Грубоватое отношение Maxis к интереснейшему представителю жанра градостроительных симуляторов в 2013-м году негативно сказалось и на самой студии, и на издательстве Electronic Arts. Неприятностей от неудачных запусков последних игр у него хоть отбавляй. Как вы помните, привязанный к Интернету проект SimCity (2013) оказался недоступен для миллионов пользователей по всему миру из-за слабеньких серверов. Подключившимся счастливчикам было суждено столкнуться с бесконечным количеством багов. Однако концепция и сеттинг вызвал восторг у матерых стратегов. В нашем мартовском обзоре мы даже авансом завысили оценку игре в надежде на череду патчей. Сейчас, спустя 10 месяцев, наша редакция нисколько не жалеет об этом.
Дом рухнул от стыда: городские власти забыли перерезать ленту
После семнадцатилетнего сотрудничества в июле коллектив Maxis покинул творческий директор Оушен Куигли (Ocean Quigley). Очевидно, этому поспособствовал скандал с неудачным стартом SimCity (2013). К нему присоединились еще две важные личности — главный программист Эндрю Уилмотт (Andrew Willmott) и геймдизайнер Дэн Московитц (Dan Moskowitz). Теперь совместными усилиями они втроем создают симуляцию рождения планет для мобильных устройств под флагом Jellygrade.
Своих подчиненных компания Electronic Arts не прощает. В кулуарах студии ходит молва, что недооценил популярность градостроительных симуляторов и не обеспечил достаточное число серверов именно Оушен. Еще на ранних стадиях написания дизайн-документа он сделал ставку на концепцию GlassBox. Она как раз исключала воссоздание традиционного геймплея SimCity 4. В то же время новые идеи требовали тщательного тестирования, о котором творческий директор, судя по всему, вспомнил лишь в последний момент. В итоге бета-тест сгрузили на ничего не подозревающих игроков.
Ошибок и багов было столько, что играть становилось невозможно. Автомобильный трафик не умел вписываться в повороты, ездить в одном направлении и ориентироваться на перекрестках. Жители толкались в огромной пробке вместо объезда по пустым улицам, общественный транспорт зависал намертво на остановках, здания могли запросто исчезать, сохранения с серверов не загружались — построенные города рано или поздно «ломались», и в них нельзя было зайти. 10 месяцев и 9 патчей понадобилось команде Maxis на исправление всех недостатков в кооперации с поклонниками и форумчанами.
Сейчас неудачи позади. Пришла пора Maxis вернуть поклонников с помощью новых интересных DLC. За лето и осень появилась транспортная система дирижаблей. Отдельно продается мировое чудо «Парк аттракционов» с собственной инфраструктурой и детской железной дорогой. Попутно в магазине Origin появляется совершенно бесплатная пачка дополнений с электромобилями, страховой компанией и центрами развлечений. Но самый настоящий сюрприз студия приготовила на конец осени — аддон Cities of Tomorrow. С ним старые поселения получили шанс вырасти в футуристические города. Длинная цепочка инновационных технологий улучшает существующие структуры и позволяет возвести новые. Просто гигантский дополнительный этап развития для заскучавших в рутинной стройке игроков.
Мэр вживляет чип «плюс 100 к футуристичности»
Когда автомобили исправно перемещаются по городу, дома строятся и никуда не исчезают, да и вообще все функционирует без ошибок и вылетов на рабочий стол, SimCity превращается в изысканное развлечение. Замечательный саундтрек, детальная графика и подобающий инструментарий преображают однообразный симулятор. Наблюдать за жизнью отдельно взятого сима, который по утрам идет на работу, вечером в магазин, а ночью домой — это как рассматривать через лупу муравейник. Снесем завод — и толпы людей разбегутся по домам, затем у них закончатся деньги и начнутся болезни. В конце концов они отдают богу душу или бродяжничают.
Вообще, муравейник здесь очень подходит для сравнения. В Cities of Tomorrow сохранились границы в 2 квадратных километра. Всего через пару часов даже самый ленивый мэр столкнется с недостатком свободного места. Поэтому каждая стройка обычно заканчивается бесконтрольным ростом небоскребов, ибо развиваться получается только ввысь. Если и капле дождя упасть некуда, то разработчики предлагают основать новое поселение в регионе на пустующем слоте. Специализация на добыче угля, нефти или руды делает процесс интереснее. Организовав шахты и скважины, игрок либо распродает ресурсы, либо производит с их использованием эксклюзивные товары типа бытовой техники, компьютеров и чипов. Например, богатый нефтью добытчик обеспечит средствами всех соседей с ее реализации на мировом рынке.
И все-таки после того, как хотя бы один регион замкнет производственную цепочку, разбогатеет и наполнится высокообразованными гражданами, приходит время заскучать. Многие забрасывают игру как раз на данном этапе. Что может заставить мэров вернуться в пустеющие поселения? Вы намекаете на расширение границ и оффлайн-режим? И я полностью с вами согласен. Но в Maxis пока еще только ищут способы сделать это — им только недавно удалось заставить игру безошибочно работать на маленьких квадратиках. Поэтому команда разработчиков предлагает превратить уже застроенные небоскребами даунтауны в кибер-сити, где люди заживут в небесных башнях, а всю повседневную работу за них выполнят дроны. Господа и дамы, встречаем будущее!
Добрые и злые технологии заняли вакантные места
В Cities of Tomorrow предлагаются 3 футуристические городские специализации: Академия, предприятие OmegaCo и МегаБашни. Академия занимается благами общества, ростом обеспеченности горожан и улучшением экологии региона за счет новейших технологий. Коммерческая структура OmegaCo олицетворяет собой жестокий капитализм. Пытаясь монополизировать местные заводы, предприятие приносит городу сверхприбыли. Правда, за счет использования окружающей среды и тотального контроля над жителями.
И OmegaCo, и Академия зависят от текущего положения дел в агломерации. Для производства драгоценного вещества Omega предприятие использует полезные ископаемые. Поэтому создание такой узконаправленной специализации потребует от мэра буровых шахт и нефтяных скважин. Другое дело Академия. Для ее существования нужны образованные и богатые поселенцы с высокой рабочей квалификацией. Если у вас где-нибудь на серверах завалялся безопасный город с элитными небоскребами, университетом и школами — он непременно подойдет.
Третий и самый удивительный сегмент специализации — МегаБашни. Это суверенные высокотехнологичные небоскребы по типу тех, что мы видели в фильме «Пятый элемент». Каждый проектируется поэтажно в зависимости от фантазии игрока. Сделать МегаБашню жилой высоткой с автономным термоядерным реактором и очистным блоком? Перестроить ее в офисный центр с коммерческими структурами, а на крыше поставить туристическую площадку или разместить рекламу? Все это в нашей власти.
Мэр назвал бунт роботов железным аргументом
Maxis представляет себе город будущего в виде полностью автономного жилья, где совсем не обязательно выходить на улицу. Вместо этого жители поднимаются на уровень с торговым центром, затем телепортируются по специальным трапам в соседнюю башню, чтобы насытиться кислородом в модуле с зеленым парком, и так далее. Причем электричество и вода поставляются особыми станциями на технических уровнях. Здесь существует даже образовательный этаж для обучения молодого населения.
Растущая в небеса обитель дронов и электроников с ленивыми симами требует исследований Академии и процветания монополии OmegaCo. Новейшие технологии наводняют все вокруг футуристичными объектами и роботами. Симы чаще пользуются наноавтомобилями, экстренные службы прибегают к левитирующим машинам, место врачей и полицейских занимают дроны с искусственным интеллектом, да и в целом архитектура преображается. Вместо трамвая и железной дороги в перегруженных даунтаунах эффективно строить маглев — специальный транспорт, путешествующий на магнитной подушке по надземным эстакадам.
Раньше мы могли столкнуться с нерешаемой проблемой утечки радиации в результате поломки реактора атомной электростанции. Больше половины населения улепетывало куда подальше, бросая свои дома. И с этим ничего нельзя было сделать. После изучения новых технологий в Академии открываются специальные очистные сооружения, превращающие зараженную почву в пыль. Уж лучше смог, чем смерть от неведомой чумы, верно?
Технически сложное хозяйство необходимо поддерживать в работоспособном состоянии силами квалифицированных специалистов. Город с восьмью МегаБашнями, дронами и высокотехнологичной инфраструктурой — это вам не один реактор обслужить. Для управления такими объектами Академия вырабатывает трафик ControlNet. Как правило, он всегда в дефиците. Поэтому в густонаселенном центре приходится экономить ControlNet, отключая здания. Трафик уходит даже на незначительные модули усовершенствования для старых электростанций, перерабатывающих заводов и горнодобывающей промышленности. Главное — не допустить выхода из строя робототехники.
Еще совсем недавно Maxis была одной ногой в могиле. Хилые продажи Spore и Darkspore, а также крупные вложения денег и труда в третью часть серии The Sims с малой отдачей выжали все соки студии. Но разработчики вдохнули поглубже, набрались смелости и достали запылившуюся SimCity, интерес к которой не угасает уже более десяти лет в огромном комьюнити Simtropolis. Новенькая SimCity (2013) должна была устроить революцию в жанре. Стратегия с потрясающей графикой, невероятных масштабов симуляцией жизни и сложнейшей технологией GlassBox… И здесь неудача на самом старте. Причем виной всему нехватка мощности серверов и полная апатия отдела тестового контроля. Неудивительно, что этим летом полетели ответственные головы. Но Maxis провела работу над ошибками. А с выпуском аддона Cities of Tomorrow и вовсе дарит нам совершенно уникальные впечатления. Такой высокотехнологичной SimCity еще не была!
Плюсы: скучные города смогут стать футуристическими столицами; МегаБашни — отличный способ заселить ограниченные в размерах зоны; старые здания с дополнительными высокотехнологичными «апгрейдами»; построить объекты будущего непросто — требуются исследования; мартовское обещание исправить баги выполнено.
Минусы: города так и остались мизерными; Maxis предстоит сбалансировать все имеющиеся дополнения; отныне серия безвозвратно потеряла концепцию реализма SimCity 4.
Лучшие комментарии
Очень жаль :(, пойду застраивать весь регион в SimCity 4.
SimCity в этом смысле проще, смелее и гибче в создании уникальных городов. Здесь очень небольшие карты, но процесс их заполнения улицами и проспектами куда интереснее конкурентов. Конечно, добрая SimCity 4 еще богаче в этом смысле. Но технологии старичка настолько допотопны, что уже вызывают отторжение у подавляющего большинства, навечно приковав к себе лишь отъявленных фанатов.
Зато, соглашусь, что Cities XL при должном навыке позволяет строить чудеса:
В то же время ее технологии слишком несовершенны. Превышение населения в 500 тысяч человек попросту делает игру невозможной из-за низкого fps. Выбор простых текстур и прочих визуальных упрощений обедняет и без того скудную на детали картинку. Например, ночные кадры даже на самых высоких настройках проигрывают конкурентам, судите сами:
Ну и Тропико уже совершенно отличается по концепции от СимСити и Cities XL. Это можно рекомендовать просто поклонникам экономических стратегий.
Если расширять границы аддоном или патчем, то всю работу придется переделывать с учетом новых условий для больших территорий. Представьте себе как сильно увеличатся расстояния, количество путей, перекрестков, светофоров на такой карте по сравнению с существующими городами.
Игровой баланс также сосредоточен на ограниченном количестве жителей. Максимальное число горожан, если не ошибаюсь, в данный момент составляет 20 млн человек на 1 город. Это возможно при условии застройки каждого метра города домами высокой плотности эконом-класса.
Maxis на самом деле не хотелось все досконально объяснять — проще было выразиться «расширение границ невозможно из-за ограничений движка». Это очень серьезная и огромная по трудовым затратам работа. Вероятно они пойдут навстречу игрокам. Но не сразу и, наверное, еще долго будут оттягивать этот момент.
И последнее. Разработчики не могут терять игроков по собственной инициативе (некачественные обновления, портящие игровой процесс dlc и так далее) согласно контрактам с инвесторами. Как вы уже видели из комментариев к этому обзору, далеко не каждый компьютер сегодня способен осилить SimCity даже в нынешнем урезанном состоянии. А что будет если Maxis все-таки увеличит карты? Тогда многие игроки с ноутбуками и слабыми компьютерами (как выразился на старте проекта Куигли — «игроки с папиными компьютерами») просто потеряют интерес и уйдут из онлайна.
Тогда каждый город станет районом одного большого мегаполиса. Между ними рабочие будут ездить ежедневно на заводы и в коммерческие зоны. Здесь очень важно соблюдать режим доставки рабочих до вакантных мест — они должны успевать общественным транспортом или на автомобилях до 10 утра добираться до цели без опозданий каждый день, иначе они вернутся домой уволенными. Всю динамику можно проследить в статистике населения.
С наступающими праздниками!
Несмотря на цену, отличнейший стимул вернуться в игру.
Человек без стимула поиграть в Cities XL, а с желанием просто поиграть этим заниматься не будет. Помнится, я тоже залипал в системных копаниях ситиса. Но процентах на 70 у меня кончалось терпение и я её сносил. Игра красивая, но неимоверно забагованная.
и простить:) но факт от этого не меняется: пока города настолько мелкие — играть неинтересно. По крайней мере, мне.с Наступающим!)
#этожеЕА
На ПК — 4.78 миллионов копий
На боксе — 1.30 миллионов
На Wii 1.22 миллионов
На PS3 — 1.12 миллионов
На Nintendo DS 0.61
Плюс дохрена платных DLC
Если это называется малой отдачей, то средней отдачей считается видимо недавний CoD Ghosts
каждый раз жду новости про аддон, где расширятся границы города. Именно из-за этой причины поиграл немного и забросил.
Интересно, это вообще возможно? Где-то слышал (по-моему, даже где-то тут на сг), что нет — невозможно из-за самого движка игры