Когда немцы берутся за какой-нибудь жанр медиапродукции, они делают это всерьез и быстро отвоевывают себе достойное место под продюсерско-издательским солнцем. Нет, мы говорим не о той специфической области киноиндустрии, о которой вы сейчас подумали. Речь идет о квестах.
Количество адвенчур, созданных на родине Баха и Гете (а вы-то небось сразу вспомнили о Гитлере), может соперничать только с количеством детективных телесериалов, выпускаемых в этой стране. Более того, немецкие разработчики повадились отнимать хлеб у других. Например, чешская студия Future Games пострадала от истинно арийских конкурентов из Cranberry Productions, сделавших сначала сиквел, а теперь и триквел одной из лучших представительниц жанра — игры Black Mirror.
Кстати, в прошлый раз у немцев получился довольно неоднозначный проект. Black Mirror 2 лишь отдаленно напоминала оригинал, однако в целом соответствовала духу качественного мистического квеста. Сможет ли удивить нас Black Mirror 3 после двух полноценных воплощений затронутой темы?
Небо в полосочку
Тот, кто ознакомился с Black Mirror 2, помнит, что в первой ее половине мы занимались в основном вещами, имеющими мало отношения к тайнам, мистике, ужасам и прочим интересным забавам. Сюжету требовалась длительная «раскачка», чтобы ввести игрока в нужное русло убийств, трагедий и мороза по коже. Видимо, разработчики поняли, что такой подход может слегка отпугнуть разных торопыг. И на этот раз решили бросить нас прямо с места в карьер, точнее — в тюремную камеру.
Герой предыдущего романа Даррен Майклз (он же Эдриен Гордон) попадает в лапы полиции в качестве подозреваемого в убийстве и поджоге. Ограниченный и озлобленный неумеха-инспектор намерен засадить парня за решетку и закрыть дело побыстрее. Казалось бы, тут можно и заканчивать сагу о потомке рода Гордонов, но на помощь приходят лояльные английские законы. Даррена выпускают под залог, внесенный неизвестным доброжелателем. Маньяк, не маньяк — какая разница, право погулять на свободе за деньги есть у каждого.
А дальше все как обычно: юноша начинает свое, альтернативное расследование с блекджеком и психотерапевтами. Параллельно Майклзу придется бороться с кошмарами и видениями на тему неконтролируемой агрессии, подвергаться сеансам гипноза и пережить всеобщее осуждение — как ни странно, в Уиллоу Крике никто не любит убийц и поджигателей. Кроме, пожалуй, хозяина гостиницы Мюррея, для которого «ужасы нашего городка» составляют основу туристического бизнеса.
Для человека, начавшего сразу с третьей части, в происходящем будет много непонятного. Нам не стали рассказывать краткое содержание предыдущих серий, что в случае с Black Mirror представляется неправильным, ведь события триквела напрямую связаны с сюжетными поворотами из первой и второй игр.
Стиль без комфорта — ничто?
Первое впечатление от проекта всегда во многом определяется степенью удобства для игрока. Black Mirror 3 так же удобна, как и Black Mirror 2. Классическое, интуитивно понятное point-and-click-овое управление, подсветка активных зон, доступный инвентарь, возможность мгновенного перехода между локациями, четкая постановка задач в дневнике — все это делает геймплей приятным. Комфортным.
Разработчики идут в ногу с адвенчурной модой: головоломки можно пропускать. В остальном же действия героя логичны, просты и не перегружены комплектом условностей. Например, намочить губку можно и в реке, и в ведре со швабрами — была бы вода под рукой, а какая — неважно. Легкость прохождения в сочетании с обилием диалогов и роликов приближает квест к набирающему обороты жанру интерактивного фильма. Все это, безусловно, идет на пользу динамике и делает третью часть эпического сказания о Гордонах более захватывающей с первых же минут, чем можно было предположить по итогам знакомства со второй частью. С другой стороны, яркий контраст между спокойной, размеренной жизнью Даррена до столкновения со злым роком рода Гордонов и чередой ужасов, свалившихся на него после, выглядел в целом более неожиданно и свежо, чем затертая до дыр схема «зловещий городок — зловещий замок — расследование — кошмар».
Да и оригинальности геймплея хотелось бы побольше. Мы снова вынуждены выполнять кучу задач на «отвлеки и укради»: заставить официантку отвернуться, чтобы добраться до приготовленных для инспектора пончиков; поставить пончики в морозилку, чтобы задержать служителя закона в кафе и почти стащить пакет документов из служебного кабинета. Придется и в проводах покопаться — куда же без этого! — и с пленками повозиться, и над паролем подумать. В общем, весь «джентльменский набор» адвенчурных загадок без какой-либо претензии на новизну.
А люди где?
Если уникальность игрового процесса можно рассматривать как желательный, но необязательный бонус, то без атмосферы мистического триллера с элементами хоррора квест из серии Black Mirror существовать не может. И вот тут-то как раз залегла самая большая проблема: вроде бы все правильно, выверено, сценарий борзенько так бежит вперед, задачи решаются на раз, музыкальное оформление на высоте, пейзажи в меру мрачные. Но не страшно при этом ни капельки. Мы не шарахаемся в сладком ужасе, когда лицо Эдриена-Даррена превращается в жутковатую монстроподобную маску, нас не пугают адские псы, нападающие на главного героя в лесу, мы только морщимся от отвращения, когда нам демонстрируют обгоревший труп.
Возможно, дело в том, что нашему персонажу очень сложно по-настоящему сочувствовать. Он… никакой. Высказывания Майклза сводятся к двум типам: дурацкому и ненужному именованию бесполезных предметов в стиле «это стул, его едят» и нытью на тему «ах я бедный, несчастный». Идентифицировать себя с таким, с позволения сказать, мужчиной почти невозможно. Поэтому судьба героя оказывается более или менее безразличной игроку.
Прочие действующие лица смотрятся еще более отмороженными, чем Эдриен. Ходульный инспектор, пафосная сверх меры леди Виктория, тошнотворно вежливая и корректная тетка-психоаналитик… С личностями как-то не сложилось. Потому и диалоги в основном пресные, обыденные, скучные. В контексте сюжета они, может, и ничего, но сами по себе вызывают только желание побыстрее промотать вперед. А ведь именно в диалогах сосредоточено восемьдесят процентов всей истории.
Красота не спасет
И ведь, что удивительно, ощущение общей пресности и выхолощенности геймплея возникает вопреки весьма достойной графике и вполне подходящему звуковому оформлению. Лес, замок, городок Уиллоу Крик и прочие локации созданы с любовью к композиции и атмосфере. Почти каждый «экран» можно воспринимать как самостоятельный «арт на тему» оригинальной Black Mirror. Повсюду разбросано огромное количество осматриваемых деталей. И просто тоска берет при мысли о том, как распорядились этим визуальным богатством «текстовики» из Cranberry Productions.
Ни одного оригинального комментария к предмету из уст героя мы не услышим — сплошные штампы и высказывания в духе Капитана Очевидности. В итоге уже к середине первой главы пропадает всякое желание исследовать каждый куст и возникает серьезный мотив к поиску прохождения. Несмотря на то, что проходить игру не сложно.
Не совсем понятно, правда, почему при такой красоте графической статики разработчики не сделали столь же привлекательной анимацию. Ведь технологии уже давным-давно освоены: проблему мимики и передвижения в квестах сегодня можно считать решенной. Но не для Cranberry Productions. Чтобы прикрыть отсутствие изменений на лицах персонажей во время беседы, господа авторы стараются запускать все переговоры на дальних планах. Нет лица — нет проблемы.
В целом нельзя сказать, что Black Mirror 3 стала разочарованием по сравнению с предыдущей частью серии. Сюжет приобрел в динамике и проиграл в оригинальности, все прочие элементы остались на своих местах. Штука в том, что для успеха триквелу явно недостаточно повторить все то, что мы уже видели в сиквеле. А со свежатинкой у разработчиков проблемы.
Плюсы: динамичный сюжет; логичные задачи; красивая графика.
Минусы: хилая атмосфера; бесхарактерный главный герой; ходульные персонажи; штампованные загадки; скучные тексты; кривая анимация.
Лучшие комментарии
А по мне ничего она и не хилая, надолго эта мрачность и загадочность осталась.
Да, да, именно в рекламе пива!
Кстати, уже давно не ориентируюсь при покупке игр на обзоры различных изданий, так как можно пропустить действительно интересную игрушку, посмотрев на низкую оценку.
О моём отношении к обзору писать не буду, так как это никому неинтересно :)
так как атмосфера