаем друг друга? Тебе сейчас нужно построить мастерскую и нанять гоблинов!»), вспоминает «Властелина колец» («ой, извините, это другой текст!»), нахваливает другие игры Realmforge Studios («ох уж мне эта скрытая реклама!») и вообще всячески веселится.
Во-вторых, в Dungeons 2 есть то, чего нет ни у одного последователя DK, — приключения и сражения непосредственно на поверхности. В Impire мы могли лишь посылать своих бойцов на задания через глобальную карту, а потом пожинать плоды — здесь же прямо управляем ими во время вылазок в верхний мир: объединяем воинов в группы, нападаем на все, что движется, штурмуем лагеря и базы, подбираем какие-то бутылочки и артефакты. А еще выполняем разные сопутствующие квесты, например освобождаем группу нагов из заключения.
По меркам нормальной RTS все это, конечно, выглядит примитивно, но такой игре дает спасительное разнообразие и свежесть. И вообще открывает второй пласт геймплея. Ведь, как правило, нас заставляют одновременно следить за тем, что происходит в мрачных чертогах, отбиваться от атакующих подземелье добряков и выполнять какие-то задания на поверхности. Очень, знаете ли, бодрит…
Dungeons 2 — это наглядный пример того, как можно и нужно делать работу над ошибками. Не слишком удачная первая часть была пересобрана заново, и в итоге на свет появилась пусть и неидеальная, не слишком хорошо оптимизированная, но все равно очень яркая, веселая и увлекательная игра.
Плюсы: интересный игровой процесс; возможность управлять бойцами и выполнять квесты на поверхности; сюжетная кампания, сдобренная юмором и иронией; отличная озвучка и музыка.
Минусы: игра плохо оптимизирована.
Лучшие комментарии
pirogok