Чуть поразмыслив, легко прийти к выводу, что адвенчура — действительно идеальный формат для распиливания на мелкие кусочки. А уж для жанра «интерактивное кино» вообще сложно придумать более удачный вариант подачи, чем тот, который использует Telltale, — маленькими эпизодами в рамках одной сюжетной линии.
Неудивительно, что разработчики не считают нужным пересказывать даже кратко сюжет всех предыдущих двух, трех или пяти глав в каждой следующей. Такое изложение минувших событий только расхолаживало бы игроков — ведь все понимают, что игра на самом деле — одна, но подается порциями, как дорогое блюдо. А значит, начинать знакомство с циклом нужно с первого эпизода. И все тут.
Все под контролем
Нет, для самых странных потребителей, тех, что любят влезать в историю в середине, авторы оставили в письменном виде некую выжимку из событий, предшествовавших непосредственно третьей главе. Напомним, Марти МакФлай и Док Эммет Браун отправились в прошлое (неожиданно, правда?), чтобы нанести решающий удар бандиту Киду Таннену. Благодаря нашей посильной помощи они прекрасно справились со своей задачей. В результате младший из героев оказался висящим на рекламном щите с надписью «У нас все под контролем» в покореженной машине времени. Так бывает, знаете ли, побочные эффекты и все такое.
Более того, в висячем положении МакФлай, пожалуй, мог бы чувствовать себя уютнее, чем в обыкновенном вертикально-ходячем. Потому что, спустившись на твердую землю, Марти обнаруживает свой родной городок Хилл-Вэлли в совершенно жутком антиутопическом состоянии. Люди носят одинаковую одежду, соблюдают миллионы различных правил общественного порядка и возносят хвалы великому «гражданину Брауну», а также его доброй, милой, скромной и заботливой супруге Эдне.
Разумеется, гражданин Браун — на самом деле наш старый знакомый Док, только альтернативный слегка. А Эдна – она и в Африке Эдна. Ее, похоже, никакие пертурбации временных потоков изменить не в состоянии.
Дальше все понятно. МакФлай должен добиться аудиенции у бесконечно занятого гражданина Брауна и убедить его починить разбившийся всмятку ДеЛориан, чтобы вернуть реальность на правильные рельсы.
Большой Брат любит тебя
Тут, пожалуй, стоит сделать небольшое лирическое отступление. Back to the Future: The Game вообще нельзя рассматривать как квест в традиционном понимании этого слова. Мы привыкли к тому, что квест — это «сушильня для мозгов», головоломки, загадки, многочасовые бдения над двумя-тремя экранами. Telltale же, совершенно здраво рассудив, что игра по культовому киносериалу должна быть адресована фанатам, а не любителям сломать окончательно не доломанную голову, сделала из проекта интерактивное приключение с упором на сюжет, характеры героев и метаморфозы образов. А уж в таких вещах разработчики из этой студии — настоящие мастера.
Несмотря на незначительное количество событий, третий эпизод держит нас в постоянном напряжении — настолько психологически точно и красиво сработаны все превращения, произошедшие с жителями Хилл-Вэлли. Можно ли представить себе Биффа Таннена ходячей иллюстрацией к «Заводному апельсину»? Оказывается — вполне. Бывший враг МакФлая прошел программу Гражданин плюс и теперь чувствует физическую тошноту при попытке даже подумать о нарушении правил. К слову, в новой и улучшенной версии идеального общества от гражданина Брауна (а точнее — от гражданки Браун, запихнувшей мужа под каблук) запрещено не только портить казенное имущество, мусорить и напиваться, но еще и заводить собак, публично целоваться-обниматься и писать научно-фантастические романы.
Раз уж зашла речь о романах, давайте вспомним про папу Марти. Изначально, в правильной реальности, этот милый дяденька был писателем. В мире антиутопии он надзиратель, круглосуточно следящий за улицами города при помощи камер, растыканных по всем углам. Персональный глаз Большого Брата, в общем. Что уж совсем неожиданно, мистер МакФлай-старший — не просто работник службы мониторинга, а убежденный верноподданный и почитатель гражданина Брауна. Больше всего на свете он мечтает удостоиться когда-нибудь аудиенции у правителя и пожать ему руку.
Зато Дженифер, девушка Марти (то есть бывшая девушка, согласно новым реалиям), — настоящий панк. Она протестует против униформы, рисует граффити на стенах, тайком целуется с парнями, а МакФлая-младшего считает лузером.
«Нипадумать!»
Мы уже говорили, что Back to the future: The Game — интерактивное кино? Серьезно? Ладно, повторение никогда не помешает. Игра рассчитана на казуалов от адвенчурного жанра. На совсем казуалов. Трехступенчатая система подсказок не позволит «застрять» даже самому невнимательному простаку. Потому что для разработчиков главное — не собственно задачи, а динамика развертывания сюжета.
Но и без подсказок обычно понятно, что делать. Текст каждого задания сформулирован так, что нужно быть действительно тугодумом, чтобы не догадаться, куда пойти, с кем поговорить или какой предмет использовать. Прохождение предельно линейно, ответвлений нет. Игрока ведут по заданной траектории максимально коротким путем — чтобы не успевал отвлекаться от атмосферы, сценария и характеров. Иногда такая демонстративная легкость начинает слегка раздражать. Все-таки в других сериалах разработчикам удавалось сочетать невысокую сложность задач с какой-никакой оригинальностью. Здесь этого нет.
«Фирменный» зажигательный юмор, с которым мы обычно сталкивались в проектах Telltale, в Citizen Brown тоже приглушен и поставлен в жесткие рамки. Хотя битва на гитарах, конечно, выглядит эпично. Но в общем колорите игры чувствуется серьезность, что и неудивительно — на тему антиутопии в приличном обществе принято рисовать страшилки, а не комиксы.
Количество «Д» для полного счастья
Визуальная сторона дела от эпизода к эпизоду изменяется не слишком сильно. По сути, мы постоянно крутимся на очень небольшом квадрате пространства, который пафосно именуется «Хилл-Вэлли». И добро бы, если бы этот лоскуток земли был просто невелик, но ведь он еще и ложно трехмерен, что неимоверно надоедает. Невидимые границы выпирают со всех сторон. Доходит до смешного: наш бравый герой способен перейти дорогу только по «зебре». Да даже просто повернуться лицом к противоположной стороне улицы — нереально. И это действительно удивляет: при столь скромном количестве локаций, повторяющихся из эпизода в эпизод, можно было бы сделать хотя бы главную площадь городка полностью в 3D. Хотя говорят, что для счастья нужно пять этих самых «D», но даже и трех нам бы вполне хватило.
Недостаток пространственных измерений отчасти компенсируется избытком прекрасной мимики. Живые, естественные персонажи, даже эпизодические — действительно «визитная карточка» Telltale.
Citizen Brown затягивает, увлекает, заставляет задуматься о вечных вопросах вроде идеального общественного строя, показывает, «что было бы, если бы» — и показанное выглядит вполне убедительно. Тем не менее проект — совершенно не игровой по сути. Хорошо это или плохо — каждый решает для себя сам.
Плюсы: живые персонажи; необычный сюжет; интересные аллюзии; неожиданные метаморфозы; естественная мимика; динамичность; дух первоисточника.
Минусы: линейность; недостаток интересных задач; не слишком удачное оформление локаций.
Лучшие комментарии
Сложнее что ли? =))))))))))))))))
Единственное, что не хватает это скандальности. Очень правильная и причесанная рецензия. =) Нет возможности поскандалить, поспорить, пообзываться вдоволь. Это, конечно, шутка. Спасибо за рецензию. =)
Я только рад, что и фанаты получили бальзам на душу, и разрабы получили постоянную работу)
Автору обзора большое, огромнейшее спасибо за проделанную работу.
я худею СГ…
в игре явно показывают Коммунизм)))