30 марта 2011 30.03.11 25 36K

Gray Matter: Обзор

Где вы станете искать дьявола в мистически-психологической адвенчуре от Джейн Дженсен (Jane Jensen)? Попытаетесь узнать его в хозяине магической лавки с говорящим именем «Мефистофель»? Поздравляем, вы попали пальцем в небо. Дьявол уже несколько вечностей подряд коротает свои дни в мелочах. И с этой точки зрения Gray Matter обеспечила рогатому гостю достойное пристанище.

Любители жанра ждали новый квест от Дженсен с нетерпением. Почти восемь лет ждали, между прочим. Дата выхода многократно переносилась, потенциальных игроков завлекали обещаниями и, что удивительно, реализовали в итоге многое из заявленного. Если бы не зловредные мелкие детали…

Нормального кролика, ведущего сидячий в клетке образ жизни, сложно поднять в воздух за уши. Одной рукой. Но если кролика зовут Гудини, невозможное сразу становится возможным.
Нормального кролика, ведущего сидячий в клетке образ жизни, сложно поднять в воздух за уши. Одной рукой. Но если кролика зовут Гудини, невозможное сразу становится возможным.

Как правильно устраиваться на работу

Начнем с дифирамбов. Сюжет действительно совершенно нетривиален. Молодая фокусница по имени Сэм и по фамилии Эверетт приезжает в Лондон из Штатов, чтобы найти и попасть в «Клуб Дедалуса» — своеобразную Мекку для тружеников кролика и цилиндра. Многоступенчатое стечение обстоятельств приводит ее поздним дождливым вечером в Оксфорд, к дому нейробиолога доктора Стайлза. И — надо же, какое совпадение! — буквально на глазах героини потенциальная ассистентка научного светила собирается представиться своему будущему работодателю, но, напуганная то ли зловещей тенью, то ли летучей мышью, позорно бежит из-под самой двери. Саманта мгновенно занимает место неудачливой претендентки и на следующее утро обнаруживает себя в роскошном особняке, где ее кормят завтраком, обещают полный пансион и тут же нагружают первым, «испытательным» поручением: найти шесть добровольцев для стайлзовского эксперимента. За деньги. Проще пареной репы, верно? Все бы хорошо, да только услышав фамилию доктора, все собеседники девушки в ужасе и злобе от нее сбегают. Почему? Это нам предстоит выяснить «по ходу пьесы».

Джейн Дженсен — не просто тетенька-сценарист, а легендарная особа в мире адвенчур. Она начинала свою деятельность совместно с другой, не менее известной дамой — Робертой Уильямс. Первый самостоятельный проект, после которого Джейн проснулась знаменитой, — серия Gabriel Knight, попавшая в тот самый мифический золотой фонд квестов, о котором мы из обзора в обзор упоминаем. Gray Matter должна была стать триумфальным возвращением Дженсен в адвенчурную индустрию после длительного перерыва, в течение которого сценаристка писала книги и работала над небольшими казуальными играми.

Впоследствии выясняется, что адвенчура, заявившая о себе как о милом детективчике, на самом деле только притворяется традиционной историей про преступного врача, творящего что-то страшное со своими пациентами. Доктор Стайлз — фигура глубоко трагическая. После гибели супруги он фактически заперся в своей лаборатории, посвятив себя изучению возможностей человеческого мозга. И достиг определенных успехов, нужно отметить. В ходе экспериментов, очень похожих на сеансы гипноза, подопытные Стайлза умудряются изменять самую ткань реальности.

Параллельно с основной сюжетной линией развивается и альтернативная: Саманта продолжает настойчиво искать «Клуб Дедалуса». В процессе ей приходится играть в игры, решать головоломки, собирать карту из фрагментов, постепенно приближаясь к своей мечте.

Естественная ротация скелетов помогала доктору экономить. Он просто каждые пять лет запирал свежего клиента в приемной.
Естественная ротация скелетов помогала доктору экономить. Он просто каждые пять лет запирал свежего клиента в приемной.

Как правильно разговаривать об искусстве

Дженсен не подвела. Сценарий, идея и характеры персонажей производят самое благоприятное впечатление. С одной стороны, нас постоянно ненавязчиво отсылают к литературному, философскому и историческому контексту. Так, когда Саманта обследует окрестности, она часто снабжает предметы комментарием, из которого понятно, что она в курсе дела: способна отличить любительскую живопись от профессиональной, разбирается в стилях архитектуры. Она мило и вполне предметно болтает с застенчивым юношей о Гомере. Культурно насыщенная оксфордская атмосфера окружает нас исподволь и ненавязчиво — «литературные» диалоги и реплики нигде не выходят за рамки школьного уровня восприятия. Так что люди неискушенные вполне могут играть в Gray Matter и чувствовать себя прекрасно. Но образованному и вдумчивому человеку адвенчура, конечно, покажет гораздо больше. Тут и символика, и аллюзии. Например, доктора Стайлза мы видим в белой полумаске, очень напоминающей любимый головной убор Призрака Оперы.

Что ценнее всего, главная героиня — не «еще одна девушка с богатым декольте в роли детектива», а настоящая личность: необычная, волевая и тараканистая. В смысле с тараканами в голове во всех нужных извилинах. Сэм, например, очень своеобразно реагирует на обилие мрачных и даже жутковатых статуй в доме Стайлза. Среднестатистическая адвенчурная девушка наверняка сказала бы «Ох, какой ужас, выглядит страшно. Хозяин дома кажется таким зловещим!». Или что-то в том же духе. Мисс Эверетт утверждает, что ей все это очень нравится, греет ее готическую душу и вообще в особняке явно живет человек со вкусом.

Кстати, с декольте у Саманты тоже все в порядке. Очень даже в порядке.

Человек на другой стороне улицы — говорящий манекен. Он не умеет двигаться, зато у него есть собственное мнение.
Человек на другой стороне улицы — говорящий манекен. Он не умеет двигаться, зато у него есть собственное мнение.

Как правильно бороться и искать

С другой стороны, прекрасный сюжет и атмосферная текстовая часть — пожалуй, лучшее, что есть в Gray Matter. Прочие аспекты, включая геймплей, как-то похуже будут. Помните, мы говорили в самом начале про мелочи? Итак, раздражающая деталь номер один: героиня очень ленива. Она не просто медленно ходит, но к тому же натыкается на предметы, застревает в трех соснах и вообще ведет себя как весьма заторможенная особа. Поскольку в игре много объектов, требующих осмотра, чуть ли не восемьдесят процентов времени уходит на ожидание — пока наша протеже доберется до нужного предмета. Выдавать на-гора ценные комментарии к увиденному она способна только после того, как подойдет вплотную к осматриваемой вещи и чуть ли не носом в нее ткнется.

Доктор Стайлз, которым нам тоже предстоит поуправлять, недалеко ушел от своей ассистентки в смысле общей спортивности. Подогнать персонажей можно, но очень ненадолго — пробегают пару метров и снова переходят на медленный, печальный шаг.

Во-вторых, несмотря на заботливую подсветку всех активных объектов, задания во многих случаях весьма заковыристы, если решать их с точки зрения логики, а не простым перебором вариантов. Непросто, например, догадаться, что для открывания почтового ящика с логотипом «Клуба Дедалуса» нужно протолкнуть в отверстие для писем спички с аналогичным знаком на упаковке. Хотя бы потому, что на момент знакомства с этим почтовым ящиком героиня уже успела найти несколько гораздо более очевидно связанных с клубом объектов, кстати, тоже украшенных его гербом.

Ах да, пропускать по дороге активные точки крайне нежелательно. Для верности лучше все осматривать дважды. Очень часто Саманта при первом знакомстве с вещью или человеком любит отпустить остроумную (или не очень) реплику и тем ограничиться. Чтобы девушка подошла и заговорила с нужным персонажем или прикоснулась к предмету, нужно еще раз «натравить» ее на объект. Во многих случаях взаимодействию должно предшествовать некое событие. Например, записку «Для нового ассистента» мисс Эверетт способна забрать только после разговора с экономкой доктора Стайлза. Бывает, мы замечаем новые объекты, возникшие в локации по ходу сюжетной линии, исключительно благодаря смене формы крохотного курсора. Получается, что пиксельхантинг, от которого нас так старались уберечь при помощи подсветки, все равно следует по пятам — просто в несколько другом обличии.

Зато есть в игровом процессе Gray Matter очень милый и необычный элемент: трюки. Поскольку главная героиня — фокусница, многие проблемы она решает при помощи своей маленькой магии. Или обмана — это уж как посмотреть. Причем для облапошивания доверчивых знакомых нас снабдили отдельным интерфейсом, при помощи которого мы, вооружившись учебником и здравым смыслом, должны подготовить «номер» в пошаговом режиме. В результате все мини-игры и задачи живут в органичном родстве со сценарием. Для адвенчуры гармоничное сюжетное обоснование необходимости внезапно начинать решать головоломки — огромная редкость, на самом деле.

Снизу эта башня выглядела вполне оксфордской. Стоило подняться на крышу — оказалась Пизанской.
Снизу эта башня выглядела вполне оксфордской. Стоило подняться на крышу — оказалась Пизанской.

Как правильно разговаривать вслух

В английской версии Gray Matter есть еще одна подкупающая деталь. Живые, богатые интонациями голоса, характерная манера говорить у всех, даже у самых эпизодических персонажей, — вот что мы называем настоящим, качественным, атмосферным озвучиванием. И вот за что можно влюбиться в новый проект Джейн Дженсен. Помимо сюжета, разумеется.

К сожалению, графика выглядит и вполовину не так привлекательно. Двухмерные задники были бы неплохими, стильными и атмосферными, если бы не почти полное отсутствие жизни. Вода в фонтане неподвижна, люди ходят по улицам только тогда, когда им «приказывает» жесткая сценарная необходимость. Во время кухонных бесед с экономкой Стайлза Саманта всякий раз совершает одинаковые жесты — будто бы ест. Анимация движений самой героини чудовищна, второстепенным персонажам повезло еще меньше. Мимика отсутствует как факт — во время разговоров аватары собеседников по очереди демонстрируются на диалоговой полоске в нижней части экрана. Головы открывают рты — и только.

В «Клубе Дедалуса» не хватило средств на заказ визиток. Пришлось устраивать ребусы для желающих найти главный штаб.
В «Клубе Дедалуса» не хватило средств на заказ визиток. Пришлось устраивать ребусы для желающих найти главный штаб.

Gray Matter — очень неоднозначный проект. С одной стороны, сюжет, представляющий явную художественную ценность, чудесно написанные и озвученные диалоги в сочетании с органично вплетенным в ткань повествования геймплеем — стоят того, чтобы потерпеть мелкие недостатки. Но можно ли считать почти полностью загубленный игровой процесс мелочью? Пусть на этот вопрос каждый любитель адвенчур ответит сам.

Плюсы: увлекательный и необычный сюжет; интересные идеи в основе; литературно выверенные диалоги; фокусы как элемент геймплея; красивое, атмосферное озвучивание ролей.
Минусы: неудобное и громоздкое управление; «ленивые» главные герои; завуалированный пиксельхантинг; не всегда логичные задачи; кривая анимация.

Оценка игры

Поддержи Стопгейм!

Gray Matter

Платформы
PC | X360
Жанр
Дата выхода
12 ноября 2010
122
4.2
67 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Конечно «изумительно». Не так часто выходят подобные проекты, чтобы зажимать высший балл.

Сюжет отличный. Озвучка шикарная, как и музыка…

С другой стороны, типичный квестовый геймплей, формула которого не менялась, казалось бы, столетиями. Нам-то, любителям адвенчур, не привыкать к «полностью загубленному игровому процессу» (о_О). «Минусы» в конце обзора даже смешными показались. Но новую аудиторию, ранее незнакомую с квестами, всё это действительно может отпугнуть…

Тем не менее, большинство отличнейших историй по-прежнему рассказываются через игры жанра «квест». По-этому порой действительно стоит рискнуть, и попробовать сыграть. Несмотря ни на что.
Я не вполне согласен с оценкой. Я конечно понимаю, надо быть внимательным, не закрывать глаза на какие-то недоработки, но они ведь пропадают, когда начинаешь вживаться в сюжет! Что до «мёртвой» графики — у квестов это вполне характерная черта, поэтому, не думаю, что это можно считать минусом. ;)
Для меня, игра заслужила «изумительно». Джейн Дженсен — молодец. :)

P.S. Российская локализации от НД будет только текстовой, и она не лишится этой чудесной озвучки. ;)
valodia, пожалуйста: замаскированная охота на пиксели, то бишь кликанье по экрану наугад в надежде обнаружить активные предметы.
Сам играл только в демоверсию, но, ИМХО, игра тянет на Изумительно. Из минусов я бы отметил только б-гомерзкую анимацию (но тут это простительно ибо квест, десу) и некоторую убогость курсора (что, на мой взгляд, является совсем уж смехотворным минусом). Все ИМХО.
че то по фотке эта тетенька совсем не тетенька))
А игра конечно очень хороший подарок любителям квестов!
basted777, не помню я там вопиющей нелогичности. Я всеми руками за то, что
сюжет, представляющий явную художественную ценность, чудесно написанные и озвученные диалоги в сочетании с органично вплетенным в ткань повествования геймплеем — стоят того, чтобы потерпеть мелкие недостатки.

А также в обзоре ни слова не сказано о музыке, а она там просто потрясающая.
здравого =) грамотеи блин…
А я жду локализации (конечно, «живые, богатые интонациями голоса, характерная манера говорить у всех, даже у самых эпизодических персонажей» — то, чего русская версия может лишиться, а может и нет, но смысл однозначно дороже!)… На счёт графики — судя по скринам она довольно-таки приятная...«кривая анимация» — уже давненько приходится с подобным мириться… единственное, что действительно может раздражать — «ленивые» главные герои — лично мне очень тяжело бывает, если персонаж не умеет бегать, но при этом ему нужно раз 10 пройти из одного «конца» локаций в другой (их можно ускорить на несколько метров? — я буду держаться именно за это)…
В общем считаю, что «увлекательный и необычный сюжет; интересные идеи в основе; литературно выверенные диалоги; фокусы как элемент геймплея» — то, что делает хороший квест замечательным… так что — жду локализацию…
«неудобное и громоздкое управление»? Что, мыша + пробел — это неудобно и громоздко?
Игра просто офигенная! не знаю, как еще её можно оценить! мне даже захотелось побывать в Оксфорде =)

Каждый герой — отдельная личность, со своим характером, манерой говорить, отношением к происходящему. Даже когда играешь за разных персонажей, атмосфера игры полностью меняется: Саманта — остроумная, очень решительная, с хорошим чувством юмора (готичность её только украшает!)), она настолько оптимистична и многогранна, что располагает к себе и героев игры, и играющих с ней =)

Когда действие переходит к Дэвиду, появляются совсем другие ощущения: он закрытый, погруженный в свои переживания, можно почувствоать его боль и подавленность.

Очень здорово, что русская версия игры переведена с субтитрами, потому что герои прекрасно озвучены. Эдди вообще поразителен! па-па-па-па =) А у Хэлены очаровательный акцент (интересно все-таки, какой?!)) ну и, конечно, милый шотландский Анджелы!

И, кстати, очень логичная игра! само собой, если внимательно читать подсказки к загадкам =)
А что так долго обзора не было?)
Выглядит неплохо, с оценкой полностью согласен
Что ценнее всего, главная героиня — не «еще одна девушка с богатым декольте в роли детектива»

это вы про НЭНСИ ДРЮ
Читай также