Открываю текст старой статьи про Heroes over Europe — то была третьесортная и простая аркада о пилотах Второй мировой. Начинается обзор со слов «Самолетики, ура!». Действительно, есть чему радоваться. Летательные даже не симуляторы регулярно достаются мне (разве что «Ил-2» я скромно обойду стороной), а потому «ура» еще раз — после пачки ностальгических трансляций по Ace Combat 2 и 3 хочется взглянуть, куда же пошел жанр с тех времен, ведь за последние пятнадцать лет реактивная авиация не сильно-то изменилась. Чем развлекаться будем?
Пока все спорят, построил ли Китай истребитель пятого поколения или это летающий спичечный коробок, в H.A.W.X. 2 происходят события, угрожающие спокойствию мира. Отборная чушь от Тома Клэнси — «повстанцы» захватили мощное оружие и собираются вместе, чтоб свергнуть сверхдержавы. Забавнее всех — российский генерал, вещающий о величии страны под стереотипное завывание чего-то, похожего на революционную «Дубинушку». Жаль, его слова прерываются организованной атакой не только авиации, но и бронетехники. И это все — в чеченских горах… Горы, надо сказать, красивые, а массовое отступление регулярной армии под патриотическо-героические речи все того же генерала звучат, мягко говоря, по-идиотски.
И в главной роли — самолет. В угоду аркадности и ради почесывания чувства собственной крутости игрока «стальная птица» может нести под сотню ракет, снабжена бесконечным пулеметом и дьявольски прочна. Заветы Ace Combat живут и ныне — там тоже в истребитель влезает несколько десятков снарядов. С улыбкой мы садимся за штурвал — без разницы, куда и на чем лететь, любая «пташка» смертоносна, а от авиаподдержки зависят все операции: продвижение танков, высадка группы захвата или атака целого флота…
Все привычно. Три вида камеры: сзади, можно наблюдать, как разгорается в движке реактивная мощь; из кабины — она не слишком-то функциональна, закрывает обзор, но придает аутентичности; и самый лучший вид — как бы из кокпита, но без него. С последним вариантом простор неба ощущается лучше, обзор великолепный, а из интерфейса остаются только важнейшие индикаторы: скорость, высота, боезапас. Любителям фильма Top Gun или «Горячие головы» по большей части игровой процесс будем знаком: держим цель на мушке, красный квадратик ее захватывает, пускаем две ракеты — фейерверком герою служат ошметки вражеской машины и кашица из пилота. Иной раз нужно долбануть по наземной технике или укреплениям — снаряды выдают соответствующие. А если по нам кто пальнул, сбоку появляется стильный индикатор, а в верхнем углу — отдельная камера, показывающая нашу «птичку» во всей красе и преследующую ее смерть (или одну пятую смерти, в зависимости от режима, сложности и запаса ложных целей).
Описание геймплея можно было б уложить в три строчки, но еще в 1998-м году поняли, что просто летать и поливать пулеметно-ракетным огнем всякие цели не увлекательно. Поэтому нужно придумывать что-то еще — но вот что? Японцы в Ace Combat 3 создали будущее, виртуальную реальность и самолет, подключающийся напрямую к нервной системе пилота. H.A.W.X. 2 — ода распиаренному с помощью Modern Warfare 2 Lockheed AC-130 Spectre, дронам, точечным ударам и самонаведению. И тут, надо отдать должное, разработчики постарались. Если не обращать внимания на сюжетную чушню, получается весьма бодренько. Миссии разнообразны: то пустыня, то океан, то горы (с тесселяцией заснеженные пики — просто шик), то за пушки АС-130 садимся, то беспилотником рулим, а то и все вместе…
К примеру, одно из сложных заданий — нужно прикрыть наземную ударную группу. Что там в ее составе — и не поймешь, нам с высоты негоже присматриваться к этим мелочам. Тревожный красный индикатор как бы намекает, что халтурить не выйдет, придется оберегать союзников. Встречают их и самолеты, и мощные наземные отряды. И все бы хорошо, но ракет «воздух-земля» нам не выдали, а с пулеметом пикировать на зенитные орудия — то еще удовольствие. Что делать? Расчищаем небо, наша «птаха» зависает на автопилоте, а мы судорожно целимся белесым перекрестьем в такие милые враждебные желтые кружки. Клац, клац, клац — ракеты ушли к целям, прибыла пачка новых «МиГов». Повторите процедуру, пожалуйста…
К этой строке я не выдержал и таки посмотрел «Горячие головы», дал ощущениям настояться ровно час и двадцать одну минуту. Немного подзарядился олдскульным юмором и авиатематикой — и вновь врываюсь в гущу настоящей воздушной войны. Предо мной сотня целей, в запасе шесть десятков ракет – не сходится математика-то, поэтому сначала надо отбить аэродром… Некоторые миссии «составные» — придется приземляться для дозаправки и перезарядки, а уж только потом дальше драть задницы. Причем сам факт надирания не слишком-то отличается — без разницы, рулишь ты F-15 Eagle, F-16 Falcon или F/A-18 Hornet. Но стоит только приуныть, и на следующем долгом-долгом задании будем следить за международными террористами, развешивать на их дома маячки, а потом — точечными ударами долбить. После, в очередной миссии «убей их всех», нам дадут в распоряжение кассетные бомбы и ракеты с разделяющимися боеголовками — новый уровень веселья, новые горы, новый самолет… только сам процесс не меняется вовсе: наведи, подожди, захвати и посильней вдави кнопку стрельбы.
И после лавины не слишком-то лестных отзывов игру спасает отчасти кооперативный режим! Да, ее можно проходить совместно. Я, правда, не особо в этом практиковался, но утомительные часы кампании вдвоем осиливаются… не поверите, в два раза быстрее. И тот же расстрел наземных войск с беспилотника проходится просто: один долбит активно ракетами землю, а другой — прикрывает от воздушных атак. Дружба мир спасет, я всегда говорил. А если с девушкой по Сети играешь — мир спасет любовь, как в той песне.
С мультиплеером у меня как-то не заладилось. Серверов мало, людей — по пальцам перечесть. Есть, конечно, баталии серьезные, густые, с искрами, огнем и горами обломков, но так сложилось, что любая попытка подраться в небе для меня кончалась фатально. Вылетаю только, уже ко мне приближается ракета — причем целевой противник далеко, вне зоны поражения. Недоуменно вскидываю бровь, пальцы тем временем невозмутимо, давно отработанным движением нащупывают Alt+F4. Работает.
Популярности H.A.W.X. 2 не видать, хотя она добротная, если исключить чушь сюжета. Вовсе не требовательная, стабильная и развлекающая изо всех сил, но… Сам жанр отжил свое. За последние 20 лет круто изменились технологии, появилось 3D и на подходе голограммы… а самолеты все те же. Полный путь от идеи до полета боевой истребитель проходит за 7-10 лет — строить авиатехнику могут далеко не все страны, а в конфликтах стремительные машины не играют главнейшую роль. Наша индустрия сотнями продуктов протерла тему до дыры — вот она, сразу после H.A.W.X. 2, и никакие фотографические ландшафты, снятые со спутников, не помогут. Неудивительно, что других проектов с участием «пташек» и нет. В современности летать уже скучно.
Плюсы: красивейшие пейзажи; проработанное 3D; симпатичные модели самолетов; простота освоения.
Минусы: мало динамики, как следствие — однообразие внутри миссий; сюжет богат штампами; физика до предела фантастическая.
Лучшие комментарии
Зачем спустя 7 месяцев делать текстовый обзор? могли бы и раньше что ли.
Мне нравится, да и с оценкой побоюсь не согласиться…
Оно и правильно.)
Все должно быть в разумных пределах ;)