3 октября 2014 3.10.14 39 55K

Sherlock Holmes: Crimes & Punishments: Обзор

Очередную игру про самого знаменитого сыщика в истории франко-украинская студия Frogwares делала в условиях, когда на телевидении с успехом идет сериал «Шерлок», а среди игр особой популярностью пользуются сериалы от Telltale Games, предлагающие нам принимать важные решения. Какие выводы должна была сделать Frogwares? Все правильно: она придумала свой сериал «Шерлок» и заставила Холмса принимать важные решения — только все это в рамках одной игры.

Как и в The Testament of Sherlock Holmes, пазлы можно пропускать.
Как и в The Testament of Sherlock Holmes, пазлы можно пропускать.

Идентификация Холмса

Игры про Шерлока Холмса и его друга доктора Ватсона от Frogwares всегда стремились выйти за рамки классических квестов. Возможность, как в какой-нибудь RPG, свободно бегать по улицам Лондона с видом из глаз, шикарная графика и лицевая анимация, свойственные скорее дорогим экшенам, чем квестам, голливудские ролики на движке, яркие истории, сталкивающие Шерлока то с Арсеном Люпеном, то с Джеком Потрошителем, — эти игры всегда претендовали на лавры эффектного интерактивного кино.

Но им всегда что-то мешало. Где-то авторы так и не решались полностью избавиться от условностей и штампов жанра, явно перебарщивали с пазлами, пришитыми к истории белыми нитками. Где-то им не хватало чувства меры: сценаристы, пытаясь шокировать и увлечь, придумывали какие-то нелепости. Вспомните, например, как в The Testament of Sherlock Holmes нас заставляли играть за собаку, помогающую Шерлоку открывать двери.

К слову, The Testament of Sherlock Holmes, вышедшая в 2012-м году, казалось, станет последней «фрогвэровской» игрой про великого мастера дедукции. Там авторы вроде бы уже исчерпали тему: придумали сюжет, логично завершающий всю эту эпопею, дали свободу действий доктору Ватсону, ввели побочные задания и даже колесо диалогов, предлагающее выбирать, как — по-хорошему или по-плохому — вести себя с подозреваемыми. Уровень с собачкой опять же. После такого, казалось, игра либо окончательно свалится в балаган с элементами ролевой игры и квеста, либо вернется к классическим корням. Либо Frogwares наконец-то займется чем-нибудь новеньким. Но, как оказалось, девелоперы все-таки решили дожать тему Шерлока. И наконец преуспели в этом — без всяких оговорок.

Инвентаря с предметами в игре нет, а журнал и досье с уликами устроены практически идеально.
Инвентаря с предметами в игре нет, а журнал и досье с уликами устроены практически идеально.

Sherlock Holmes: Crimes & Punishments начинается так, что мы сразу вспоминаем фильмы Гая Ричи (Guy Ritchie) с Робертом Дауни-младшим (Robert Downey Jr.) в роли знаменитого сыщика: Шерлок у себя дома, прямо в комнате, с завязанными глазами палит из револьвера по вазам. Ватсон, как в каком-нибудь шутере, перебегает от одного укрытия к другому, чтобы добраться до своего не совсем адекватного друга и остановить его. Еще через минуту вспоминаем уже телесериал «Шерлок»: Холмс стоит с завязанными глазами, слышит, что кто-то входит, и начинает думать, кто это может быть, а мысли его при этом отображаются всплывающим текстом на экране.

Таким образом авторы сразу задают киношный тон и ритм происходящему. И подтверждают его самой структурой повествования — новая игра Frogwares разбита на отдельные серии-расследования. А между ними общий сквозной сюжет обозначен лишь тонкими штрихами и полунамеками. Причем, как и в британском «Шерлоке», эта общая линия выстраивается вокруг отношений Холмса с Ватсоном и своим влиятельным братом Майкрофтом, а также вокруг вредных привычек знаменитого сыщика.

Понятно, что разработчики в какой-то мере пытаются использовать успех телесериала в своих целях. Но, согласитесь, лучше заимствовать хорошие наработки и ориентироваться на удачные примеры, чем заставлять нас играть за собаку!

Динамичный детектив

Главное, что сами истории получились оригинальными и интересными. Мы расследуем жестокое убийство бывшего моряка, которого в собственном доме пригвоздили к стене гарпуном, ищем следы исчезнувшего поезда, ловим убийц, зарезавших известного аристократа и археолога прямо в шикарных лондонских банях. Свой знаменитый дедуктивный метод Шерлок Холмс демонстрирует на темных лондонских улицах и среди китайских пагод, на развалинах античных храмов и на пригородных железнодорожных станциях.

По внешности Шерлок может составить представление о каждом персонаже — иногда это позволяет найти нужный аргумент, чтобы подловить собеседника на лжи.
По внешности Шерлок может составить представление о каждом персонаже — иногда это позволяет найти нужный аргумент, чтобы подловить собеседника на лжи.

Формат этакого сериала внутри игры оказался для Frogwares настоящим спасением. Раньше сценаристы студии, силясь придумать единый сюжет, зачастую не выдерживали собственного ритма: повествование местами провисало, местами вызывало улыбку или чувство недоумения. Теперь все иначе: мы получили достаточно короткие, киношные истории со множеством подозреваемых, которые просто не успевают наскучить.

Соответственно, изменился и игровой процесс. То есть внешне все вроде бы то же самое: собираем документы, прочесываем локации в поисках активных точек, находим нужные предметы, общаемся, периодически решаем какие-то головоломки. Но, во-первых, акцент все-таки больше сделан на саму историю, на динамику и общение — пазлов меньше, они проще и логичнее привязаны к происходящему. Во-вторых, в арсенале Шерлока появились новые способности. Он может включать режим суперзрения, чтобы найти не видимые обычным глазом следы или предметы, и использовать собственное воображение, дабы реконструировать какие-то события из прошлого — это тоже отдельный пазл, и он обеспечивает еще больше зрелища, подчеркивая гениальность главного героя.

Наконец, на динамику работают аркадные и экшен-вставки: вот Шерлок, как в шутере, прицеливается и метает гарпун в свиную тушу, вот Ватсон в рапиде стреляет в чилийца и спасает жизнь своему знаменитому другу. А еще есть мини-игры вроде армрестлинга с пьяным матросом в кабаке. В такой ситуации застрять где-то надолго или банально заскучать практически невозможно — все здесь сделано ради истории, ради самого детектива, а не ради процесса решения каких-то отвлеченных пазлов.

Это лишь одна из возможных логических цепочек в деле о пропаже поезда.
Это лишь одна из возможных логических цепочек в деле о пропаже поезда.

Шерлок Холмс и моральный выбор

Однако главное, что обеспечивает успех Sherlock Holmes: Crimes & Punishments, — это появление вариативности. Определенная нелинейность была и в прошлых квестах Frogwares, но здесь она вышла на совершенно новый уровень. Помните, как раньше было: мы проводили расследование, собирали улики, факты и свидетельства, а потом в отдельной таблице расставляли их в верной последовательности, чтобы прийти к правильному выводу. Иначе — начинай сначала!

Теперь режим дедукции устроен по-другому. Как мы уже сказали, в каждой истории есть несколько подозреваемых со своими мотивами. Мы на отдельном экране выстраиваем разные логические цепочки. Причем многие факты предполагают разное толкование: чтобы метнуть гарпун и пригвоздить человека к стене, нужна только сила или достаточно простой удачи? Поезд исчез, но был ли он взорван в шахтах или утоплен в реке? В зависимости от того, какой выбор мы делаем, меняются логические цепочки, и в итоге они приводят к разным выводам.

В убийстве бывшего моряка можно обвинить сына обанкротившегося банкира, садовника или того, кто с этим моряком когда-то вместе плавал. Или это сделали сын банкира в сговоре с садовником? А потом еще нужно решить, как с виновным поступить: отдать под суд или, например, отпустить с богом, войдя в его положение. Или позволить вмешаться Майкрофту, чтобы тот не дал разгореться политическому или международному скандалу из-за наших обвинений. Игра ничего не навязывает, разрешая сделать свой выбор. В конце каждого дела на отдельном экране можно проверить, насколько вы были правы и какой процент игроков поступил так же. Впоследствии вы увидите отголоски некоторых принятых решений. А увидев, вполне вероятно, захотите переиграть какие-то отдельные серии-расследования.

Вы сами решаете, как будет выглядеть и во что будет одет Шерлок — иногда это важно для решения определенных игровых задач.
Вы сами решаете, как будет выглядеть и во что будет одет Шерлок — иногда это важно для решения определенных игровых задач.

Frogwares наконец-то нашла свою формулу идеальной игры про Шерлока Холмса. Авторы много экспериментировали, где-то отчаянно держались за жанровые условности, где-то, наоборот, слишком резво выскакивали за их пределы. Но в итоге оказалось, что для счастья игрокам нужен динамичный интерактивный сериал, где они пробуют себя в роли великого сыщика и сами решают, кто виноват в преступлениях и какие наказания он за это понесет.

Плюсы: интересные и динамичные истории; возможность лично принимать решения; симпатичная графика; реалистичная лицевая анимация; обилие разнообразных локаций и персонажей; новые интересные возможности в арсенале великого сыщика.
Минусы: иногда необходимость постоянно перемещаться между одними и теми же локациями утомляет.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Sherlock Holmes: Crimes & Punishments

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанр
Дата выхода
30 сентября 2014
793
4.2
499 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Ну раз такая оценка у Шерлока, то за их новый Call Of Cthulhu я совершенно спокоен. Ктулху Фтагхн!
Только не Хохлосрач… Пожалуйста.
франко-украинская студия Frogwares

И это сказывается
Да, хотелось бы игры в духе Dark Corner of the Earth, шедевральная игра по Лавкрафту была!
Пол кило наверное)))
*Висит))
Великолепная игра! как же давно не было приличных квестов… Шерлок просто как глоток воздуха.
Мне как то ближе прообраз шерлока представленный Василием Ливановым, не могу настроить себя на других.
У него ещё и в комнате портрет Фёдора Михайловича весит.
Ватсон в рапиде стреляет в чилийца

Разве это был не мексиканец, который представился как чилиец? Кстати очень порадовало, что Холмс читает соответствующий роман Достоевского)
Ну игра-то отличная, но что давно не было приличных квестов — не согласен. Только недавно Broken sword 5, в 2012-2013 куча отличных квестов от Daedalic выходило, недавно ремейк Shadowgate вышел.
Отличная статья! Вынес свою оценку по прохождению и было интересно прочитать мнение от SG. Мнение во многом совпало и окончательный вердикт тоже :) Игра безумно понравилась.
Из минусов можно выделить следующие:
-Долгие переходы между локациями (что уже было сказано, но это реально раздражает)
-Во многом бесполезность Ватсона (зачастую он просто мешал в передвижении)
-И… и все, наверное, в остальном все отлично

P.S. За Тобби вновь удастся поиграть, но сделано это довольно гармонично.
Да, действительно шедевр, хоть и пестрил багами)
У меня только один баг был, из-за которого я долго не мог пройти игру, пока не нашел версию полностью правленную. Это на битве с Гидрой в конце, когда нужно было вселяться в рыболюдей и запрыгивать на уступы, где нажимать рычаги, у меня запрыгивать-то запрыгивал, но рычаги не хотели активироваться. Сначала думал может что не правильно делаю, потом плюнул и нашел гайд, где тоже самое было написано — нажимать на долбанные рычаги в обличье рыболюдей.
Совсем недавно проходил игру и точно такой же баг ожидал меня с Гидрой, я нашел способ один прохождения — просто поставить самое низкое разрешение игры и вуаля! :)
Я такой же :) Я долго не хотел смотреть нового Шерлока, от которого все мои знакомые тащились, так как для меня классика это Ливанов. Но все-таки заставил себя посмотреть и даже понравилось. Просто нужно смотреть как альтернативную вселенную, а классика всегда остается классикой :)
Читай также