Она погружала в себя с невероятной силой, отпускала только под сонное утро, и, как ненасытная девица, давала понять, что после кратковременного отдыха свидания с ней не избежать. Помните, какой она была? Волнующей, интригующей, образцовой, захватывающей. После полного прохождения хотелось каждому встречному говорить, что игры — действительно искусство, что они когда-нибудь встанут на одну ступеньку с фильмами, а потом и выше поднимутся. Такой была Mafia. Игра-резонанс, игра-явление, игра-легенда. Мы до последнего зарекались не проводить параллелей между первой частью и сиквелом, но никак не можем, уж простите. О Mafia 2 невозможно судить без детальной ретроспективы. Почему так — догадаться несложно. Если вы, как и мы, любите первую «Мафию», то попытайтесь сейчас вместе с нами состроить грустную гримасу, налейте себе дрянного дешевого виски в стакан, прикурите сигарету без фильтра непременно от бензиновой зажигалки и приготовьтесь. Как бы ни было больно и обидно, мы вынуждены говорить о Mafia 2 совсем не так, как представляли себе это долгих восемь лет.
Глава 1. Неведение
Берлога стопгеймовцев. 29 августа 2010 г.
А поначалу все было как в сказке. После великолепной интродукции и скоротечного военного эпизода мы на несколько мгновений получаем ее — ту самую вторую «Мафию». Пешая прогулка, пушистый снег, Вито Скалетта в красивой шинели, «Let it Snow!» Сэмми Кана и неторопливое потягивание пивка в баре со старым другом. От восторженных чувств разрывается сердце — мы почти любим все дальнейшее заочно. Приятно поражает практически все. По дороге лениво ползут автомобили, картинно облепленные снежком. Количество сценок с участием прохожих настраивает на благородные и чистые мысли о том, что вот она — игра года! Знакомый владелец лавки заколачивает досками окна и двери своего заведения — во время войны его доходы резко снизились. В местном кафе нам встречается, судя по всему, бывшая подружка Вито, которая даром времени не теряла: уже замужем и с двумя детьми на руках в свой 21 год. Дамочка средних лет, съежившись от холода, ругает мужа и его испортившуюся машину. Над домами пролетают бомбардировщики — все зачарованно смотрят в небо и ведут обывательские разговоры о войне. Проработка окружения — домов, витрин магазинов, даже мусора, который валяется под ногами, — на высоте. Через дорогу во все горло кричит продавец газет, зачитывая заголовки с первой страницы. В родном подъезде уборщица натирает до блеска пол...
Самое главное для настоящего мафиозиШикарно сделанные автомобили — одна из причин для знакомства с игрой. Среди них встречаются как полные развалюхи вроде такси, которое перекочевало сюда из первой части, так и скоростные машины — например, Shubert Frigate. При этом нужно обязательно выставлять реалистичный режим вождения, иначе всего удовольствия от управления неповоротливыми, вечно пробуксовывающими и медленными черепахами вам не почувствовать.
Есть еще один повод провести с Mafia 2 больше времени, чем положено, — это премилая мини-игра, обязывающая собирать постеры из журнала Playboy того времени. Намного лучше ведь, чем граффити рисовать, подковы с ракушками коллекционировать или голубей стрелять сами знаете где. В Сети уже давно лежат архивы, где имеются все фотографии, но настоящих ценителей женской красоты это ведь не остановит, верно?
Первые ощущения от Mafia 2 сродни смакованию любимого шоколада — хочется бесконечно долго растягивать приятный момент, никуда не спешить, удобно усесться в кресле и, блаженно прищурив глаза, пропускать через себя весь этот поток неземного наслаждения. Первый взломанный замок, первая украденная тачка, драка, погоня и легкие деньги. От сюжета уже ждешь неожиданных поворотов, расписанного в мелких деталях становления настоящего мафиози, предвкушаешь знакомство с многочисленными представителями теневого мира, в котором главенствуют деньги, связи и особые семейные узы.
Глава 2. Истинное положение дел
Берлога стопгеймовцев. 30 августа 2010 г.
О сюжете было известно немало еще задолго до 27 августа. Главный герой, Вито Скалетта, и его друг детства, любитель женщин и экстравагантных рубашек Джо Барбаро, отправляются в долгий и нелегкий путь покорения вершины криминального мира Эмпайр-Бэй. По идее, все должно было начаться с мелких налетов и грабежей, а закончиться разборками между семьями с распилом собственности и сфер влияния. И вроде бы сценаристы поступили верно: не стали рассказывать еще одну историю о том, как «парни шли к успеху», а вручили нам неудачника, у которого просто катастрофический коэффициент невезения, но… что-то где-то пошло не так.
Наши друзья — беспросветные кретины без намека на инстинкт самосохранения. И если Барбаро хотя бы изредка переживает за смерть напарников, любит пошутить, ему не чужды слабости и пороки (то есть он более или менее похож на человека), то Вито Скалетта — ключевой персонаж, с которым нам предлагают себя отождествлять, — бездушный герой типичного боевика восьмидесятых. Делает абсолютно все, что скажут, ни на секунду не задумываясь о последствиях. Смысл его никчемного существования — получить задание и с горем пополам его выполнить.
Мы бы рады открыть для себя личность Скалетта с неизведанной стороны, но сценаристы сами нас заставляют относиться к нему как к прилежному мальчику для битья. Картина маслом: родная сестренка в слезах из-за мужа, загулявшего в обществе шлюх и торчков. Вито отважно навещает тусовку, деформирует зятю портрет и мирно едет домой, где уже раскалывается от звона телефон. «Ты чудовище! Знать тебя не хочу и видеть!» — вопит девушка, в ответ на что Вито без эмоций вешает трубку на рычаг и больше о сестре не вспоминает. Занавес.
Ирония судьбыНе секрет, что обладателям разных изданий Mafia 2 в качестве бонусов доставались всякие DLC-сборники машин и костюмов. Так вот, если бы Вито Скалетта мог продать все это барахло, доступное с самого начала, то ему, пожалуй, хватило бы денег сразу же рассчитаться с долгами отца и жить припеваючи, не подставляя почем зря свою грудь под пули.
Пусть был бы лишь главный герой безликим уродом. Мы такой расклад еще бы приняли. Одна из главных бед всей истории Mafia 2 заключается в том, что в ней ни одного хорошо выписанного и многогранного характера. Все типажи до безобразия предсказуемы и плоски. Детали биографии подаются варварским способом в духе «О! Внезапно выяснилось, что он предатель!» или «С ума сойти, он, оказывается, был настоящий Добрый Жук!».
Хорошо, нет интересных персонажей — подайте нам тогда хотя бы увлекательные миссии, связанные между собой внятным сторилайном. Ну да, размечтались... Фантазии и упорства разработчиков хватило только на относительно неплохую первую половину игры. С того самого момента, как Вито попадает (внезапно, конечно же!) в передрягу всего лишь из-за талончиков на топливо (и это после гор трупов, которые он за собой оставил), в адекватность сюжета и постановки Mafia 2 перестаешь верить. Во второй половине игры любая миссия выглядит следующим образом: поднимаемся по звонку телефона, едем в противоположный родному дому пункт назначения, там смотрим ролик, потом снова едем на другой конец карты, стреляем, стреляем, потом стреляем, снова стреляем и отправляемся обратно домой. Все самые интересные задания пришлись на сороковые годы, а пятидесятые покажутся сущей пыткой.
Сравнивать между собой две временные эпохи очень и очень просто. Если сейчас не учитывать всю внешнюю атрибутику — автомобили, одежду, погоду — то все равно остается еще слишком много всего отличительного.
В начале даже кат-сцены очень красиво поставлены: камера выбирает аппетитные и удачные ракурсы, все мимолетные движения актеров сделаны очень реалистично — прикуривание сигареты, улыбки, жесты руками и многое-многое другое. Каждую секунду хочется громко крикнуть: «Верю!» Про интересные поручения и знакомства с новыми людьми и говорить даже не надо.
Ужас приходит потом. Куда-то пропадают красивые ролики; встречи с людьми, которые по идее должны нас одаривать дополнительными заданиями, ничего не сулят; миссии предсказуемы. Контраст неописуемо большой. Но главный просчет разработчиков кроется даже не в этом.
Глава 3. Горечь
Берлога стопгеймовцев. 30 августа 2010 г.
Как-то негласно принято, что сиквел должен быть лучше, богаче, вариативнее, насыщеннее оригинала. Примеров этому — миллионы. Вторая часть — это почти всегда развитие (именно развитие) идей, заложенных в первой. В 2K Czech так не считают совсем. До боли обидно и прискорбно осознавать, что Mafia 2 выглядит выигрышнее на фоне своей предшественницы только с позиции сравнения технологий. Ну, оно и понятно — восемь лет ведь прошло.
Зато почти во всем остальном (и это несмотря на минувшие годы) наблюдается полная деградация. Есть проблемы с искусственным интеллектом полицейских, которые жуть как метко стреляют даже из едущей машины, но при этом совершенно наплевательски смотрят на наше небрежное вождение. Палить из окошка авто теперь не дозволяется, дополнительных заданий нет совсем — если не считать сжимание под прессом украденного транспорта. Свободных прогулок не осталось, загородных миссий — тоже. А еще теперь во время перезарядки оставшиеся в недострелянном магазине патроны не теряются, как это было раньше, — все в угоду ленивому игроку.
Что остается в активе? Красивая графика с очень хорошей разрушаемостью и интерактивностью уровней. Ни захватывающего сюжета, ни интересных персонажей, ни запоминающегося финала. Концовка Mafia 2 — бездарная и нелепая ересь, которую сценарист, видать, дописывал в шумном и душном метро за полчаса до сдачи работы. Другого адекватного объяснения мы не смогли придумать.
Глава 4. Прощание
Квартира автора. 31 августа 2010 г.
Утро. Выпита бутылка дешевого виски, выкурена пачка сигарет без фильтра. Гудит голова и на душе невообразимо паршиво. Ни одна другая игра не заставляет так переживать за себя, как это делает Mafia 2. Как ни прискорбно, но заключительный вывод нам придется сделать. Это провал — не совсем полный, но весьма ощутимый. Ситуацию спасает только теплящаяся любовь к оригиналу и те славные первые сорок минут, в течение которых казалось, что перед нами та самая игра года.
Плюсы: уютная атмосфера Эмпайр-Бэя; отличная графика; высокий уровень интерактивности и разрушаемости окружения; первые сорок минут игры.
Минусы: очень слабый и вторичный сюжет; неинтересные и плоские персонажи; проблемы с искусственным интеллектом у полицейских; кроме технологии, Mafia 2 ничего нового по сравнению с оригиналом не может предложить.
Лучшие комментарии
Особенно хочется сказать про эпизод с Томи Анджело. Это был финал первой части, он оставил философское впечатление, о том что мафия бессмертна ну и так далее. Но когда проходил это задание огорчило, что по сути самые сливки первой части — ее финал, тут выполнен в такой пренебрежительной миссии. Два тупоголовых болвана даже не представляя зачем и куда они едут, слава богу не забыв слова которые им задали сказать, совершают это убийство. Я совершенно не так это представлял в конце первой части. В целом ляпов очень много и сюжет выглядит очень глупо. Зачем продавать сиги, зарабатывая за день 300 баксов, если за 1 тачку на развале дают от 400??? Да и неположено по статусу членам такого «крутого засекреченного общества». Одним словом жаль....
Мафии в игре почти нет. Есть гангстер, который всю игру занимается исключтельно решением собственных проблем. То добывает деньги для отцовского долга, то мечется от семьи к семье, пытаясь найти местечко повыгоднее, то за спиной своих боссов наркотой торгует куш сорвать хочет… затем добывает деньги для СВОЕГО долга, чтоб задницу не отстрелили… мстит за приятеля, и так далее…
Игру стоило бы назвать «Гангстер»… при чём тут Мафия? В игре есть только один по настоящему сильный момент — приём друзей в семью. И ей далеко до событий первой части. Давайте вспомним как семья Сальери оказалась зажата между полицией и семьёй Морелло. Как выживала, как добывала необходимые документы и устраняла врагов одного за другим. Как была показана будняя работа мафиози, начиная со сбора денег за защиту, заканчивая профилактическими работами с «золотой молодёжью», учиняющих беспредел...
Это была действительно Мафия. Вы не согласны?
По пятибальной шкале моя оценка три с минусом.
Добавляйтесь вконтакт id59149658